Методическая разработка. Развитие вокально-певческих навыков в детском фольклорном ансамбле с применением музыкального фольклора.
Методическая разработка
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 8 «Радуга»
городского округа Самара
Методическая разработка на тему:
«Развитие вокально-певческих навыков в детском фольклорном ансамбле с применением музыкального фольклора»
Е.Е. Леонова – педагог дополнительного образования
Самара 2025
Введение
Работа над певческими навыками это основа как ансамблевой, так и хоровой работы. Одна из основных форм работы на музыкальных занятиях является пение.
В настоящей работе обозначается проблема необходимости выработки певческих навыков участников народно-певческого коллектива посредством музыкального фольклора. Занятие вокалом способствуют развитию внутреннего слуха, который, как известно, поддается тренировке.
Цель:
- развитие вокально-певческих навыков через исполнение музыкального фольклора.
Задачи:
- обобщить педагогический и творческий опыт вокально-хоровой работы;
- разработать наиболее эффективные методы работы над певческими навыками;
- формировать музыкально-слуховые певческие представления;
- способствовать воспитанию интереса к народному искусству средствами музыкального фольклора.
В данной работе автор рассматривает основные положения работы над вокальными навыками: певческой установкой, дыханием, дикцией и артикуляцией.
Базой исследования явился детский ансамбль народной песни «Святки» МБУ ДО ДШИ № 8 «Радуга» г. о. Самара.
1. Особенности вокально-хоровой работы в народно-певческом коллективе.
При обучении народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как:
- певческое дыхание
- высокая певческая позиция;
- округление звука;
- единая манера звукообразования;
- подвижность артикуляционного аппарата;
- мягкая атака звука.
Определяющим принципом обучения народному пению является сохранение признаков певческой традиции:
- естественный, близкий звук;
- незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;
- дикция, близкая разговорной речи;
- естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;
- плотное грудное звучание.
Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов - «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.
Особенности народного вокала могут быть переданы певцом только при условии сформированного у него вокального мышления, которое складывается из двух компонентов - «вокально-звукового» и «вокально- речевого» мышления.
Одной из самых трудных сторон в работе с ансамблем является постановка голоса, а это, освобождение от имеющихся недостатков в голосовом аппарате поющего. К таким недостаткам могут относиться: гортанный призвук в тембре, гнусавость, чрезмерная опора на горло, отсутствие летучести звука, короткое или напряженное дыхание и замыкание его в верхней части груди, отсутствие опоры в дыхании, плохая дикция, косноязычие, пестрота в приемах звукоизвлечения и многое другое.
Вторая цель постановки голоса - закрепление и развитие положительных качеств голосового аппарата поющего, а именно: укрепление и расширение рабочего диапазона, использование природных резонаторных данных, способствующих развитию силы голоса, укреплению хорошего, крепкого дыхания».
Овладение участниками народно-певческого коллектива вокально- хоровыми навыками исполнения происходит в процессе специальных упражнений. Задача этих упражнений заключается в том, чтобы повысить вокально-хоровую технику коллектива.
Распевание - упражнения, которые выполняются перед началом репетиций или концерта, чтобы приготовить голосовой аппарат для работы, вырабатывать все необходимые вокальные навыки. Здесь главное - настройка ансамбля, подготовка его к наилучшей исполнительской форме. Руководитель должен иметь запас вокально-хоровых упражнений, пополнять его новыми интересными примерами. Упражнения должны использоваться не бессистемно, а в определенном порядке, предполагая постепенность и разносторонность развития голоса и вокальной техники певцов.
Распевки, основанные на фразах их народных песен различных жанров представляют собой наилучший учебный материал в вокальной работе.
Звукоизвлечение и слух - два взаимосвязанных компонента. Вокально-хоровая техника исполнения возможна лишь на базе развития слуха. Звукоизвлечение никогда не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже этот контроль, тем безупречнее интонация. Поэтому, приступая к вокально-хоровой работе, мы с первых же занятий обращали внимание участников на соподчиненность голоса и слуха.
