Конспект уроков Донотного периода на уроках фортепиано

В данном файле представлены конспекты уроков, в которых написаны методические указания, упражнения для развития первоначальных навыков игры на фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donotnyy_period.docx28.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2019

Вступление

Донотный период, пожалуй, самый важный период в музыкальном развитии ребенка. На плечах преподавателя лежит большая ответственность - нужно вовлечь ребенка в бескрайние музыкальные пространства, чтобы он заинтересовался и сам захотел открыть что-то новое в мире звуков. Маленький ребенок очень доверчив, открыт, поэтому даже одно неправильно сказанное слово может исказить информацию, а порой и вовсе отвернуть от музыки. Каждый шаг, каждый «вздох» должен быть тщательно продуман преподавателем. Еще одна важная задача - это завоевать симпатию ребенка. Для этого, мне кажется, нужно подружиться с ним, постараться понять, как он живет, чем увлекается, о чем мечтает. Уроки должны быть не просто скучным препровождением времени, а увлекательным путешествием в сказку. За первые десять уроков преподаватель должен выявить у ребенка музыкальные способности и заняться непосредственно их развитием, выявить уровень интеллектуальных и психических способностей, физического развития, привить любовь к каждодневным занятиям музыкой, в итоге подготовить базу для дальнейшего развития.

Урок №1.

Начало урока: «Мы с тобой сейчас станем путешественниками, которые задумали обойти весь белый свет. Ведь мир музыки огромен. Мы будем воображать и слушать прекрасные пьесы, которые вскоре сыграем».

1.Знакомство с инструментом.

Открыть крышку рояля, поставить ребенка на стул и дать ему потрогать струну во время звучания, чтобы он ощутил вибрацию (струна «щекочет» пальчик). На каждой струне есть замочек, его открывает «клавиша-ключик». Надо обратить внимание на длину струн в разных «регистрах-голосах» (внизу - толще, вверху - тоньше).

Затем: «Представь, что клавиатура - это речка. Она начинается с прозрачного звонкого ручейка высоко в горах (в верхнем регистре) и, постепенно спускаясь, превращается в глубокое бурлящее море (в нижнем регистре)». Так формируется понятие «верх на клавиатуре - вправо, вниз - влево».

Затем я играю в верхнем регистре: «Представим, что в ручейке плещутся маленькие рыбки», в нижнем регистре: «Представим, что в море плавают неповоротливые киты». «А теперь давай посчитаем длину звука в нижнем регистре, затем в среднем, высоком, сравним счет».

Из этого следует, что наверху звук короче, внизу - длиннее.

#1071; сыграю марш (С. Прокофьев). Спрошу ребенка, что ему хочется делать под эту музыку, затем попрошу промаршировать, похлопать в ладоши доли - шаги, выделить «громкую» сильную долю.

#1055;сихофизичесикие упражнения (делать вместе с ребенком, пока без музыки; когда упражнения будут выучены, можно делать их под музыку, в четком ритме, а можно и в виде соревнования на скорость):

  • «березка» - умение расслабить поочередно все части аппарата: от пальцев до туловища;
  • «мельница» - вращение руки от плеча, расслабление мышц;
  • «мусульманская молитва» - для растяжения сгибателей и разгибателей;
  • «до свидания» («иди ко мне») - для пястных суставов, ладонных мышц. Домашнее задание: повторить упражнения.

Урок №2.

#1055;овторение психофизических упражнений (под музыку), знакомство с новыми упражнениями:

  • «художник-маляр» - для развития запястья, понятий «опорный – без опорный звук», «взять-снять», «вдох-выдох»;
  • «веер» - для пальцевой растяжки и гибкости кисти.

#1048;гра: «Музыкальные вопросы и ответы» (Д - Т) попевки на пентахорде (я задаю вопрос, ребенок отвечает):

  • «Чем мы будем хлопать?» (Д) - «Ручками» (Т)
  • «Чем мы будем топать?» (Д) - «Ножками» (Т)
  • «Чем мы будем слушать?» (Д) - «Ушками» (Т)
  • «Как тебя зовут?» (Д) - «Юля» (Т)
  • «Ласково зовут? (Д) - «Юленька» (Т)

#1057;егодня мы знакомимся со строением клавиатуры. Ребенку лучше видно сверху, поэтому нужно поставить его на стул и рассказать ему заранее придуманную сказку.

