Учебно-методическая разработка (пособие) План-конспект открытого урока по теме: «Работа над репертуаром индивидуального плана учащегося по классу фортепиано на начальном этапе»
Цель урока: дать учащемуся разъяснения нотно-текстовой записи, как средства связи с художественными образами. В процессе работы ученика над произведениями подсказать ученику пути решения поставленных музыкальных и технологических проблем.
Задачи:
- образовательные: знакомство с произведениями В.Моцарта, И.Ванхаля, Ж.Металлиди, К.Гурлитта, использование знаний в области межпредметных связей (теоретического цикла, слушания музыки, хора), помочь найти обоснования исполняемым приёмам, осмысленного подхода к нотному тексту.
Предлагаемая тема данного открытого урока по теме: «Работа над репертуаром индивидуального плана учащегося по классу фортепиано на начальном этапе» будет полезной выбором репертуара, взаимосвязью составляющих его произведений, задачей частичного «опережающего» развития ученика в начальном периоде обучения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа № 24»
план - конспект
открытого урока
по теме:
«Работа над репертуаром индивидуального плана учащегося
на начальном этапе»
(на примере изучения произведений:
В. Моцарт «Менуэт» Ре-мажор
И. Ванхаль «Сонатина» Фа-мажор
Ж. Металлиди «Шкатулка с сюрпризом» и «Старое авто»
К. Гурлитт «Этюд» До-мажор)
Преподавателя по классу фортепиано
Мельничук Елены Иосифовны
2025 г.
Преподаватель: Мельничук Елена Иосифовна
На открытом уроке представлен учащийся 1 класса фортепианного отделения СПб ГБУ ДО «СПб ДМШ № 24» Хайруллин Илья
Дата проведения: 27 февраля 2025 г. 18:00 часов
Место проведения: ДМШ № 24 г. Санкт-Петербург
Степень готовности преподавателя к уроку
- журнал успеваемости
- индивидуальный план учащегося
- дневник учащегося
- рабочая программа
- план-конспект урока
Оборудование, материалы: используется нотный материал исполняемых произведений
Цель урока: дать учащемуся разъяснения нотно-текстовой записи, как средства связи с художественными образами. В процессе работы ученика над произведениями подсказать ученику пути решения поставленных музыкальных и технологических проблем.
Задачи:
- образовательные: знакомство с произведениями В.Моцарта, И.Ванхаля, Ж.Металлиди, К.Гурлитта, использование знаний в области межпредметных связей (теоретического цикла, слушания музыки, хора), помочь найти обоснования исполняемым приёмам, осмысленного подхода к нотному тексту.
- обучающие: освоение и применение в процессе исполнения средств, необходимых для полноценного звучания музыкального произведения, создания художественного образа, определение необходимых штриховых и артикуляционных приёмов исполнения, аппликатурных, динамических правил и закономерностей, тембрального, регистрового разнообразия разных типов фактуры.
- воспитательные: воспитание интереса к занятиям при помощи активизации слухового воображения, формирование художественного вкуса, развитие потребности в публичных выступлениях.
Методы: словесное сообщение, анализ, аргументирование, показ, диалог, стимулирование творческих способностей.
Краткая характеристика ученика:
Хайруллин Илья, 8 лет, учащийся 1 класса СПб ДМШ №24. Год обучения второй (предыдущий год Илья обучался только по предмету специальный инструмент). Ученик имеет хорошие музыкальные данные, проявляет заинтересованность в занятиях. Быстро разбирает и выучивает текст наизусть. Илья принимал участие во внеклассных концертах и в концерте фортепианного отдела. Академический концерт по итогам второго полугодия сдал на отметку «пять».