Воспитание навыков многоголосия, и пения без сопровождения - одна из наиболее трудных проблем, с которой сталкиваются педагоги.
Строй, ансамбль.
Работа над чистотой и точностью интонирования в ᴨении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в расᴨевки различных звукорядов, главных стуᴨеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, ᴨение a-сappella. Понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; в связи с этим для исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Певческая установка.
Одной из важнейших задач в работе руководителя народно- певческого коллектива является формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести певческую установку.
Певческая установка - термин, обозначающий положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
При этом:
- Голову необходимо держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая. Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса;
- Стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть.
- Сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
- Корпус тела держать прямо, без напряжения;
- Руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.
- Сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живот при пении.
- Губы сложены в улыбку, верхние зубы слегка видны, щеки мягкие, “держат тяжесть” чуть опущенной нижней челюсти.
- Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
- Выученные песни лучше петь стоя. Так как при этом дыхательные мышцы работают лучше, и звучность пения заметно улучшается. При пении стоя - голову нужно держать прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется держать руки за спиной.
- На каждом занятии необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани.
Певческая установка организует процесс пения и прежде всего дыхания. Неверная певческая установка ведёт к быстрой утомляемости голоса и организма в целом.
Певческое дыхание
Для того, чтобы петь необходимо, чтобы через гортань мимо связок проходил воздух. И не просто проходил, а создавал должное подсвязочное давление. Следовательно, дыхание - есть движущая сила голоса. Поэтому певцу надо знать и как осуществляется дыхание человека, и какие органы участвуют в его формировании. У профессионального певца дыхание во время фонации сопровождается целым комплексом ощущений, которые можно и нужно использовать для контроля своего звукообразования, так и для повышения качества пения.
Профессиональный певец, регулируя подачу дыхания, достигает необходимого звучания голоса и воздействия им на слушателя. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания и является основой пения при любой технике, используемой певцом. Сначала рассмотрим, как осуществляется дыхание у человека, вообще и какие типы дыхания выделяют.
«В процессе дыхания участвуют многие органы человеческого организма: нос и носовые ходы, носоглотка, гортань, глотка, трахея, лёгкие, грудная клетка, диафрагма, мышцы живота, спины, а при отдельных видах дыхания – плечи, шейные мышцы и т.д. Фактически в осуществлении дыхания участвует почти весь организм, все мышцы человеческого организма. Особенно это заметно при пении с большой силой, когда поющий ощущает напряжение даже мышц спины и ног. В то же время в состоянии покоя в процессе вдоха и выдоха задействовано лишь ограниченное количество мышечных групп.
В зависимости от конституционных особенностей человека он использует разные типы свободного дыхания.
Брюшное дыхание: при нём брюшная стенка выпячивается наружу, и нижняя часть лёгких заполняется воздухом. При выдыхании брюшная стенка
подтягивается. Грудная клетка при этом остаётся неподвижной. Только живот производит волнообразные движения, наполняя нижнюю часть лёгких.
Грудное дыхание: во время входа растягиваются в стороны только рёбра, при выходе – грудная клетка сжимается. При этом дыхании наполняется воздухом лишь средняя часть лёгких. Живот и верхняя часть груди при этом остаются неподвижными.
Среднее дыхание: грудобрюшное, диафрагматическое, межрёберное. Вдох при нём осуществляется глубоко и медленно, рёбра расширяются в стороны, диафрагма растягивается и опускается при вдохе, живот выпячивается, грудная клетка поднимается.
Верхнее дыхание: при нём во время вдоха поднимаются ключицы и плечи, на выдохе же они опускаются. При верхнем дыхании живот и грудная клетка остаются неподвижными.
Нижнее дыхание: осуществляется лишь путём выпячивания и западания живота. Грудная клетка при нём неподвижна.
