Дополнительна общеразвивающая программа "Народное сольное пение"

Леонова Елена Евгеньевна

Дополнительна общеразвивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_solnoe_narodnoe_penie.docx559.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

городского округа Самара

 Детская школа искусств №8 «Радуга»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

НАРОДНОЕ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

4 года обучения

преподаватель дополнительного образования:

Леонова Е.Е.

                                                   Самара 2022г.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Народное сольное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального фольклора в детских школах искусств.

Программа имеет художественную направленность.

Сольное народное пение является распространенным видом музыкального искусства, как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике. Разнообразный вокальный репертуар включает музыку различный жанров и стилей.

Важнейшей составляющей русской культуры является народная песня, обладающая особой воспитательной и художественной ценностью. Знакомство детей с народными мелодиями, участие в праздниках, обрядах и концертах порождают у них положительные эмоции, раскрепощают, позволяют разносторонне развиваться и самое важное - пробуждают интерес воспитанников к национальным традициям и ко всей русской истории в целом, повышают эффективность этнокультурной идентификации личности, способной к толерантности и уважению других народов и культур. Простота построения мелодий, яркая образность, юмор - все это и многое другое вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, как следствие, порождает положительные эмоции, раскрепощает, позволяет им разносторонне развиваться. Но самое важное то, что знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках и обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей русской истории в целом, повышают эффективность этнокультурной идентификации личности, способной к толерантности и уважению других народов и культур. Кроме того, пение, как вид особо доступной детям деятельности, непосредственно связано с их художественным развитием, позволяет активизировать их творческий потенциал, повысить уровень формирования эмоциональной отзывчивости и художественного мышления.

Методика постановки народного голоса подразумевает: «Естественное открытое пение, с соединением грудного и головного регистров на каждом звуке диапазона, основанное на распеве открытой и характерной речи с приоритетом образносмысловой интонации».

Народная манера пения – это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук, умелое использование мелизматики. Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.

Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были детские песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному фольклорному интонированию. Тип интонирования, которым исполняется произведение детского музыкального фольклора, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным. Программа «Народное сольное пение» предназначена для занятий в 1 – 4 классах ДШИ.

Срок реализации учебного предмета «Народное сольное пение».

При реализации программы учебного предмета «Народное сольное пение» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  

программы в области музыкального искусства «Народное сольное пение»

Срок обучения - 4 года

п/п

Наименование предметной области / учебного предмета

Годы обучения (классы),

количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная аттестация

(по учебным полугодиям)

Итоговая аттестация

I

II

III

IV

Контрольный урок

 Зачет

ПО.01.

Учебные предметы исполнительской подготовки

 

 

 

 

ПО.01.УП.01.

Основы музыкального исполнительства

 Народное сольное пение

 2

 2

 2

 2

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

8

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

  1

 1

 1

 1

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

8

ПО.02.

Учебные предметы

историко-теоретической подготовки

 

 

 

 

ПО.02.УП.01.

Основы сольфеджио

1

1

1

1, 2, 3, 4  

8

ПО.02.УП.02.

Практикум по сольфеджио

1

 5, 6, 7

8

ПО.02.УП.03.

Народное творчество

0,5

0,5

0,5

0,5

 5, 6, 7

8

В.00.

Учебный предмет по выбору

 

 

 

 

В.01.

Дополнительный предмет

0,5

0,5

0,5

0,5

 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

--

Всего:

5

5

5

5

Формы обучения и организации деятельности

В процессе обучения и воспитания, учащихся используются традиционная формы работы:

Индивидуальное обучение - овладение и познание предмета «сольное народное пение».

 Индивидуальная форма обучения предусматривает общение педагога с учениками для воплощения творческих идей. Именно на этом этапе педагог должен помочь ученику заинтересовать его углубленным изучением предмета.

Индивидуальная форма обучения полезна, результативна на ранних этапах ознакомления с предметом. Так как воспитанники приходят в группы с разным уровнем подготовки.

Режим и организация занятий. Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу. В урок включается и теория, и практика. Продолжительность занятия 40 минут.

Педагогическая целесообразность программы заключается:

  • в передаче детям накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры методами народного певческого воспитания;
  • в формировании культурного модуса личности и раскрытии ее яркой творческой индивидуальности, уважающей взгляды и позиции другого человека, через приобщение детей к духовному наследию народной культуры как части общечеловеческой культуры.

Цель образовательной программы - выявление, совершенствование и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием средствами народной певческой культуры. 

Для достижения цели представлен ряд задач: воспитательных, развивающих, образовательных.

Задачи обучающие: 

  • научить ориентироваться в разнообразных жанрах народных песен, в основных музыкально-фольклорных понятиях, составляющих этико-эстетический компонент народного искусства;
  • обучать вокально-хоровой технике (певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности, передаче нюансов) и навыкам сценического исполнения музыкально-поэтических произведений;
  • обучать навыкам сольфеджирования и интонирования в ладах народной музыки, ансамблевом исполнении;
  • обучать навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона», умение выводить свой подголосок);
  • формировать умение «перенимать» песню от носителей традиций.