#1059;чим песенку на двух нотах: «Та-та, два кота». До этого мы знакомимся с нотками «ми» и «соль», запоминаем их расположение на инструменте («Та-та, два кота» - попевка, на ноты «ми» и «соль»).

Сначала учим слова, на каждый слог делаем удар ладошками, на длинной ноте мы удлиняем удар. Затем ребенок играет двумя руками третьими пальцами и поет. «А теперь давай запишем хлопки палочками!». Перед тем, как записать палочками песенку, можно предложить такое задание: «Запишем шагами-долями в тетради свои имена».

После этого записываем песенку: «Та-та, два кота». Короткие удары - короткие палочки, длинные удары - длинные палочки. «А теперь короткие палочки, чтобы не потеряться взялись за ручки». На короткий удар говорим: «ти», на длинные «та». Доли бывают сильные и слабые. Сильная доля - это глава семейства. Каждая семья (такт) живет в своей квартире, которая отделяется от других тактовой чертой. Она ставится перед сильной долей. Это дверь в квартиру.

Если стоит двойная дверь - значит произведение закончилось.

Домашнее задание:

  1. Повторить упражнения (психофизические).
  2. Записать шагами-долями в тетради имена или любимые другие слова.

Урок №3.

#1055;овторяем некоторые старые упражнения и проходим новые:

  • «шалаш - теремок» - формирование свода, пястных суставов;
  • «собираем крупу» и «хлебные шарики» - для чуткости концов пальцев; «поцелуи пальцев» - для развития скорости управления пальцами; «раз - два, острова» - для развития независимого пальцевого удара.

#1071; сыграю Кабалевского «Клоуны» и попрошу ребенка подыграть мне на фортепиано: поочередно двумя руками в долю черные секунды (или один звук).

#1047;накомство с ладами: мажор и минор. Мажоры пели веселые песни, миноры - грустные. «Лад - это когда все звуки между собой ладили». Задание: определить на слух когда звучит музыка в мажоре, а когда в миноре (П.И. Чайковский, цикл «Времена года»: «Октябрь. Осенняя песнь». «Ноябрь. На тройке»).

#1048;гра в «клубочек звука» - ребенок «берет» звук (поет) и тянет нитку из мешочка, пока звучит голос. Когда голос закончился - нитка обрывается. Затем ввести понятие – «голос умеет подниматься и спускаться». Из оторванной нитки выкладываем «музыкальные волны» и голосом движемся «по ниточке», показывая рукой «выше - ниже».

#1047;накомимся с нотками «до» и «ре» - запоминаем их расположение на клавиатуре.

#1059;чим попевку на эти ноты с добавлением пройденной ноты «ми»: «Ходит зайка по саду». Задание: играть двумя руками третьими пальцами; прохлопать ритм в ладоши, записать хлопки палочками в тетради.

#1042;споминаем песенку с прошлого урока «Та-та, два кота».

Домашнее задание:

#1055;овторить упражнения

#1048;грать, петь, хлопать в ладоши ритм попевок: «Та-та, два кота» и «Ходит зайка по саду».

Урок №4.

#1042;споминаем упражнения, пройденные попевки.

#1047;накомство с динамикой. Понятие громко - тихо. «Форте - слон, громче всех кричит, а пиано-маленькая птичка, пела очень тихо». После этого знакомство с двумя дорожками: «крещендо» (она ведет к слону «форте»). «Диминуэндо» (она ведет к птичке «пиано»). Задание: я буду играть музыку, а ребенок должен определить, где «форте» и «пиано», «крещендо» и «диминуэндо», назвать лад: мажор или минор (П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка», «Сладкая греза»; Р.Шуман «Смелый наездник»).

