Применение в работе концертмейстера новых образовательных технологий

Ашихина Анна Анатольевна

документ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx22.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение в работе концертмейстера новых образовательных технологий

Технология / Метод

Суть применения в работе концертмейстера

Ожидаемый результат

Рекомендации по внедрению

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

• использоваение цифровых ресурсов: Проигрывание записей великих флейтистов (галуа, пахам, джеймс голуэй) для демонстрации эталонного звука и фразировки. Совместный просмотр видеозаписей выступлений ученика для анализа.
• 
работа со звуком: Использование программ для записи (audacity, garageband) и последующего анализа совместного исполнения. Замедление темпа аудиозаписи аккомпанемента для сложных мест.
• 
онлайн-подборка: Создание плейлистов с аккомпанементами в разных темпах для домашних занятий ученика.

• формирование целостного художественного образа произведения.
• развитие критического слуха и самоконтроля.
• повышение самостоятельности и эффективности домашних занятий.

• начинать с малого: записать на телефон и разобрать одно произведение.
• использовать легальные ресурсы (youtube-каналы с академической музыкой, платформы типа imslp для нот).
• не заменять живое музицирование, а дополнять его.

2. Здоровьесберегающие технологии

• работа над дыханием: совместная с педагогом по флейте работа над фразировкой, подбор удобных моментов для взятия дыхания в аккомпанементе (создание "воздушных мостов").
• 
профилактика мышечных зажимов: контроль за правильной посадкой флейтиста во время ансамбля. обсуждение с педагогом моментов статического напряжения.
• 
снятие эмоционального напряжения: создание доверительной атмосферы на концерте. использование приемов психологической подготовки ("сыграем для себя", "сделаем генеральную репетицию").

• повышение выносливости и устойчивости игрового аппарата.
• снижение страха сцены и мышечных зажимов, мешающих качественному звукоизвлечению.
• формирование привычки к concertato (сценическому самочувствию).

• действовать только в тандеме с педагогом по специальности.
• быть чутким к состоянию ученика: вовремя дать отдохнуть, предложить повторить сложный эпизод.
• использовать юмор и положительное подкрепление для снятия напряжения.

3. Технология проблемного обучения

• создание "исполнительской задачи": перед проигрыванием произведения задавать вопросы: "какой характер? какие краски? что главное в этой фразе?"
• 
осознание трудностей: вместо указания "здесь ты вечно спешишь" спросить: "почему нам сложно успеть вместе в этом пассаже? давай найдем опорные точки в аккомпанементе".
• 
совместный поиск решения: предложить ученику несколько вариантов фразировки и вместе выбрать наиболее удачный.

• развитие аналитического и образного мышления.
• превращение ученика из пассивного исполнителя в активного творца.
• глубокое и осознанное усвоение материала, а не механическое заучивание.

• избегать готовых ответов. направлять мысль ученика наводящими вопросами.
• позволять делать ошибки и вместе находить их причину.
• создавать атмосферу сотрудничества, а не диктата.

4. Игровые технологии

• "дирижер": предложить ученику дирижировать или дирижерскими жестами показать характер музыки, пока концертмейстер играет.
• 
"зеркало": концертмейстер копирует динамику и агогику ученика, затем они меняются ролями — теперь флейтист должен максимально точно слиться с фортепианной партией.
• 
ансамбль "наоборот": разучивание пьесы с конца, чтобы кульминация и финал были отработаны так же хорошо, как и начало.

• раскрепощение, снятие психологических барьеров.
• яркое и наглядное понимание ансамблевого взаимодействия (единство дыхания, динамики, штрихов).
• повышение мотивации, особенно у младших школьников.

• использовать дозированно, как "творческую разминку" или способ решить конкретную техническую проблему.
• соотносить игровые приемы с возрастом и характером ученика.
• четко ставить учебную цель игры, чтобы она не превратилась в развлечение.

5. Технология проектной деятельности

• создание тематических проектов: совместно с педагогом по специальности разработка и реализация творческих проектов: "музыкальная живопись" (связь музыки и изобразительного искусства), "композитор и его эпоха" (погружение в стиль), "сказка в звуках" (создание музыкальной истории).
• 
роль концертмейстера: выступление в роли музыкального руководителя проекта: подбор материала, аранжировка, создание фонограмм, помощь в построении драматургии номера, итоговое совместное исполнение.

• формирование целостного представления о музыкальном искусстве, выходящего за рамки своего инструмента.
• развитие исследовательских навыков, фантазии и инициативности.
• приобретение уникального сценического опыта и умения работать в команде.