Задачи развивающие: 

  • развивать голос и его регистры, диапазон, тембр;
  • развивать творческие способности детей, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальность (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, умение импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях и жанрах вокально-хорового творчества);
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать способность к импровизации, поиску собственного пути в творчестве;
  • формировать потребность в самостоятельном и креативном мышлении. Задачи воспитательные:
  • формировать интерес детей и их родителей к культурно-историческому прошлому России, к миру традиционной русской культуры (воспитывать чувство принадлежности к родному народу, его истории и культуре);
  • формировать духовно-нравственные нормы жизни и поведения;
  • воспитывать толерантность к разным культурам и национальностям, населяющим Россию;
  • формировать национальное самосознание на основе русского фольклора; - формировать чувство любви к Родине;
  • формировать умения организовывать свой труд;
  • формировать чувство коллективизма (прививать культуру общения), ответственности и взаимопомощи;
  • воспитывать у учащихся художественный (эстетический) вкус.

Образовательный процесс основывается на принципах гуманизма, научности, логичности, системности, последовательности, доступности, природосообразности и сотрудничества. А также в основу обучения положены педагогические принципы: 

  • индивидуализации обучения, состоящий в том, что каждая личность неповторима;
  • интеграции различных видов искусства: музыки, хореографии и народной игры;
  • эмоционально-личностной вовлеченности детей с помощью игровых технологий, интереса как фактора педагогической свободы обучения.

Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, возрастных особенностей ребенка.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
  • метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
  • метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;
  • метод закрепления изученного материала;
  • метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Народное сольное пение» 

Требования по годам обучения

Рабочая программа по предмету «Сольное народное пение» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Сольное народное пение» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к народному песенному творчеству.

Учащиеся первого года обучения должны

Знать:

  • особенности русских народных песен;
  • понятия «темп» и «ритм»;
  • элементарные дирижерские жесты и правильное следование им (внимание, вдох, начало пения, его окончание).

Уметь:

  • правильно дышать: уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • ориентироваться в пространстве сцены;
  • взаимодействовать с партнером;
  • спеть выразительно, осмысленно фразу песни;
  • петь короткие фразы на одном дыхании.

Способы отслеживания и фиксации результатов: контрольное прослушивание, участие в празднике (исполнение 2-х колядок, частушек).

Учащиеся второго года обучения должны

Знать:

  • русские народные песни;
  • элементы сценического мастерства: сценическое внимание, физическое самочувствие, память физических действий;
  • элементарные дирижерские жесты.

Уметь:

  • работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
  • ориентироваться в пространстве сцены;
  • взаимодействовать с партнером;
  • ясно выговаривать слова песни;
  • спеть выразительно, осмысленно фразу песни с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
  • правильно дышать: уметь делать спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в более подвижных песнях уметь делать быстрый вдох;
  • точно повторять заданный звук.

Способы отслеживания и фиксации результатов: контрольное прослушивание, участие в празднике.

Учащиеся третьего года обучения должны

Знать:

  • особенности народного певческого искусства;
  • праздники «Народного календаря»;
  • основные элементы народно-сценических танцев (на примере русских народных танцев и танца одного из народов России).

Уметь:

  • выполнять упражнения на расслабление;
  • выступать в концерте;
  • выполнять упражнения для постановки вокального голоса в народной манере исполнения;
  • играть в народные игры и водить хороводы;
  • объяснять назначение праздников народного календаря;
  • коллективно исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением;
  • соблюдать при пении правильную певческую установку;
  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, стараться тянуть звук;
  • правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношения;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • петь чисто и слаженно в унисон с ансамблем.

Способы отслеживания и фиксации результатов: открытое занятие (хороводные, плясовые, календарные песни).

Учащиеся четвертого года обучения должны

Знать:

  • особенности народного певческого искусства;
  • праздники «Народного календаря»; - элементы сценического мастерства: мышечная свобода и раскрепощенность, предлагаемые обстоятельства;
  • основные элементы народно-сценических танцев;
  • особенности исполнения народных песен.

Уметь:

  • выступать в концерте;
  • выполнять упражнения для постановки вокального голоса в народной манере исполнения;
  • продемонстрировать технику, стиль и манеру исполнения основных элементов народных танцев;
  • играть в народные игры и водить хороводы;
  • объяснять назначение праздников народного календаря;
  • исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением;
  • показать основные элементы русских народных танцев;
  • соблюдать при пении правильную певческую установку;
  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, стараться тянуть звук;
  • правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношения;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • петь соло выразительно и осмысленно фразу из простой песенки с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
  • петь чисто и слаженно в унисон с ансамблем;
  • петь без сопровождения очень несложные одноголосные песни.

Способы отслеживания и фиксации результатов: открытое занятие (хороводные, плясовые, календарные песни).