План урока
Этапы урока | Действия преподавателя и ученика | Примерная длительность |
I.Вступительная часть | Приветствие участников и присутствующих, представление участников открытого урока, формулирование цели и постановка задач урока | 3-4 минуты |
Работа с учеником 1 класса Хайруллиным Ильёй над: 1.«Менуэтом» Ре-мажор В.Моцарта 2.«Сонатиной» Фа-мажор И.Ванхаля 3. Пьесами «Шкатулка с сюрпризом» и
«Старое авто» Ж.Металлиди 4. «Этюдом» До-мажор К.Гуллитта | Ученик исполняет произведения; работа в направлениях:
Трёхчастная форма. Тональный план. Артикуляция каждого голоса (штрихи) – вид контрастная полифония. Ритмические группировки в верхнем голосе (триоль, две шестнадцатые и восьмая и наоборот). Динамические оттенки (возможно выполнение крещендо и диминуэндо как на фортепиано в отличие от клавесина). Долгий форшлаг (задержание).
Тональный план. Гомофонный стиль. Работа над художественными образами-темами. Оркестровка (флейта, скрипка, оркестр-тутти). Исполнительская перестройка. Штрихи (короткие лиги, стаккато). Контрастная динамика, эхо-динамика. Метроритмическая устойчивость, пульсация.
Тональность Си-бемоль-мажор. Фразировка (по 8 тактов со сложным подкладыванием 1-го пальца, в том числе на черной клавише). Аккомпанемент с широкими (до септимы и октавы) скачками. Кластеры (лев.р.) в репризе. Смены темпа, мелодического рисунка, штрихов, динамических оттенков (сфорцандо). Динамизированная реприза с «загадочным» наслоением гармоний тонической и VI ступени.
Средства выразительности в классических и современных традициях. Смена размера (в последовательности 3/4, 2/4,3/4, 2/4), отклонения от темпа (poco a poco accelerando, rit, фермата). Усложненный ритм (синкопа, пунктирный), ритмическое включение джазового элемента. Звукоподражательные эффекты (сигналы авто - sf). Гармонии (от муз. языка импрессионистов, педаль, альтерации и модуляции).
Развитие пальцевой моторики (гаммообразные движения, «круговые» с гибкостью запястья. Смены аппликатурных позиций (в мелодиях правой и левой рук). Работа над штрихами. | 6 минут 7 минут 5 минут 5 минут 3-4 минуты |
Подведение итогов урока | Анализ проведённой работы, выявление проблем для их решения на последующих уроках. Формулировка домашнего задания и определения видов домашней работы. Основные виды работы за инструментом с нотами. | 5 минут |
Ход урока
В начале урока преподаватель приветствует слушателей, а затем делает краткое сообщение о теме урока, аргументирует её актуальность, представляет ученика, который будет принимать участие в уроке-показе.
Предлагаемая тема данного открытого урока по теме: «Работа над репертуаром индивидуального плана учащегося на начальном этапе» будет полезной выбором репертуара, взаимосвязью составляющих его произведений, задачей частичного «опережающего» развития ученика в начальном периоде обучения.
Музыкальные произведения, исполняемые учеником, находятся в стадии разучивания и методическая направленность, цель 1-го этапа работы над произведением будет состоять в том, чтобы помочь ученику начать создавать свой исполнительский замысел. В свою очередь художественный образ (образные аналогии) смогут подсказать звуковое решение, а последнее определит направление поисков технических приёмов, наиболее рациональную технологию.
Поскольку опыта работы над произведением у детей начальных классов ещё недостаточно, есть необходимость «пошагово» воспитывать навыки профессионального разбора нотного текста, его музыкального языка: выполнения мотивно-фразировочных построений (лиг и цезур), ритма, формирования практических навыков применения аппликатуры, изучения элементарных способов артикуляции и исполнения штрихов, выстраивания динамического плана.
«Достижение связного процесса (без ошибок и остановок) – цель 1-го этапа в разучивании произведения, а не заключительного» (О.А.Черлова).
Русский пианист А. Николаев утверждал, что: «раньше, чем произведение будет готово в пальцах, оно должно быть готово в голове». (Плодотворность работы зависит не от количества повторений, а от внимательности, осмысленности работы).
