"Влияние музыки на развитие и социальную адаптацию детей с РАС"

Рыльцева Татьяна Анатольевна

Что такое аутизм. Как общаться с ребенком аутистом. Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка аутиста. Методические рекомендации.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации  преподавателя ДШИ №8

им. А. Бабаджаняна    Рыльцевой Т.А.

          «Влияние музыки на развитие

      и социальную адаптацию детей с РАС»

Аутизм – это психологическое состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

  В раннем детстве аутизм можно распознать отсутствием «агуканья и лепетания», ребенок не смотрит в глаза, называет себя местоимением «он», «она», ребенок не идет на контакт с людьми и внешним миром. Позднее в  детях все больше проявляются такие качества как неспособность дружить, неумение сочувствовать другому, странные, неуклюжие движения, односторонние интересы. Ребенок с РАС (расстройство аутистического  спектра) не способен к полноценному  социальному общению; он не может чувствовать состояние другого человека; он привязан только к тем, кто о нем заботится; он редко обращается с просьбами и делится своими переживаниями; он не умеет играть в игры, где требуется воображение; склонен к «эхолалии» - повторению чужих слов. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Такие дети стремятся находится в одиночестве.  Его общение с другими детьми мотивируется только потребностью удовлетворению собственных нужд, при этом желание партнера по общению игнорируется.  У таких детей очень часто наблюдаются неадекватные формы поведения: гнев, крики, истерики, он может делать себе больно, не переносит взгляда «глаза в глаза», избегает телесных контактов,  избирателен в одежде и еде, наблюдается стереотипное поведение (сохранить окружающий мир в неизменном виде – ходить одним маршрутом,  размещать предметы в строго определенном порядке, боится любых изменений)  и т.д.  У детей с РАС  есть проблема использования речи как средства коммуникации, дефицит речевой деятельности: специфичность аспектов речи, сложности распознания интонации, буквальное понимание, трудности в формировании речевых высказываний, неумение поддержать диалог, бедность собственной невербальной коммуникации (они не умеют использовать мимику и жесты в разговоре), нарушение грамматического строя речи, ошибки в использовании предлогов и местоимений. Детям –аутистам свойственно конкретное мышление, им непонятны причинно-следственные связи, они не умею переносить освоенные навыки на другую ситуацию.  

   Это психологическое состояние связано с генами, либо редкими мутациями, имеющих столь сильный эффект. Вылечить аутизм нельзя!  Хотя основные проблемы благодаря социальной поддержке, устойчивых отношений с другими людьми часто с возрастом сглаживаются. Тем не менее, во взрослой жизни очень малый процент могут жить независимой жизнью.

Хотелось бы порекомендовать конкретные действующие приёмы, которые помогут в общении и развитии детей с аутизмом:

 

Как общаться с ребенком – аутистом?

У большинства детей-аутистов сверхчувствительный слух.  Они не только очень хорошо слышат, но и очень болезненно реагируют на громкие звуки. То, что мозг обычного ребенка может отфильтровать и не обращать на него внимание, может причинять ребенку с РАС физическую боль.

