Главные вкладки
"Преобразующая сила музыки"
В статье определяется сущность понятий «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «духовно–нравственное воспитание», а также рассматривается анализ древнегреческих воззрений о воздействии музыки на личность. Анализируются и дифференцируются возможности эстетической композиции в духовно – нравственном воспитании человека. Потенциал музыкального искусства видится авторами в том, что чувства, рожденные классической музыкой, выходят в один ряд с общечеловеческими ценностями духовно-нравственного порядка.
Ключевые слова: нравственные качества, духовно – нравственное воспитание, искусство, музыка, этика, эстетика, саморазвитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ
Аннотация: в статье определяется сущность понятий «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «духовно – нравственное воспитание», а также рассматривается анализ древнегреческих воззрений о воздействии музыки на личность. Анализируются и дифференцируются возможности эстетической композиции в духовно – нравственном воспитании человека. Потенциал музыкального искусства видится авторами в том, что чувства, рожденные классической музыкой, выходят в один ряд с общечеловеческими ценностями духовно – нравственного порядка.
Ключевые слова: нравственные качества, духовно – нравственное воспитание, искусство, музыка, этика, эстетика, саморазвитие.
Во все времена ценились такие человеческие качества, как справедливость, честность, доброта, чуткость, благородие, сочувствие и т.д. Сейчас же молодое поколение начинает о них забывать. Перед государством стоит одна из главных задач – взрастить будущее поколение нравственным, благородным с ценностным и моральным «багажом». Школа представляет собой уникальный социальный институт, через который проходит каждый гражданин России. Дети школьного и младшего школьного возрастов обладают наибольшей восприимчивостью к духовно – нравственному развитию и воспитанию. Однако упущения в этом процессе сложно компенсировать в более поздние годы.
Сегодня особенно важно сосредоточить внимание на развитии у человека духовных качеств, а именно — их положительных проявлений, таких как доброта, любовь, честность, уважение к окружающим, сострадание и эмпатия. Эти ценности соответствуют традиционным основам, которые помогают человеку осознавать смысл жизни через постоянное духовно-нравственное совершенствование.
Духовно – нравственное воспитание играет ключевую роль в формировании и развитии личности ребенка. В современном обществе особенно актуальной становится проблема развития духовной и нравственной культуры, что подчёркивает необходимость обращения школы к искусству. Искусство выступает одним из наиболее эффективных инструментов, способных раскрыть внутренний потенциал личности и способствовать его дальнейшему развитию. Этим вопросом занимались выдающиеся педагоги, психологи, музыканты – педагоги такие, как Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.В. Зеньковский, Б.М. Целковников и многие другие.
Духовное воспитание – это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах [1, с. 105]. Нравственное воспитание представляет собой процесс формирования представлений, оценок, эмоций, убеждений, а также навыков и привычек поведения, которые соответствуют установленным нормам общества [2, с. 203]. Духовно – нравственное воспитание представляет собой организованный и целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, ориентированный на формирование целостной гармоничной личности. Основное внимание уделяется развитию ценностно – смысловой сферы человека через приобщение его к духовно-нравственным принципам и базовым национальным ценностям.
Традиционно музыка рассматривается философами, психологами, педагогами как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития личности. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» [3, с. 174], - писал он.
М.С. Каган считает, что музыка приняла ценность акустических, семиотических, эстетических и художественных характеристик природы звука. Звук воплощает то, «что длится и изменяется, а не пребывает, сохраняется в неизменности». М.С. Каган выделяет уникальную способность музыкального звука передавать внутренние, психологические и духовные процессы, вызывая при этом непосредственный отклик в виде соответствующих переживаний [4, с. 94]. Л.Н. Толстой обращал внимание на тесную связь музыкального звучания с эмоциональной стороной духовной жизни человека, описывая музыку как своего рода «стенографию чувств» и «язык эмоций».