#1042;споминаем понятие: шаги в музыке. Они бывают разные. Самый долгий, широкий шаг - это целая нота, в два раза меньше целой - половинные, в два раза меньше половинных - четверти и т.д. Чтобы ребенку было понятно это деление, мы вместе вырезаем круг и делим его на части (половинки, четверти и т.д.). Задание: сложить половинку из четвертей, из восьмых и т.д.

#1071; играю ребенку и пою песенку: «Песенка Винни Пуха». Прошу выложить эту песенку кружками на столе. Затем я усложняю задание: оставить те же длительности, но выложить их по высоте. Заранее нужно дать понятие, что звук идет либо вверх, либо вниз, соответственно кладутся и кружочки. Чтобы ребенок справился с ритмом, надо с ним спеть эту песенку и прохлопать в ладоши.

#1047;накомство с нотками «фа» и «ля» (нахождение на клавиатуре).

#1059;чим попевку на эти ноты с добавлением пройденной ноты «соль»: «Звоны». Задание: учим вместе с ребенком слова, хлопаем в ладоши ритм; играть двумя руками третьими пальцами, записать палочками в тетради.

Домашнее задание:

#1055;овторить упражнения.

#1055;овторить попевки: «Звоны», «Ходит зайка по саду».

#1055;одготовить несколько кругов из цветной бумаги (длительности).

5-6 кругов: 1-оставить «целым», 2-разрезать на «половины», 3-на «четверти», 4-на «восьмые», 5-на «шестнадцатые».

Урок №5.

#1055;овторение упражнений. Делать в четком ритме, доводить до максимальной скорости и под музыку (одновременно слушая репертуар ближайшего будущего, дети запоминают понравившиеся пьесы, например: Клементи сонатина до – мажор; Майкапар «В кузнице»; Бетховен «К Элизе» и т.д.); повторение попевок.

#1047;накомство с последней нотой «си» (нахождение на клавиатуре).

#1059;чим попевку, где присутствует нота «си»: «Нинна-Нанна». Учим слова, поем: можно по очереди (одно предложение поет преподаватель, второе - ребенок), стучим на столе ритм, играем на инструменте двумя руками, выкладываем кружочками на столе (длительности).

#1055;овторяем все пройденные ноты и учимся называть их поочередности. Чтобы ребенок лучше усвоил эту последовательность, можно выучить с ним считалочку:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Белка села на такси.

До-си-ля-соль-фа-ми-ре Просто зайчик ест пюре.

Задача: нужно чтобы ребенок четко произносил каждый слог, т.к. речь и исполнительская техника очень тесно связаны.

#1047;накомство с темпами: Конь Grave - он передвигается медленно, т.к. везет тяжелый груз. Его скорость 40 км/ч. Зато Allegro быстро бегает - его скорость 12 км/ч. Конь Moderato любит меру и умеренно бегает со скоростью 80 км/ч. Самый резвый конь - Presto, его скорость 160 км/ч. Чтобы закрепить понятие о темпах, я сыграю песенку «Во поле березка стояла» в различных темпах, а ребенок должен будет их назвать.

#1055;осле попевки на трихорды («трое ходят») вверх и вниз, в разных темпах, в мажоре и миноре, с хлопками: «До ре ми, до ре ми - ты меня с собой возьми», «До ре ми ре ми ре до - интересное кино», «Ре ми фа, ре ми фа - не ходите без шарфа», «Ре ми фа ми фа ми ре - дайте зайчику пюре».

#1047;накомство с кластерами, которые всех склеивали. Поиграть по всему роялю кластеры из двух нот (до-ре, ля-си), разучить попевку на дуоли «Восьмое марта» (Хересто), сыграть ее позициями, а затем из каждой дуоли сделать «болтушку» (быстрое чередование двух ближних звуков). А теперь пусть кластеры из трех звуков расклеятся и побегают по клавиатуре (до-ре-ми, ре-ми-фа и т.д.) (разными пальцами:1-2-3,2-3-4,3-4-5). Домашнее задание:

#1055;овторять упражнения.

#1055;овторить считалочку на все ноты.

#1055;опевку «Нинна-Нанна» записать в тетради палочками, повторить пройденные попевки.

Урок №6.

#1055;овторение упражнений (под музыку), проверка домашнего задания.

