Дополнительна общеразвивающая программа "Народное сольное пение"
Дополнительна общеразвивающая программа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 559.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
городского округа Самара
Детская школа искусств №8 «Радуга»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
НАРОДНОЕ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
4 года обучения
преподаватель дополнительного образования:
Леонова Е.Е.
Самара 2022г.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Народное сольное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального фольклора в детских школах искусств.
Программа имеет художественную направленность.
Сольное народное пение является распространенным видом музыкального искусства, как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Разнообразный вокальный репертуар включает музыку различный жанров и стилей.
Важнейшей составляющей русской культуры является народная песня, обладающая особой воспитательной и художественной ценностью. Знакомство детей с народными мелодиями, участие в праздниках, обрядах и концертах порождают у них положительные эмоции, раскрепощают, позволяют разносторонне развиваться и самое важное - пробуждают интерес воспитанников к национальным традициям и ко всей русской истории в целом, повышают эффективность этнокультурной идентификации личности, способной к толерантности и уважению других народов и культур. Простота построения мелодий, яркая образность, юмор - все это и многое другое вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, как следствие, порождает положительные эмоции, раскрепощает, позволяет им разносторонне развиваться. Но самое важное то, что знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках и обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей русской истории в целом, повышают эффективность этнокультурной идентификации личности, способной к толерантности и уважению других народов и культур. Кроме того, пение, как вид особо доступной детям деятельности, непосредственно связано с их художественным развитием, позволяет активизировать их творческий потенциал, повысить уровень формирования эмоциональной отзывчивости и художественного мышления.
Методика постановки народного голоса подразумевает: «Естественное открытое пение, с соединением грудного и головного регистров на каждом звуке диапазона, основанное на распеве открытой и характерной речи с приоритетом образносмысловой интонации».
Народная манера пения – это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук, умелое использование мелизматики. Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.
Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были детские песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному фольклорному интонированию. Тип интонирования, которым исполняется произведение детского музыкального фольклора, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным. Программа «Народное сольное пение» предназначена для занятий в 1 – 4 классах ДШИ.
Срок реализации учебного предмета «Народное сольное пение».
При реализации программы учебного предмета «Народное сольное пение» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы в области музыкального искусства «Народное сольное пение»
Срок обучения - 4 года
№ п/п | Наименование предметной области / учебного предмета | Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю | Промежуточная аттестация (по учебным полугодиям) | Итоговая аттестация | |||
I | II | III | IV | Контрольный урок | Зачет | ||
ПО.01. | Учебные предметы исполнительской подготовки |
|
|
|
| ||
ПО.01.УП.01. | Основы музыкального исполнительства Народное сольное пение | 2 | 2 | 2 | 2 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | 8 |
ПО.01.УП.02. | Ансамбль | 1 | 1 | 1 | 1 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | 8 |
ПО.02. | Учебные предметы историко-теоретической подготовки |
|
|
|
| ||
ПО.02.УП.01. | Основы сольфеджио | 1 | 1 | 1 | 1, 2, 3, 4 | 8 | |
ПО.02.УП.02. | Практикум по сольфеджио | 1 | 5, 6, 7 | 8 | |||
ПО.02.УП.03. | Народное творчество | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 5, 6, 7 | 8 |
В.00. | Учебный предмет по выбору |
|
|
|
| ||
В.01. | Дополнительный предмет | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 | -- |
Всего: | 5 | 5 | 5 | 5 | |||
Формы обучения и организации деятельности
В процессе обучения и воспитания, учащихся используются традиционная формы работы:
Индивидуальное обучение - овладение и познание предмета «сольное народное пение».
Индивидуальная форма обучения предусматривает общение педагога с учениками для воплощения творческих идей. Именно на этом этапе педагог должен помочь ученику заинтересовать его углубленным изучением предмета.
Индивидуальная форма обучения полезна, результативна на ранних этапах ознакомления с предметом. Так как воспитанники приходят в группы с разным уровнем подготовки.
Режим и организация занятий. Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу. В урок включается и теория, и практика. Продолжительность занятия 40 минут.
Педагогическая целесообразность программы заключается:
- в передаче детям накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры методами народного певческого воспитания;
- в формировании культурного модуса личности и раскрытии ее яркой творческой индивидуальности, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной культуры как части общечеловеческой культуры.
Цель образовательной программы - выявление, совершенствование и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием средствами народной певческой культуры.
Для достижения цели представлен ряд задач: воспитательных, развивающих, образовательных.
Задачи обучающие:
- научить ориентироваться в разнообразных жанрах народных песен, в основных музыкально-фольклорных понятиях, составляющих этико-эстетический компонент народного искусства;
- обучать вокально-хоровой технике (певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности, передаче нюансов) и навыкам сценического исполнения музыкально-поэтических произведений;
- обучать навыкам сольфеджирования и интонирования в ладах народной музыки, ансамблевом исполнении;
- обучать навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона», умение выводить свой подголосок);
- формировать умение «перенимать» песню от носителей традиций.
