Открытый урок в классе баяна. Работа над музыкальным произведением

Тарасова Ольга Николаевна

Класс, отделение: 5 класс, отделение русских народных инструментов.

Предмет: баян

Тема урока: «Работа над музыкальным произведением"

Цель урока: Определение основных принципов и методов работы над произведением.

Задачи урока:                                      

       Образовательные:

  • создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие в целом.
  • работа над звуком
  • фразировка, динамика
  • техническое овладение произведением
  • выявление целостности произведения

       Развивающие:

  • Развитие слуха, ритма
  • координации движений
  • развитие творческой активности на уроке

       Воспитывающие:

  • привить любовь к народной музыке
  • воспитание собранности и самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_namrueva_2025.doc30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств №1"

Открытый урок в классе баяна

Работа над музыкальным произведением

 

Преподаватель ДШИ №1

Тарасова О.Н.

г. Элиста

2025

Дата проведения урока: 22.09.2025

Ф.И. учащегося: Намруева Мария

Класс, отделение: 5 класс, отделение русских народных инструментов.

Предмет: баян

Ф.И.О. преподавателя: Тарасова Ольга Николаевна

Тема урока: «Работа над музыкальным произведением"

Цель урока: Определение основных принципов и методов работы над произведением.

Задачи урока:         

       Образовательные:

  • создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие в целом.
  • работа над звуком
  • фразировка, динамика
  • техническое овладение произведением
  • выявление целостности произведения

       Развивающие:

  • Развитие слуха, ритма
  • координации движений
  • развитие творческой активности на уроке

       Воспитывающие:

  • привить любовь к народной музыке
  • воспитание собранности и самоконтроля

Используемые педагогические технологии

Здоровьесберегающие:

  • чередование различных видов деятельности (работа над произведением сменяется пояснительной беседой, работа над небольшими построениями и т.д.)
  • снятие мышечных зажимов, контроль за правильным положением рук и корпуса в целом

Технология личностно-ориентированного обучения:

На уроке создаются условия для самореализации учащегося, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Технология проблемного обучения:

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимся учебных задач, работа над отдельными, небольшими по объёму  проведениями для лучшего усвоения.

Методические приёмы: словесный, наглядный, практический

План урока:

  1. определение общей художественной цели
  2. анализ содержания
  3. анализ формы, фактуры, фразировки, развития рельефа мелодии
  4. детальная работа над отдельными частями
  5. объединение смысловых единиц в целое сочинение
  6. оценка, домашнее задание

Ход урока

        Преподаватель предлагает несколько упражнений для разыгрывания аппарата. Далее в работе  русская народная песня "Выйду на улицу" обработка О. Бурьян. Преподаватель задаёт вопрос о содержании данной песни.

        Для того чтобы понять основную идею пьесы,  предлагается прочитать её с листа целиком в медленном темпе. Это позволяет определить общее настроение музыки, границы её разделов, выявить признаки формы, определить средства художественной выразительности.

       Строение пьесы - вариационное. Первая и вторая часть проведение основной мелодии в мало изменённом виде, третья часть в арпеджированном виде и концовка. Обсуждается строение фразы (4х тактная), в которой смысловая вершина приходится на 3й такт, обращается внимание на различное динамическое соотношение мотивов в фразе.

        Ведётся работа над мелкими отрезками структурных единиц текста. Во время детальной работы уделяется внимание решению технических задач. Затем объединяются отдельно отработанные части в целое сочинение, пьеса исполняется в замедленном темпе  с целью отрабатывания стабиности исполнения. Важно выдержать единый темп на протяжении всего произведения. Определяются кульминационные моменты в фразах и  пьесе в целом.

       Домашнее задание: Играть пьесу в небыстром темпе, под метроном; трудные места отрабатывать при полном слуховом контроле, контролировать опорные точки, следить за артикуляцией.