#1055;овторяем попевки на трихорды. Изучаем пентахорд: песенка «Паровоз». Хлопаем ритм, учим слова, выкладываем кругами, строим по высоте, поем в разных темпах. А теперь поиграем: преподаватель поет: «Едет, едет…», а ребенок не пропевает слово «паровоз», а прохлопывает в ладоши. Можно по-другому: преподаватель начинает петь, а ребенок заканчивает. Это развивает внутренний слух ребенка.

#1055;роверим, как ребенок реагирует на музыку. Сыграть, например: Ф.Шопен Ноктюрн cis-moll и As-dur. Попросить определить характер музыки (печальная, бодрая, торжественная), определить лад: мажор или минор, на «форте» звучит или на «пиано», в каком темпе.

#1059;чим попевку «Серый кот у ворот» на черных клавишах двумя руками в расходящемся движении, затем в параллельном.

#1047;накомство с интервалами. Интервалы жили в музыкальном лесу, похожи на своих соседей: трихорды - ходили, а интервалы прыгали на «крайних ножках». Принцип обучения «от общего к частному», поэтому слушаем и поем «итальянский счет» (левая рука на звуке «до», а правая строит интервал вверх; ребенок поет и играет: прима, секунда и т.д.).

  • Секунды – большие (1 тон) были белые, черные с разными лапками; «не очень голодные».
  • Малые (1/2 тона) 2 белые (принц и принцесса), остальные черно - белые; все голодные и злые, как колючки (музыкальный пример: Д.Кабалевский «Ежик»).
  • Терции - «трещали», им было по 3 года, они очень милые и добрые.
  • Малые (минорные), большие (мажорные) (муз.пример: Черни - Гермер этюд №8).
  • Кварты «каркали», «картавили», все были чистые (2 белых «камушка» внутри) и только «уродец» - тритон - не был похож на остальных и «раздувался» в сексту.
  • Квинты «медузы» с тремя проглоченными рыбками, которые просвечивались и болтали между собой. Квинты - чистые, среди них «уродец» - уменьшенная квинта (музыкальный пример Д. Шостакович Марш).

Ребенок играет интервалы в виде переноса руки через октаву («Радуги», «Перелеты»), одной, затем двумя руками поочередно.

Домашнее задание:

#1055;овторить упражнения

#1055;овторить попевку «Серый кот у ворот», записать палочками.

Урок №7.

#1055;овтор упражнений, проверка домашнего задания.

#1047;акрепляем темы: «Интервалы» в игровой форме - сказка «Теремок» (для развития гармонического слуха). Запоминание интервалов через конкретный «сказочный» мир: секунда - лягушка, терция - мышка, кварта - зайчик, квинта - лиса, септима - волк, октава - медведь. Ребенок играет интервал по всей клавиатуре (как упражнение) в различных эмоциональных характеристиках.

#1071; играю пьесы, которые уже звучали на предыдущих уроках, тем самым проверяя память ребенка.

#1059;чим новую попевку на кварту: «Лошадка». Запоминаем слова, выкладываем кружочками по высоте, поем в разных темпах, на «форте» и на «пиано».

#1047;накомство с понятием тоники. «Тоника - то королева, все ей кланяются и последнее слово всегда у нее».

Формирование уверенности через «обман», сыграть любую легкую попевку: «Можно здесь закончить песенку?», «Нет», «А так?». Также можно поиграть в разных тональностях T-S-D, а ребенок пусть допоет T.

Понятие тональности - «это государство, мажорное или минорное, где правила определенная Тоника».

Можно взять несколько попевок, не изучаемых ранее (например: «Распушила белка хвостик») и попросить допеть T, затем эту же попевку в другой тональности с добавлением T.

Домашнее задание:

#1055;овторять все упражнения

#1055;еть и подбирать старые песенки.

Урок №8.

#1055;овторение упражнений.

#1055;овторение попевок: «Лошадка», «Серый кот у ворот»,транспонирование в другую тональность.