Задачи развивающие:
- развивать голос и его регистры, диапазон, тембр;
- развивать творческие способности детей, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, умение импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях и жанрах вокально-хорового творчества);
- развивать познавательный интерес;
- развивать способность к импровизации, поиску собственного пути в творчестве;
- формировать потребность в самостоятельном и креативном мышлении. Задачи воспитательные:
- формировать интерес детей и их родителей к культурно-историческому прошлому России, к миру традиционной русской культуры (воспитывать чувство принадлежности к родному народу, его истории и культуре);
- формировать духовно-нравственные нормы жизни и поведения;
- воспитывать толерантность к разным культурам и национальностям, населяющим Россию;
- формировать национальное самосознание на основе русского фольклора; - формировать чувство любви к Родине;
- формировать умения организовывать свой труд;
- формировать чувство коллективизма (прививать культуру общения), ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать у учащихся художественный (эстетический) вкус.
Образовательный процесс основывается на принципах гуманизма, научности, логичности, системности, последовательности, доступности, природосообразности и сотрудничества. А также в основу обучения положены педагогические принципы:
- индивидуализации обучения, состоящий в том, что каждая личность неповторима;
- интеграции различных видов искусства: музыки, хореографии и народной игры;
- эмоционально-личностной вовлеченности детей с помощью игровых технологий, интереса как фактора педагогической свободы обучения.
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, возрастных особенностей ребенка.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
- метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;
- метод закрепления изученного материала;
- метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Народное сольное пение»
Требования по годам обучения
Рабочая программа по предмету «Сольное народное пение» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Сольное народное пение» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к народному песенному творчеству.
Учащиеся первого года обучения должны
Знать:
- особенности русских народных песен;
- понятия «темп» и «ритм»;
- элементарные дирижерские жесты и правильное следование им (внимание, вдох, начало пения, его окончание).
Уметь:
- правильно дышать: уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч;
- ориентироваться в пространстве сцены;
- взаимодействовать с партнером;
- спеть выразительно, осмысленно фразу песни;
- петь короткие фразы на одном дыхании.
Способы отслеживания и фиксации результатов: контрольное прослушивание, участие в празднике (исполнение 2-х колядок, частушек).
Учащиеся второго года обучения должны
Знать:
- русские народные песни;
- элементы сценического мастерства: сценическое внимание, физическое самочувствие, память физических действий;
- элементарные дирижерские жесты.
Уметь:
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
- ориентироваться в пространстве сцены;
- взаимодействовать с партнером;
- ясно выговаривать слова песни;
- спеть выразительно, осмысленно фразу песни с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
- правильно дышать: уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в более подвижных песнях уметь делать быстрый вдох;
- точно повторять заданный звук.
Способы отслеживания и фиксации результатов: контрольное прослушивание, участие в празднике.
Учащиеся третьего года обучения должны
Знать:
- особенности народного певческого искусства;
- праздники «Народного календаря»;
- основные элементы народно-сценических танцев (на примере русских народных танцев и танца одного из народов России).
Уметь:
- выполнять упражнения на расслабление;
- выступать в концерте;
- выполнять упражнения для постановки вокального голоса в народной манере исполнения;
- играть в народные игры и водить хороводы;
- объяснять назначение праздников народного календаря;
- коллективно исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением;
- соблюдать при пении правильную певческую установку;
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, стараться тянуть звук;
- правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношения;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- петь чисто и слаженно в унисон с ансамблем.
Способы отслеживания и фиксации результатов: открытое занятие (хороводные, плясовые, календарные песни).
Учащиеся четвертого года обучения должны
Знать:
- особенности народного певческого искусства;
- праздники «Народного календаря»; - элементы сценического мастерства: мышечная свобода и раскрепощенность, предлагаемые обстоятельства;
- основные элементы народно-сценических танцев;
- особенности исполнения народных песен.
Уметь:
- выступать в концерте;
- выполнять упражнения для постановки вокального голоса в народной манере исполнения;
- продемонстрировать технику, стиль и манеру исполнения основных элементов народных танцев;
- играть в народные игры и водить хороводы;
- объяснять назначение праздников народного календаря;
- исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением;
- показать основные элементы русских народных танцев;
- соблюдать при пении правильную певческую установку;
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, стараться тянуть звук;
- правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношения;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- петь соло выразительно и осмысленно фразу из простой песенки с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
- петь чисто и слаженно в унисон с ансамблем;
- петь без сопровождения очень несложные одноголосные песни.
Способы отслеживания и фиксации результатов: открытое занятие (хороводные, плясовые, календарные песни).
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Учащийся 4-го года обучения сольного народного пения на выпускном экзамене должен показать владение следующими начальными вокальными навыками:
- плотная динамическая подача голоса в высокой позиции;
- координация словозвука с темпоритмом и мелодией.
