Подготовка к зачету по общему фортепиано студентов без знания нотной грамоты и музыкальной подготовки
Методические рекомендции по подготовке к зачету по фортепиано для начинающих студентов. В докладе даны практические советы по работе с учениками и предлагается соответствующий репертуар.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Подготовка к зачету по общему фортепиано студентов без знания нотной грамоты и музыкальной подготовки
Петанов Д.И.
Среди студентов, поступающих в колледж, встречаются студенты без музыкальной подготовки. В моем классе есть такие учащиеся со специальностей НХТ, ВИ и ЭП. С ними необходимо выучивать несложные программы, состоящие из пьесы, этюда и ансамбля. Для этих целей в качестве методического пособия подходит «Фортепианная игра» под редакцией А. Николаева. В ней хорошо систематизирован музыкальный материал для начинающих исполнителей.
В качестве первой задачи необходимо научиться играть non legato по белым клавишам любыми пальцами левой и правой рук. Начинать лучше со средних пальцев. При этом педагог должен контролировать своими руками легкий взмах и свободное ощущение при движении рук и пальцев у студента. Рука ученика может зажиматься при взятии клавиш мизинцем и безымянным пальцами. Сначала нужно научиться играть пальцами внутри одной позиции. Рука должна встать горизонтально на клавиатуре, пальцы стоять полу округленно. Пальцы не клеить и не выпрямлять. Необходимо, чтобы студент закреплял полученные на уроке навыки в домашних занятиях.
Следующим этапом в обучении может стать изучение нотной грамоты в скрипичном ключе. Можно назвать все октавы на клавиатуре и показать все белые клавиши с названием в первой октаве. Если студент регулярно посещает занятия по сольфеджио, тогда этот этап пройдет легче. Здесь нужна практика. Нужно попросить ученика назвать разные ноты в первой октаве и показать их на клавиатуре. Необходимо научить студента высчитывать ноты на нотном стане.
Далее нужно познакомить его с длительностями и размером. Здесь подойдет ассоциация с разрезанием целого яблока. Можно спросить ученика, сколько в целом яблоке половинок, четвертей и восьмых частей. И сравнить целое яблоко и его части с музыкальными длительностями и размером сочинений. Можно похлопать в ритме разные длительности и научиться считать разные размеры до двух, трех или четырех. Нужно подчеркнуть, что счет – это важный элемент работы. Необходимо познакомить ученика с паузами различных длительностей. По опыту могу сказать, что студенты НХТ имеют внутреннее чувство ритма. Они играют ритмичнее.
Следующий этап работы – это игра на non legato легких пьес с чередованием рук. Для этой работы подойдут такие пьесы, как «Белочка», этюд Е. Гнесиной, «Веселые гуси» из школы А. Николаева. Сначала нужно вычислить все ноты в правой и левой руке. Их можно подписать. Затем посмотреть всю аппликатуру и можно начинать играть. В первый раз можно играть без ритма, просто правильные ноты верными пальцами. При игре non legato нужно следить за легкими взмахами и свободой рук. Необходимо подчеркнуть обязательность написанных редактором пальцев. С ними игра внутри одной позиции будет удобней.
Когда ноты и пальцы уверенно усвоятся, можно приступить к игре с ритмом. Нужно посмотреть размер сочинения, посмотреть длительности, а затем постучать или похлопать со счетом ритм. После попробовать со счетом сыграть ноты, пальцы и ритм. Для этих задач также подойдут произведения «А кто у нас умный?» и «Веселые путешественники».
Далее можно поиграть сочинения с одним знаком при ключе и рассказать ученику о ключевых знаках, встречных знаках и квинтовом круге. Можно просто поиграть разными пальцами на черных клавишах.
