Жизнь и творчество Д.Б.Кабалевского
Сценарий "Музыкальной гостиной" по творчеству композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Для детей младшего и среднего возраста музыкальной и общеобразовательной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий
музыкальной гостиной по жизни и творчеству
Дмитрия Борисовича Кабалевского
Пояснительная записка.
Цель: литературно-музыкальной гостиной:
Развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности человека через участие в деятельности литературно-музыкальной гостиной.
Задачи:
- Формирование культурно - образного мышления учащихся ДМШИ на основе интеграции знаний, полученных на уроках музыки, чтения, истории, слушания музыки и музыкальной литературы; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи.
- Приобщение к лучшим образцам культуры и искусства и создания атмосферы прекрасного.
- Расширение и углубление представлений о личности композитора и об эпохе, в которой он жил и творил.
- Обогащение фонда музыкальных и жизненных впечатлений.
- Развитие литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры участников.
- Сохранение духовных традиций России.
Оборудование и технические средства:
Технические средства воспроизведения музыки – музыкальный центр, компьютер или ноутбук, акустическая система, проектор, экран, запись с фонограммами музыки, фортепиано.
Оформление:
Музыкальное оформление:
1.Произведения, исполняемые учениками и преподавателями.
2.Произведения в аудио и видео записи.
Наглядное:
Портрет композитора, слайды с фотографиями: композитора в детстве, юности, с коллегами, с учениками, а также картины природы.
Условия и особенности реализации:
Для проведения мероприятия необходим просторный освещенный зрительный зал, пюпитр для ведущего, проектор, колонка, компьютер.
Ход мероприятия:
Слайд 1
- Исполнение произведения
Ведущий 1:
Добрый день наши уважаемые гости, очень приятно видеть вас снова в этом светлом зале. Мы открыли наш концерт произведением……., в исполнении……..И хотим вас познакомить с жизнью и творчеством прекрасного человека, чуткого педагога, талантливого композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, которому бы исполнилось в декабре 2024 года 120 лет.
Ведущий 2: (Слайд )
Итак, 30 декабря 1904 года в г. Петрограде родился маленький Митя. Отец Борис Клавдиевич был математиком, человеком очень добрым и остроумным, он ценил меткое слово и хорошую шутку. Мать – Надежда Александровна имела диплом домашнего учителя, что безусловно, сказалось на воспитании ею своих собственных детей.
Музыка в семье Кабалевских звучала всегда. Борис Клавдиевич пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, Надежда Александровна играла на фортепиано и увлекалась театром.
(Слайд ) В восемь лет Митю стали учить игре на фортепиано. И тогда мальчик стал думать о композиторах, как же они сочиняют музыку? И частенько, оставшись после занятий один, открывал крышку инструмента и принимался за это самое «сочинение». Учительница заметила, что ее ученик наедине играет совсем не то, что ему задано и строго запретила ему «бренчать» на инструменте. Но Митя не мог променять радость импровизации на бесконечное проигрывание ставших ненавистными упражнений.
Послушаем, во что превратились его детские импровизации.
- Исполнение произведения
Ведущий 1: (Слайд №…)
Митя в 7 лет пошёл учиться в Петербургское Городское начальное училище, после поступил в Гимназию, но началась первая мировая война и занятия прекратились. После окончания войны трудно было и взрослым и детям. Но Дмитрий быстро наверстал упущенное время и за короткий период он закончил музыкальное училище и поступил в консерваторию сразу на два факультета - композиторский и фортепианный. (Слайд ) Его учителями были - А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я.Мясковский по композиции.
Ведущий 2: (Слайд )
С 16 лет юноше пришлось зарабатывать себе на жизнь: он рисует плакаты, служит почтальоном, иллюстрирует на фортепиано немое кино. Одновременно с этим успевает заниматься спортом, учиться в школе живописи и рисования.
(Слайд) Уже тогда возникло тяготение Кабалевского к детям. Он ведет класс фортепиано в детской музыкальной школе. Закончив с отличием консерваторию, Дмитрий Борисович стал часто бывать в школах, пионерских лагерях, беседовать с детьми о музыке, помогать им в музыкальных занятиях. И тут обнаружилось, что у них очень мало своих, детских произведений. Вывод ясен: надо писать новые пьесы. Так начался большой путь в музыке Кабалевского.
- Исполнение произведения
Ведущий 1: (Слайд) Кабалевский был замечательным педагогом. Немало сил отдал композитор тому, чтобы дети научились понимать и любить музыку. В 60-ые годы прошлого века он организовал на радио и телевидении цикл передач о музыке, выступал перед ребятами с интересными лекциями на различные музыкальные темы, проводил беседы о композиторах, жанрах и стилях музыки.
- Видео (или аудио) с Д.Б. Кабалевским
Ведущий 2:
Вскоре появляется целый ряд кинофильмов с музыкой Кабалевского, пьес в драматических театрах.