- Фразировка, ровное звуковедение;
- подвижность и полётность голоса;
- сглаженность регистровых переходов;
- гибкость голоса;
- владение первоначальными навыками исполнительской выразительности;
- самобытная подача произведения;
- артистичность, импровизация;
- использование шумовых или духовых инструментов;
- владение элементами народной хореографии.
Формы и методы контроля, система оценок
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- контрольный урок в конце каждой четверти
Виды промежуточного контроля: переводной зачет по окончании освоения предмета.
Основным показателем успеваемости учащегося является оценка по пятибалльной системе, выставляемая педагогом в дневнике в конце каждой четверти.
Итоговая оценка выставляется на основе четвертных.
В конце каждого полугодия проводится зачет, на котором учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы учащегося;
- оценка на зачете;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Результаты текущего контроля доводятся до сведения родителей (законных представителей). В мониторинге образовательного процесса качественные показатели успеваемости отслеживаются путем проведения, входного и текущего этапов диагностики.
1) прогностическая диагностика (проводится при приеме детей в объединение) – это отношение ребенка к выбранной деятельности, его творческие данные и личные качества;
2) промежуточная диагностика показывает результаты обучения в середине года в конце первого полугодия;
Проведение диагностики осуществляется педагогом и администрацией учреждения с помощью различных методов: наблюдение, анкетирование. Полученные данные заносятся в таблицу результатов образовательного уровня обучающихся. Осуществляется анализ результатов диагностики.
Формы контроля могут быть традиционные (игровые программы, концертные выступления и т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме). При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности.
Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Содержание программы «Народное сольное пение»
1-ый год обучения.
Задачи, содержание и организация музыкального восприятия – слушания - интерпретации:
Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.
Организация детского экспериментирования с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
Активизация слуховой восприимчивости детей.
Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.
Умение импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в песнях.
Музыкальный репертуар: (примерный)
Потешки, заклички, скороговорки, колядки и. т.д.,
«Баю, баюшки, баю» - колыбельная Самарской области,
«К нам гости пришли» - сл. М. Ивенсен, муз.А.Александрова,
«Петушок» р.н.п.,
«Где был Иванушка» - шуточная р.н.п.,
«Андрей-воробей» - скороговорка,
«Ходила младешенька по борочку» - хороводная р.н.п.,
«Во кузнице» - р.н.п. в обр.А.Жарова,
«Со вьюном я хожу» - хороводная р.н.п. ,
«Земелюшка – чернозём» - хороводная р.н.п.,
«Коровушка» - р.н.п. в обр.М.Красева,
«Частушки»,
«Коляда» - календарная Самарской области,
«Ай, чу-чу» - р.н.п.,
«Ах, вы сени» - р.н.п.,
«Ой, казали масляной» - дразнилка,
Детский земледельческий календарь.
Прогнозируемый результат:
К концу учебного года ребенок должен уметь:
Эмоционально откликаться на детские народные песни, узнавать знакомые песни, описывать их, различать характер песен,
Петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением, интонировать большинство звуков;
Знать народную лексику;
Передавать настроение песни;
Знать сильную и слабую долю;
Уметь импровизировать попевки и песни на фольклорные тексты.
2-ой год обучения:
1.Задачи, содержание и организация музыкального восприятия:
Воспитание слушательской культуры ребенка.
Развитие музыкального слуха.
Освоение пентатоники.
Освоение интонации поступенного движения, квартовых ходов, трихордов;
Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции.
Развитие устной манеры исполнения песен, чистого интонирования.
Развитие импровизации мелодий.
Развитие артистичности.
Музыкальный материал: (примерный)
Потешки, заклички, скороговорки, колядки и. т.д.
«Заплетися плетень» - игровой хоровод.
«Коляда – ты где была» - календарная Самарской области;
«Осень» - календарная р.н.п.,
«Овсень, овсень» - календарная – р.н.п.
«Посеяли девки лён» - хороводная р.н.п.,
«Пошла каляда»- календарная р.н.п.,
«Комара женить мы будем» - шуточная р.н.п.,
«Небылицы»,
«Барыня» частушки,
«Ехал Тит на дрожках» - прибаутка,
«Вокруг березки я хожу» семицкая Смоленской области,
«Жавороночки» - закличка,
«А кто у нас хороший» - свадебная-величальная,
«Девка бельё мыла» - припевки,
«Глянь-ка, мамонька в окошко» - свадебная Пензенской области,
«Что барыне да гулять не велят» - плясовая Самарской области,
Детский земледельческий календарь.
Прогнозируемый результат:
К концу учебного года ребенок должен уметь:
Эмоционально воспринимать произведения народного искусства, отличать добро и зло,
Петь несложные песни без сопровождения и выразительно с сопровождением,
Чисто интонировать попевки.
Уметь импровизировать мелодии на интонации народного трихорда.
Уметь точно воспроизводить ритмический рисунок (по слуху).
Уметь передавать характер песни.