Работа с учеником 1-го класса Хайруллиным Ильёй:
1. В.Моцарт «Менуэт» Ре-мажор
Преподавтель сообщает краткие сведения о композиторе: В. А. Моцарт обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью. Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу. Любовь к музыке была у него с рождения. У него и у всей его семьи.
Ученик исполняет произведение (не полностью). Затем, при работе над произведением, активно отвечает на поставленные педагогом вопросы.
Преподаватель даёт теоретическое определение конкретным задачам, которые должны быть решены при работе над данной пьесой, сопровождая свой рассказ показом необходимого звучания. Преподаватель показывает, какие конкретные задачи возникают при работе над данной пьесой. Отчётливое и выразительное выполнение всех деталей фактуры требует ограничения темпа и хорошего «управления» движением.
Менуэт – старинный французский танец. Написан в 3-х частной форме. Фактурное изложение - полифоническое сочетание двух контрастных голосов. Предполагается различная артикуляция голосов - способ извлечения звука.
Показ педагога – исполнение двухголосия различными штрихами: верхний голос (правая рука) – чередование штрихов легато и стаккато, басовый голос (левая рука) – нон легато. Приём звукоизвлечения уместно сравнить с недавно изученным Ильёй «Бурре» Л.Моцарта.
У Ильи на предыдущем уроке получилось сыграть басовую партию раздельным штрихом отдельно левой рукой и даже наизусть. Это показывает, что можно закрепить понимание ученика, как надо работать над этой задачей.
Творчество обоих композиторов (отца - Леопольда Моцарта и сына – Вольфганга Моцарта относятся к XVIII столетию). Отмечая динамические оттенки, такие как «cresc.» и «dim.», преподаватель поясняет, что они были возможны в те времена на изобретённом уже фортепиано в отличие от игры на клавесине, популярном в начале века.
Интересна своим ритмическим рисунком мелодия верхнего голоса. В ней встречаются ритмические группировки: триоль, восьмая и две шестнадцатые. Объяснение педагога о том, как делится длительность «четверть» на более мелкие длительности (на нечётное количество равных «восьмых» в первом случае и на деление второй «восьмой» на две «шестнадцатые» - во втором»), ученику понятно и ученик исполняет оба варианта правильно.
Надо отметить хорошее качество ученика в работе над текстом - точность запоминания аппликатуры. Задача преподавателя - добиться того, чтобы правильно применённая аппликатура стала для него осмысленной и удобной.
В тексте есть мелизм – неперечёркнутый (долгий) форшлаг. Он создает эффект достаточно продолжительного «задержания».
Как можно убедиться по игре ученика, теория исполнительства с раннего возраста «прививается» ему успешно.
2. И. Ванхаль «Сонатина» Фа-мажор
Краткое сообщение о композиторе. Ученику будет интересно узнать, что Иоганн Ванхаль играл в квартете как виолончелист с Моцартом, (Диттерс фон Диттерсдорфом и Гайдном). Имел репутацию превосходного исполнителя. Он был исключительно плодовитым композитором, сочинил только сонат 72.
Эпоху, (18-го столетия) называют классицизмом, то есть лаконичная, уравновешенная, ясная по мыслям, строго организованная.
Важным, о чём преподаватель расскажет, станет то, что музыка в сонате сочинена с одним главным голосом. И называется такой стиль фактуры (способ сочинения) гомофонно-гармоническим.
Преподаватель предлагает ученику исполнить сонатину и потом ответить на вопрос: благодаря чему музыка звучит так разнообразно?
Подсказка от преподавателя: главный голос разделился на несколько разных мелодий с разными особенностями звучания. Каждая мелодия имеет свое строение. 1-ая мелодия (партия) состоит из коротких мотивов, обозначенных штрихом легато. Каждый из них надо исполнить с облегчённым и укороченным последним звуком. Этот типичный приём исполнения необходимо освоить сейчас, поскольку он будет повторяться при исполнении произведений в последующем изучении предвенской (венской) классики.
