"Скрипка для дошкольников"
Методическая разработка для преподавателей по классу скрипки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия «Детская школа искусств»им. А.А.Цветкова
г. Талдом Московской области
Методическая разработка
«Скрипка для дошкольников»
Преподаватель по классу скрипки Кузьмичёва Н.Ю.
г. Талдом 2021 год
В современной культуре возрастает роль искусства - незаменимого средства освоения человеком эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности, активно воздействующего на формирование идейно-нравственных, этических качеств личности, на её стремление к творчеству и совершенству, на утверждение моральных устоев -доброты, милосердия,уважения к старшим, трудолюбия, искренности, честности. Поэтому насущной задачей всего общества, и в частности музыкальной педагогики, становится активное, полноценное использование в воспитании подрастающего поколения богатейшего духовного потенциала.
С каждым годом происходит омоложение контингента в учреждениях дополнительного образования. Многие родители хотят, чтобы их дети начали заниматься освоением игры на скрипке с самого раннего детства. Теперь приходят в класс четырёх-пяти лет. С чего начать обучение с этими детьми и возможно ли это?
Из своей педагогической практики я могу ответить на этот вопрос положительно. При раннем начале обучения ребёнок быстрее развивается технически в будущем, приобретается определённый запас музыкального мышления и воображения. Слдовательно, раннее музыкальное развитие ребёнка является значимым и актуальным.
Из принципов возрастной психологии мы знаем, что ведущей деятельностью данного возраста является ролевая игра, в этом возрасте вся познавательная деятельность ребёнка направлена на познание отношений, а не на познание наук ( как в семилетнем возрасте ). В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.
При обучении маленьких детей сложному искусству игры на скрипке необходимо опираться на опыт педагогов , которые успешно занимаются с дошкольниками, искать новые нетрадиционные методы обучения.
Главное и самое важное в работе с маленькими скрипачами-это атмосфера урока. Каждый новый урок для маленького ученика должен стать новой красочной страницей. Преподаватель на уроке дает импульс, который помогает всколыхнуть фантазию детей. Но только при условии искреннего участия педагога во всём происходящем ученики будут увлечены занятиями.
Освоение и достижение результатов в предмете возможно лишь в том случае, если брать за основу те умения и навыки детей, которыми они уже владеют на этой ступени развития - это речевые и двигательные навыки. Они и являются составляющими разнообразных игр и упражнений, осуществляемых на занятиях.
Задачи первоначального этапа обучения ученика дошкольного возраста заключаются в поддержании и развитии творческой индивидуальности ребенка, в овладении музыкальной деятельностью через игровые формы работы, в знакомстве с основными понятиями музыкальной терминологии, в подготовке игрового аппарата через пальчиковые игры и упражнения. Многоэлементность -основная форма работы с дошкольниками на каждом занятии.
Многоэлементность занятий можно разделить по тематике:
1. «Звуки вокруг нас» ( звуковысотность, темп, динамические оттенки, характер музыки).
Хорошо, если ребенок поёт, танцует- это тоже формы активного музицирования, но вне музыкального инструмента. На уроках в детской школе искусств дети будут слушать музыку в исполнении педагога с его комментариями ( пассивное музицирование), а также под руководством учителя сами будут участвовать в создании музыки или её отдельных элементов на инструменте (активное музицирование).
Все музыкальные понятия, включённые в этот раздел, даются при при условии активного вовлечения ребенка в процесс познания:
- звуковысотность осваевается при помощи образов животных, птиц;
- темп и характер музыки учащиеся познают с помощью песенных и танцевальных жанров, предлагаемых педагогом;
- оттенки звука осваиваются при помощи привлечения жизненного слухового опыта. Дети начинают понимать и чувствовать разницу в градациях звука после
знакомства с фактическим извлечением звука.
2.« Музыка в движении». Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением. Музыка для детей выполняет своё предназначение: служит средством первоначального музыкального воспитания. В музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент. Такие элементарные формы движения как шаг, бег, прыжки, приседания дети придумывают свободно и легко. А голос плюс игра звуками своего тела: щелчки, хлопки, притопы, и простейшие ударно- шумовые и звуковысотные инструменты ( барабаны, бубны, молоточи, металлофоны) пробуждают интерес и желание в музыкальных занятиях.
3.«Наши пальчики играют» ( развитие крупной и мелкой моторики рук)
Вся история развития человечества доказывает, что движения рук тесно связаны с речью. Талантливые люди из народа интуитивно понимали это. Играя с маленькими, ещё не умеющими говорить детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились всем известные «Ладушки», «Сорока- ворона» и т.д.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Доказано, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Цели пальчиковых игр:
- развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой , затем на левой руке. Выполнять действия в соответствие с текстом потешки;
- развитие умения координировать движения пальцев обеих рук;
- развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения;
- развитие умения производить ритмичные движения кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальчики обеих рук;
- умение ориентироваться в своем теле;
- развитие воображения ребенка.
- «Музыкальная азбука»
На начальном периоде обучения дошкольникам нужно уделить отрезок времени первоначальному знакомству с нотной грамотой.
Такого рода ознакомление сводится к обучению детей:
- различать местонахождение нот;
- сравнивать несколько нот и анализировать их высотность с помощью заготовленных карточек;
- отличать поступенное мелодическое движение вверх и вниз от непоступенного ( на основе сделанных карточек или небольших музыкальных примеров из нотных сборников);
- овладеть названием нот
5. «Скрипичная азбука»
- знакомство с инструментом;
- первоначальная постановка;
- звукоизвлечение;
- слушание скрипичной музыки в исполнении преподавателя и учащихся старших классов.
На основе этих видов работы осуществляется активизация познавательной деятельности, облегчение начального периода обучения на музыкальном инструменте, воспитание музыкального вкуса у скрипача-дошкольника.