3-ий год обучения.
1.Задачи, содержание и организация музыкального восприятия
Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с новыми разножанровыми произведениями.
Формирование чувства патриотизма и любви к своему народу.
Накопление представлений о жизни народа, его обычаях и песнях.
Развитие музыкально слуха и памяти,
Обучение детей анализу и сравнению при разборе народных произведений.
Дальнейшее овладение народной лексикой.
2.Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
Укрепление певческих навыков: дыхания, артикуляции.
Развитие умений чистого интонирования в песнях a-capella,
Развиватие умения исполнения мелизматики в народных песнях.
Импровизация мелодий в народно-песенном стиле.
Развитие артистичности.
Музыкальный материал: (примерный)
Колядки, щедровки, весенние заклички и. т.д.
«Таусень» - календарная, запись и расш.Г.Науменко,
«Ой, на горке калина» - плясовая р.н.п.,
«Блины» - р.н.п. в обр.А.Абрамского
«Никонориха» - шуточная Московской обл. ,
«Ой, вставала я ранёшенько» - календарная р.н.п.,
«Вот задумал комарик жениться» - шуточная р.н.п.,
«Ванюшка мой» - припевки,
«Соловей мой, соловьюшек» - плясовая,
«А кто у нас моден» - свадебная Новгородской обл.,
«Вдоль по улице» - шуточная-плясовая Самарской обл.,
«Посею лебеду» - р. н.п.
«Дударь молодой» р. н.п.,
«Пошла Дуня на базар» - шуточная Московской обл.,
«Хожу ли я» - хороводная Вологодской обл.,
«Ой, казали масляной – дразнилка,
«Дуня-тонкопряха» - плясовая Свердловской области,
«Ох, ты белая румяная моя» - плясовая Московской обл.,
Детский земледельческий календарь.
Прогнозируемый результат:
В конце учебного года ребенок должен уметь:
Петь выразительно, естественным звуком, точно интонировать мелодию a-capella,
Развить культуру слушательского восприятия, умение делиться впечатлениями, определять характер произведений.
Импровизировать оригинальные попевки.
Уметь давать оценку своему исполнению.
4-ый год обучения.
Задачи, содержание и организация музыкального восприятия:
Развитие музыкального слуха ребенка, обогащение его знания новыми образцами народных исполнителей.
Развитие чувство патриотизма, умение понимать исторические особенности, знать корни своего народа.
Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
Укрепление певческих навыков: дыхание, дикция, манеру исполнения определенной области.
Развитие певческого диапазона.
Развитие умения импровизировать в народных песнях.
Музыкальный репертуар: (примерный)
Колядки, щедровки, весенние заклички, купальские и троицкие песни.
«Мы сидели на канаве» - календарная Брянской области,
«Ходила коляда» - календарная Курской обл.,
«Ты, Россия» - Ульяновской обл.,
«Рано на заре куры запели» - календарная Курской обл.
«Ты куда голубь ходил» - хороводная Самарской обл.
«Ой, кулики, жаворонушки» закличка Поволжья
«Как задумал наш Дунай» - р.н.п.
«Я по бережку ходила молода» - плясовая Красноярского края,
«Было у тещеньки семь зятевей» - р. н.п.,
«Подружки мои» лирическая Вологодской обл.,
«Хорошо на Волге жить» - припевки,
«Соловей с кукушечкой разговаривал» - лирическая Тульской обл.,
«Ехал Ванька из Рязаньки» вечерочная Красноярского края,
«А ты вылети чёрна галочка» календарная Смоленской обл.,
«На горе, горе» свадебная Новгородской обл. «Иванькина мати» - календарная р.н.п.,
«Уж мы сеяли ленок» - р. н.п. «Как по травкам, по муравкам» - хороводная р.н.п.,
«Страдания», «Как по двору, по двору» - плясовая р.н.п.
«Соловей - Будимирович» былина,
«Вокруг поля мы ходили» календарная Владимирской обл.
«Пора мати жыто жати» - зажиточная Брянской обл.
«Чие ж это поле» - обжиточная Смоленской обл.
«К тому двору припыталися» - волочебная Смоленской обл.
«Выйду за ворота» - хороводная Самарской области,
«По лужочку я хожу» - хороводная Брянской обл.
«Умпа – умпа» - припевки под язык,
«Во колодице водица холодна» - р. н.п.
«Линда-да» частушки Липецкой обл.
«То не Волга - река» календарная Рязанской обл.
«Да говорят у нас насеянные» - лирическая Липецкой обл.,
«Коляда» календарная Брянской обл.
«Масленичная» - календарная Брянской обл.,
«Ты река ли моя реченька» - р. н.п.
«Весна красна на весь свет» - календарная Красноярского края,
«По речке, речке, по Йорданочке» - календарная Красноярского края,
«Кнопочки баянные» - муз.и сл. В. И. Темнов, В. Бутенко.
Детский земледельческий календарь.