Не рекомендуется задерживать руку на клавишах в паузах. (Показ преподавателя). Так как нарушается трёхдольный размер.
Перед началом второй мелодии меняется тональность и 2-ая мелодия начинается в тональности До-мажор (V – ой доминантовой ступени к основной тональности, что характерно для старинной двухчастной сонатной формы).
Чем еще отличается исполнение второй мелодии (партии)? Ее второй мотив (построение) звучит отрывисто, весело и задорно в два голоса терциями. Мотивы отличаются по штриху, динамике, и характеру. Ученику надо суметь перестроиться с одного художественного образа на другой, сменить штрих легато на стаккато, не теряя пульса. Про важность пульса Илья помнит из практики работы над ранее пройденными произведениями. Соблюдение единства темпа помогает объединению формы. В спокойном темпе у Ильи это уже почти получается.
При выборе динамики важно помнить о ее контрастах (fp).
В заключительном разделе (Coda) есть пример «эхо» - динамики. Достаточно показательное переключение от форте к пиано на одинаковых мелодиях. (Показ преподавателя).
Возможным считаю предложить ученику оркестровать мелодии, представив тембр
скрипки, флейты и всего оркестра. Найти, свойственное каждому тембру, звуковое туше, соответственно, пальцевое прикосновение.
Работа над крупной формой требует не только стабильного владения разнообразными игровыми приемами, навыками исполнения разнохарактерных мелодий (партий), но и подготовленной памятью, вниманием, а также развитой метроритмической устойчивостью. На данном этапе закладываются основы для обобщённого целостного представления формы музыкального произведения. Для освоения этих типов фактуры полезно учить каждой рукой каждый голос отдельно, вычленяя трудные места
Преподаватель разбирает фразы, штрихи, интонации, артикуляцию, аппликатуру – все то, что поможет определить художественно-выразительное значение тем-образов, потому что малейшая неточность исполнения, невнимание к штрихам, паузам, длительностям может перечеркнуть всю работу. Сонатина полезна для воспитания таких качеств, как ясность и точность выполнения всех деталей текста.
3. Ж.Л. Металлиди «Шкатулка с сюрпризом»
Значительная часть произведений Ж. Металлиди создана для инструментального исполнения, в том числе - фортепианного.
Жанна Лазаревна Металлиди старалась найти те средства выразительности, которые были бы понятны детям, потому, как «для ребят нужно, - по ее словам, - очень ясное содержание и тематизм». И действительно, Илья с неподдельным желанием учит эти пьесы, они ему интересны. Ученик готовит две фортепианные миниатюры из сборника «Музыкальный сюрприз».
Ученик исполняет первую пьесу целиком.
По вопросу доступности исполнения пьесы можно сделать оговорку: для маленькой детской руки фактура непростая. Это касается аккомпанемента со скачками широкого диапазона (до септимы и октавы) левой рукой. Преподаватель показывает, как должна звучать фразировка мелодии и стаккатный аккомпанемент. Илья почти справляется с этой трудностью, но при увеличении темпа надо будет, предполагаю, в случае неуверенности, преодолеть психологический барьер и продолжать тренировать первые ноты каждого такта с акцентами, облегчая остальные звуки.
В этой пьесе Илья познакомился с необычной для первоклассника тональностью – Си-бемоль-мажор.
Одним из главных ключей к овладению произведением является изучение, «постижение» его фактуры. Находясь в единстве со всеми средствами выразительности, в центре внимания должны быть пути, способы решения исполнительских задач.
Фразы в мелодии длиною по 8 тактов со сложным подкладыванием 1 пальца, в том числе на черной клавише выстроить непросто. Нужно научиться находить кульминационную опорную ноту фразы, к которой стремится мелодия. В данных фразах (крайних частей простой 3-х частной формы пьесы) ими являются высокие ноты. Между фразами необходимо выполнить цезуры (невыписанные паузы). Также обязательным будет обратить внимание на облегчение и ослабление звука в окончаниях фраз.