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 

Учащийся 4-го года обучения сольного народного пения на выпускном экзамене должен показать владение следующими начальными вокальными навыками:

  • плотная динамическая подача голоса в высокой позиции;
  • координация словозвука с темпоритмом и мелодией.
  • Фразировка, ровное звуковедение;
  • подвижность и полётность голоса;
  • сглаженность регистровых переходов;
  • гибкость голоса;
  • владение первоначальными навыками исполнительской выразительности;
  • самобытная подача произведения;
  • артистичность, импровизация;
  • использование шумовых или духовых инструментов;
  • владение элементами народной хореографии.

Формы и методы контроля, система оценок

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

  • оценка за работу в классе;
  • контрольный урок в конце каждой четверти

Виды промежуточного контроля: переводной зачет по окончании освоения предмета.

Основным показателем успеваемости учащегося является оценка по пятибалльной системе, выставляемая педагогом в дневнике в конце каждой четверти.

Итоговая оценка выставляется на основе четвертных.

В конце каждого полугодия проводится зачет, на котором учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы учащегося;
  • оценка на зачете;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Результаты текущего контроля доводятся до сведения родителей (законных представителей). В мониторинге образовательного процесса качественные показатели успеваемости отслеживаются путем проведения, входного и текущего этапов диагностики.

1) прогностическая диагностика (проводится при приеме детей в объединение) – это отношение ребенка к выбранной деятельности, его творческие данные и личные качества;

2) промежуточная диагностика показывает результаты обучения в середине года в конце первого полугодия;

Проведение диагностики осуществляется педагогом и администрацией учреждения с помощью различных методов: наблюдение, анкетирование. Полученные данные заносятся в таблицу результатов образовательного уровня обучающихся. Осуществляется анализ результатов диагностики.

Формы контроля могут быть традиционные (игровые программы, концертные выступления и т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме). При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Содержание программы «Народное сольное пение»

1-ый год обучения.

Задачи, содержание и организация музыкального восприятия – слушания - интерпретации:

Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Организация детского экспериментирования с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

Активизация слуховой восприимчивости детей.

Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.

Умение импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в песнях.

Музыкальный репертуар: (примерный)

Потешки, заклички, скороговорки, колядки и. т.д.,

 «Баю, баюшки, баю» - колыбельная Самарской области,

 «К нам гости пришли» - сл. М. Ивенсен, муз.А.Александрова,

 «Петушок» р.н.п.,

 «Где был Иванушка» - шуточная р.н.п.,

«Андрей-воробей» - скороговорка,

«Ходила младешенька по борочку» -  хороводная р.н.п.,

 «Во кузнице» - р.н.п. в обр.А.Жарова,

«Со вьюном я хожу» - хороводная р.н.п. ,

«Земелюшка – чернозём» - хороводная р.н.п.,

«Коровушка» - р.н.п. в обр.М.Красева,

 «Частушки»,

«Коляда» - календарная Самарской области,

 «Ай, чу-чу» - р.н.п.,

 «Ах, вы сени» - р.н.п.,

 «Ой, казали масляной» - дразнилка,

Детский земледельческий календарь.

Прогнозируемый результат:

К концу учебного года ребенок должен уметь:

Эмоционально откликаться на детские народные песни, узнавать знакомые песни, описывать их, различать характер песен,

Петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением, интонировать большинство звуков;

Знать народную лексику;

Передавать настроение песни;

Знать сильную и слабую долю;

Уметь импровизировать попевки и песни на фольклорные тексты.

2-ой год обучения:

1.Задачи, содержание и организация музыкального восприятия:

Воспитание слушательской культуры ребенка.

Развитие музыкального слуха.

Освоение пентатоники.

Освоение интонации поступенного движения, квартовых ходов, трихордов;

Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции.

Развитие устной манеры исполнения песен, чистого интонирования.

Развитие импровизации мелодий.

Развитие артистичности.

Музыкальный материал: (примерный)

Потешки, заклички, скороговорки, колядки и. т.д.

«Заплетися плетень» - игровой хоровод.

«Коляда – ты где была» - календарная Самарской области;

«Осень» - календарная р.н.п.,  

«Овсень, овсень» - календарная – р.н.п.

«Посеяли девки лён» - хороводная р.н.п.,

 «Пошла каляда»- календарная р.н.п.,

«Комара женить мы будем» - шуточная р.н.п.,

«Небылицы»,

«Барыня» частушки,

«Ехал Тит на дрожках» - прибаутка,

«Вокруг березки я хожу» семицкая Смоленской области,

«Жавороночки» - закличка,

«А кто у нас хороший» - свадебная-величальная,

«Девка бельё мыла» - припевки,

«Глянь-ка, мамонька в окошко» - свадебная Пензенской области,

«Что барыне да гулять не велят» - плясовая Самарской области,

Детский земледельческий календарь.

Прогнозируемый результат:

К концу учебного года ребенок должен уметь:

Эмоционально воспринимать произведения народного искусства, отличать добро и зло,

Петь несложные песни без сопровождения и выразительно с сопровождением,

Чисто интонировать попевки.

Уметь импровизировать мелодии на интонации народного трихорда.

Уметь точно воспроизводить ритмический рисунок (по слуху).

Уметь передавать характер песни.

3-ий год обучения.

1.Задачи, содержание и организация музыкального восприятия

Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с новыми разножанровыми произведениями.