Освоив эти навыки можно приступить к игре legato. Нужно рассказать студенту о лигах и связном штрихе, когда первый звук под лигой берется со взмахом, а последующие передаются пальцами без участия кисти. И попробовать поиграть legato внутри одной позиции пальцами подряд. Необходимо сказать ученику, что legato мыслится горизонтально и, объединяя. Далее можно поучить произведения с чередование legato и non legato. Для этого подойдут произведения «Журавель», «Осень», и «Белорусская народная песня». В этих сочинениях нужно одновременно следить за нотами, пальцами, штрихами, знаками, ритмом, темпом и динамикой. Можно разбить эти задачи на две группы. Сначала выучить ноты, пальцы и штрихи. Когда эти задачи будут уверенно закреплены, можно к ним добавить ритм со счетом, темп и динамику. Можно рассказать ученику о названии инструмента фортепиано в связи с его динамическими возможностями. Также можно сказать студенту о конечной цели исполнения в качестве художественного образа. Все задачи подчинены этой конечной цели. Для того чтобы научиться играть быстро, необходимо длительное время играть медленно, постепенно увеличивая темп.
Студентам очень сложно играть со счетом ритмично и применять написанные пальцы. Но их нужно убедить в том, что это обязательно для удобства в игре. У многих начинающих учеников слабое чувство ритма. Это чувство нужно вырабатывать, иначе исполнение будет неполноценным.
Затем можно добавить изучение восьмых длительностей со счетом раз и, два и, три и. Для работы с восьмыми подойдут произведения «Висла», ансамбли «Гуси» и «Тень-тень».
Последним основным приемом звукоизвлечения является штрих staccato. Это отрывистый штрих. Для его изучения подойдут Этюд Гумберта до мажор и «Украинская народная песня. В этих сочинениях чередуются разные штрихи в разных руках. Это уже сложная задача для координации пальцев и рук. В этих произведениях и разные длительности.
Штрих staccato можно сравнить с коротким non legato. В том смысле, что начинается staccato также, как non legato с легкого взмаха, но палец не задерживается на клавише, а сразу отрывается. Игру staccato еще можно сравнить с движением мяча, отскакивающего от Земли. Во время игры staccato нужно следить за свободой рук и пальцев. Сначала можно выучить ноты, пальцы и разные штрихи. После этого добавить ритм со счетом, динамику и темпы.
Один из жанров, который нужно выучить с учеником к зачету – это ансамбль. В этом жанре есть свои сложности. Несмотря на то, что его можно играть по нотам, его необходимо выучить ритмично со счетом, иначе ансамбль развалится, и будет квакать. Вторую партию может играть педагог или другой студент. Для этой работы подойдут ансамбли «Гуси», «Тень-тень», «Про Петю». Сначала нужно выучить партию студента со счетом, затем присоединить вторую партию. Нужно время, чтобы ученик почувствовал себя в ансамбле. Вторая партия вначале может сбивать ученика, и он может растеряться.
Следующим этапом может быть изучение басового ключа. Если студент регулярно посещает занятия по сольфеджио, этот этап пройдет легче. Здесь тоже нужна практика, как и в скрипичном ключе. Нужно много показывать нот в басовом ключе студенту, чтобы он научился их высчитывать на нотном стане и называть. Сначала можно их высчитывать и подписывать в нотах. Ученики часто путают ноты на нотном стане в скрипичном и басовом ключах. Здесь нужна мысленная координация.
Следующей задачей по уровню сложности может быть параллельная игра двумя руками в скрипичном и басовом ключах разными штрихами. Для изучения здесь можно использовать такие пьесы как «Пастушок», «Ночь», «Дровосек», «Пастух играет». В этих произведениях руки играют параллельно, где одна рука ведет мелодию, а в другой выдержанный звук или квинта. Сначала нужно разобрать каждую руку отдельно. Когда эта задача будет выполнена уверенно, две руки можно соединить вместе. Эти сочинения уже подходят к итоговому экзамену в конце первого года для начинающих исполнителей. В них можно уже говорить о воплощении художественного образа, где все выше перечисленные средства подчинены этой цели. В этих сочинениях уже сложная для начинающих координация штрихов и длительностей. Есть паузы, динамический план, темп, влияющий на характер.
Программа должна быть выучена наизусть и уверенно исполнена. Это завершающий этап изучения. На этом этапе разумно на репетиции в классе прогонять всю программу подряд для выявления слабых мест. При этом нельзя расслабляться от первого и до последнего звука. Ученики должны понимать, что исполнение на инструменте – это не наказание, а радость творчества.