  1. Постарайтесь разговаривать спокойно, размеренно.
  2. Пусть тон вашего голоса будет доброжелательным. 
  3. Не ссорьтесь и не кричите в присутствии ребенка. 
  4. Избегайте грубых слов в разговоре как по отношению с ребенком, так и между другими членами семьи – он все это слышит и это мешает ему успокоится.
  5. Обратите внимание какую музыку слушает ваш ребенок, включая мультфильмы и компьютерные игры. Если она слишком танцевальная или больше напоминает рок, исключите ее. Классическая музыка, звуки природы и просто тишина – это залог успеха.
  6. Обращаясь к ребенку, помните, что ему нужно немного больше времени для того чтобы откликнуться на вашу просьбу, а часто нужна ваша помощь.
  7. Если есть возможность, обращаясь к малышу по имени, коснитесь рукой его плеча, чтобы включить кроме слуха еще и осязание. Это поможет ему отреагировать на ваше обращение.
  8. Зачастую такие дети очень консервативны. Любые изменения нужно вводить постепенно, в маленьких дозах.
  9. Берите за основу то, что ребенку очень нравится и пользуйтесь для введения изменений.
  10. Если ваш ребенок ест очень ограниченно количество продуктов и вы хотите разнообразить его рацион, предлагайте просто лизнуть, просто положить на его тарелку. Ешьте вместе с ним. Постепенно новый продукт перестанет быть новым и станет частью его рациона.
  11. Если ребенок непоседлив, предлагайте частую смену коротких занятий. Но обязательно доводите до конца предыдущее прежде чем вы начнете последующее. 
  12. Если ребенок медлителен – таймер может стать хорошим помощником. Позвольте малышу соревноваться с самим собой, предлагая сделать то, что он уже умеет, немного побыстрее.
  13. Четкие границы – ваши лучшие друзья. Помогите вашему ребенку создать четкий распорядок дня. Подъем, кормление, прогулка, купание – в одно и то же время. Возможно ребенок в начале будет сопротивляться, а вам будет казаться, что вы слишком строги с ним и не даете ему жить спокойно. Но это не так. Четкий режим поможет ребенку успокоится, могут уйти проблемы с засыпанием и сном.
  14. Система запретов и ограничений, имеющаяся в вашей семье, должна соблюдаться всеми и всегда. Например, когда приезжает бабушка, которая очень редко видит внука и она очень хочет его побаловать, а в вашем доме после 18.00 не смотрят телевизор, то когда она приезжает – его тоже не смотрят после 18.00. Скажите об этом бабушке заранее. Она вас поймет.
  15. Тяжело переносить бесконечные повторяющиеся движения ребенка, бесцельное прыгание, размахивание руками. Родители не выдерживают и шлепают малыша. Старайтесь избегать такой реакции с вашей стороны. Эти движения бессознательны. Ваш шлепок результатов не даст, а вред принести может большой.
  16. Очень часто детям-аутистам требуется больше тактильных ощущений, чем их сверстникам. Вы можете помочь им, предоставив возможность играть с крупами, песком, массажными мячиками.
  17. Есть детки любящие крепкие объятия – таких обнимайте, обнимайте много и крепко-крепко.

В общеобразовательной школе дети с РАС  обучаются по основной адаптированной программе (АООП). У них есть тьютер, который всегда рядом с учеником и помогает ему общаться с окружающим миром.

    Для того, чтобы ребенок с РАС развивался и быстрее адаптировался к окружающему миру очень мало обучения только в общеобразовательной школе. В последнее время появляется все больше исследований о влиянии музыки на работу мозга, ее связи с социально-эмоциональной сферой и коммуникацией , способностью уменьшать тревожность и улучшать повседневную жизнь аутичных детей, увеличивает  объем устной речи.  Музыка, как одна из форм невербальной коммуникации, это мощный и доступный стимул для коррекционной работы с такими детьми.  Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, играет значительную роль в процессе обучения и воспитания «особых» детей.  Преимущество музыки это возможность доступным языком рассмотреть природу чувств, передать состояние  простых и сложных эмоций. Поэтому в последнее время отмечается всплеск интереса к музыке как к средству коррекционного воздействия на детей данной категории. Музыка стимулирует способность  понимать и узнавать  эмоции, а в последствии решать проблему узнавания тех же эмоций в словесной информации. Методика проведения музыкальных коррекционных занятий включает в себя различные приёмы: прослушивание музыки, пение, обучение теоретическим понятиям, навык игры на музыкальном инструменте. Коррекционные музыкальные занятия дают возможность ребенку – аутисту вернуться в начальную стадию развития  и приобрести опыт получения спонтанной радости, он испытывает те же ощущения, которые испытывает младенец в исследовании различных звуков (ведь ребенок – аутист часто пропускает эти этапы развития).  Музыкальные занятия – это вид творчества, позволяющий исследовать всю гамму чувств, слушая музыку ребенок заряжается эмоциями и чувствами, получает возможность общения с другими людьми, а прикосновение к музыкальному инструменту это прикосновение в источнику тепла и комфорта, который помогает развиваться и общаться и предполагает непосредственное участие, умение слушать своё исполнение,   развитие смелости, уверенности в себе, максимальное развитие внутреннего потенциала.