Все приведённые выше формы дыхания могут встречаться в природе человека и носят чисто рефлекторный характер, обеспечивающий нормальный газообмен организма с окружающей внешней средой. К природе певческое дыхания эти типы дыхания не относятся и служат лишь базой для последующего его формирования.
Полное дыхание: стоя, сидя или лёжа, по своему желанию, произвольно оживляем туловище путём непрерывного волнообразного движения, связанного с вдыханием и выдыханием воздуха, достигая таким путём полного равновесия. После выхода начинаем медленно вдыхать через нос и соединяем последовательно нижнее, среднее и верхнее дыхание в одно непрерывное волнообразное движение. Прежде всего, выпячивается живот, потом расширяются рёбра и, наконец, поднимаются ключицы и плечи. В этот момент стенки живота подтягиваются. Выдох производится в этой же последовательности». 1
- Адулов Н.А. Дыхание.- Липецк, 1996 г.
Дикция и артикуляция
Дикция - правильное произношение слова, правильное звучание гласных и согласных; интонационная выразительность исполняемого текста; осмысленное отношение к слову, фразировка.
Важный момент в народном вокале - «разговорность» пения. Петь так, как говоришь, - один из принципов народного исполнения. Ничего нарочитого, утрированного в движениях органов речи; все естественно, просто, как в разговоре. Точно так же, как и в разговорной речи, в пении резонирует не столько мягкое нёбо и головные резонаторы, сколько полость рта, то есть твердое нёбо и зубы и, разумеется, грудные резонаторы.
Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи, однако между ними есть существенное различие. Голос в речи характеризуется неустойчивостью отдельных тонов. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи, и подчинено требованиям музыки.
В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. В народном пении спеть - значит произнести слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой, с таким произнесением гласных и согласных, как и в разговорной речи, связанной с говором.
В зависимости от причины недостатка дикции выбирается такой типичный недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, чрезвычайно вялая работа артикуляционного аппарата. Этот "недостаток отражается на качестве звука, который становится тусклым, дряблым. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Руководитель должен выяснить дефекты, если таковые есть, у каждого певца и индивидуально поработать над устранением их.
- Применение материала в работе с ансамблем.
В практической части, как правило, в работе с ансамблем народной песни, в фольклорных ансамблях младшего и среднего школьного возраста, преподаватель начинает работу с попевок, в пределах терции, с постепенным увеличением интервала. Кварта – душа народной песни. Квартовые скачки даются детям особенно легко. Коротка попевка, состоящая из простейшего квартового тетрахорда, должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием (например, распевка на гласные звуки «я-а-о-ох-ти»).
С освоением квинты начинается следующий этап в обучении народному пению. Осваивать её удобнее начиная с таких попевок и песен, где есть нисходящее движение от пятой ступени к первой. Например: «Шла коза по мостику и виляла хвостиком». Таким образом происходит постепенное завоевание ладового пространства народной песни. И можно уже использовать распевки имеющие октавные скачки, для соединения грудного и головного регистров. Как один из вариантов пения попевок, можно предложить петь некоторые из них каноном.
Так же для выработки унисона в ансамбле очень полезно распевание, а упражнении с «закрытым ртом» на звук М, сначала на одном звуке, затем добавляя поступенные ходы. Во время этого упражнения концентрируется внимание на музыкальном слухе, дыхании, звуковедении.
В работе над дикцией, очень полезно проговаривать скороговорки, способствующие устранению недостатков в дикции. Проговаривать их нужно сначала медленно и постепенно ускоряя темп. В устном народном творчестве огромное количество скороговорок – выбор за руководителем.
Первая группа скороговорок – на шипящие звуки:
а) Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
А две мыши поплоше,
Несли по два гроша.
Эту и остальные скороговорки сначала надо прочитывать в медленном темпе и после окончательного разбора слов переходить к пению скороговорки на определенной высоте в быстром темпе.
б) Бежит лиса по шесточку,
- лизни, лиса, песочку!
в) Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
г) Ведет Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню с лоб, с санок все в сугроб.