Формирование чувства патриотизма и любви к своему народу.

Накопление представлений о жизни народа, его обычаях и песнях.

Развитие музыкально слуха и памяти,

Обучение детей анализу и сравнению при разборе народных произведений.

Дальнейшее овладение народной лексикой.

2.Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

Укрепление певческих навыков: дыхания, артикуляции.

Развитие умений чистого интонирования в песнях a-capella,

 Развиватие умения исполнения мелизматики в народных песнях.

Импровизация мелодий в народно-песенном стиле.

Развитие артистичности.

Музыкальный материал: (примерный)

Колядки, щедровки, весенние заклички и. т.д.

«Таусень» - календарная, запись и расш.Г.Науменко,

«Ой, на горке калина» - плясовая р.н.п.,

«Блины» - р.н.п. в обр.А.Абрамского

«Никонориха» - шуточная Московской обл. ,

 «Ой, вставала я ранёшенько» - календарная р.н.п.,

«Вот задумал комарик жениться» - шуточная р.н.п.,

«Ванюшка мой» - припевки,

«Соловей мой, соловьюшек» - плясовая,

 «А кто у нас моден» - свадебная Новгородской обл.,

«Вдоль по улице» -  шуточная-плясовая Самарской обл.,

«Посею лебеду» - р. н.п.

«Дударь молодой» р. н.п.,

 «Пошла Дуня на базар» - шуточная Московской обл.,

«Хожу ли я» - хороводная Вологодской обл.,

«Ой, казали масляной – дразнилка,

«Дуня-тонкопряха» - плясовая Свердловской области,

«Ох, ты белая румяная моя» - плясовая Московской обл.,

Детский земледельческий календарь.

Прогнозируемый результат:

 В конце учебного года ребенок должен уметь:

Петь выразительно, естественным звуком, точно интонировать мелодию a-capella,

Развить культуру слушательского восприятия, умение делиться впечатлениями, определять характер произведений.

Импровизировать оригинальные попевки.

Уметь давать оценку своему исполнению.

4-ый год обучения.

Задачи, содержание и организация музыкального восприятия:

Развитие музыкального слуха ребенка, обогащение его знания новыми образцами народных исполнителей.

Развитие чувство патриотизма, умение понимать исторические особенности, знать корни своего народа.

Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

Укрепление певческих навыков: дыхание, дикция, манеру исполнения определенной области.

Развитие певческого диапазона.

Развитие умения импровизировать в народных песнях.

Музыкальный репертуар: (примерный)

Колядки, щедровки, весенние заклички, купальские и троицкие песни.

«Мы сидели на канаве» - календарная Брянской области,

«Ходила коляда» - календарная Курской обл.,

«Ты, Россия» - Ульяновской обл.,

 «Рано на заре куры запели» - календарная Курской обл.

«Ты куда голубь ходил» - хороводная Самарской обл.

«Ой, кулики, жаворонушки» закличка Поволжья

«Как задумал наш Дунай» -  р.н.п.

«Я по бережку ходила молода» - плясовая Красноярского края,

«Было у тещеньки семь зятевей» - р. н.п.,

 «Подружки мои» лирическая Вологодской обл.,

«Хорошо на Волге жить» - припевки,  

«Соловей с кукушечкой разговаривал» - лирическая Тульской обл.,

«Ехал Ванька из Рязаньки» вечерочная Красноярского края,

«А ты вылети чёрна галочка» календарная Смоленской обл.,

«На горе, горе» свадебная Новгородской обл. «Иванькина мати» - календарная р.н.п.,

«Уж мы сеяли ленок» - р. н.п. «Как по травкам, по муравкам» - хороводная р.н.п.,

«Страдания», «Как по двору, по двору» - плясовая р.н.п.

«Соловей - Будимирович» былина,  

«Вокруг поля мы ходили» календарная Владимирской обл.

«Пора мати жыто жати» - зажиточная Брянской обл.

«Чие ж это поле» - обжиточная Смоленской обл.

«К тому двору припыталися» - волочебная Смоленской обл.

«Выйду за ворота» - хороводная Самарской области,

«По лужочку я хожу» - хороводная Брянской обл.

«Умпа – умпа» - припевки под язык,

«Во колодице водица холодна» - р. н.п.

«Линда-да» частушки Липецкой обл.

 «То не Волга - река» календарная Рязанской обл.

«Да говорят у нас насеянные» - лирическая Липецкой обл.,

«Коляда» календарная Брянской обл.

«Масленичная» - календарная Брянской обл.,

«Ты река ли моя реченька» -  р. н.п.

«Весна красна на весь свет» -  календарная Красноярского края,

«По речке, речке, по Йорданочке» - календарная Красноярского края,

«Кнопочки баянные» - муз.и сл.  В. И. Темнов, В. Бутенко.

Детский земледельческий календарь.

Прогнозируемый результат:

В конце учебного года ребенок должен уметь:

Отличать услышанные и исполняемые песни в зависимости от региона России.

Петь выразительно, естественным звуком, точно интонировать мелодию а-capella.