      Первоочередной задачей педагога-музыканта является установление положительного эмоционального контакта с ребенком, умение заинтересовать, ненавязчиво вовлечь во взаимодействие. Важно поддерживать успешность действий ребенка, ценить сильные стороны его личности и вызвать к нему симпатию своим отношением.  Педагог должен учитывать повышенную чувствительность, ранимость, специфические страхи аутичного ребенка. Очень важно, чтобы преподаватели музыканты знали, что дети с аутизмом, даже те, которые совсем или почти не говорят, могут обладать значительными музыкальными способностями. Более того,  большинство детей с аутизмом мало боятся публичных выступлений – «страх сцены» у них совершенно отсутствует. Проведение музыкальных занятий должно опираться на педагогическую импровизацию и вариативный подход к использованию музыкального материала и творческих заданий, основанные на обратной связи с ребенком, на оценке его реакции. Воспринимаемая музыка способна изменить настроение  и поведение ребёнка от апатии до бурной деятельности, она может как стимулировать, так и подавлять активность. Музыкальный материал подбирается не по возрасту детей, а с учетом их актуального развития.  Занятия предполагают сочетания разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение,  инсценирование попевок,  ритмические и коммуникативные игры, задания на координацию в пространстве, музыкально-ритмические движения. Двигаясь с ребенком под музыку или помогая ему ставить правильно руку, держа за кисть,  можно наладить непосредственную физическую коммуникацию. Движение рук педагога, усиливает воздействие музыки, его прикосновение к рукам ученика могут быть настойчивыми,  заботливыми, пассивными или напротив. На таких занятиях происходит установление и закрепление контакта между учеником аутистом и преподавателем, который со временем переходит в категорию доверительного. Затем ребенок уже спокойно смотрит в глаза педагогу, здоровается с ним за руку, отвечает улыбкой на улыбку.  Окружающая обстановка играет огромную роль в развитии ребенка, любая перемена привычной обстановки может вызвать у ученика с РАС панику, раздражение  или заставит ребенка «уйти в себя». В роли посредника в этом взаимодействии так же может послужить музыкальный инструмент, с помощью которого он воспринимает звук, видит источник этого звука и чувствует движение, вызывающее звук. Музыкальный инструмент становится средством самовыражения, ребенок осознанно прикасается к  любому музыкальному инструменту с целью извлечь звук, а не бессмысленно крутить любой предмет в руках, что свойственно ребенку аутисту. Так же очень важно на уроках музыки петь с ребенком, это способствует нормализации дыхания, формированию тембра и силы голоса, развитию мелодического слуха и словарного запаса. Очень важное значение и особый индивидуальный подход  при работе с такими учениками имеет подбор репертуара. Так как реакция аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение, плач, равнодушие. Музыка сильно влияет на эмоциональную сферу ребенка, выполняя релаксационную, регулирующую функции. Ребенок –аутист «входящий» в мир музыки, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь  отношений с окружающим миром.    

           

       Музыкальное воспитание способствует развитию личности ребенка с РАС и содействует его социальной адаптации через погружение в мир музыки, творческое самовыражение и совместную музыкальную деятельность.  Уникальность музыки как средства формирования мотивации заключается в механизме  восприятия ее человеком на подсознательном уровне.  Минуя сознательное, она проникает в глубокие слои психики и оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, развивая эмоционально-чувственную сферу, которая лежит в основе формирования мотивов поведения и развития ребенка.  Для ребенка-аутиста, не только «оторванного от жизни», но и находящимся в конфликте с самим собой, средствами касания, извлечения из тела различных звуков мы выражаем ощущение его  собственного тела и пробуждаем интерес к окружающему миру.