д) Щетинки у чушки, Чешуйки у щучки, Щели-щелочки и щечки.
Вторая группа на звуки «л» и «р».
а) Из-под Костромы, из-под Костромщины
Шли с коробами четыре мужчины,
Говорили про торги до про покупки,
Про крупу да про подкрупки.
б) Козел – мукомол,
Кому муку молол?
А кому не молол?
От того, кому молол,
Получал пироги;
От того, кому не молол,
Получал тумаки!
И еще скороговорки с разнообразными сочетаниями звуков:
а) Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи.
б) Коваль ковал коня,
Конь копытом коваля,
Коваль кнутом коня.
Так же в работе с ансамблем народного пения очень полезно использовать скороговорки-распеки, они пропеваются на одном звуке с постепенным поступенным повышение и понижением.
Например, скороговорка:
Веники, веники, веники-помелики.
Да на печи валялися,
Да с печи оборвалися,
Да ударились по полу,
Да оборвали бороду, да!
Эта скороговорка-распевка, пропевается на одном звуке, начиная с примарных звуков, удобных и применяемых учащимися в разговорной речи, с ускорение, в определенном ритмическом рисунке.
Так же весьма полезно проговаривание и пропевание скороговорок с перенесением акцента по порядку от первого до последнего слова, с разным эмоциональным наполнением: сердито, грустно, важно и т.д.
Музыкальный язык потешного фольклора и, в частности, скороговорок, - ритмически прост, узкообъемен (в основном, в пределах терции и кварты), построен на интонациях, близких к разговорной речи.
На уроке при настройке голосового и артикуляционного аппарата, во время распевания требуется систематически предлагать участникам ансамбля пропеть сочиненную ими дома попевку на ту или иную скороговорку, потешку и т.д
Заключение
Вопросы формирования певческих навыков средствами фольклора, являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, так как современное общество очень мало знают о традиционной музыке и русском фольклоре.
Раньше в фольклорной практике не было необходимости обучать фольклору, так как народная мудрость передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Но сегодня с развитием современного общества, преемственность поколений утрачивается, и уже нет возможности, в полной мере, познакомится с ним. Поэтому ансамбли народной песни и фольклорные ансамбли остаются основной формой приобщения к русскому фольклору.
Итак, мы рассмотрели основные принципы формирования певческих навыков у участников народно-певческого коллектива на основе музыкального фольклора. Исходя из этого важно, чтобы процесс обучения пению носил творческий характер, участники получали бы удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для самих себя певчески росли, расширяли репертуарный багаж, представления о глубине и красочности русского песенного фольклора и как результат – формировали ценностные ориентации в огромном потоке современной музыкальной информации.
Список литературы.
- Адулов, Н.А. Дыхание [Текст]: учебник (или может быть пособие?) / Н.А. Адулов. – Липецк, 1996.
- Калугина, Н. Методика работы с русским народным хором [Текст]: уч. пособие / Н. Калугина. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. – М.: Музыка, 1977.
- Малышева, Ю. Н. Школа русского фольклора (тест) / Ю. Н. Малышева / О некоторых особенностях русского языка. – М.1994
- Мешко Н.К. Искусство народного пения/Н.К. Мешко. – Москва, 1996. Носков А.К. Как научиться народному пению: Методическое руководство в помощь молодым хормейстерам и педагогам, работающим с
народными голосами/ А.К.Носков.– Самара: Изд-во СамГПУ, 1995.
- Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре: учебн. пособие / Г.П.Стулова. – Москва,1988.
- Пашина, О. А – Русское народное творчество (тест). С – П. 2008 Работа в хоре. Методика, опыт.- М. 1977
- Терентьева, Л. А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: учеб. пособие (текст) / Л. А. Терентьева. – Самара: Самар. гос. акад. Культуры и искусств, 2004
- Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом (текст) / Л. В. Шамина. – 2-е изд.- М.: Музыка, 1983

