Подбор музыкального материала для уроков народно-сценического танца в классе хореографии
Материал предназначен для начинающих концертмейстеров народно-сценического танца, с целью оказания помощи при подборе музыкального материала на уроках хореографии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Рыльская детская школа искусств»
Подбор музыкального материала для уроков народно -сценического танца в классе хореографии
( в помощь концертмейстеру)
Подготовила:
концертмейстер
Гилязетдинова Н.В.
Рыльск
2024
Введение.
1. Подборка музыкального материала для уроков народно–сценического танца в классе хореографии.
2. Условный перевод французских терминов.
3. Список литературы.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два преподавателя – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных стилей и жанров. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под заданную музыку. Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен проявить индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков. Начиная педагогическую и концертмейстерскую практику, встает острая необходимость просматривания большого объема нотной литературы, подбора музыкальных примеров, что бы подходили для работы концертмейстера народно-сценического танца, что на деле оказывается, не всегда просто, в связи со специфичностью данной профессии. С течением времени и появлением Интернета нотных сборников доступно больше, но по-прежнему тратится много времени на поиск нужных фрагментов из произведений, в силу опять-таки специфичности профессии. Материал предназначен для начинающих концертмейстеров народно-сценического танца, с целью оказания помощи при подборе музыкального материала на уроках народно-сценического танца. Музыкальный материал включает в себя русскую, белорусскую, украинскую музыку в переложении для баяна (аккордеона). Музыкальный материал подобран частично и является примером урока, в соответствии порядку упражнений у станка и на середине зала на протяжении всего урока. Примеры музыкального материала, которые подобранные в данном сборнике представляют собой образец, исходя из опыта преподавателя-хореографа и концертмейстера, соответствуют характеру танцевальных комбинации
Мы старались подобрать яркие характерные мелодии с четким ритмическим рисунком, чтобы музыка и нравилась детям, и была понятна и удобна для разучивания движений. Надеемся, что составленный нами сборник принесет Вам пользу.
1. Разминка
Поклон – «У реки» В. Карамышев,
«То не ветер ветку клонит» Р.Н.П.
Марш - « Марш « И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята»
Бег - » Светит месяц» Р.Н.П.
Подскоки, галоп – М. Глинка »Полька»
Releve - » Словацкая полька» Ч.Н.Т.
Прыжки - «Светит месяц ( бег с прыжками)
2. У станка
(перерыв небольшой)
1.Plie - « У реки « В. Карамышев, « Перепелочка» Б.Н.П.
2. Battemen tendu - « Подружка» Р.Н.П.,
- «Янка» Б.Н.Т.
3. Grond battement jeme - « Озорная кадриль»
- « Как пошли наши подружки» Р.Н.П.
4. Веревочка - «Яблочко» Матросский танец,
- « Как на тоненький ледок» Р.Н.П.
5. Дробь - «Русская плясовая «Барыня» ,
- « Уральская плясовая»
6. Grand battement tendu – Деликатная полька ( большой бросок)
7. Лирическая часть - «У реки « В.Карамышев
3. Середина зала
1.Шаг на каблук - «Полянка» Р.Н.Т.
- « Трава моя, трава» Р.Н.П.
2. Молоточки - « Травушка-муравушка» Р.Н.П.
3.Моталочка - « Полянка»Р.Н.Т.,
- » Конопелька» Р.Н.П.
а) ковырялочка - « Пойду ль , выйду ль я» Р.Н.П.
4. Веревочка - «Русская кадриль» М.Теплов
5. Притопы - « Во кузнице» Р.Н.П.
6. Дробное выстукивание – « Как пошли наши подружки» Р.Н.П.
- « Уральская плясовая»
7. Дробь каблуком 5 позиция – «Барыня», «Как по мосту- мосточку» Р.Н.П.
8. Дробь в пол - « Я на горку шла» Р.Н.П.
9. Ключ простой - «Я на горку шла» ( сдержанно)
10. Семейская дробь – «Субботея « Р.Н.П.
11. Вращение по диагонали с притопами – « Я на горку шла» Р.Н.П.
- «Пойду ль я, выйду ль я» Р.Н.П.
12. Бегунец, «Блинчик» « Возле речки, возле моста»
13. Вращение « Каламиес» Э.Н.Т.
14.Упадание « Садом, садом кумасенька» У.Н.П.
УСЛОВНЫЙ ПЕРЕВОД ФРАНЦУЗСКИХ ТЕРМИНОВ
Allonge (алонже) – удлинить, продлить, вытянуть. Движение из adajio, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Attitude (аттитюд) – поза, при исполнении которой одна нога поднята на 90° назад в согнутом положении.
Battement développe – (батман девлоппэ) «раскрывание», «развернутый» – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement fondu – (батман фондю) – «мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставе.
Battement tendu – (батман тандю) – «вытянутый» скользящее движение стопой по полу в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением. Battement tendu jeté – (батман тандю жете) – «бросок», острый «бросок» на воздух в положение на (25°, 45°) .
Croise ( краузе)- поза, при которой ноги скрещены.
Demi plie – (деми плие) – неполное «приседание».
Ecartee (экарте) – отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали. Effacee ( эфасе) – поза, при которой ноги и вся фигура открыты.
En face – (ан фасе) – прямо.
Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.
Exercice – (экзерсис) упражнение.
Grand battement – (гранд батман) – «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
Grand plie (гранд плие) – глубокое, большое «приседание».
Passe – (пассе) – «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
Preparation – (препарастон) – приготовление, подготовка.
Relevé – (релеве) – «поднимание», поднимание в стойку на носках с опусканием в исходное положение в любую позицию ног.
Список литературы:
13. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. (Учебное пособие для вузов). М.: Владос, 2005
7. Движения в русском народном танце [Электронный ресурс]
12.С. Онянов. Методическое пособие/ГАУДО КЦХО «Росток» - г. Пермь. 2018 г.
15.Методика преподавания народного танца. Учебное пособие для вузов искусств и культуры / Г. П. Гусев. Гуманитарный издательский центр Владос. Москва. 2004 г.
