«Развитие эмоциональной отзывчивости и основные этапы работы над музыкальными произведениями на уроке фортепиано»
Основные этапы работы над музыкальным произведением
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дополнительного образования города Нягани
«Детская школа искусств»
Методическое сообщение
«Развитие эмоциональной отзывчивости и основные этапы работы над музыкальными произведениями на уроке фортепиано»
Сабанова Виктория Юрьевна
преподаватель по классу фортепиано
высшей квалификационной категории
заведующая отдела фортепиано
г. Нягань 2024г.
«Работа над музыкальным произведением, над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и с усвоением нотной грамоты.»
Г.Г.Нейгауз
Основа обучения игре на фортепиано – это воспитание у ученика любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления. Поэтому очень важно развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным, все более тонким слуховым восприятиям музыкальных произведений. Г.Г. Нейгауз говорил: «… если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное исполнение было выразительно, т.е. чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии».
Работа над музыкальным произведением – это очень сложный и трудный путь. В зависимости от способностей и возможностей учащегося, одно и то же произведение может быть исполнено и прочитано по-разному. При работе над художественным образом музыкального произведения основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его увлеченности при игре. К ним относятся творческое воображение и творческое внимание.
Развитие у детей таких способностей, как музыкальное мышление, творческое воображение - это обьемный и многосоставной процесс. Наряду с формированием пианистических умений, навыков и музыкальных способностей учащихся, важное место занимает образно - художественное мышление, позволяющее в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые образы на основе прошлых восприятий.
И главная задача преподавателя – помочь ученику разобраться в содержании произведения и превратить работу над пьесой в увлекательный и творческий процесс.
Работа над художественным образом, эмоциональной отзывчивости должна начинаться с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ученик может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, попробуем добиться, чтобы первое исполнение было выразительно, чтобы характер исполнения точно соответствовал настроению данной мелодии. И здесь очень важно стремиться, чтобы ученик сыграл грустную мелодию печально, бодрую - радостно, нежную – выразительно.
Каждое, даже самое маленькое произведение, должно остаться в сознании юного пианиста как целостный образ, пробуждающий фантазию и эмоциональную отзывчивость на исполнение. Поэтому развитию образного мышления способствует, прежде всего, грамотно подобранный музыкальный материал- яркий и разнообразный, близкий детям по музыкальным образам и настроениям. А сам художественный образ - это воплощенная в музыке картина, с ее образами, переживаниями, размышлениями. И эмоциональная отзывчивость у детей на каждый образ раскрывается благодаря средствам музыкальной выразительности: мелодия, гармония, тембр, фактура, лад и детализация (штрихи, динамика и другое).
В практической части урока можно выделить три составляющие музыкального образа произведения:
● во - первых, это замысел композитора в нотах.
Это правильная и точная передача художественного смысла музыкального произведения.
● во - вторых, это личность ученика, который будет интерпретировать нотный текст.
Очень важно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные данные.
● в - третьих, это личность педагога, организующего работу ученика.
Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.
И здесь очень актуальны советы талантливого педагога А.Д. Артоболевской: «Постарайся околдовать ребенка музыкой как интересной сказкой, не имеющий конца.»
Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных задач педагога.
Работа над любым музыкальным произведением включает три этапа:
1 этап: мы должны пережить и показать художественный образ через свое исполнение так, как мы его понимаем на собственном опыте.
2 этап: работа над художественным содержанием произведения (сюжет, форма произведения)
3 этап: игра наизусть, подготовка к концертному выступлению – воплощение художественного замысла на новом уровне понимания, поиск окончательного варианта звучания.
Одним из важных этапов в работе над произведением, является начальный этап ознакомления с произведением и его разбор. Обычно работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания нового сочинения, которое облегчает разбор текста, знакомство со стилем, эпохой и биографией композитора. Есть два способа ознакомления:
● первый - педагог сам исполняет новое произведение ученику, тем самым стимулирует его к дальнейшей работе;
● второй - прослушивание изучаемого сочинения в аудио или видеозаписи, в исполнении известных пианистов различных эпох.