Уметь исполнять песни с мелизмами и форшлагами.

Уметь давать оценку своему исполнению.

Иметь пополненные знания о народных исполнителях.

Петь народные песни в определенной манере.

Артистично двигаться по сцене с элементами импровизации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просве-тительской деятельности образовательной организации.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Народное сольное пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академические концерты, творческие отчеты, конкурсы, прослушивания к концертам и т.д. Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в соответствии с действующим учебным планом.

В 1-4 классах обучающиеся, как правило, выступают на технических зачетах, открытых и закрытых академических концертах. В конце второй четверти проводится закрытый академический концерт, на котором учащиеся исполняет одно произведение. В четвертой четверти проходит творческий отчет, на котором ученики выступают перед родителями с исполнением двух разнохарактерных произведений.

Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.

Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

оценка на академическом концерте или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Методическое обеспечение программы

Постановка голоса.

Структура построения индивидуального урока: распевание - вокальные упражнения -работа над произведением.

В процессе работы над голосом, педагог может использовать такие методы и приемы, как:

Методы обучения: показ, разъяснение, сравнение, самостоятельный поиск. Методы организации учебно-воспитательного процесса: ситуация успеха, ситуация творчества, положительная перспектива.

В целях охраны голоса ученика не рекомендуется назначать в качестве домашнего задания пение в домашних условиях. Домашние задания должны представлять собой выучивание текстов песен, работу над образным содержанием произведения.  

Физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Большое значение для правильного звукообразования при исполнении фольклора имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные исполнительские возможности и способности каждого певца, зависит певческое делание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность и гибкость голоса. Взаимосвязаны друг с другом голосовой аппарат и музыкальный слух, определяющий звуковысотность мелодической линии.

Без знаний физиологических и вокальных особенностей детского голоса сложно выявить верные регистры и примарные тоны детских голосов; трудно подобрать для исполнения фольклорный материал в диапазоне, соответствующем возрастным возможностям детей; не просто «поставить» певческое дыхание, достичь четкой дикции, ровного и легкого звуковедения, вокального мастерства.

Гортань взрослого человека расположена в области шеи на уровне 4-7 шейных позвонков. Ее вход открыт в гортанную часть глотки, а на уровне 7 шейного позвонка она переходит в дыхательное горло. Гортань ребенка к 7-8 годам тоже достигает этого уровня.

Неравномерное расположение чувствительных нервных окончаний в слизистой оболочке гортани к 7 годам топографически напоминает расположение таковых в гортани взрослого человека. В возрасте от 7 до 12 лет у ребенка идет формирование голосовой мышцы. Она отщепляется от щиточерпаловидной с ее внутренней стороны, постепенно достигает своими мышечными волокнами свободного края голосовой связки и всего эластического конуса, в который вплетаются поперечные и косые волокна этой мышцы.

Таким образом, голосовая мышца гортани человека формируется к 11-12 годам и продолжает развиваться до 20 лет. Управление голосовыми связками изменяется к 12 годам, кроме перстнещитовидных мышц, ими начинают сложно управлять и голосовые мышцы.

В возрасте до 11-12 лет механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, так как голосовая мышца только образуется и пение осуществляется краевым натяжением связок. Поэтому звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, а голос – небольшую силу и выносливость. Из-за несформированности голосовых связок, как правило, отсутствует вибрато.

Лишь к 13-15 годам в певческом голосе детей вибрато становится уже заметным, хотя выражено слабо и не имеет еще четкой периодической пульсации. Известно, что вибрато придает голосу полетность, гибкость, чистоту интонации. Отсутствие его в голосе детей приводит к тому, что появляется определенное колебание голоса, фальшивое интонирование звука. Вследствие этого, при пении возникают микроинтервалы, которые стоят между двумя ступенями и достигают четверти тона.

В 11-13 лет у детей начинает изменяться физиологическое состояние голосового аппарата, развивается и постепенно начинает управлять голосовыми связками голосовая мышца. Голос становится гибче и сильнее. У мальчиков такие изменения более заметны. Их голоса приобретают большую звонкость. Но вскоре яркость звучания теряется. Голоса иногда начинают тускнеть и сипеть. Дети напряженнее поют верхние звуки. Происходит изменение голоса, то есть переход его из детского во взрослый, что называется мутацией. Именно во время мутации (13-14 лет), «ломки» голоса, ярко проявляются различия в развитии голосов мальчиков и девочек.

Мутация особенно остро протекает у мальчиков. Она проходит на протяжении периода от 5-8 месяцев до 2-3 лет. Голос опускается минимум на октаву. У некоторых детей при этом даже возникают болезненные состояния. Постепенно голос у мальчиков приобретает новые черты взрослого звучания.

У девочек мутация не бывает столь продолжительной, но может повториться (или только впервые обнаружиться) в 15-16 лет. Постепенно голос приобретает ярко выраженные индивидуальные качества, тембровую окраску, грудное звучание.

В послемутационный период, когда «ломка» голоса завершена, на первых вокальных занятиях нельзя злоупотреблять диапазоном и силой звука. Следует бережно, постепенно, специальными певческими упражнениями укрепить его, и только после этого расширять диапазон звучания до предельных параметров.

