Статья "Прием театрализации"

Курячий Елена Александровна

В статье рассматривается развитие музыкальных способностей через прием театрализации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Прием театрализации, как творческое развитие в учебном процессе детских школ искусств.

В наше время очень актуальным становится вопрос сохранения и развития духовной культуры. Массовая культура вытесняет высокое искусство, в частности музыку, которая не предназначена для потребительски развлекательных целей.

И от нас, преподавателей школ искусств, которые непосредственно занимаются  музыкальным образованием и воспитанием подрастающего поколения, в большей степени зависит настоящее и будущее музыкального искусства. Музыка всегда играет особую роль: побеждая пространство и время, она на прямую обращается к душе человека. Универсальный язык музыки может быть доступен каждому ее любителю. Музыка способна включать в себя все общечеловеческие ценности. Весь окружающий мир находит отражение в музыке. Чем больше познаем музыку, тем больше познаем мир.

Когда человек приобщается к музыке, он становится духовно богаче, мудрее, ему глубже открывается понимание культурных традиций и связей, развивается чуткость души, сопереживание.

Ценность музыки становится очевидной необходимостью вовлечения в мир музыки детей. Но исходя из сопровождаемого жизнь музыкального фона ребенка, возникает проблема: как добиться того, чтобы дети искренне полюбили и сохранили эту любовь к серьезной музыке на всю жизнь?

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал, что та музыка, которую он исполняет или слушает несет жизнь а не смерть. Более того музыка сотворенная композитором однажды, способна возрождаться при каждом ее последующем исполнении. Исполнитель любого возраста – это своеобразный соавтор музыки вместе с композитором, который может быть творцом собственной музыки.

Каждый исполнитель может попробовать свои силы в коллективном творчестве, где из маленьких придумок каждого, может состояться большое и интересное целое.

Чрезвычайно важным в формировании личности является побуждение ребенка творить, вселение  в него веру в доступности к творчеству. Творчески ориентированный человек будет воспринимать любое дело, которым он занимается, как повод к самораскрытию.

Творческое отношение к какому-либо делу – это активное включение интеллектуально-эмоционального потенциала в решение задачи на основе живого, искреннего интереса. Дети, никогда не забудут и не отрекутся от музыки, если приобщились к ней через творческое отношение.

Все дети в той или другой степени талантливы. В каждом ребенке природой заложены творческие силы. Детская открытость, любознательность, доверчивость, неискушенность позволяют ему неустанно экспериментировать с окружающей действительностью. Игра и жизнь для ребенка неразрывны. Дети любят сказки, выдумывают собственные, фантазируют, устраивают домашний театр, где в одном лице являются и режиссером и актером и декоратором. Детство человека является источником творческой фантазии. В этих фантазиях воплощались народные мечты: мифы, легенды, сказки. В античном мире: Икар на крыльях взлетел в небо – и лишь в ХХ веке самолет стал реальностью. А сколько веков жила сказка о принце, оживившем своей любовью спящую красавицу, прежде чем человек научился совершать реанимацию. А сказочное волшебное зеркальце, в котором можно было увидеть то, что находилось за тридевять земель? Таким волшебным зеркальцем стало телевидение. И для педагога школы искусств важной задачей становится поддержать и не дать угаснуть с годами этому огоньку фантазии, талантливости и творчества. Раскрепостить ученика, высвободить его творческую энергию, вдохновить его на любовь к искусству, музыке, заложить творческую основу личности. Какие личностные качества сформируются у его подопечного – это ответственность педагога.

Для развития творческой личности существуют разнообразные формы и методы музыкально-творческой работы с детьми. Развитие творческих качеств ребенка средствами искусства было и остается одной из насущных и актуальных проблем эстетического воспитания. Каждый педагог, стремится обеспечить оптимальные условия для активного, эмоционально окрашенного самовыражения ученика в музыке. Любой педагог может внести элементы своего личного отношения к методике творческого развития ребенка.