После предварительного ознакомления с новым произведением начинается второй этап - кропотливая и детальная работа над произведением. В своей книги по методике и преподавания на фортепиано А.Д. Алексеев пишет: «Внимание направляется на уяснение деталей, вся ткань тщательно анализируется как бы под микроскопом. Не пропускается не только ни один звук, но и ни один штрих, ни одно указание в отношении оттенков исполнения или аппликатуры. При этом надо научиться всегда слышать во всех обозначениях музыкальное содержание, иначе потом это будет не более чем формально исполненный безжизненный текст».
Для раскрытия художественного образа произведения очень важен грамотный анализ:
- определяется характер и строение произведения;
- определить тональный план, темп, особенности ритма;
- обсудить динамику и разобрать штрихи;
- наметить кульминационные точки;
- определить технические приемы в работе;
Анализ проводится в форме беседы, во время которой педагог расспрашивает ученика о его впечатлениях, делает необходимые пояснения. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста. В связи с этим интересно обратиться к высказыванию К.Н. Игумнова: «В разборе текста надо вложить все свое внимание, весь опыт жизни». Музыкально-осмысленный разбор создает основу для дальнейшей правильной работы. Одной из главных задач педагога должно быть стремление сохранить и развивать в ученике живое, непосредственное ощущение музыки, понимание ее выразительности, фразировки. В практике фортепианного обучения часто используется метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений, исполняемого музыкального произведения с явлениями жизни и искусства. Например, произведения можно ассоциировать с картинами природы, сказочными образами, с жанровыми сценками и др. Для эмоционального исполнения большую пользу приносит метод пропевания пьесы кантиленного характера. По мнению музыковеда и педагога Б. В. Асафьева, важную роль в формировании навыков выразительного произнесения мелодии, является умение «петь на фортепиано».
Подводя итог второго этапа работы над художественным образом музыкального произведения можно использовать следующие методы работы:
● метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений;
● эмоционально- смысловой анализ;
● метод пропевания;
Третий этап работы – это подготовка к концертному исполнению: игра наизусть, поиск окончательного варианта звучания, выбор нужного темпа, звукоизвлечения.
Важными моментами являются:
● выявление целостности произведения;
● уточнение исполнительского замысла;
Воспитание у ученика способности слышать, охватить все произведение в целом и умение исполнить его на сцене - важная задача на заключительном этапе. Восприятие музыкального произведения связано с прослушиванием его в целом. В этом нам поможет возвращение на ранние этапы работы, такие как повторное прослушивание видеозаписи. Это позволяет обогатить опыт эстетического восприятия, развить у ученика художественный вкус и эмоциональную отзывчивость на исполнение. Сценическое выступление подводит итог всей проделанной работы и очень важно, чтобы исполняемое произведение приносило творческое вдохновение. А эмоциональная отзывчивость – необходимое качество для исполнителя, поскольку именно оно обеспечивает восприятие и воспроизведение всех оттенков эмоций, тончайших динамических, агогических, тембровых и иных нюансов.
Заключение
Творческое общение педагога со своим учеником не укладывается в формат перечисленных этапов работы, так как высокохудожественная музыка, как правило, отличается удивительным богатством эмоционального содержания и допускает множество индивидуальных трактовок.
Уметь настраивать ученика перед концертным выступлением, вселять уверенность в своих силах, а после выступления отметить положительные результаты, проявляя при этом корректность в выражении критики - вот проявление профессионализма педагога. Роль педагога в процессе работы над музыкальным произведением огромна и участие его должно быть активно-творческим на всех этапах работы.
Литература
1.Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства. Сборник статей. Выпуск 1. редакторы-составители Рензин В.И., Уманский М.А. Екатеринбург, 1993.
2. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1975.
3. 4. Баренбойм, JI.A. Путь к музицированию. М-Л.: Сов. композитор, 1973.
5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. 224 с.
6. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – Москва: Государственное музыкальное издательство. 1961-271 с
7. Нейгауз Г.Об искусстве фортепианной игры – Москва. Музыка, 1987- 239 с.