Современные приемы игры на флейте.
Некоторые вопросы современной технологии обучения игры на флейте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реферат
На тему «Современные технологии обучения игре на флейте»
Некоторые вопросы современной технологии обучения игры на флейте.
Основой исполнительства на духовых инструментах является технология. Говоря о технологии мы прежде всего подразумеваем способ дыхания и способ извлечения звука. Те, кто знаком с историей исполнительства на духовых инструментах, знают, что именно технология более всего подверглась различным изменениям.
В настоящее время существует несколько сложившихся стереотипов дыхания, которыми пользуются большинство музыкантов в своей практической работе. Прежде всего, это так называемый грудобрюшной или смешанный тип дыхания. Он хорошо описан в трудах наших видных педагогов и методистов. Основные недостатки этого типа дыхания заключается в следующем.
- Не весь объём лёгких участвует в процессе дыхания при игре.
- Столб воздуха, набранный в лёгких, удержать нечем, кроме гортани. Это создает излишнее напряжение, что в свою очередь приводит к выдавливанию звуков и отрицательно сказывается на качестве звучания инструмента.
- Диафрагма находится в постоянном напряжении и не может участвовать в регулировании интенсивности выдоха и в процессе вибрации. Эти и другие отрицательные моменты этого типа дыхания вынудили музыкантов вести постоянные поиски более рационального способа дыхания, которые и привели к положительному результату. Название нового способа дыхания - грудобрюшное на опоре. Тут может возникнуть вопрос, почему дыхание обоих типов упомянутых выше, называется грудобрюшным? Нет ли здесь противоречия?
К первому типу дыхания название грудобрюшное может быть отнесено лишь с большими оговорками, ибо мышцы живота участия в процессе дыхания практически не принимают.
Другое дело когда речь идет о грудобрюшном дыхании на опоре. В этом случае мышцы живота под воздействием нижней части легких становятся регулятором интенсивности выдоха и активно влияют на формирование всех качеств звука (сила, красота, полнота, чистота, интонация и т.д.). Так в чем же заключается рациональность грудобрюшного дыхания на опоре?
- В процессе игры на инструменте участвует весь возможный объём воздуха.
- В области живота имеются мышцы, которые при выдохе остаются в том же состоянии, что и при вдохе, вернее, способны сохранить состояние вдоха при выдохе. Они то и создают ту опору, которой удерживается весь запас воздуха, набранный в лёгкие.
Это обстоятельство создает для исполнителя ряд преимуществ:
- Исчезает напряженность исполнительского и духовного аппарата.
- Голосовые связки и диафрагма свободны для вибрации.
- Сила и интенсивность выдоха регулируется мышцами живота и спины.
- Все это создает благоприятные условия для легкого и естественного извлечения звука, от чего зависит и качество звучания.
Технология грудобрюшного дыхания на опоре заключается в том, что при вдохе легкие заполняются воздухом, начиная с самой нижней их части. В зависимости от потребности вдох может быть полным и неполным. При полном вдохе заполняется весь возможный объём легких , при неполном и нижняя часть. Диафрагма при этом остается в спокойном состоянии, и та часть живота, которая вздувается при диафрагмальном дыхании, при дыхании на опоре немного опускается. Процесс выдоха протекает в обратном порядке – вначале расходуется воздух заполненный в верхней части легких (при полном дыхании), а затем освобождается часть воздуха остается в легких. Напомним, что излишней напряженности. Исполнитель должен уметь правильно расходовать дыхание, исходя из логики исполняемого произведения
Как освоить грудобрюшное дыхание на опоре? Можно предложить 2 упражнения:
- Педагог, держа средние пальцы обеих рук на поясе ученика (над гребнем подвздошной кости таза справа и слева), должен слегка надавить большими пальцами на живот немного ниже пупка и попросить ученика при помощи вдоха привести ту часть живота, где его касаются пальцы, в исходное положение. Это не всегда получается при первой попытке, поэтому упражнение нужно повторять до получения положительного эффекта. На первых порах не следует заставлять ученика делать чтобы мышцы живота сохраняли то же состояние, что и при вдохе, а горло было совершенно свободным. Для выработки навыков управляемого выдоха ученик должен при этом петь или говорить (считать). Когда первоначальные навыки вдоха и выдоха отработаны, можно переходить к следующему упражнению.
- Ученик лежит на спине. На область живота накладывается небольшой груз (1-2 кг.). Затем набирая дыхание, начиная с нижней части легких, ученик должен почувствовать тот момент, когда груз в результате давления воздуха начинает приподниматься. При выдохе мышцы живота должны зафиксировать состояние вдоха. По мере расходования воздуха груз постепенно опускается и приходит в исходное положение. Таким образом, груз помогает следить за состоянием вдоха и выдоха, т.е. помогает выработать навыки правильного дыхания, доведя их до автоматизма.
Более трудно процесс обучения грудобрюшного дыхания на опоре протекает у тех учеников, которые обучены неправильно и должны переучиваться. Здесь нужна большая сила воли и настойчивость ученика и учителя, в противном случае хороших результатов добиться трудно. Начинающие могут научиться правильно дышать только под руководством педагога, который сам этому научен. В период приобретения навыков дыхания играть на инструменте не следует. После приобретения первоначальных навыков дыхания извлечения звуков рекомендуется отрабатывать на головке инструмента. Дыхательные упражнения без инструмента нужно продолжать делать на протяжении всего периода активной творческой деятельности, в противном случае приобретенные навыки могут быть утрачены.
Теперь перейдём к вопросу извлечения звука. До последнего времени флейтистам был известен один способ извлечения звука – при помощи струи воздуха, которая прерываясь через регулируемую губную щель рассекается в верхней острый край круглого отверстия губной подставки. При этом большая часть струи воздуха в отверстие не попадает. Та же часть воздушной струи, которая попадает в отверстия приводит в колебание столб воздуха , находящийся в стволе флейты, и возникает звук. Однако этот звук беден обертонами и не всегда отличается красивым тембром, напоминает свист, особенно в верхнем регистре. Более красивым ярким и выразительным звук получается при интенсивном выдохе на основе грудобрюшного дыхания на опоре, если струя воздуха направлена не в губную щель, а в нижнюю кромку верхней губы, где преломляясь попадает в отверстие флейты. При этом способе извлечения звука большая часть воздуха попадает в отверстие флейты, благодаря чему усиливается его воздействие на столб воздуха заключенного в инструменте. Только в этом случае можно добиться красоты, яркости, полноты звучания, исчезают неприятные призвуки и свист в верхнем регистре, от этого же зависит и чистота интонации.