- Звучит Ария дон Жуана
Ведущий 2: (Слайд) На музыке Кабалевского выросло не одно поколение детей. За свою долгую и интересную жизнь композитор создал немало и серьезных произведений. Он - автор 4 симфоний, 5 опер, 4 кантат, Реквиема, 7 концертов, пьес для фортепиано и многих песен. Темы главных сочинений Дмитрия Борисовича – мир, любовь, торжество добра над злом. Темы, которые волнуют человека во все времена.
- Звучит отрывок «Концерт для скрипки с оркестром»
Ведущий 1: (Слайд) Дмитрий Борисович славился как веселый и жизнерадостный человек и очень любил общаться с детьми. Много лет Дмитрий Борисович проработал в школе. Он учил школьников музыкальной грамоте, правильно и красиво петь, а так же организовал журнал под названием «Музыка в школе», который издается до сих пор. Ведя такую огромную работу, композитор продолжал создавать все новые произведения, помогающие лучше понимать музыку, развивающие технику игры, воспитывающие вкус.
- Исполнение произведения
Ведущий 2: (Слайд) Будучи членом Академии педагогических наук, Дмитрий Борисович преподает музыку в общеобразовательной школе Москвы. В результате возникает новая программа по музыке, которой многие учителя пользуются и сегодня: «Про трёх китов в музыке». Дело в том, что в давние времена была такая легенда: древние народы считали, что Земля плоская и держится на трёх китах, которые были подножием мира. Дмитрий Борисович называет этих китов – жанрами музыки: песня, танец, марш.
Ведущий 1:
Три кита есть в музыке. Не знали?
Держится вся музыка – на них.
Это: песня, танец. Посчитали?
Двух назвали. Марш – вот третий кит.
Чтобы познакомиться поближе,
В гости пригласим мы трёх китов:
«Песня, танец, марш – сюда идите.
Нужен знаний нам большой урок».
(Под музыку входит ребёнок – Жанр танец) (Слайд)
Жанр танец.
Танцы очень разными бывают.
Полька, твист, мазурка и балет.
Они чувства, душу выражают,
Знают этот жанр – много лет.
Исполнение произведения
Ведущий 1:
Мы приглашаем следующий музыкальный жанр.
(Под музыку входит ребёнок – Жанр марш) (Слайд)
Жанр марш.
Дисциплины и порядка страж,
Чтобы шаг в строю был безупречен.
Нужен здесь не танец, а жанр – марш,
Дружба человека с маршем – вечна.
Исполнение произведения
Ведущий 2:
Мы приглашаем следующий музыкальный жанр. (Слайд)
Жанр песня.
Песен разных множество на свете.
Люди с незапамятных времён
Колыбельные слагали детям
И былины - подвигам поклон;
Песни под любое настроенье
У народа можно отыскать:
Для улыбки и для утешенья.
Песня всё сумеет передать.
Ведущий 2: Прозвучит песня, которую знают и пели еще в школе наши родители, бабушки и дедушки. Называется она - «Наш край».
А появилась эта песня по просьбе ребят из пионерского лагеря, когда Дмитрий Борисович отдыхал в подмосковном Доме творчества, летом 1949 года.
Исполнение произведения
«Наш край» сл. А.Пришельца, исполнит старший специальный хор.
Ведущий 2:
Многое киты нам рассказали.
Знаний – знатный и большой улов.
Песню, танец, марш дела позвали.
Поблагодарим их за урок.
(Слайд) Жизнь композитора закончилась 14 февраля 1987 года. На вопрос: что такое счастье? - он отвечал: «Быть нужным людям». Служению людям он посвятил свою жизнь.
Ведущий 1: (Слайд)
Наша встреча подходит к концу. Хочется на прощание озвучить одно из напутствий композитора: «Дорогие мои друзья, любите музыку, она как хорошая мудрая книга может многому вас научить! Я от всей души желаю вам, чтобы сбылись в жизни все ваши лучшие мечты. Только не забывайте, что мечтать можно, сидя на одном месте». Всем слушателям огромное спасибо и, до новых встреч. До свидания. (Слайд)
Список литературы
1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: кн. для учителя/Д.Б. Кабалевский; авт. вступ. ст. И.В. Пигарева. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
2. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: кн. о музыке для среднего и старшего возраста/ Д.Б. Кабалевский. - Пермь.: Пермское книжное издательство, 1975. - 182 с.
3. Книга о музыке. Рассказы для школьников. (Сост. О. Очаковская). М.: Музыка, 1971. - 208 с.
4. Пожидаев Г.А. Дмитрий Борисович Кабалевский - 3-е изд., доп.- К.: Муз. Украина, 1984. - 88 с.
5. Прохорова И.А., Скудина Г.С. Советская музыкальная литература для 7 класса ДМШ изд. 2-е. - М.: Музыка, 1974. - 128 с.
