Подбор музыкального материала для уроков народно-сценического танца в классе хореографии

Гилязетдинова Надежда Владимировна

Материал предназначен для начинающих концертмейстеров народно-сценического танца, с целью оказания помощи при подборе музыкального материала на уроках хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsy.docx31.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Рыльская детская школа искусств»

Подбор музыкального материала для уроков народно -сценического танца в классе хореографии

( в помощь концертмейстеру)

Подготовила:

     концертмейстер

        Гилязетдинова Н.В.

Рыльск

2024


Введение.

1. Подборка музыкального материала для уроков народно–сценического танца в классе хореографии.

2. Условный перевод французских терминов.

3. Список литературы.

 Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два преподавателя – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных стилей и жанров. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под заданную музыку. Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков. Начиная педагогическую и концертмейстерскую практику, встает острая необходимость просматривания большого объема нотной литературы, подбора музыкальных примеров, что бы подходили для работы концертмейстера народно-сценического танца, что на деле оказывается, не всегда просто, в связи со специфичностью данной профессии. С течением времени и появлением Интернета нотных сборников доступно больше, но по-прежнему тратится много времени на поиск нужных фрагментов из произведений, в силу опять-таки специфичности профессии. Материал предназначен для начинающих концертмейстеров народно-сценического танца, с целью оказания помощи при подборе музыкального материала на уроках народно-сценического танца. Музыкальный материал включает в себя русскую, белорусскую, украинскую музыку в переложении для баяна (аккордеона). Музыкальный материал подобран частично и является примером урока, в соответствии порядку упражнений у станка и на середине зала на протяжении всего урока. Примеры музыкального материала, которые подобранные в данном сборнике представляют собой образец, исходя из опыта преподавателя-хореографа и концертмейстера, соответствуют характеру танцевальных комбинации

Мы старались подобрать яркие характерные мелодии с четким ритмическим рисунком, чтобы музыка и нравилась детям, и была понятна и удобна для разучивания движений. Надеемся, что составленный нами сборник принесет Вам пользу.

   1. Разминка

Поклон – «У реки» В. Карамышев,

                  «То не ветер ветку клонит» Р.Н.П.

Марш       - « Марш «  И. Дунаевского из кинофильма  «Веселые ребята»

Бег            -   » Светит  месяц» Р.Н.П.

Подскоки, галоп  –    М. Глинка »Полька»

Releve       -          » Словацкая полька» Ч.Н.Т.

Прыжки  -        «Светит  месяц         ( бег с прыжками)

                                              2. У станка                                    

                                    (перерыв небольшой)

  1.Plie      -      « У реки « В. Карамышев, « Перепелочка» Б.Н.П.            

  2. Battemen tendu      -   « Подружка» Р.Н.П.,

                                        -  «Янка» Б.Н.Т.

  3. Grond battement jeme          -   « Озорная кадриль»

                                                       -  « Как пошли наши подружки»  Р.Н.П.

  4. Веревочка   -  «Яблочко» Матросский танец,

                             - « Как на тоненький ледок» Р.Н.П.

  5. Дробь         -    «Русская плясовая   «Барыня» ,

                           -   « Уральская плясовая»

  6. Grand battement  tendu   – Деликатная полька ( большой бросок)

  7. Лирическая часть -  «У реки « В.Карамышев

                                   3.  Середина зала

1.Шаг на каблук    - «Полянка» Р.Н.Т.

                                - « Трава моя, трава» Р.Н.П.

2. Молоточки         - « Травушка-муравушка» Р.Н.П.                                      

3.Моталочка           - « Полянка»Р.Н.Т.,

                                 - » Конопелька» Р.Н.П.

а) ковырялочка     -     « Пойду ль , выйду ль я» Р.Н.П.

4. Веревочка              - «Русская кадриль» М.Теплов

5. Притопы                 - « Во кузнице» Р.Н.П.

6. Дробное выстукивание – « Как пошли наши подружки» Р.Н.П.

                                               - « Уральская плясовая»

7. Дробь каблуком 5 позиция – «Барыня»,  «Как по мосту- мосточку» Р.Н.П.

8. Дробь в пол            -    « Я на горку шла» Р.Н.П.

9. Ключ простой         -  «Я на горку шла» ( сдержанно)

10. Семейская дробь –  «Субботея « Р.Н.П.

11. Вращение  по диагонали с притопами – « Я на горку шла» Р.Н.П.

                                                                       -  «Пойду ль я, выйду ль я» Р.Н.П.

12. Бегунец, «Блинчик» « Возле речки, возле моста»

13. Вращение « Каламиес» Э.Н.Т.

14.Упадание « Садом, садом кумасенька» У.Н.П.

УСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД ФРАНЦУЗСКИХ  ТЕРМИНОВ

Allonge (алонже) – удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.

 Attitude (аттитюд) – поза, при исполнении которой одна нога поднята на 90° назад в согнутом положении.

 Battement développe – (батман девлоппэ) «раскрывание», «развернутый» – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

 Battement fondu – (батман фондю) – «мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставе.

 Battement tendu – (батман тандю) – «вытянутый» скользящее движение стопой по полу в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением. Battement tendu jeté – (батман тандю жете) – «бросок», острый «бросок» на воздух в положение на (25°, 45°) .

Croise ( краузе)- поза, при которой ноги скрещены.

 Demi plie – (деми плие) – неполное «приседание».

Ecartee (экарте) – отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали. Effacee ( эфасе) – поза, при которой ноги и вся фигура открыты.

En face – (ан фасе) – прямо.

 Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

 Exercice – (экзерсис) упражнение.

 Grand battement – (гранд батман) – «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

 Grand plie (гранд плие) – глубокое, большое «приседание».

 Passe – (пассе) – «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

Preparation – (препарастон) – приготовление, подготовка.

 Relevé – (релеве) – «поднимание», поднимание в стойку на носках с опусканием в исходное положение в любую позицию ног.

Список литературы:

13. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. (Учебное пособие для вузов). М.: Владос, 2005

7. Движения в русском народном танце [Электронный ресурс]

12.С. Онянов. Методическое пособие/ГАУДО КЦХО «Росток» - г. Пермь. 2018 г.

15.Методика преподавания народного танца. Учебное пособие для вузов искусств и культуры / Г. П. Гусев. Гуманитарный издательский центр Владос. Москва. 2004 г.