Прогнозируемый результат:
В конце учебного года ребенок должен уметь:
Отличать услышанные и исполняемые песни в зависимости от региона России.
Петь выразительно, естественным звуком, точно интонировать мелодию а-capella.
Уметь исполнять песни с мелизмами и форшлагами.
Уметь давать оценку своему исполнению.
Иметь пополненные знания о народных исполнителях.
Петь народные песни в определенной манере.
Артистично двигаться по сцене с элементами импровизации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- знаний основ музыкальной грамоты;
- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просве-тительской деятельности образовательной организации.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Народное сольное пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академические концерты, творческие отчеты, конкурсы, прослушивания к концертам и т.д. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в соответствии с действующим учебным планом.
В 1-4 классах обучающиеся, как правило, выступают на технических зачетах, открытых и закрытых академических концертах. В конце второй четверти проводится закрытый академический концерт, на котором учащиеся исполняет одно произведение. В четвертой четверти проходит творческий отчет, на котором ученики выступают перед родителями с исполнением двух разнохарактерных произведений.
Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.
Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
Методическое обеспечение программы
Постановка голоса.
Структура построения индивидуального урока: распевание - вокальные упражнения -работа над произведением.
В процессе работы над голосом, педагог может использовать такие методы и приемы, как:
Методы обучения: показ, разъяснение, сравнение, самостоятельный поиск. Методы организации учебно-воспитательного процесса: ситуация успеха, ситуация творчества, положительная перспектива.
В целях охраны голоса ученика не рекомендуется назначать в качестве домашнего задания пение в домашних условиях. Домашние задания должны представлять собой выучивание текстов песен, работу над образным содержанием произведения.
Физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Большое значение для правильного звукообразования при исполнении фольклора имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные исполнительские возможности и способности каждого певца, зависит певческое делание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность и гибкость голоса. Взаимосвязаны друг с другом голосовой аппарат и музыкальный слух, определяющий звуковысотность мелодической линии.
Без знаний физиологических и вокальных особенностей детского голоса сложно выявить верные регистры и примарные тоны детских голосов; трудно подобрать для исполнения фольклорный материал в диапазоне, соответствующем возрастным возможностям детей; не просто «поставить» певческое дыхание, достичь четкой дикции, ровного и легкого звуковедения, вокального мастерства.
Гортань взрослого человека расположена в области шеи на уровне 4-7 шейных позвонков. Ее вход открыт в гортанную часть глотки, а на уровне 7 шейного позвонка она переходит в дыхательное горло. Гортань ребенка к 7-8 годам тоже достигает этого уровня.
Неравномерное расположение чувствительных нервных окончаний в слизистой оболочке гортани к 7 годам топографически напоминает расположение таковых в гортани взрослого человека. В возрасте от 7 до 12 лет у ребенка идет формирование голосовой мышцы. Она отщепляется от щиточерпаловидной с ее внутренней стороны, постепенно достигает своими мышечными волокнами свободного края голосовой связки и всего эластического конуса, в который вплетаются поперечные и косые волокна этой мышцы.
Таким образом, голосовая мышца гортани человека формируется к 11-12 годам и продолжает развиваться до 20 лет. Управление голосовыми связками изменяется к 12 годам, кроме перстнещитовидных мышц, ими начинают сложно управлять и голосовые мышцы.
В возрасте до 11-12 лет механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, так как голосовая мышца только образуется и пение осуществляется краевым натяжением связок. Поэтому звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, а голос – небольшую силу и выносливость. Из-за несформированности голосовых связок, как правило, отсутствует вибрато.
Лишь к 13-15 годам в певческом голосе детей вибрато становится уже заметным, хотя выражено слабо и не имеет еще четкой периодической пульсации. Известно, что вибрато придает голосу полетность, гибкость, чистоту интонации. Отсутствие его в голосе детей приводит к тому, что появляется определенное колебание голоса, фальшивое интонирование звука. Вследствие этого, при пении возникают микроинтервалы, которые стоят между двумя ступенями и достигают четверти тона.
В 11-13 лет у детей начинает изменяться физиологическое состояние голосового аппарата, развивается и постепенно начинает управлять голосовыми связками голосовая мышца. Голос становится гибче и сильнее. У мальчиков такие изменения более заметны. Их голоса приобретают большую звонкость. Но вскоре яркость звучания теряется. Голоса иногда начинают тускнеть и сипеть. Дети напряженнее поют верхние звуки. Происходит изменение голоса, то есть переход его из детского во взрослый, что называется мутацией. Именно во время мутации (13-14 лет), «ломки» голоса, ярко проявляются различия в развитии голосов мальчиков и девочек.
Мутация особенно остро протекает у мальчиков. Она проходит на протяжении периода от 5-8 месяцев до 2-3 лет. Голос опускается минимум на октаву. У некоторых детей при этом даже возникают болезненные состояния. Постепенно голос у мальчиков приобретает новые черты взрослого звучания.
