Входное тестирование для учащихся (по концертмейстерству) ДМШ/ДШИ

Ашихина Анна Анатольевна

тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vhodnoe_testirovanie.docx15.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Входное тестирование для учащихся (по концертмейстерству) ДМШ/ДШИ

Цель: оценить базовые навыки ансамблевого музицирования, слуховой контроль и реакцию.

Формат: Индивидуальное собеседование-игра с концертмейстером (10-15 минут).

Часть 1: Аудиотест на баланс звучания (Слуховой анализ)

Инструкция для учащегося:«Сейчас мы послушаем несколько коротких отрывков в записи. Внимательно слушай и отвечай на вопросы».

1. Фрагмент 1: Фортепианный дуэт (например, «Бирюльки» С. Майкапара). Врагмент намеренно сведен так, что партия Secondo(аккомпанемент) заглушает партию Primo (мелодия).

Вопрос: Что ты слышишь? Мелодия и аккомпанемент звучат одинаково громко или что-то одно выделяется?

Цель: оценить способность слышать дисбаланс.

2. Фрагмент 2: Скрипка и фортепиано (например, «Аллегретто» Б. Бартока). Пианист аккомпанирует слишком громко (mf вместо p).

Вопрос: Кто должен звучать громче в этом дуэте? Соответствует ли это тому, что мы услышали?

Цель: оценить понимание роли солиста и аккомпаниатора.

3. Фрагмент 3: Флейта и фортепиано (например, «Менуэт» Ж.-Б. Люлли). Флейтист играет неуверенно и тихо.

Вопрос: Как должен поступить пианист, если солист играет тихо?

Цель: Оценить способность к логическому слуховому анализу.

Критерии оценки (заносятся в таблицу):

5 баллов: Учащийся сразу и точно определяет дисбаланс, поясняет, кто и почему должен лидировать.

4 балла: Определяет дисбаланс, но затрудняется с формулировкой причины.

3 балла: Слышит, что «что-то не так», но не может точно определить.

2 балла: Не слышит разницы.

Часть 2: Практический анализ кейсов (Ситуационные задачи)

Инструкция: «Давай представим несколько ситуаций, которые часто случаются на сцене. Как бы ты поступил?»

1. Кейс «Темп»: Ты играешь пьесу, и внезапно понимаешь, что начал ускоряться. Твой партнер (концертмейстер) продолжает играть в прежнем темпе.

Вопрос: Что ты будешь делать?

Цель: Оценить самоконтроль и умение слушать аккомпанемент.

Правильный вариант: Постараться плавно вернуться к исходному темпу, слушая сильные доли у пианиста.

2. Кейс «Сбой»: Ты сбился и пропустил несколько тактов. Концертмейстер продолжает играть.

Вопрос: Как быстрее всего вернуться в ансамбль?

Цель: Оценить сообразительность и знание формы произведения.

Правильный вариант: Не останавливаться, пропустить неудавшийся фрагмент и войти в начале следующей крупной партии (например, с нового проведения темы или репризы). Лучший ориентир — слушать гармонию у пианиста.

3. Кейс «Динамика»: В нотах у тебя написано piano, но из-за волнения звук получился слишком громким и резким.

Вопрос: Как исправить это прямо во время исполнения?

Цель: Оценить контроль над собственным звуком и исполнительскую волю.

Правильный вариант: Сразу же вспомнить о характере музыки и сознательно уменьшить интенсивность звукоизвлечения (дыхание, атака, движение смычка и т.д.).

Критерии оценки:

5 баллов: Учащийся предлагает логичное и эффективное решение, демонстрируя понимание ансамблевой игры.

4 балла: Решение в целом правильное, но не самое эффективное.

3 балла: Учащийся растерян, предлагает остановиться или не знает, что ответить.

2 балла: Ответ отсутствует или полностью неверный.

Протокол тестирования

| | | | |

ФИО ученика

Класс

Инструмент

Дата

Задание

Балл

Комментарии

Типичные ошибки/Рекомендации

Аудиотест: фрагмент 1 (баланс)

Аудиотест: фрагмент 2 (роли)

Аудиотест:фрагмент 3 (анализ)

Кейс: «Темп»

Кейс:«Сбой»

Кейс:«Динамика»

Общий балл

Выводы

Как использовать результаты:

1. Диагностика: выявить слабые места (например, ученик не слышит аккомпанемент или паникует при сбое).

2. Формирование групп; для групповых занятий по ансамблю можно объединить детей с разными сильными сторонами.

3. Индивидуальная работа: составить персональный план для каждого ученика. Например, тому, кто плохо слышит баланс, давать больше аудиозаданий. Тому, кто теряется при сбое, проигрывать больше ситуаций «что, если...» в упрощенном формате.

4. Мотивация: показать ученику его прогресс, повторив тестирование в конце полугодия.