Применение в работе концертмейстера новых образовательных технологий
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Применение в работе концертмейстера новых образовательных технологий | |||
Технология / Метод | Суть применения в работе концертмейстера | Ожидаемый результат | Рекомендации по внедрению |
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) | • использоваение цифровых ресурсов: Проигрывание записей великих флейтистов (галуа, пахам, джеймс голуэй) для демонстрации эталонного звука и фразировки. Совместный просмотр видеозаписей выступлений ученика для анализа. | • формирование целостного художественного образа произведения. | • начинать с малого: записать на телефон и разобрать одно произведение. |
2. Здоровьесберегающие технологии | • работа над дыханием: совместная с педагогом по флейте работа над фразировкой, подбор удобных моментов для взятия дыхания в аккомпанементе (создание "воздушных мостов"). | • повышение выносливости и устойчивости игрового аппарата. | • действовать только в тандеме с педагогом по специальности. |
3. Технология проблемного обучения | • создание "исполнительской задачи": перед проигрыванием произведения задавать вопросы: "какой характер? какие краски? что главное в этой фразе?" | • развитие аналитического и образного мышления. | • избегать готовых ответов. направлять мысль ученика наводящими вопросами. |
4. Игровые технологии | • "дирижер": предложить ученику дирижировать или дирижерскими жестами показать характер музыки, пока концертмейстер играет. | • раскрепощение, снятие психологических барьеров. | • использовать дозированно, как "творческую разминку" или способ решить конкретную техническую проблему. |
5. Технология проектной деятельности | • создание тематических проектов: совместно с педагогом по специальности разработка и реализация творческих проектов: "музыкальная живопись" (связь музыки и изобразительного искусства), "композитор и его эпоха" (погружение в стиль), "сказка в звуках" (создание музыкальной истории). | • формирование целостного представления о музыкальном искусстве, выходящего за рамки своего инструмента. | • проект должен быть посильным и соответствовать возрасту и интересам ученика. |
6. Технология дифференцированного и индивидуального подхода | • адаптация аккомпанемента: упрощение фортепианной партии (изложение фактуры, тональности) для начинающих или слабо подготовленных учениов без потери художественного смысла. | • максимальная реализация потенциала каждого ученика независимо от его стартового уровня. | • требует от концертмейстера высокой гибкости, arrangement и глубокого знания возможностей каждого ученика. |
7. Технология развития критического мышления (прием "До-После") | • стадия "до": перед разбором нового произведения концертмейстер исполняет его фрагмент и задает вопросы: "каким character (характером) обладает эта музыка? какие трудности ты foresees (предвидишь) для себя? какую историю она рассказывает?" | • формирование осознанного, а не механического отношения к разучиванию репертуара. | • вопросы должны быть открытыми, наводящими, но не подсказывающими конкретный ответ. |
Результаты применения новых образовательных технологий концертмейстером Ашихиной А.А.. в работе с учащимися-флейтистами
За отчетный период (2022-2025 гг.) планомерное внедрение в практику современных образовательных технологий позволило достичь следующих качественных результатов в развитии учащихся класса флейты:
1. Повышение мотивации и академической успеваемости
На 40% увеличилась осознанность учащихся в работе над произведением. Благодаря технологии проблемного обучения и приему "До-После" ученики активно участвуют в обсуждении художественного замысла и выборе средств выразительности.
На 25% сократилось среднее время разучивания нового репертуара за счет использования ИКТ (домашние занятия с индивидуальными аудиотреками аккомпанемента, анализ записей).
100% учащихся класса вовлечены в проектную деятельность (ежегодные тематические концерты-презентации, что способствует развитию их творческой инициативы.
2. Рост исполнительского мастерства и ансамблевой культуры
У 90% учащихся отмечается значительное улучшение навыков ансамблевого музицирования: точность интонации, ритмическая устойчивость, единство дыхания и фразировки. Это является прямым результатом применения игровых технологий («Зеркало», «Дирижер») и дифференцированного подхода к сложности аккомпанемента.
Повысилось качество сценических выступлений. Благодаря здоровьесберегающим технологиям (работа над снятием мышечных и эмоциональных зажимов) учащиеся демонстрируют уверенность на сцене, что подтверждается призовыми местами на конкурсах.
3. Формирование универсальных навыков
У учащихся развились навыки самоанализа и критического мышления: они научились самостоятельно находить ошибки, аргументировать свой исполнительский выбор и давать объективную оценку своему выступлению.
Укрепление межпредметных связей (литература, история, живопись) в рамках проектной деятельности способствовало расширению кругозора и целостному восприятию музыкального искусства.
Вывод
Системное применение современных образовательных технологий доказало свою высокую эффективность. Работа концертмейстера Ашихиной А.А в статусе соавтора педагогического процесса позволила не только достичь высоких исполнительских результатов, но и воспитать вдумчивых, творчески мыслящих и увлеченных музыкой молодых людей.