Певческое дыхание переводится учителем на «пианистический» язык, обращая внимание на дыхание кисти, на динамические подъёмы и спады. Помогает подтекстовка и пропевание того, что надо сыграть.
Перед сменой темпа (Meno mosso) надо успеть равномерно «притормозить» (rit). Илья этому ещё не научился. И смена темпа у него почти не ощущается. Этот вопрос решится позднее, когда выработается большая техническая свобода. В середине пьесы появляется новая мелодия с интонацией вопроса и, наконец, наступает разгадка сюрприза – ее главный «герой» - поющая кукушка. Происходит «обрисовка» мелодического рисунка новыми штрихами, динамическими оттенками (sf, p). Аккомпанемент тоже меняется и требует умелого ловкого скользящего перемещения пальцев обеих рук на двух диссонирующих параллельных тритоновых аккордах вниз на полтона.
В репризе возвращается подвижная, но плавная мелодия со стаккатным аккомпанементом. В динамике указание mf на протяжении всей заключительной части напоминает «механический завод» и звучание музыкальной шкатулки в тембре клавесина. Репризная часть динамизирована и другими средствами, например, за счёт укороченности фраз, кластеров (левая рука) в аккомпанементе. (Илья с этими задачами начал справляться). Интересно звучат гармонические наслоения с «загадочным» наслоением гармоний (сочетание тонического трезвучия с квинтой VI ступени).
«Старое авто»
Пьеса взята в работу на перспективу, на «опережение». Эта пьеса достаточно трудна технически, так как в ней встречаются разнообразные типы фактуры.
Работа над ней проходит со стороны преподавателя строго дозировано (чтобы не навредить развитию ученика).
В чем же её особенность?
Музыкальный язык Ж.Л. Металлиди опирается на классические традиции и в то же время использует средства выразительности, характерные для современной музыки.
Ясная мелодическая линия сочетается с красочно-колористической гармонией, ритмом джаза, ладовыми особенностями, альтерациями и модуляциями (последние 4 такта),
По содержанию это типично «мальчишеская» музыка: присутствуют звукоподражательные приёмы, развивающие фантазию ребёнка, подталкивают к поиску звуковых исполнительских эффектов (например, сигналы авто, обозначенные динамикой сфорцандо). В ритмическом рисунке (синкопа, пунктирный ритм) «рисуют» картинку неровной дороги и запинок при езде.
Смена размера (в последовательности 3/4, 2/4, 3/4, 2/4), poco a poco accelerando, rit., фермата заполняют произведение от начала до конца.
Трудным для ученика в быстром темпе может стать движение обеими руками в гаммообразной параллельной двухголосной мелодии в интервал терции, проходящей секвенцией в режиме темпового ускорения, а также кластеры в обеих руках. Два трудных пассажа полезно учить цепкими пальцами позиционно. Ускорение не должно быть хаотичным.
В этой пьесе можно услышать общее с музыкальным языком импрессионистов – (гармонические, тембровые наслоения, насыщенную педаль в последних двух тактах).
Однако, в работе над произведением возникают и те же проблемы, что и в классических пьесах: фактурная насыщенность, акустическая координация, звуковая культура, соответствующая музыкальному образу; фразировка и дыхание; педализация.
По вопросу использования аппликатуры преподавателем указываются два возможных варианта в тактах 7, 12, 14.
Ученик проигрывает пьесу в медленном темпе. Основной принцип преодоления технических сложностей - подчинение художественному замыслу. Воспитание художественной техники – главная задача в работе над виртуозной пьесой.
Г. Гурлитт «Этюд» До-мажор
Густав Корнелиус Гурлитт (10 февраля 1820 - 17 июня 1901) — немецкий композитор, профессор композиции.
