"Работа над постановкой, формирование двигательных навыков"

Тарасова Ольга Николаевна

Открытый урок "Работа над постановкой, формирование двигательных навыков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._rabota_nad_postanovkoy._gritskov.docx22.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Открытый урок в классе баяна

Работа над постановкой,

 формирование двигательных навыков

Преподаватель

 Тарасова О.Н.

г. Элиста

2023

Дата проведения урока: 29.09.2023

Ф.И. учащегося: Грицков Константин

Класс, отделение:1 класс, отделение русских народных инструментов.

Предмет: баян

Ф.И.О. преподавателя: Тарасова Ольга Николаевна

Тема урока: Работа над постановкой, формирование двигательных навыков.

Цель урока: Формирование навыков правильной посадки, постановки рук, ведения меха, ориентирования на клавиатуре.

Задачи урока:

1.Обучающие:

    а) осознать работу мышечного аппарата, следить за свободным состоянием незанятых звукоизвлечением пальцев.

   б) научиться обеспечивать свободное состояние мышц туловища и рук.

  в) выработать чувство клавиатуры, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши.

  г) добиться безостановочного ведения меха.

2. Развивающие:

    развитие внимания, музыкального слуха, координации движений.

3. Воспитывающие:

    воспитание усидчивости, собранности.

Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающие:

  • Контроль правильной посадки, установки инструмента.
  • Снятие мышечных зажимов, правильное положение рук, корпуса, головы.
  • Рациональная организация урока: физкультминутка, чередование различных видов деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения: на уроке создаются условия для самореализации учащегося, развития творческого воображения.

Технология проблемного обучения: последовательное выдвижение перед учащимся учебных проблем (подготовительные упражнения, небольшие объёмы материала).

Методические приёмы: наглядный, словесный, практический.

План урока:

  1. Подготовительные упражнения для рук без инструмента.
  2. Посадка, положение инструмента, положение рук.
  3. Звукодинамические упражнения: «Ниточка», « «Самолёт».
  4. Исполнение простых мелодий на 1,2,3,… нотах (клавишах).
  5. Физкультминутка (упражнения «Кулачки», «Мячики»).
  6. Упражнения для освоения навыка игры двумя руками.
  7. Оценка. Домашнее задание.

Ход  урока:

Постановка рук – это формирование навыков свободных и рациональных движений на клавиатуре. Урок начинается с подготовительных упражнений без инструмента.

  • Упражнение «Маятник»: вытянуть руки перед собой. Затем одна рука остаётся в горизонтальном положении, а другая в расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.
  • Рука лежат на столе, словно накрывает яблоко, круглая кисть стоит на подушечках пальцев. Учащийся исполняет нотный текст песенки выбранной аппликатурой, то есть воспроизводит ритмический рисунок с одновременным сольфеджированием.

Посадка и положение инструмента

Необходимо постоянно следить за правильностью посадки, так как это влияет на качество игры и физическое состояние учащегося. Ноги опираются на полную ступню, сидеть нужно свободно, прямо с  небольшим наклоном вперёд. Инструмент устанавливается прямо, без наклона к себе. Гриф должен упираться в правое бедро. Можно попробовать вариант неправильного положения и посадки, сделать выводы.

Правая рука

Плечи свободно опущены. Правую руку из висящего положения согнуть в локте и «паучком» поставить подушечками пальцев на клавиатуру. Локоть не прижимается к боку, запястье не изгибается, кисть округлая, запястье выносится несколько вперёд на линию ребра грифа. От локтя до кисти рука прямая.

Звукодинамические упражнения

«Ниточка», «Самолёт» – упражнения выполняются на одном звуке (клавише). Используются различные комбинации движения меха с учётом интенсивности ведения, в зависимости от предлагаемого рисунка.

Пьесы

  1. «Дон-Дон» – исполняется на чередовании клавиш, соответствующих нотам до и ре.
  2. «У кота» – исполняется на клавишах: С, Д, Е.
  3. «Василёк» – С, Д, Е, F.
  4. «Воробушек» – С, Д, Е в различных комбинациях.
  5. «У кота» – на клавишах F, G, A.
  6. «Дон-Дон» – на клавишах A и H.

Учащийся осваивает клавиатуру, узнаёт названия и положение нот на нотном стане. В форме игры осваивает «лесенку» клавиш, последовательность от С1 до С 2 октавы вверх и вниз, приучается распределять пальцы на клавиатуре, приспосабливается к звукоизвлечению сначала одним, а затем несколькими пальцами простейшим приёмом на non legato.

Физкультминутка

Упражнение «Мячики»: руки учащегося полностью расслабленны, чтобы их кисти можно было подбрасывать и ловить, как мячики. «Кулачки»: поочерёдно сжимать в кулак и расслаблять правую и левую руки, вырабатывая независимые движения рук.

Левая рука

Устанавливаем левую руку «паучком», так чтобы третий палец располагался во втором ряду на клавише до, второй палец на третьем ряду на до мажорном аккорде. Основание ладони соприкасается с краем левого корпуса. Первый палец полусогнут и находится в свободном положении сверху над клавишами.

Освоение навыка игры двумя руками

Для начала учимся вертикально перемещать третий палец во втором ряду и второй в третьем, то есть до с мажором на соль мажор и далее на фа мажор. Кисть перемещается вверх, вниз при неизменном положении пальцев.

Далее в правой руке исполняется половинная нота «до», а в левой – чередование четвертного баса «до» и мажорного аккорда. Необходимо обращать внимание на ровное,  безостановочное ведение меха.  В правой нота ре, в левой бас соль и аккорд от него и т.д. На счёт «и» в левой не играть, слушать звучание

Оценка за урок. Домашнее задание. Выполнять домашнюю работу, вспоминая ход урока, контролировать посадку, постановку рук и пальцев.