У девочек мутация не бывает столь продолжительной, но может повториться (или только впервые обнаружиться) в 15-16 лет. Постепенно голос приобретает ярко выраженные индивидуальные качества, тембровую окраску, грудное звучание.
В послемутационный период, когда «ломка» голоса завершена, на первых вокальных занятиях нельзя злоупотреблять диапазоном и силой звука. Следует бережно, постепенно, специальными певческими упражнениями укрепить его, и только после этого расширять диапазон звучания до предельных параметров.
Знание возрастной дифференциации звуковысотного диапазона и регистров детских голосов имеет крайне важное значение при работе с детьми. Прежде всего, это позволяет выявить приматные («натуральные») тоны в голосе ребенка, правильно ориентироваться в индивидуальной вокальной постановке голоса, уберечь ребенка от чрезмерного физического напряжения, верно подобрать тесситуру песенного материала, совпадающего с регистровыми возможностями певца.
Большое значение при обучении детей народному пению имеет для педагога знание основ психологии музыкального мышления ребенка.
Вокально-хоровая работа.
В подборе песен для проведения праздников и вокально-хоровой работы педагог учитывает, что воспитанникам 1-го года обучения легче правильно и быстро повторить скороговорку, считалку, закличку. При вокализации речи они намного легче интонируют слова, правильно их произносят.
Считалки не поются, а скандируются, заклички – энергично выкрикиваются, приговорки – исполняются мелодизированным говорком, звонко и весело. Ребята из старших групп уже не могут достичь нужного эффекта из-за голосовых изменений. Поэтому при проведении праздников народного календаря все эти музыкальные произведения исполняют малыши.
В подростковом возрасте, начиная с 12-13 лет, дети постепенно переходят от напевно-речевого, мелодико-речитативного интонирования к вокально-напевному, приближаясь к музыкальному интонированию, которое существует у взрослых исполнителей. Это связано как со взрослением детей, так и развитием, и укреплением голосового аппарата, музыкального мышления. Они могут исполнять и некоторые произведения взрослого фольклора, мелодическая структура которого близка мелодичной структуре напевов детских песен. Их мелодии обычно составляют 5–7 тонов, с четкой акцентуацией и опорой тонов на последний слог и обладают ладовой устойчивостью.
Чтобы обучить детей сольному народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой выразительной дикции; единой манеры пения.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Необходимо работать над следующими разделами певческих навыков:
- певческая установка;
- певческое дыхание;
- звукообразование.
Певческая установка. Под певческой установкой понимается правильное положение корпуса, шеи, головы поющего, способствующие образованию хорошего певческого звука.
Наиболее естественным для пения является положение «стоя». Именно в этом положении находятся участники во время выступления, исполнения музыкального материала, проведения праздников. Тем самым обеспечиваются правильные певческие навыки: поющий стоит прямо, не сутулясь, грудь немного выдвинута вперед, голову нужно держать прямо – это обеспечивает полную свободу гортани и мышц шеи, мышцы лица должны быть свободны от любого напряжения.
Перед исполнением любого упражнения или песни следует выполнять следующее: исполнитель, стоя, в расслабленном положении, должен поднять плечи высоко вверх, отвести их «далеко» назад и опустить. Это и будет правильной осанкой во время пения.
Певческое дыхание. Певческое дыхание имеет важнейшее значение в пении. Оно является источником плотного грудного звучания, естественного головного резонирования, без сильного прикрытия голоса, что обуславливает качество пения как со стороны вокально-технической, так и со стороны художественной выразительности.
Для детей 7-9 лет основным дыханием является верхнереберное, или ключичное, которое в 11-12 лет постепенно переходит в грудное, или боковое. С 15 лет развивается нижнереберное, или диафрагмальное, дыхание.
Звукообразование. При работе по звукообразованию следует учитывать диапазон детского голоса. Основное разучивание песен и упражнений происходит «на слух», с голоса педагога. При этом активизируется внимание детей. Они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивается свобода вокального интонирования. Фортепиано или баян используются для настройки, для уточнения трудного места в партитуре и для аккомпанемента, если необходимо – на выступлениях и при проведении праздников.
Навыки пения прививаются постепенно, по принципу – от простого к сложному, начиная с исполнения песен-попевок, в унисон, в терцию, затем – к более сложному исполнению двух-голосья.
Все необходимые вокальные навыки, в первую очередь, вырабатываются во время распевок. Они помогают быстрой слуховой организации, собирают внимание, подготавливают, «разогревают» голосовой аппарат.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Техника дыхания состоит в бесшумном коротком вдохе, опоре воздушного столба и спокойном его расходовании. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано до конца. Нередко дети «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в использовании дыхания.
Примеры упражнений:
Упражнение «ласковый ветерок» – сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и, через слегка сжатые губы, медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полным или сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох.
