Воспитание музыкального слуха в классе аккордеона
«Всё, решительно всё сводиться к одному- внимательно себя слушать» К. Игумнов.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Воспитание музыкального слуха в классе аккордеона»
«Всё, решительно всё сводиться к одному- внимательно себя слушать» К. Игумнов.
Воспитание слуховых качеств учащихся как специальная четко определяемая задача долгое время пребывало вне поля зрения музыкальной педагогики. Главное условие успешного решения самых элементарных, так и сложных задач заключается в развитии способности слышать музыкальную ткань. Ф.Шопен «любые упражнения, этюды и пьесы… настойчиво рекомендовал играть не механически, а с…устойчивым слуховым вниманием.» На исключительную важность слухового фактора указывали многие выдающиеся музыканты и педагоги.
В многочисленных работах Т.Маттей, убеждённый сторонник «омузыкаливания» технической работы, неоднократно касался вопросов слухового воспитания учащихся. «Постоянно используйте ваше физическое и ваше «духовное» ухо»,- наставлял он учеников. Во многих случаях для более глубокого и тонкого выражения музыки решающей является способность услышать мельчайшие ( как бы второстепенные) детали. Остановимся на двух факторах музыкального воспитания ученика:
- Дослушивание звука до конца.
- Ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Эти два фактора на первый взгляд противоречат друг другу. Дослушивать звук, это значит слышать предыдущие, а ощущать движение музыки – это значит думать и слышать вперёд.
Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух- вот первая задача педагога-музыканта, сквозной стержень его работы. Уже на первых уроках педагогу следует научить учащегося слушать до конца затухающий звук и ощущать, вести звук, кончиком пальца, пока он длиться. При переносе руки на другую клавишу ученик должен переносить не только руку, но и как бы нести звук. Складывается непрерывный процесс состоящий из дослушивания звука и переноса его. Живая рука и живые, активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой. Для начала нужно усвоить, что баян и аккордеон – один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу. У него есть своеобразный дыхательный аппарат – мех. Длительность, динамика, характер звучания управляются посредством меха, с одновременным открытием, закрытием, фиксацией клапанов- клавиш. Начинать осваивать приёмы звукоизвлечения нужно с упражнений, которые учат верно вести мех ( дышать) .Необходимо научить ученика не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук, не поднимать руку, а брать дыхание.
Основным в работе над звуком в классе баяна и аккордеона должно быть научить ученика определение во фразе главного по смыслу звука, выделить его, определить кульминацию, связать всё это с общим музыкальным звучанием.
В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать всё, что он играет на инструменте. Для этого необходимо объяснить ученику , что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счёт ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление ( приближение) звука, затем кульминацию, после этого ослабление звука. На этом этапе ученику нужно объяснить понятие «динамика». Педагогу необходимо научить ученика понимать структуру музыкальной фразы, подбирать штрихи и приёмы игры, соответствующие характеру произведения.
Чтобы научить слушать звук, педагог должен подбирать такие пьесы для разучивания где ярко выражена звуковая окраска, разнообразность характера и настроения, близкие и понятные ученику.
В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной группировки и живому развитию музыкальной ткани. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становиться пассивным, рука расслабляется и, каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берётся заново.
Если мы обратимся к пьесам связанным со штрихом стаккато, то убедимся, что главные недостатки исполнения чаще всего заключаются в отсутствии горизонтального движения к «опорным точкам» мелодии. Это вызывает вертикальную тяжеловестность, которая препятствует живому развитию музыкальной фразы.
Живое дыхание играет в музыке первостепенную роль. Музыка без дыхания мертва. Однако «дыхание» брать нужно вовремя, в полном соответствии с музыкальной фразировкой и с характером звуковой задачи. Своевременность дыхания способствует организации связного исполнительного процесса, помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно- техническую задачу исполнителя. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или пауз.
Однако не все педагоги-музыканты справляются с постановкой и решением слуховых проблем, при том, что понимают всю их важность и актуальность, не все могут создать на уроке условия для полноценного музыкально-слухового воспитания. Отсутствие в широком педагогическом обиходе четко очерченной методике слухового воспитания и развития учащегося-факт, который неоднократно констатировался специалистами.
Формирование музыкального слуха учащегося в процессе обучения призвано стать первоочередной целью педагога-музыканта -целью, определяющей его стратегию и тактику, содержание и методику его работы. Музыкальный слух у учащегося естественным образом, во многом спонтанно, развивается и совершенствуется в процессе обучения. В то же время квалифицированный преподаватель всегда знает эффективные методические приёмы и средства, с помощью которых он может воздействовать на процесс развития музыкального слуха более интенсивно.
Список литературы:
1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М. 1980.
2. Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.
3. Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками музыкальной школы и училища. – М.: Музыка, 1957.
4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.
5. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.
6. Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
7. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1962.
8. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
