Статья "ФОРМИРОВАНИЕ РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО СОЛЬНОГО НАРОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА "

Хохлова Татьяна Александровна

Рекомендую к прочтению молодым, начинающим профессиональный путь преподавателям вокальных и хоровых дисциплин в дополнительном образовании.

Репертуар – это не просто учебный материал, это «лицо» сольного народного исполнителя, возможность открыть в обучающемся новые возможности, показать его с лучшей стороны, дополнительный инструмент в формировании вокальных навыков. Именно благодаря верному и правильно выбранному репертуару, складывается весь учебный процесс, направленный на совершенствование умений и навыков обучающегося. Не стоит забывать о том, что именно на педагоге лежит вся ответственность при подборе репертуара и его формировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_repertuara.docx18.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО СОЛЬНОГО НАРОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 

Т.А.Хохлова

МБУ ДО «ДШИ №1 г.Стаханова»

преподаватель отделения Сольное народное пение

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования детского репертуара в сольном народном исполнительстве. Описываются важные этапы работы педагога по подбору произведений, раскрываются наиболее значимые аспекты его деятельности в этом вопросе. Приводятся примеры источников, полезных каждому начинающему вокалисту и педагогу.

Ключевые слова: формирование репертуара, возрастные особенности, детское исполнительство, народная культура, вокальные навыки.

В виду стремительно растущей тенденции возрождения и сохранения народного песенного исполнительства и традиционной русской культуры, появляется внушительное количество как учебных, профессиональных народно-певческих коллективов, так и множество детских учебных и самодеятельных фольклорных ансамблей, базирующихся на основе учреждений дополнительного образования.

Наиболее популярным становится направление сольного народного детского пения, ведь в современном обществе важным аспектом является развитие индивидуальности, личности ребенка, раскрытие его потенциала, способностей.

Безусловно перед педагогом направления детского сольного народного пения стоит огромная задача: ответственно и осмысленно подойти к выбору репертуара для сольного исполнителя, учитывая ряд педагогических принципов и правил. Возникает сложность – где найти источники для формирования детского сольного народного репертуара, как сделать верный выбор, как не ошибиться с произведением?

        Рассмотрим данный вопрос более основательно. Перед педагогом стоит целый ряд равнозначных задач, которые он решает с помощью верно подобранного репертуара:

  раскрытие индивидуальности и личности ребенка;

 постановка и развитие певческого голоса;

 устранение дефектов речи;

 устранение недостатков звучания детского голоса;

 формирование координации слуха и голоса;

 освоение и формирование певческих навыков.

При подборе репертуара педагогу следует придерживаться ряда правил, необходимых для плодотворной работы и конечного результата:

 учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

 учитывать психологические особенности ребенка: темперамент, характер;

 учитывать вокальные возможности ребенка на разных этапах обучения.

Обязательным условием в формировании репертуара выступает и такой аспект – следование установленным методическим принципам: 1) репертуар должен быть полон разножанровыми произведениями, обладающими художественно-эстетической ценностью; 2) педагогу нужно использовать основное правило педагогики – от простого к сложному, благодаря чему происходит постепенное формирование певческих навыков; 3) работать на опережение возможностей: добавлять более сложное произведение в текущий репертуар, нацеленное на долгий учебный процесс, посредством которого достигаются новые высоты, совершенствуются умения; 4) произведение должно обладать доступностью – соответствовать возможностям исполнителя.

Стоит обратить особое внимание на художественно-эстетический аспект в выборе произведений, так как большое количество педагогов, стремящихся удивить публику, выбирают песни, не соответствующие возрасту ребенка. Сюжет произведения не должен выходить за рамки нравственности: не стоит исполнять ребенку любовные припевки; лирические песни, повествующие о несчастной любви или измене; баллады о трагической судьбе и тяжелой кончине героя [3, с. 10].

Часто можно услышать, как школьник поет о неразделенной любви, о смерти, о неверной жене, педагогу кажется, что сюжет интересен и привлекателен для взрослой публики, при этом он совершенно забывает о том, что исполнитель – ребенок, и выступление приобретает вульгарный характер. Существует громадное количество сборников детских песен, не уступающих нисколько по красочности, развернутости, увлекательности, оригинальности.

Придерживаясь всех вышеперечисленных принципов и учитывая ряд правил, педагог может начинать поиск репертуара для своих учеников. На начальном этапе обучения, в большей степени для детей младшего школьного возраста, необходимо обратить внимание на ведущий вид творческой деятельности ребенка, это – игра, на втором месте – обучение [2, с. 140]. Целесообразно будет предлагать ребенку произведения игрового жанра с увлекательным сюжетом и простой, запоминающейся мелодией, ведь главная задача – увлечь ребенка, показать, что процесс обучения нетруден, интересен. На первом этапе можно рассмотреть произведения жанров: небылицы («Я на липке сижу»), потешки («А чу-чу»), скоморошины, прибаутки («Иванушка-рачик»), частушки («Здорово у ворот Егорова»). Именно посредством представленных примеров можно развить индивидуальность ребенка, помочь ему раскрепоститься и чувствовать себя спокойно, раскрыть его артистические способности, начать формирование вокальных навыков, увлечь народной культурой, познакомить с традициями и обычаями [2, с. 86].