Упражнение «силач» – руки, сложенные ладонями одна на другую, подняты на уровень груди и с упором давят вниз, на предполагаемый поршень. При этом производится глубокий грудной выдох на слоги «хо, ха...» и далее – со всеми гласными. Сочетание с согласными может быть любое.
Упражнение «каратист» – рука либо сжата в кулак, либо выставлена открытой ладонью вперед. Сначала резко, с выдохом на любое сочетание согласных и гласных, предлагаемых педагогом, выбрасывается вперед перед собой, потом то же движение, но медленно, с еще большим упором.
Упражнение «жук», «муха», «комар» – ребята воспроизводят жужжание, писк, работая как над дыханием, так и над артикуляцией. Педагог жестами показывает высоту и силу звука рукой, как бы показывая траекторию полета: вниз, вверх, прямо, ближе (форте), дальше (пиано). Ребята стараются сымитировать весь полет.
Упражнение «колокольчик» – сделав короткий вдох, на длинном выдохе на высоте одной ноты слог «ли». Педагог объясняет, что язычок должен находиться очень близко к зубам, чтобы звук получался звонким и легким. Затем это упражнение повторяется на слоги «ле», «лё», «ля». Для укрепления носогубной мышцы и губ это же упражнение повторяется на звонкие и глухие согласные: «пи-пе-пё пя», «би-бе-бё-бя», «шише-шё-ша», «зи-зе-зё-зя» и т. д. Затем это упражнение исполняется на мелодию «Как у наших у ворот».
Упражнение на дикцию – для выработки четкой дикции и единого звучания нужно на одном звуке протянуть: «а-о», «е-э», «и-ы», «то-то лю-ли, то-то люли».
Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку, мелодий.
Анд- рей, во-ро-бей, него-няй голубей
Сначала их полезно проговаривать, пропевать в удобном для пения регистре:
гоняй га-ло-чек из-под па-ло-чек
не клюй пе-сок,
не ту-пи но-сок,
при-го-дит-ся но-сок
кле-вать ко-ло-сок
В то же время необходимо следить, чтобы звук не ослабевал к концу фразы. Нужно произвольно увеличивать его длительность и обращать внимание детей на исполнение последнего звука.
Для достижения протяжности, мягкости, напевности, ровности звучания в упражнениях следует использовать мелодии напевов. Необходимо добиваться, чтобы дети точно пропевали ноты, не уменьшая длительности второй за счет увеличения первой, не затягивая ее. Постепенное увеличение звуков в распеве до трех, четырех и более – помогает добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука. Особенно полезны песенные распевы на одну гласную или слово. Например, как распев в песне «Ой, как солнышко восходе»:
Такие упражнения улучшают тембр голоса и укрепляют дыхание.
Известно, что многие народные песни можно петь только коллективно – в ансамблевом или хоровом исполнении. Как говорят народные певцы, «в одиночку их не вытянешь, духу не хватит». Поэтому и поются они на «едином» дыхании, основываясь на «непрерывности» хорового дыхания.
В русском музыкальном фольклоре много песен, в которых «цепное дыхание» является главным выразительным средством. Продолжительные музыкальные фразы очень трудно спеть на одном дыхании. Поэтому важно научить детей использовать в пении «цепное дыхание», т. е. делать вдох в середине выдержанного звука.
Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь как говоришь – один из принципов народного исполнения. Только тогда возникает ясность и выразительность передачи слова. А единственный способ донесения содержания песни – понятные слова. Поэтому дикция должна быть отчетливой, произнесение гласных и согласных – как в разговорной речи.
Для тренировки четкой и ясной дикции, активной артикуляции используются специальные упражнения.
Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.
Произносить песенную фразу нараспев, в 2–3 раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
Произносить фразу из песни нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова, посылом звука.
Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл звука.
Переносить согласные с конца слова к следующему слогу:
«По-дъе-зжа-ли мы по-дсе-ло, За-и-гра-йду-до-чка, ве-се-ло».
6. Полезными и эффективными для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки и скороговорки. Они не только оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения, но и оказывают большую помощь в развитии речи при подготовке к народному празднику. Скороговорки можно пропевать, утрируя произношение текста, и также приговаривать:
-баран буян залез в бурьян;
- хороши в дорожку пирожки с картошкой;
-двое – не один, в обиду не дадим;
кабы бабе сапоги, сапоги, пошла б баба в три ноги.
Пошел Ипат лопаты покупать,
Купил Ипат пяток лопат
Шел через пруд – уцепился за прут, Упал Ипат – пропали пять лопат.
Стоит лодырь у ворот -широко разинув рот, и никто не разберет, где ворота, а где рот.
В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с маслом, редька с квасом да редька так.
На болоте на лугу стоит блюдце творогу.
Сок с березы стек, стек с березы сок.
Однажды галок поп пугая, в лесу увидел попугая, и говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но, галок, поп, в лесу пугая, пугать не смей ты попугая.