Часто концертное выступление, экзамены, зачеты становятся «камнем преткновения» для ученика, испытывающего подсознательный страх перед концертной эстрадой. Подключение же творческого начала поможет одержать победу над страхом. Надо поставить перед учеником творческую сверхзадачу: воссоздать логическое развитие музыкальных образов от первой до последней ноты искренне проживая фразировку и динамику. Как раз таки помогает реализовать ход событий в развитии музыкальных образов – прием театрализации. Ощущение исполнения как процесса рождающейся во времени (здесь и сейчас) музыки – это ощущение творческого порядка. Оно помогает победить эстрадное волнение, давая творческую власть над исполняемой музыкой.

Игра в ансамблях с использованием шумовых, ударных инструментов, так же может служить раскрытию творческой активности учащихся.  Эффект волшебного преображения музыки, когда отдельные партии, как музыкальные герои, звучат обеднено, маловыразительно, а все в целом вдруг обретают полнозвучное богатство.

Способствует музыкально-творческому развитию учащихся и синтез искусств, в котором важную роль играет также прием театрализации. Когда музыкальные образы, которые ученик исполняет на инструменте, переводятся им в образы литературные, может привести к рождению увлекательной сказки или рассказа, а маленький автор испытает счастливую гордость творца. К ярко образным музыкальным пьесам можно предложить ученику нарисовать или вылепить из пластилина иллюстрации. Возможно, ни рассказ, ни рисунок, ни скульптура не будут шедеврами, но сам опыт перевода образов с языка музыки на язык другого вида искусства чрезвычайно плодотворен.

Дети любят сочинять музыку, особенно на заданные стихи, где в их фантазии предстают различные музыкальные образы с их характером и  тембром. Сочинение является одной из форм творчества детей в учебном процессе.

Также одной из форм творчества может быть игра. Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации в труде. Игры дают педагогу возможность творчески развивать детскую личность в спектре композиторской, вокальной, инструментально-исполнительской, изобразительной, практически трудовой, исследовательской видов деятельности.

Творческие театрализованные игры могут служить разрядкой в атмосфере урока, повысить эмоциональный тонус, способствовать раскрепощению психологически скованных детей. Содержанием игры может стать непосредственно музыкальный материал разучиваемых по специальности произведений: например напевая музыкальные фразы, ученик должен выразить их характер через пластику движений – в легатных фрагментах потянуться, в стаккатных фрагментах поскакать, на динамических подъемах постепенно «расти», на динамических спадах «уменьшаться», сжиматься. Пропущенная в буквальном смысле через тело фразировка и метро-ритмическая основа произведения закрепится в сознании ребенка самым естественным и надежным образом.

В играх могут участвовать и несколько учащихся. Например, знакомство с сонатной формой можно провести в виде игры, где один ученик выступает в роли Главной партии, другой – в роли Связующей, третий – в роли Побочной, а четвертый – в роли Заключительной партии. Педагог играет сонату, а «актеры» - свои роли, появляясь в соответствующий каждому момент, через характер движений, передавая характер музыкальных тем и их взаимодействие.

Таким образом, театрализация творческих игр может внести элемент свежести, радостного удовольствия в процесс обучения детей.

Еще одной формой творческого развития является детский музыкальный театр. Где оперы сочиняются коллективно, поглощая в процесс как очень способных, так и менее способных учеников. Каждый ребенок вносит что-то свое в общее дело. Музыкальный спектакль заключает в себе широчайший спектр возможностей для развития творческих способностей детей. Прежде всего, это большое коллективное творческое дело, позволяющее вовлечь в него учащихся всех возрастов и всех отделений ДШИ. Разновидностью музыкального спектакля является театрализованный концерт. Необычный по форме и содержанию, он позволяет представить различные сведения о музыке в виде мизансцен, диалогов, споров, конфликтных ситуаций, загадок и т.п. Для детей это интересно и увлекательно. Они живо откликаются на творческую инициативу, «загораются» - и могут неожиданно обнаружить в себе творческие возможности, о которых и не знали сами.

Вывод.

Наиболее доступным методом приобщения детей к миру искусства, в частности, к миру музыки, является игра. Где возможно использование театрализованных творческих игр, а также такие перспективные игровые формы, как детский театр и театрализованный концерт. Золотое правило педагогики «играя – обучай» - самый плодотворный путь в процессе воспитания творческой личности.