Знание возрастной дифференциации звуковысотного диапазона и регистров детских голосов имеет крайне важное значение при работе с детьми. Прежде всего, это позволяет выявить приматные («натуральные») тоны в голосе ребенка, правильно ориентироваться в индивидуальной вокальной постановке голоса, уберечь ребенка от чрезмерного физического напряжения, верно подобрать тесситуру песенного материала, совпадающего с регистровыми возможностями певца.

Большое значение при обучении детей народному пению имеет для педагога знание основ психологии музыкального мышления ребенка.

Вокально-хоровая работа.

В подборе песен для проведения праздников и вокально-хоровой работы педагог учитывает, что воспитанникам 1-го года обучения легче правильно и быстро повторить скороговорку, считалку, закличку. При вокализации речи они намного легче интонируют слова, правильно их произносят.

Считалки не поются, а скандируются, заклички – энергично выкрикиваются, приговорки – исполняются мелодизированным говорком, звонко и весело. Ребята из старших групп уже не могут достичь нужного эффекта из-за голосовых изменений. Поэтому при проведении праздников народного календаря все эти музыкальные произведения исполняют малыши.

В подростковом возрасте, начиная с 12-13 лет, дети постепенно переходят от напевно-речевого, мелодико-речитативного интонирования к вокально-напевному, приближаясь к музыкальному интонированию, которое существует у взрослых исполнителей. Это связано как со взрослением детей, так и развитием, и укреплением голосового аппарата, музыкального мышления. Они могут исполнять и некоторые произведения взрослого фольклора, мелодическая структура которого близка мелодичной структуре напевов детских песен. Их мелодии обычно составляют 5–7 тонов, с четкой акцентуацией и опорой тонов на последний слог и обладают ладовой устойчивостью.

Чтобы обучить детей сольному народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчетливой выразительной дикции; единой манеры пения.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Необходимо работать над следующими разделами певческих навыков:

  • певческая установка;
  • певческое дыхание;
  • звукообразование.

Певческая установка. Под певческой установкой понимается правильное положение корпуса, шеи, головы поющего, способствующие образованию хорошего певческого звука.

Наиболее естественным для пения является положение «стоя». Именно в этом положении находятся участники во время выступления, исполнения музыкального материала, проведения праздников. Тем самым обеспечиваются правильные певческие навыки: поющий стоит прямо, не сутулясь, грудь немного выдвинута вперед, голову нужно держать прямо – это обеспечивает полную свободу гортани и мышц шеи, мышцы лица должны быть свободны от любого напряжения.

Перед исполнением любого упражнения или песни следует выполнять следующее: исполнитель, стоя, в расслабленном положении, должен поднять плечи высоко вверх, отвести их «далеко» назад и опустить. Это и будет правильной осанкой во время пения.

Певческое дыхание. Певческое дыхание имеет важнейшее значение в пении. Оно является источником плотного грудного звучания, естественного головного резонирования, без сильного прикрытия голоса, что обуславливает качество пения как со стороны вокально-технической, так и со стороны художественной выразительности.

Для детей 7-9 лет основным дыханием является верхнереберное, или ключичное, которое в 11-12 лет постепенно переходит в грудное, или боковое. С 15 лет развивается нижнереберное, или диафрагмальное, дыхание.

Звукообразование. При работе по звукообразованию следует учитывать диапазон детского голоса. Основное разучивание песен и упражнений происходит «на слух», с голоса педагога. При этом активизируется внимание детей. Они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивается свобода вокального интонирования. Фортепиано или баян используются для настройки, для уточнения трудного места в партитуре и для аккомпанемента, если необходимо – на выступлениях и при проведении праздников.

Навыки пения прививаются постепенно, по принципу – от простого к сложному, начиная с исполнения песен-попевок, в унисон, в терцию, затем – к более сложному исполнению двух-голосья.

Все необходимые вокальные навыки, в первую очередь, вырабатываются во время распевок. Они помогают быстрой слуховой организации, собирают внимание, подготавливают, «разогревают» голосовой аппарат.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Техника дыхания состоит в бесшумном коротком вдохе, опоре воздушного столба и спокойном его расходовании. Брать дыхание нужно раньше, чем оно израсходовано до конца. Нередко дети «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. Слишком большое количество вдыхаемого воздуха часто приводит к напряженному звучанию, мешает точности интонации. Чтобы избежать этого, следует добиваться свободы и равномерности в использовании дыхания.

Примеры упражнений:

Упражнение «ласковый ветерок» – сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и, через слегка сжатые губы, медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полным или сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох.

Упражнение «силач» – руки, сложенные ладонями одна на другую, подняты на уровень груди и с упором давят вниз, на предполагаемый поршень. При этом производится глубокий грудной выдох на слоги «хо, ха...» и далее – со всеми гласными. Сочетание с согласными может быть любое.

Упражнение «каратист» – рука либо сжата в кулак, либо выставлена открытой ладонью вперед. Сначала резко, с выдохом на любое сочетание согласных и гласных, предлагаемых педагогом, выбрасывается вперед перед собой, потом то же движение, но медленно, с еще большим упором.