К. Гурлитт большое значение придавал техническому развитию юных пианистов. Об этом говорит созданная им «Школа беглости для начинающих пианистов» соч. 141». Были изданы сборники для детского воспитания и обучения, «24 мелодических этюда» соч. 50 и «16 мелодических этюдов» соч.199, в которых большое значение имеет художественная сторона исполнения и выявление поэтического содержания.
Изучаемый этюд можно отнести к инструктивному виду в развитии пальцевой моторики. Основная работа лежит в области смены аппликатурных позиций правой и левой рук. Большую роль в выполнении этой фактуры имеет навык лёгкого прикосновения первого пальца к клавишам и точное вспомогательное движение локтя. При игре фигураций из коротких мотивов штрихом легато необходимо использовать ротационные движения кисти и гибкость запястья.
Подведение итогов урока.
Моделирование преподавателем хода урока соответствует постановке задач процесса работы с учащимся. (Есть смысл уточнить, что в открытом уроке реальный учебный процесс именно моделируется, то есть предстаёт во временном сжатии, когда за 35 минут представляется то, что на самом деле занимает недели и месяцы!).
Применено разнообразие методов и форм работы с учеником: исполнения учеником произведений (фрагментов), комментарии преподавателя, вопросы и задания ученику, диалог с учеником с наводящими вопросами, стимулирующими его инициативу, поощрение, собственный показ на инструменте, словесное сообщение с анализом, аргументацией методических положений, моменты обращения к аудитории.
Музыкальные произведения, исполняемые учеником, к моменту урока находятся в начальной стадии разучивания. На уроке ученик получает разъяснение ключевых позиций методического и практического характера для дальнейшей корректировки и развития с определением перспектив своей дальнейшей работы.
Происходит общение с коллегами в жанре творческой дискуссии. Педагог выстраивает для слушателей логическую конструкцию. Обращается к аудитории с более или менее развёрнутым высказыванием, включает отдельные методические «ремарки» в контекст занятия с учеником.
Планирование урока добавляется непосредственной импровизацией преподавателя, что подсказано ситуацией, живым общением с учеником и аудиторией. «Что касается конкретных результатов совместных усилий учителя и ученика (а этих результатов всегда ожидают присутствующие коллеги - осознанно или подсознательно), то в ходе открытого урока они, в основном, обозначаются как желаемое будущее, хотя какие-то моменты успеха могут и вполне ощутимо проявиться здесь и сейчас, на радость всем. Однако педагоги хорошо знают, что одномоментно достигнутые учениками успехи нуждаются в закреплении – через неоднократные повторения, требующие времени». (А.В.Малинковская «Открытый урок преподавателя фортепианного класса детской музыкальной школы»).
С этим высказыванием согласуется и другая мысль Августы Викторовны Малинковской, ученицы Е.Ф.Гнесиной в 1956 – 1964 г.г., доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и методики РАМ имени Гнесиных, заведующей кафедрой в 2010-2015 г.г.: «…содержанием открытого урока должен явиться комплекс методических вопросов…»
Ключевые методические позиции в целом получили конкретизацию на занятии с учеником. Наметились позитивные изменения в игре ученика: он стал лучше ориентироваться в нотном тексте, пришло понимание и теоретическое осмысление исполнительских задач репертуара. На следующем (втором) этапе работы над произведениями необходимо уделить внимание тщательной работе по «учебным кускам», техническому овладению деталями, чередованию темпов движения. Сочетать игру по нотам с игрой на память. Продолжать заниматься чтением с листа.
Постановка цели на следующее занятие.
Содержанием следующего урока будет дальнейшая работа по формированию слуховых представлений и закреплению намеченных технических приёмов, необходимых для достижения выразительного звучания фактуры.
Домашнее задание.
Формулировка домашнего задания формируется в течение всего урока при активном участии ученика. Преподаватель повторяет основные поставленные задачи: работа над элементами фактуры каждой рукой, образные сравнения для осознания тембровой, штриховой окраски, метро-ритмической точности, пульсации, правильности выполнения технических приёмов.
