"Роль концертмейстера на уроке хореографии"
В докладе изложена профессиональная деятельность концертмейстера в классе хореография, показана специфичность работы концертмейстера.Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разностороннее музыкально-исполнительское дарования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств»
Методический доклад
«Роль концертмейстера на уроке хореографии»
Выполнила: преподаватель
по классу баяна, концертмейстер
Гилязетдинова Н.В.
Рыльск
2023
Изложена профессиональная деятельность концертмейстера в классе хореография, показана специфичность работы концертмейстера. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.
Концертмейстер на самых ранних этапах обучения помогает юным танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца, поэтому, наравне с педагогом хореографом в балетном классе работает и педагог музыкант — концертмейстер.
В процессе обучения танцу огромную роль играет музыкальная основа занятия. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.
Музыка и танец в своем гармоническом единстве — прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному освоению учебных задач, развивают у ребят способность ценить в музыке прекрасное.
Соединение движений и музыки при обучении является важной задачей. В классе хореографии с детьми работают два педагога — хореограф и музыкант (концертмейстер) и они непременно должны находиться в творческом контакте. Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. Для истинного творчества здесь должны присутствовать атмосфера взаимопонимания, дружелюбия и непринуждённости. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в деятельности учащихся хореографических классов.
Роль концертмейстера на уроке, заключается в посредничестве между музыкой и хореографией. Концертмейстер — активный участник в решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики. Хореографические термины — французские. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.
Необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное — научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом — уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.
Важно учитывать возрастные особенности групп.
Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле — необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, концертмейстер должен четко осознавать, что он не является самостоятельным исполнителем, а своей игрой должен помочь глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Подбирая музыкальный материал к занятиям, надо всегда помнить об огромном балетном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего. Здесь немало настоящих жемчужин, немало фрагментов, живо воспринимаемых ребенком.
Концертмейстер должен знать ряд правил, придерживаться которых на уроке хореографии очень важно:
Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Точно выверенный звук учащиеся лучше слушают.
Вся балетная лексика идёт на французском языке — ею приходится пользоваться. Она международная и всеми принята, концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале — поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.
танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и т д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности использования их. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.
Пусть сначала она будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствовать характеру, темпу и ритму каждого упражнения. Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда дети и ногу поднимут повыше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу.
Когда педагогом задаётся комбинация, концертмейстер должен запомнить её так же, как и дети у палки. Полезно схематично записать ритм комбинации.
Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков — трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение — одна нота, два движения — две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.
Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие — из-за такта.
Чтобы стать хорошим концертмейстером в классе хореографии, недостаточно быть хорошим пианистом, необходимо умение общаться, способность передать в каждом произведении свое отношение и настроение под каждый элемент движения в хореографии. Далеко не каждый превосходный концертмейстер может заниматься таким сложным и серьезным делом. Для этого необходимо иметь некоторые врожденные, естественные способности, которые практически невозможно приобрести, поскольку даже усердно занимаясь и прикладывая огромные усилия, не всегда удается развить в себе концертмейстерские способности.
Концертмейстер должен иметь творческие способности и богатую фантазию, неограниченное восприятие, которое позволяет увидеть все задуманное вместе с хореографом, как единое целое: движение, позы, постоянно меняющуюся картину и это все вместе должно быть гармонично. Таким образом, чтобы быть настоящим концертмейстером в классе хореографии надо иметь и артистические способности, и творческое мышление, знать свое искусство в совершенстве, безупречно владеть техникой. Настоящий концертмейстер имеет за плечами богатый опыт, который очень многое почерпнул когда-то у своих учителей. Работая в классе хореографии, концертмейстер должен иметь высокий уровень общей культуры, он должен знать историю танца и музыки, должен иметь представление о нравах и обычаях различных народов в те или иные времена.
Перечислим знания и навыки, необходимые концертмейстеру хореографии для начала профессиональной деятельности в детской школе искусств:
- умение читать с листа;
- знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; осведомленность об основных движениях классического балета; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
- умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанемента. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования. Добиться результативной работы в хореографическом классе, возможно только в содружестве с педагогом-хореографом и концертмейстером.
Считаю, что сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходима во всех сферах, как планирование, так и реализация программ учебной и постановочной деятельности, что помогает переосмыслению профессионального взгляда на свою специальность и повышает уровень компетентности, ответственности за результаты своей работы.
Список используемой литературы:
1.Климов « Основы русского народного танца» - СПб: Планета музыки, Лань, 2010
2.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – Владос, 2003
3.Г.Ф. Богданов « Движения в русском народном танце. Эл.ресурс
4.К.Я.Голейзовский « Мастерская по народному танцу» 1964