Упражнение «жук», «муха», «комар» – ребята воспроизводят жужжание, писк, работая как над дыханием, так и над артикуляцией. Педагог жестами показывает высоту и силу звука рукой, как бы показывая траекторию полета: вниз, вверх, прямо, ближе (форте), дальше (пиано). Ребята стараются сымитировать весь полет.

Упражнение «колокольчик» – сделав короткий вдох, на длинном выдохе на высоте одной ноты слог «ли». Педагог объясняет, что язычок должен находиться очень близко к зубам, чтобы звук получался звонким и легким. Затем это упражнение повторяется на слоги «ле», «лё», «ля». Для укрепления носогубной мышцы и губ это же упражнение повторяется на звонкие и глухие согласные: «пи-пе-пё пя», «би-бе-бё-бя», «шише-шё-ша», «зи-зе-зё-зя» и т. д. Затем это упражнение исполняется на мелодию «Как у наших у ворот».

Упражнение на дикцию – для выработки четкой дикции и единого звучания нужно на одном звуке протянуть: «а-о», «е-э», «и-ы», «то-то лю-ли, то-то люли».

Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку, мелодий.

Анд-    рей, во-ро-бей, него-няй      голубей

Сначала их полезно проговаривать, пропевать в удобном для пения регистре:

гоняй га-ло-чек из-под па-ло-чек

не клюй пе-сок,

не ту-пи но-сок,

при-го-дит-ся но-сок

кле-вать ко-ло-сок

         

В то же время необходимо следить, чтобы звук не ослабевал к концу фразы. Нужно произвольно увеличивать его длительность и обращать внимание детей на исполнение последнего звука.

Для достижения протяжности, мягкости, напевности, ровности звучания в упражнениях следует использовать мелодии напевов. Необходимо добиваться, чтобы дети точно пропевали ноты, не уменьшая длительности второй за счет увеличения первой, не затягивая ее. Постепенное увеличение звуков в распеве до трех, четырех и более – помогает добиться широкой напевности, льющегося протяжного звука. Особенно полезны песенные распевы на одну гласную или слово. Например, как распев в песне «Ой, как солнышко восходе»:

           

Такие упражнения улучшают тембр голоса и укрепляют дыхание.

Известно, что многие народные песни можно петь только коллективно – в ансамблевом или хоровом исполнении. Как говорят народные певцы, «в одиночку их не вытянешь, духу не хватит». Поэтому и поются они на «едином» дыхании, основываясь на «непрерывности» хорового дыхания.

В русском музыкальном фольклоре много песен, в которых «цепное дыхание» является главным выразительным средством. Продолжительные музыкальные фразы очень трудно спеть на одном дыхании. Поэтому важно научить детей использовать в пении «цепное дыхание», т. е. делать вдох в середине выдержанного звука.

Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь как говоришь – один из принципов народного исполнения. Только тогда возникает ясность и выразительность передачи слова. А единственный способ донесения содержания песни – понятные слова. Поэтому дикция должна быть отчетливой, произнесение гласных и согласных – как в разговорной речи.

Для тренировки четкой и ясной дикции, активной артикуляции используются специальные упражнения.

Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц лица и гортани.

Произносить песенную фразу нараспев, в 2–3 раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.

Произносить фразу из песни нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорным, идущим от слова, посылом звука.

Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл звука.

Переносить согласные с конца слова к следующему слогу:

«По-дъе-зжа-ли мы по-дсе-ло, За-и-гра-йду-до-чка, ве-се-ло».

6.        Полезными и эффективными для улучшения техники словопроизношения являются песни-скороговорки и скороговорки. Они не только оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения, но и оказывают большую помощь в развитии речи при подготовке к народному празднику. Скороговорки можно пропевать, утрируя произношение текста, и также приговаривать:

-баран буян залез в бурьян;

- хороши в дорожку пирожки с картошкой;

-двое – не один, в обиду не дадим;

кабы бабе сапоги, сапоги, пошла б баба в три ноги.

Пошел Ипат лопаты покупать,

Купил Ипат пяток лопат

Шел через пруд – уцепился за прут, Упал Ипат – пропали пять лопат.

Стоит лодырь у ворот -широко разинув рот, и никто не разберет, где ворота, а где рот.

В редьке пять блюд: редька триха, редька ломтиха, редька с маслом, редька с квасом да редька так.

На болоте на лугу стоит блюдце творогу.

Сок с березы стек, стек с березы сок.

Однажды галок поп пугая, в лесу увидел попугая, и говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но, галок, поп, в лесу пугая, пугать не смей ты попугая.

Почти всегда народные песни обыгрываются, т. е. песню сопровождает театрализация. В младшем возрасте – это выглядит как песня-игра. Игра, даже в 7-10 лет, может нести в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, физического развития, импровизационно-творческую, организационно-деятельностную. Одновременно игра, включая в себя полифункциональные задачи – познавательные, коммуникативные, творческие,-- является средством формирования личности ребенка, оказывает на него эмоциональное воздействие, пробуждает интерес к деятельности, к творчеству.

