Применение цвета на первоначальном этапе обучения детей дошкольного возраста на блокфлейте.
Изучении нотной грамоты на подготовительном этапе при игре на духовых инструментах с помощью цвета.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 81.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Уварово»
Ремизова Екатерина Владимировна
Учебно-методическое
Применение цвета на первоначальном этапе обучения детей дошкольного возраста на блокфлейте.
2025 г.
Цель. Помочь ребенку в изучении нотной грамоты на подготовительном этапе при игре на духовых инструментах.Задачи: - освоить аппликатуру основного звукоряда на инструменте и применить эти знания при игре, простейших пьес;
- приучить учащегося постоянно находиться в музыкальном движение, процессе;
- развить у ребенка творческое мышление, фантазию.
При игре на духовых инструментах следует следить не только за правильностью исполнения нотного текста, штрихов, оттенков, постановкой инструмента, работой пальцев рук и языка, но и за аппликатурой. На первых уроках с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) всего этого единовременно трудно добиться. Поэтому, исходя из совсем юного возраста обучающегося, для более легкого освоения нотного материала на первоначальном этапе можно обратиться к тому, что ребенку понятнее и интереснее, а именно к цвету. При этом, совсем не обязательно закреплять за каждой нотой определенный цвет как это было, у всеми известных композиторов, А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова и Мессиана. А. Скрябин распределил звукоряд по цветам радуги, можно предоставить этот выбор начинающему музыканту, только с тем условием, чтобы у каждой ноты был свой цвет. У ребенка лучше развито воображение и восприятие окружающего мира, чем у взрослого, поэтому дети с увлечением справляются с этим заданием. Таким образом, изучение музыкального материала превращается не в разбор схематических знаков, а в разноцветную картину, причем у каждого ребенка она раскрашена по собственному ощущению. При игре на инструменте с помощью освоения такого нотного материала начинает работать не только двигательная и механическая память, но и образная, эмоциональная, что в итоге приводит к более быстрому и легкому запоминанию мелодии.
Существует несколько способов записи цветных нот. Самый простой, это на самом нотном стане раскрасить ноты в разные цвета. Так учащийся будет запоминать как название нот, так и их расположение на нотоносце. Также цвет нотам можно присвоить, отступив от обозначения высоты. При этом останется только схематическое изображение и простейший ритмический рисунок. Начинаем с песенок, которые строятся на одной ноте (соответственно одного цвета) и по мере изучения нот на музыкальном инструменте расширяем цветовую палитру, в каждом изучаемом музыкальном произведении она своя.
Например, всеми известная Русская народная присказка «Андрей воробей», которую мы будем играть на первой, изучаемой на блокфлейте ноте «си». Цвет ноты выбирает сам ребенок.
Если круг целый - играем ноту, считая 1, 2 (половинная длительность), если круг разделен на 2 части, то считать каждые полкруга до 1 (четвертная длительность). При этом рядом со схемой размещаем рисунок того же воробья, о котором играем, его ребенок может раскрасить дома самостоятельно.
По такому же принципу подбираются песенки по мере изучения нот на инструменте. Только необходимо менять цвета нотам, что бы за конкретной нотой не закреплялся определенный цвет.
А. Березняк «Белка»
Вот так эта пьеса будет выглядеть записанная при помощи, привычных нам, нотных знаков.
Таким образом, уже в раннем возрасте изучая коротенькие пьесы можно, работать не только над нотным текстом, следить за правильностью постановки инструмента, работой языка, но и развивать музыкальное мышление, воспринимать музыку как изображение окружающего мира при помощи звуков. Как известно за обработку информации, которая изображена графически (символами) отвечает правое полушарие головного мозга, оно помогает нам фантазировать, а одной из основных сфер левого полушария является способность к чтению, буквального пониманию слов. Получается, что игра на блокфлейте даже по цветовым схемам заставляет работать и развиваться самую крупную часть центральной нервной системы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что изучение цветной музыкальной грамоту позволяет развить у ребенка не только музыкальные способности, элементарные навыки игры на инструменте, но и его интеллект.
Список используемой литературы.
