Саксофон в творчестве Э. Денисова

Ремизова Екатерина Владимировна

Пьесы Э. Денисова, написанные для саксофона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.denisov.docx16.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

Саксофон в творчестве Э. Денисова

В XX веке саксофон вызвал повышенный интерес среди молодых исполнителей. Это связано с поиском новых приемов звукоизвлечения, красочным тембром, богатыми техническими и выразительными возможностями инструмента.  Такие композиторы как С. Рахманинов, П. Хиндемит, Д. Шостакович, С. Прокофьев стали включать саксофон в партитуры своих сочинений. А. Глазунов, М. Готлиб, Н. Пейко, А. Эшпай, Э. Денисов и многие другие писали для него сольные сочинения.

Известнейший отечественный композитор авангардного направления Э. Денисов в своем творчестве впервые обратился к саксофону в 1970 году по просьбе французского саксофониста Жан Мари Лондейкса, который заказал ему сонату для саксофона и фортепиано. Это трехчастное сочинение, ярко демонстрирующее технические и выразительные возможности не только саксофона, но и фортепиано, не имеющее, по словам композитора, глубокого философского смысла [1, с. 109]. Композитора всегда интересовала джазовая музыка, и в первой части сонаты «много аллюзий на джазовую импровизацию: синкопы, свинговые смещения акцентов» [1, с. 213], постоянно меняющиеся размеры придают мелодике quasi – импровизационность. Вторая часть (Lento)  solo саксофона. В ней в качестве выразительной сонорной краски в партии саксофона используются четверти тона, интервалы и аккорды. Третья часть – финал – построена с применением серии (d, fis, a, cis, f, as, h, e, g, b, es, c). Звучит ярко, эффектно и свободно, как и первая часть, вызывает джазовые ассоциации.

 После сонаты Э. Денисов написал ряд сочинений для саксофона: Две пьесы для саксофона и фортепиано (1974), «Concertopiccolo» для саксофона и шести групп ударных инструментов (1977), Квинтет для четырех саксофонов и фортепиано (1991), Соната для саксофона и виолончели (1994). Кроме того, композитор ввел саксофон в партитуры оперы «Пена дней» (1981).

Две пьесы для альт-саксофона и фортепиано были написаны по просьбе Л. Михайлова для участия в конкурсе саксофонистов в городе Бордо. У Э. Денисова получился небольшой цикл из двух разнохарактерных пьес.

«Concertopiccolo» также написан по просьбе Ж.М. Лондейкса. Кроме четырех разновидностей саксофона (сопрано, альт, тенор, баритон) в исполнении произведения принимают участие шесть ударников. Concertopiccolo представляет собой одночастное, виртуозное произведение; « по существу это концерт, в котором нет аккомпанирующих инструментов, а есть семь концертирующих солистов с одним во главе» [1, с. 257].

Квинтет для четырех саксофонов и фортепиано был создан по заказу Клода Делянгля. Премьера состоялась в феврале 1993 года на ежегодном фестивале во Франции. Первая часть трехчастного квинтета сложна в ритмическом плане, в ней много полифонических приемов, во второй же части полифонии практически нет. Третья часть, также как и первая, насыщена полифонией, очень сложна в ансамблевом плане. Фортепиано играет не только аккомпанирующую роль, но и выступает как равноправный член ансамбля, привнося новую краску в общее звучание квинтета.

Одно из последних посвященных саксофону произведений в творчестве Э. Денисова – Соната для саксофона и виолончели (1994), написанная для записи пластинки «Русский саксофон».

Соната состоит из трех частей, продолжительность ее звучания около десяти минут. Соната достаточно трудна в ансамблевом плане и в ритмическом отношении. Композитор говорит, что «по письму она, пожалуй, даже жесткая, кроме второй части. Эта часть очень тихая, вся четвертитоновая. А финал построен так же, как и в Сонате для саксофона и фортепиано, - на прямых аллюзиях с джазом. И есть еще разные бассо остинато у виолончели» [Цит. по: 1, с. 426].

Опера «Пена дней» написана композитором по одноименному роману о любви Бориса Виана. Произведение привлекло композитора своей эмоциональностью, напряженностью и психологичностью. Опера состоит их трех действий, четырнадцати картин и пяти интермеццо. Либретто в первоначальном варианте написано самим композитором на французском языке. Оркестр в опере имеет тройной состав с добавлением группы джазовых инструментов (в которую входит саксофон) и представляет собой самостоятельный музыкальный пласт.

Своим творчеством Э. Денисов разнообразил и пополнил репертуар саксофонистов, тем самым способствуя распространению саксофоновой музыки среди слушателей. Кроме того, он один из первых отечественных композиторов «привел» саксофон в авангардное искусство.

Список литературы

  1. Шульгин А. И. Признание Эдисона Денисова (по материалам бесед). – М.: Композитор, 1998.