Воспитание музыкального слуха в классе аккордеона

Яценко Наталья Владимировна

«Всё, решительно всё сводиться к одному- внимательно себя слушать» К. Игумнов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Воспитание  музыкального слуха в классе аккордеона»

«Всё, решительно всё сводиться к одному- внимательно себя слушать» К. Игумнов.

Воспитание слуховых качеств учащихся как специальная четко определяемая задача долгое время пребывало вне поля зрения музыкальной педагогики. Главное условие успешного решения самых элементарных, так и сложных задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань. Ф.Шопен «любые упражнения, этюды и пьесы… настойчиво рекомендовал играть не механически, а с…устойчивым слуховым вниманием.» На исключительную важность слухового фактора указывали многие выдающиеся музыканты и педагоги.

В многочисленных работах Т.Маттей, убеждённый сторонник «омузыкаливания» технической работы, неоднократно касался вопросов слухового воспитания учащихся. «Постоянно используйте ваше физическое и ваше «духовное» ухо»,- наставлял он учеников. Во многих случаях для более глубокого и тонкого выражения  музыки решающей является способность услышать мельчайшие ( как бы второстепенные) детали.  Остановимся на двух факторах музыкального воспитания ученика:

  1. Дослушивание звука до конца.
  2. Ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Эти два фактора на первый взгляд противоречат друг другу. Дослушивать звук, это значит слышать предыдущие, а ощущать движение музыки – это значит думать и слышать вперёд.

 Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух- вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы. Уже на первых уроках  педагогу следует научить учащегося слушать до конца затухающий звук и ощущать, вести звук, кончиком пальца, пока он длиться. При переносе руки на другую клавишу ученик должен переносить не только руку, но и как бы нести звук. Складывается непрерывный процесс состоящий из дослушивания звука и переноса его. Живая рука и живые, активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой.  Для начала нужно усвоить, что баян и аккордеон – один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу. У него есть своеобразный дыхательный аппарат – мех. Длительность, динамика, характер звучания управляются посредством меха, с одновременным открытием, закрытием, фиксацией клапанов- клавиш. Начинать осваивать приёмы звукоизвлечения нужно с упражнений, которые учат верно вести мех ( дышать) .Необходимо научить ученика не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук, не поднимать руку, а брать дыхание.

Основным в работе над звуком в классе баяна и аккордеона должно быть научить ученика определение во фразе главного по смыслу звука, выделить его,  определить кульминацию, связать всё это с  общим музыкальным звучанием.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать всё, что он играет на инструменте. Для этого необходимо объяснить ученику , что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счёт ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление ( приближение) звука, затем кульминацию, после этого ослабление звука. На этом этапе ученику нужно объяснить  понятие «динамика». Педагогу необходимо научить ученика понимать структуру музыкальной фразы, подбирать штрихи и приёмы игры, соответствующие характеру произведения.

Чтобы научить слушать звук, педагог должен подбирать такие пьесы для разучивания где ярко выражена звуковая окраска, разнообразность характера и настроения, близкие и понятные ученику.

В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной группировки и живому развитию музыкальной ткани. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становиться пассивным, рука расслабляется и, каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берётся заново.

Если мы обратимся к пьесам связанным со  штрихом стаккато, то убедимся, что главные недостатки исполнения чаще всего заключаются в отсутствии горизонтального движения к «опорным точкам» мелодии. Это вызывает вертикальную  тяжеловестность, которая препятствует живому развитию музыкальной фразы.

Живое дыхание играет в музыке первостепенную роль. Музыка без дыхания мертва. Однако «дыхание»  брать нужно вовремя, в полном соответствии с музыкальной фразировкой и с характером звуковой задачи. Своевременность дыхания способствует организации связного исполнительного процесса, помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно- техническую задачу исполнителя. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или пауз.

Однако не  все педагоги-музыканты справляются с постановкой и решением слуховых проблем, при том, что понимают всю их важность и актуальность, не все могут создать  на уроке условия для полноценного музыкально-слухового воспитания. Отсутствие в широком педагогическом обиходе четко очерченной методике слухового воспитания и развития учащегося-факт, который неоднократно констатировался специалистами.

Формирование музыкального слуха учащегося в процессе обучения призвано стать первоочередной целью педагога-музыканта -целью, определяющей его стратегию и тактику, содержание и методику его работы. Музыкальный слух у учащегося естественным образом, во многом спонтанно, развивается и совершенствуется в процессе обучения. В то же время квалифицированный преподаватель всегда знает эффективные методические приёмы и средства, с помощью которых он может воздействовать на процесс развития музыкального слуха более интенсивно.

Список литературы:

1.        Акимов Ю. Некоторые  проблемы теории исполнительства на баяне. М. 1980.

2.        Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.

3.        Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками музыкальной школы и училища. – М.: Музыка, 1957.

4.        Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.

5.        Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.

6.        Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.

7.        Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1962.

8.        Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.