Почти всегда народные песни обыгрываются, т. е. песню сопровождает театрализация. В младшем возрасте – это выглядит как песня-игра. Игра, даже в 7-10 лет, может нести в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, физического развития, импровизационно-творческую, организационно-деятельностную. Одновременно игра, включая в себя полифункциональные задачи – познавательные, коммуникативные, творческие,-- является средством формирования личности ребенка, оказывает на него эмоциональное воздействие, пробуждает интерес к деятельности, к творчеству.
На этот же мотив идет диалог Козла и Заиньки.
Козел:
Уж, ты, зверь, ты зверина,
Ты скажи мне свое имя,
Ты не смерть ли моя,
Ты не съешь ли меня? Заинька:
Нет, не смерть я твоя,
Нет, не съем я тебя.
Я ведь заинька,
Я ведь серенький.
При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:
Техника дыхания. Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);
Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»;
Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.
Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».
Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения нужно:
Выявить характерные исполнительские приемы;
Отношение аутентичных певцов к данной песне;
Раскрыть содержание народной терминологии.
При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:
Слова, искаженные исполнителями;
Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);
Выпавшие звуки (моего - «мово»);
Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).
Индивидуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого.
Примерный план разучивания песни:
прочесть внимательно текст песни;
прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;
разучить текст песни и мотив с детьми;
обдумать художественное оформление.
Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Методическое обеспечение учебного процесса по предмету «Сольное пение» включает:
- наличие общеразвивающей образовательной программы учебного предмета «Сольное народное пение»
- наличие комплекта учебно-методической литературы профильной направленности;
- сборники нотной литературы с русской вокальной музыкой;
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение:
а) преподаватель;
б) концертмейстер.
Материально-техническое обеспечение:
- просторное помещение для занятий;
- музыкальные инструменты (баян, фортепиано, бубен, ложки,
- трещётки, рубель, кугиклы, свирель, жалейка).
- костюмы (девочки – рубаху, сарафан, ленты; мальчики – рубаха, кушак, сапоги)
- аудио и видео аппаратура, компьютер, медиапроектор.
Список литературы
- Весенние капельки. Русские народные песенки. - М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
- Гармошечка-говорушечка. Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. - М., 1990.
- Жаворонушки. Русские песенки, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко. - М., 1977.
- Жили-были. Сост. Калугина В.И. - М., 1988.
- Котенька-коток. Русские народные песенки. Сост. Науменко. - М., 1990.
- Ладушки. Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Сост. Егорова. - М., 1990.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Народные русские сказки. Из сборника А.М. Афанасьева. - М., 1982.
- Ненаглядная краса. Русские народные песни для детей. Н. Метлов.-М, 1975.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
- Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. Сост. Забылин.-М., 1990.
- Русские народные сказки. - М., 1975.
- Рыбенкова М.А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1961.
- Солнышко - ведрышко. Русские народные песни, хороводы. Сост. М. Медведева. -М., 1984
- Стрижев А.И. Календарь русской природы. - М., 1972.
- Филлевская В.М. Народные потешки, пестушки, песенки, шутки. 1951 № 12.
- Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. - М., 1991.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
Список литературы (для педагога)
- Аникин В. Русские пословицы и поговорки. - М, 1998.
- Агафонников В. Заплетись плетень. -М., 1977.
- Бурыгин В. Волжский сувенир. - С., 1993.
- Браз С. Русская народная песня. - М., 1975.
- Виноградов С. Детский фольклор. - Л., 1978.Ведерникова Т.
- Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - С., 1993.
- Ветлугиа Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
- Выгодский Л. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., 1935.
- Борисенко Б. Детский музыкальный фольклор. - В., 1996.
- Дубравин В. Русские календарные песни. - М., 1974. Зацарный Ю.
- Русские народные песни. - М., 1998.
- Камаева Т. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.
- Кулагина А. Русские частушки. - М., 1992.
- Климова А. Основы русского народного танца. - М., 1994.
- Леонтьев А. Проблемы развития психики. - М., 1959.
- Мельников М. Русский детский фольклор. - М., 1988.
- Мухлинин М. Игровой фольклор и детский досуг. — М., 1987.
- Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! - М., 1987.
- Науменко Г. Жаворонки. - М., 1987
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. С-П, 2002.
- Руднева Н. Русский народный хор. - М., 1960.
- Рубцова И. Народная культура в школе. - С., 1995.
- Терентьева Л. Детский фольклорный ансамбль. - С., 1991.
- Хрестоматия по методике музыкального воспитания. -М., 1976.
- Эсканишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки.-М., 1981.
- Эльконин Д. Избранные психологические труды. - М., 1969.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой; - М., 1986.
- Шушарджан С, Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. М.: Восток-Запад: синтез, 1994, С. 147,
- А. Психология тела: биоэнергетический анализ тел. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. С. 88.
- Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер англ. / М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. г.
- Фелъденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических - уроков / Пер. с англ. М. Папуш. М.: Институт Общегуманитаргных Исследований. 2000. С. 14.
- Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник, М 1997. С.