В рамках анализа взглядов Б.В. Асафьева на природу музыкальной интонации следует обратить внимание на его утверждение, что происхождение интонации он связывал не с простым воспроизведением речевых интонаций, а с синкретической деятельностью, объединяющей музыкальные и речевые элементы. При этом музыкальная составляющая рассматривается им как средство непосредственной эмоциональной выразительности, играющее ключевую роль в данном процессе.
Таким образом, суть музыкального искусства заключается во взаимодействии между людьми, в диалогическом общении, которое оно порождает. Музыка, будучи формой искусства, оказывает сильное эмоциональное влияние. Воздействуя непосредственно на чувства, она вызывает глубокие эмоциональные отклики, часто не зависящие от сознательного контроля. Задача педагога состоит в том, чтобы "посредством искусства помочь ребенку… более четко мыслить и глубже чувствовать".
Музыка служит отражением различных аспектов жизни, формируя определенное отношение к ним. Как говорил Д.Б. Кабалевский, "Изучая музыку, дети почувствуют и осознают, что они изучают саму жизнь, ведь музыка и есть жизнь".
Музыкальное образование, опираясь на классические и народные музыкальные традиции, видит свою цель в воспитании нравственности и эстетического вкуса у детей, в пробуждении в них добрых качеств.
В ХХ веке значительный вклад в теорию и практику музыкального воспитания внесли такие выдающиеся композиторы и педагоги – гуманисты, как Дмитрий Кабалевский, Золтан Кодай и Карл Орф. Их творчество и педагогические идеи наглядно демонстрируют убеждение, что музыкальное искусство способно содействовать формированию честных, добрых и умных личностей. Это достигается через освоение музыкального наследия и специально разработанных методик, направленных на развитие нравственных и интеллектуальных качеств ребенка.
Влияние музыки на человеческое благополучие, как физическое, так и духовное, прослеживается на протяжении тысячелетий. Известно, что около 4 тыс. лет тому назад египтяне называли музыку «лекарством для души». Самое известное из цитируемых в этом контексте высказываний имеет отношение к Царю Саулу: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее, и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него» (Ветхий завет, Гл. 16, стих 23).
Платон и Аристотель, выдающиеся мыслители Древней Греции, широко использовали учение об этосе в своих философских трудах, формулируя рекомендации по применению различных видов музыки в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения. Они считали музыку неотъемлемой частью гармоничного развития личности и общественного устройства, способствующей формированию благородных качеств и созданию справедливого общества. Так, определенные музыкальные формы рекомендовались для воспитания мужества, другие – для развития чувства красоты и гармонии.
Таким образом, музыка в Древней Греции рассматривалась как важнейший инструмент социального и личностного развития, неразрывно связанный с этическими и эстетическими идеалами. Идея использования музыки в целях оздоровления продолжает быть актуальной и в наше время, находя все большее применение в различных областях жизни.
Платону мир представлялся как звучащее единство, построенное на всеобъемлющем трезвучии музыки, тогда говорили о «musica mundana» – музыке вселенной, «musica humana» – музыке, звучащей в человеке, и о «musica instrumentalis» – акустически воспринимаемой вокальной или инструментальной музыке. Он считал, что музыка – средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с собой.
Аристотель полагал, что воспитывать молодежь следует на образцах искусства; но исходя из природного материала, подлежащего формированию и дополнению соответственно природе, следует сообразовываться с природой. Итак, формирование личностных результатов невозможно представить без познания музыки. Подтверждением является то, что из самой ранней истории культуры дошли свидетельства о прямом воздействии музыки на человека.
В заключение стоит подчеркнуть, что музыкальное творчество исторически играет важную роль в формировании нравственных принципов. Согласно утверждению, "Музыка, будучи одним из наиболее воздействующих на эмоции видов искусства, оказывает глубокое влияние на внутренний мир человека, затрагивая его чувства и побуждая к действиям, что впоследствии отражается в его поведении" [5, с. 85].
Список используемой литературы:
- Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург. – 2000. – 937 с.;
- Козлов. Н.И. Энциклопедия практической психологии «Психологос»;
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М., 1979. С.383;
- Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст]/ М.С. Каган // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989;
- Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие.- Свято –Троицкая Сергиева Лавра, 1994;