Уже в дальнейшем учебном процессе педагог усложняет репертуар, добавляет более развернутые, развитые произведения, включающие: различные виды движения мелодии, скачки, синкопированный или пунктирный ритм, ладовые отклонения, опевание ступеней. От обучающегося уже требуется применение полученных вокальных навыков на первом этапе обучения, на новом более сложном репертуаре, посредством которого они укрепляются и формируются далее.

Одной из основополагающих задач в подборе произведений для конкретного исполнителя является формирование певческого голоса, его развитие, совершенствование, исправление недостатков звучания. Педагог четко и точно обязан понимать, какие поставленные цели он достигнет с помощью выбранного произведения. Заранее следует продумать план вокальной работы, выявив у исполнителя проблемы и дефекты, если они присутствуют.

Рассмотрим примеры распространенных дефектов звучания у детей:

  Форсированное звучание (крик, чрезмерно громкое пение, повреждающее голосовые связки). Здесь стоит подобрать произведение в удобном диапазоне для исполнителя, в его примарной зоне. По жанру более подходящим выступает произведение лирического характера, напевное и мелодичное.

 «Глубокий звук» (звук далекий, находящейся в горле). Уместно использовать произведения, требующие высокой певческой позиции, мажорного наклонения [1, с. 40]. Примером могут выступить свадебные величальные или плясовые песни, народные плясовые песни.

 «Зажатая» челюсть (нижняя челюсть в момент пения прижата, не дает полностью открыть рот и выпустить звук наружу). Произведение может быть разного характера: с распевами на гласную «а», в неспешном темпе, чтобы обучающийся следил за тем, как он открывает рот и распевает строфу, стараясь самостоятельно контролировать положение рта. Обратимся к другому аспекту выбора репертуара.

Немаловажным требованием является использование новых произведений, еще мало известных и не столь популяризированных среди исполнителей народной песни. Это могут быть традиционные песни той или иной области, авторские произведения современников для детей, написанные в народном стиле. Примеры подлинных произведений следует искать в местных центрах народного творчества, записанные на аудио и видеоносителе, либо же в изданных сборниках традиционного песенного фольклора различных регионов России.

Другим источником комплектования сольного репертуара может послужить творчество известных композиторов-современников, воспевающих свою малую родину и ее народную культуру, таких как Е.П.Дербенко, А.П.Аверкин, В.А.Позднеев, В.Г.Захарченко и многие другие. Особенно ценно, что композиторы создали внушительное количество обработок традиционных песен различных регионов, которые успешно применяются для детского сольного исполнительства.

Пополнять репертуар правильно и полезно из сборников известных фольклористов, собирателей народных песен, в число которых входят сборники регионального песенного фольклора В.В. Бакке, С.В. Пьянковой, Г.Я. Сысоевой, Н.Н. Гиляровой, П.А. Сорокина, В.М. Щурова.

Важно обращаться к творчеству композиторов-классиков, сделавших неповторимые обработки народных песен – «Сто русских народных песен» Н.А.Римскова-Корсакова, «Русские народные песни» М.А.Балакирева, «8 русских народных песен» А.К. Лядова.

В век инновационных технологий каждому предоставлена возможность доступа к любому интернет-источнику: электронные библиотеки, сайты с нотным материалом различных направлений, где возможно найти большое количество полезного материала при его полноценном изучении. При необходимости педагог может сделать аранжировку или обработку той или иной песни, учитывая ряд возможностей исполнителя или исходя из поставленных задач вокальной работы. Еще одним источником пополнения репертуара выступает фольклорная экспедиция, но, к сожалению, в настоящее время осталось очень мало подлинных хранителей народного песенного творчества. Как можно заметить, источников пополнения и формирования репертуара огромное множество, стоит лишь уделить этому вопросу немного времени и сил.

Подводя итог, нужно сказать, что репертуар – это не просто учебный материал, это «лицо» сольного народного исполнителя, возможность открыть в обучающемся новые возможности, показать его с лучшей стороны, дополнительный инструмент в формировании вокальных навыков. Именно благодаря верному и правильно выбранному репертуару, складывается весь учебный процесс, направленный на совершенствование умений и навыков обучающегося. Не стоит забывать о том, что именно на педагоге лежит вся ответственность при подборе репертуара и его формировании.

Литература 

1. Демина Т.З. Постановка голоса: практикум /Т.З. Демина, Т.С. Стенюшкина. Кемерово: Издательство «Кемеровский государственный институт культуры», 2020. 80 с.

2. Попова Т.С. Психолого-педагогические и музыкально-теоретические основы работы с детским фольклорным коллективом /Т.С. Попова. Хабаровск: Издательство «Хабаровский государственный институт культуры», 2021. 182 с.

3. Стулова Г.П. Методика работы с детским хором /Г.П. Стулова. СанктПетербург: «Лань», 2023. 212 с.