На этот же мотив идет диалог Козла и Заиньки.

Козел:

Уж, ты, зверь, ты зверина,

Ты скажи мне свое имя,

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня? Заинька:

Нет, не смерть я твоя,

Нет, не съем я тебя.

Я ведь заинька,

Я ведь серенький.

При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:

Техника дыхания. Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);

Дикция.  Произношение гласных и согласных «выпуклое»;

Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.

Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».

Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения нужно:

Выявить характерные исполнительские приемы;

Отношение аутентичных певцов к данной песне;

Раскрыть содержание народной терминологии.

При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:

Слова, искаженные исполнителями;

Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);

Выпавшие звуки (моего - «мово»);

Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).

Индивидуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого.

Примерный план разучивания песни:

прочесть внимательно текст песни;

прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;

разучить текст песни и мотив с детьми;

обдумать художественное оформление.

Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Методическое обеспечение учебного процесса по предмету «Сольное пение» включает:

  • наличие общеразвивающей образовательной программы учебного предмета «Сольное народное пение»
  • наличие комплекта учебно-методической литературы профильной направленности;
  • сборники нотной литературы с русской вокальной музыкой;

Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение:

а) преподаватель;

б) концертмейстер.

Материально-техническое обеспечение:

  • просторное помещение для занятий;
  • музыкальные инструменты (баян, фортепиано, бубен, ложки,                          
  • трещётки, рубель, кугиклы, свирель, жалейка).
  • костюмы (девочки – рубаху, сарафан, ленты; мальчики –  рубаха, кушак, сапоги)
  • аудио и видео аппаратура, компьютер, медиапроектор.

Список литературы

  1. Весенние капельки. Русские народные песенки. - М., 1983.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
  4. Гармошечка-говорушечка. Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. - М., 1990.
  5. Жаворонушки. Русские песенки, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко. - М., 1977.
  6. Жили-были. Сост. Калугина В.И. - М., 1988.
  7. Котенька-коток. Русские народные песенки. Сост. Науменко. - М., 1990.
  8. Ладушки. Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Сост. Егорова. - М., 1990.
  9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  10. Народные русские сказки. Из сборника А.М. Афанасьева. - М., 1982.
  11. Ненаглядная краса. Русские народные песни для детей. Н. Метлов.-М, 1975.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  13. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. Сост. Забылин.-М., 1990.
  14. Русские народные сказки. - М., 1975.
  15. Рыбенкова М.А. Русские пословицы и поговорки. - М., 1961.
  16. Солнышко - ведрышко. Русские народные песни, хороводы. Сост. М. Медведева. -М., 1984
  17. Стрижев А.И. Календарь русской природы. - М., 1972.
  18. Филлевская В.М. Народные потешки, пестушки, песенки, шутки. 1951 № 12.
  19. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. - М., 1991.
  20. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

Список литературы (для педагога)

  1. Аникин В. Русские пословицы и поговорки. - М, 1998.
  2. Агафонников В. Заплетись плетень. -М., 1977.
  3. Бурыгин В. Волжский сувенир. - С., 1993.
  4. Браз С. Русская народная песня. - М., 1975.
  5. Виноградов С. Детский фольклор. - Л., 1978.Ведерникова Т.
  6. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. - С., 1993.
  7. Ветлугиа Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
  8. Выгодский Л. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., 1935.
  9. Борисенко Б. Детский музыкальный фольклор. - В., 1996.
  10. Дубравин В. Русские календарные песни. - М., 1974. Зацарный Ю.
  11. Русские народные песни. - М., 1998.
  12. Камаева Т. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.
  13. Кулагина А. Русские частушки. - М., 1992.
  14. Климова А. Основы русского народного танца. - М., 1994.
  15. Леонтьев А. Проблемы развития психики. - М., 1959.
  16. Мельников М. Русский детский фольклор. - М., 1988.
  17. Мухлинин М. Игровой фольклор и детский досуг. — М., 1987.
  18. Науменко Г. Дождик, дождик, перестань! - М., 1987.
  19. Науменко Г. Жаворонки. - М., 1987
  20. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. С-П, 2002.
  21. Руднева Н. Русский народный хор. - М., 1960.
  22. Рубцова И. Народная культура в школе. - С., 1995.
  23. Терентьева Л. Детский фольклорный ансамбль. - С., 1991.
  24. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. -М., 1976.
  25. Эсканишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки.-М., 1981.
  26. Эльконин Д. Избранные психологические труды. - М., 1969.
  27. Лутошкин А.Н. Как вести за собой; - М., 1986.
  28. Шушарджан С, Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию.   М.: Восток-Запад: синтез, 1994, С. 147,
  29. А. Психология тела: биоэнергетический анализ тел. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. С. 88.
  30. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер англ. / М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. г.
  31. Фелъденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических - уроков / Пер. с англ. М. Папуш. М.: Институт Общегуманитаргных Исследований. 2000. С. 14.
  32. Хазрат Инайят Хан.  Мистицизм  звука.  Сборник, М 1997. С.