Входное тестирование для учащихся (по концертмейстерству) ДМШ/ДШИ
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Входное тестирование для учащихся (по концертмейстерству) ДМШ/ДШИ
Цель: оценить базовые навыки ансамблевого музицирования, слуховой контроль и реакцию.
Формат: Индивидуальное собеседование-игра с концертмейстером (10-15 минут).
Часть 1: Аудиотест на баланс звучания (Слуховой анализ)
Инструкция для учащегося:«Сейчас мы послушаем несколько коротких отрывков в записи. Внимательно слушай и отвечай на вопросы».
1. Фрагмент 1: Фортепианный дуэт (например, «Бирюльки» С. Майкапара). Врагмент намеренно сведен так, что партия Secondo(аккомпанемент) заглушает партию Primo (мелодия).
Вопрос: Что ты слышишь? Мелодия и аккомпанемент звучат одинаково громко или что-то одно выделяется?
Цель: оценить способность слышать дисбаланс.
2. Фрагмент 2: Скрипка и фортепиано (например, «Аллегретто» Б. Бартока). Пианист аккомпанирует слишком громко (mf вместо p).
Вопрос: Кто должен звучать громче в этом дуэте? Соответствует ли это тому, что мы услышали?
Цель: оценить понимание роли солиста и аккомпаниатора.
3. Фрагмент 3: Флейта и фортепиано (например, «Менуэт» Ж.-Б. Люлли). Флейтист играет неуверенно и тихо.
Вопрос: Как должен поступить пианист, если солист играет тихо?
Цель: Оценить способность к логическому слуховому анализу.
Критерии оценки (заносятся в таблицу):
5 баллов: Учащийся сразу и точно определяет дисбаланс, поясняет, кто и почему должен лидировать.
4 балла: Определяет дисбаланс, но затрудняется с формулировкой причины.
3 балла: Слышит, что «что-то не так», но не может точно определить.
2 балла: Не слышит разницы.
Часть 2: Практический анализ кейсов (Ситуационные задачи)
Инструкция: «Давай представим несколько ситуаций, которые часто случаются на сцене. Как бы ты поступил?»
1. Кейс «Темп»: Ты играешь пьесу, и внезапно понимаешь, что начал ускоряться. Твой партнер (концертмейстер) продолжает играть в прежнем темпе.
Вопрос: Что ты будешь делать?
Цель: Оценить самоконтроль и умение слушать аккомпанемент.
Правильный вариант: Постараться плавно вернуться к исходному темпу, слушая сильные доли у пианиста.
2. Кейс «Сбой»: Ты сбился и пропустил несколько тактов. Концертмейстер продолжает играть.
Вопрос: Как быстрее всего вернуться в ансамбль?
Цель: Оценить сообразительность и знание формы произведения.
Правильный вариант: Не останавливаться, пропустить неудавшийся фрагмент и войти в начале следующей крупной партии (например, с нового проведения темы или репризы). Лучший ориентир — слушать гармонию у пианиста.
3. Кейс «Динамика»: В нотах у тебя написано piano, но из-за волнения звук получился слишком громким и резким.
Вопрос: Как исправить это прямо во время исполнения?
Цель: Оценить контроль над собственным звуком и исполнительскую волю.
Правильный вариант: Сразу же вспомнить о характере музыки и сознательно уменьшить интенсивность звукоизвлечения (дыхание, атака, движение смычка и т.д.).
Критерии оценки:
5 баллов: Учащийся предлагает логичное и эффективное решение, демонстрируя понимание ансамблевой игры.
4 балла: Решение в целом правильное, но не самое эффективное.
3 балла: Учащийся растерян, предлагает остановиться или не знает, что ответить.
2 балла: Ответ отсутствует или полностью неверный.
Протокол тестирования
| | | | |
ФИО ученика | Класс | Инструмент | Дата | |
Задание | Балл | Комментарии | Типичные ошибки/Рекомендации | |
Аудиотест: фрагмент 1 (баланс) | ||||
Аудиотест: фрагмент 2 (роли) | ||||
Аудиотест:фрагмент 3 (анализ) | ||||
Кейс: «Темп» | ||||
Кейс:«Сбой» | ||||
Кейс:«Динамика» | ||||
Общий балл | ||||
Выводы | ||||
Как использовать результаты:
1. Диагностика: выявить слабые места (например, ученик не слышит аккомпанемент или паникует при сбое).
2. Формирование групп; для групповых занятий по ансамблю можно объединить детей с разными сильными сторонами.
3. Индивидуальная работа: составить персональный план для каждого ученика. Например, тому, кто плохо слышит баланс, давать больше аудиозаданий. Тому, кто теряется при сбое, проигрывать больше ситуаций «что, если...» в упрощенном формате.
4. Мотивация: показать ученику его прогресс, повторив тестирование в конце полугодия.
