Контрольно-измерительные материалы (КИМ) и практическое задание Тема: «Как работать с солистами: психологические и технические аспекты»
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) и практическое задание
Тема: «Как работать с солистами: психологические и технические аспекты»
I. Тест
Формат: закрытые (с вариантами ответов) и открытые вопросы.
Блок 1. Психологические аспекты работы
- Какой подход наиболее эффективен при работе с тревожным солистом?
а) Жёсткий контроль
б) Поддержка и мягкие указания
в) Полная свобода без замечаний - Что делать, если солист настаивает на своём темпе, а он противоречит замыслу произведения?
а) Уступить без обсуждения
б) Предложить компромиссный вариант
в) Настоять на своём - Как помочь солисту справиться с волнением перед выступлением?
а) Игнорировать, чтобы не усугублять
б) Провести дыхательные упражнения
в) Напомнить о прошлых ошибках - Как реагировать, если солист обвиняет концертмейстера в своих ошибках?
а) Конструктивно разобрать ситуацию
б) Перевести тему
в) Отказаться от дальнейшей работы - Какая фраза поможет снять напряжение в конфликтной ситуации?
а) «Ты опять не туда играешь»
б) «Давай попробуем ещё раз, я тебя поддержу»
в) «Это твои проблемы»
Блок 2. Технические аспекты
- Как адаптировать аккомпанемент под солиста с нестабильным темпом?
а) Жёстко держать метроном
б) Следовать за солистом, слегка корректируя
в) Играть своё, игнорируя солиста - Что делать, если солист пропускает такты?
а) Остановиться
б) Подхватить его в удобном месте
в) Играть дальше без изменений - Как подстроиться под солиста с тихим звуком?
а) Усилить динамику фортепиано
б) Снизить громкость аккомпанемента
в) Попросить играть громче. - Какой приём поможет синхронизироваться с солистом в сложном ритмическом месте?
а) Зрительный контакт
б) Играть строго по нотам
в) Делать акценты в партии фортепиано - Как работать с солистом, который не чувствует гармоническую основу?
а) Подчёркивать гармонию в аккомпанементе
б) Играть максимально просто
в) Учить его теории
Блок 3. Открытые вопросы
- Перечислите три способа установления психологического контакта с солистом.
- Какие технические приёмы помогают подчеркнуть выразительность солирующей партии?
- Как вы поступите, если солист постоянно меняет трактовку произведения?
- Опишите алгоритм работы над новым произведением с неопытным солистом.
II. Практическое задание
Ситуация:
После репетиции солист (скрипач) обвиняет вас в том, что вы «перетягиваете» динамику в forte-разделах, из-за чего его звук теряется. Он отказывается продолжать работу в таком режиме. Ваши действия?
Задание
Анализ конфликта (письменно):
В чём причина недовольства солиста?
Какие объективные и субъективные факторы могли повлиять?
Решение (устный ответ или ролевая игра):
Предложите 2–3 варианта выхода из ситуации.
Обоснуйте, какой метод (технический/психологический) вы примените.
Итоговое задание
Сыграйте спорный фрагмент, демонстрируя предложенную коррекцию (например, смягчение аккомпанемента, изменение педализации).
Критерии оценки:
Гибкость в решении проблемы.
Умение сочетать технические и психологические приёмы.
Эффективность предложенных мер.