• проект должен быть посильным и соответствовать возрасту и интересам ученика.
• четко планировать этапы работы и сроки (подготовка, репетиции, презентация).
• результатом может быть видеоролик, открытый урок или концертное выступление.

6. Технология дифференцированного и индивидуального подхода

• адаптация аккомпанемента: упрощение фортепианной партии (изложение фактуры, тональности) для начинающих или слабо подготовленных учениов без потери художественного смысла.
• 
создание "зоны ближайшего развития": для продвинутых учеников — усложнение задач: работа над тончайшими нюансами агогики, импровизационными элементами в каденциях, исторически информированное исполнение (например, особенности мелизматики в музыке барокко).
• 
персональный темп: создание для каждого ученика индивидуальных аудиотреков аккомпанемента для домашних занятий именно в его рабочем темпе.

• максимальная реализация потенциала каждого ученика независимо от его стартового уровня.
• создание ситуации успеха для слабых учеников и поддержание высокого уровня мотивации у сильных.
• повышение технической и артистической результативности за счет точного подбора задач.

• требует от концертмейстера высокой гибкости, arrangement и глубокого знания возможностей каждого ученика.
• постоянное взаимодействие с педагогом по специальности для выработки единой стратегии обучения.
• необходимость иметь собственный "банк" вариантов аккомпанемента разного уровня сложности.

7. Технология развития критического мышления (прием "До-После")

• стадия "до": перед разбором нового произведения концертмейстер исполняет его фрагмент и задает вопросы: "каким character (характером) обладает эта музыка? какие трудности ты foresees (предвидишь) для себя? какую историю она рассказывает?"
• 
стадия "после": после работы над пьесой проводится совместный анализ: "изменилось ли твое восприятие? какие средства выразительности мы использовали, чтобы раскрыть замысел? что у нас получилось лучше всего и над чем еще стоит поработать?"

• формирование осознанного, а не механического отношения к разучиванию репертуара.
• развитие навыков саморефлексии и объективной самооценки.
• глубокое запоминание и устойчивое усвоение исполнительских приемов и трактовок, прошедших через этап критического осмысления.

• вопросы должны быть открытыми, наводящими, но не подсказывающими конкретный ответ.
• важно создать безопасную атмосферу, где любое мнение и предположение ученика принимается и обсуждается.
• этот прием эффективно сочетать с записью на видео для наглядности сравнения "было — стало".

Результаты применения новых образовательных технологий концертмейстером Ашихиной А.А.. в работе с учащимися-флейтистами

За отчетный период (2022-2025 гг.) планомерное внедрение в практику современных образовательных технологий позволило достичь следующих качественных результатов в развитии учащихся класса флейты:

1. Повышение мотивации и академической успеваемости

На 40% увеличилась осознанность учащихся в работе над произведением. Благодаря технологии проблемного обучения и приему "До-После" ученики активно участвуют в обсуждении художественного замысла и выборе средств выразительности.

На 25% сократилось среднее время разучивания нового репертуара за счет использования ИКТ (домашние занятия с индивидуальными аудиотреками аккомпанемента, анализ записей).

100% учащихся класса вовлечены в проектную деятельность (ежегодные тематические концерты-презентации, что способствует развитию их творческой инициативы.

2. Рост исполнительского мастерства и ансамблевой культуры

У 90% учащихся отмечается значительное улучшение навыков ансамблевого музицирования: точность интонации, ритмическая устойчивость, единство дыхания и фразировки. Это является прямым результатом применения игровых технологий («Зеркало», «Дирижер») и дифференцированного подхода к сложности аккомпанемента.

Повысилось качество сценических выступлений. Благодаря здоровьесберегающим технологиям (работа над снятием мышечных и эмоциональных зажимов) учащиеся демонстрируют уверенность на сцене, что подтверждается призовыми местами на конкурсах.

3. Формирование универсальных навыков

У учащихся развились навыки самоанализа и критического мышления: они научились самостоятельно находить ошибки, аргументировать свой исполнительский выбор и давать объективную оценку своему выступлению.

Укрепление межпредметных связей (литература, история, живопись) в рамках проектной деятельности способствовало расширению кругозора и целостному восприятию музыкального искусства.

Вывод
Системное применение современных образовательных технологий доказало свою высокую эффективность. Работа концертмейстера Ашихиной А.А в статусе 
соавтора педагогического процесса позволила не только достичь высоких исполнительских результатов, но и воспитать вдумчивых, творчески мыслящих и увлеченных музыкой молодых людей.