Особенности работы над джазовым репертуаром в классе фортепиано

Попсуйко Наталья Викторовна

Расширение педагогического репертуара в классе фортепиано, приобщение учащихся к джазовому репертуару

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы над джазовым репертуаром

в классе фортепиано

        Джазовая музыка по праву занимает достойное место в мировой музыкальной культуре. Возникнув на рубеже XIX-XXвеков в Новом Орлеане (юг США), соединила в себе ряд музыкальных культур и национальных традиций африканских племен – европейскую гармонию и характерный ритм африканской музыки.

        На смену новоорлеанскому джазу пришел свинг – течение, для которого характерна танцевальная направленность, оркестровость. Свинг был популярен в 30-х годов XXвека и оказал большое влияние на дальнейшее развитие джаза.

Образуются новые течения (бибоп, блюз и т.п.), которые не сменяют друг друга, а существуют параллельно, находят последователей и имеют свои особенности. Джаз постоянно трансформируется под влиянием других музыкальных направлений, и, напротив, влияет на них.

При ознакомлении с лучшими образцами традиционного и современного джаза, можно выделить то общее, самобытное, что отличает эту музыку от любой другой и делает ее узнаваемой и уникальной – это насыщенность синкопами и многозвучными аккордами.

Образцы так называемого детского джаза – пьесы, написанные для исполнения детьми – как правило, адаптированы, упрощены, часто имеют программный характер.

В пьесах встречается два вида ритмической пульсации – триольная (характерна для свинга) и ровная (характерна для латиноамериканской музыки и джаз-рока). Традиционно обозначается в нотном материале следующим образом:

- триольная – swing

- ровная –  straight

        Свингу свойственны акценты на слабую долю, передающие ощущения «покачивания» в музыке.

Технология работы над произведением в триольной (свинговой) пульсации соответствует методическим рекомендациям работы над классическими произведениями – начинается со счета вслух в спокойном темпе. На данном этапе также уделяется особое внимание аппликатуре и штрихам. Переход к более подвижному темпу осуществляется тогда, когда учащийся успешно справляется с поставленными задачами.

Особое внимание нужно уделить артикуляции. Если над нотами нет штрихов, как правило, этот материал исполняется legato. Однако, во многих случаях воспроизведение мелодических линий требует от исполнителя характерного туше – неполного legato, граничащего сportamento.Один из часто используемых в джазе штрихов – острый акцент или сильный акцент с сокращением длительности ноты. Обозначается  ^. При этом необходимо учесть, что данный штрих не играется чрезмерно коротко.

В работе над репертуаром необходимо помнить, что для  джазового пианизма характерна четкость, ясность, насыщенность линий и слоев фактуры, «выговаривание» музыкальных фраз, смело выделяющее некоторые звуки.

        Часто в нотных примерах над нотной строчкой обозначается гармония, цифровка. Это своего рода подсказка для учащегося, дающая возможность не только свободнее ориентироваться в гармоническом плане произведения, но и развивать творческие навыки – сочинить свою мелодию, свой аккомпанемент и т.п. на заданную гармонию.

        Роль аппликатуры в работе над джазовым репертуаром значительна. Есть сильные и слабые пальцы. В процессе разучивания и исполнения плавных, лирических композиций нужно избегать употребления 1-го пальца. Напротив, если после смены позиции следует акцент, роль большого пальца очевидна.

        Для точной передачи стилистических особенностей джазовых пьес необходим показ педагога, а также систематическое прослушивание записей профессиональных исполнителей для получения слухового опыта.