#1071; играю: П. Чайковский. Детский альбом «Марш деревянных солдатиков». «Что можно делать под эту музыку? Правильно - шагать». Затем играю: Ф. Шопен. Вальс cis-moll. «А здесь что хочется делать? Танцевать». Попутно могут задаваться вопросы: в каком ладу произведение написано (мажор-минор), какой характер.

#1044;аем понятие лада - «королевства»; трезвучие - это «музыкальная семья», состоящая из главных ступеней лада. На каждом этаже в государстве жила своя семья: 1-Тоника, 2-Стражник вводный, 7-Уменьшенный вводный, 3-семья Медианты, 4-семья Субдоминанты (бабушки «бывшей королевы»), 5-Министр, муж Тоники.

  • дается понятие о развитии: сравнить T53-T53-T53-T53. «Ничего не происходит?» И другой вариант: T-S-D-T; что произошло с музыкой? «Она стоит на месте или?...» «Развивается» - «Двигается». Главный «мотор» музыки - это движение - тяготение функций («Ходили и «фукали» на всех, кто их не узнавал в лицо»);
  • понятие «отклонение» - «это когда Тоника завернула в соседнее королевство и вернулась домой»;
  • понятие «модуляция» - «это когда Тоника домой не вернулась» («Тонику увезли в другой замок») (музыкальный пример: Вебер «Немецкий танец»).

Ребенок рисует все ступени и их главных «героев» по соответствующему цвету: Тоника - в синем платье, Доминанта - в красном, Субдоминанта - в желтом, Стражники - в «зеленых мундирах», 3 - голубое и розовое, 6 - желто-голубое, Кадансовый - в малиновом камзоле - брат Тоники, защитник королевства, «выходил и кричал: «пора заканчивать!».

Домашнее задание:

#1055;овторить упражнения

#1055;овторить попевки с урока.

Урок №9.

#1055;роверка домашнего задания.

#1056;азвитие ладового слуха: я играю T-S-T в разных тональностях, а ребенок допевает T. Допевание T в песенке: «Маленькой елочке…», затем эту песенку транспонировать и в другой тональности допеть T.

#1047;вукоизвлечение «легато». Требуются предварительные упражнения:

  • «Как ходит журавль?» - «Долго стоит на одной ноге и помахивает крыльями», потом мягко переступает на другую ногу.
  • упражнение «на стене» - перенос веса тела на «запястья» - затем на пальцы - подушечки и в обратном порядке.
  • на рояле: по 2 звука - со словами: «Милой маме»; по 3 звука - «Яркое солнышко»; по 4 звука - «Тетрахордик в школу ходит».

Темп медленный, следить за подъемом пальца и переносом веса руки в это палец, плечо и рука свободны.

#1047;накомство со знаками альтерации: «Страна Альтерация», где жили диезы и ходили с лестницами, помогали друг другу быть повыше. Песенка: «Знак диез, знак диез, что он означает? Знак диез, знак диез ноту повышает!»

Бемоль - толстый, тяжелый живот тянул его вниз: «Знак бемоль, знак бемоль ноту понижает!»

Бекар - не любил черный цвет и отменял все знаки. «Знак бекар, знак бекар, что он означает? И диез, и бемоль - все он отменяет!»

#1048;граю ребенку: Гершвин «Порги и Бесс» колыбельная Клары. Задача:

определить характер, с чем ассоциируется эта музыка у ребенка.

Домашнее задание:

#1059;пражнения повторять.

#1055;ройденные песенки (на выбор) транспонировать, записывать палочками.

Урок №10.

#1055;роверка домашнего задания.

#1042;споминам интервалы из «музыкального леса», ребенок играет двумя руками по очереди.

#1047;накомство с гексахордом. Пусть ребенок представит, что у него шесть пальцев (между первым и вторым еще один), тогда ему будет психологически легче играть упражнения по Ганону. Здесь необходимо употреблять вспомогательное движение к пятому пальцу при движении вверх.

#1048;граю произведения, которые уже звучали на предыдущих уроках. Задача:

проверить насколько хорошо ребенок запоминает музыкальные произведения, и выяснить какие пьесы понравились, что бы он хотел сыграть в дальнейшем.

#1047;накомство с гаммой на основе позиционного мышления: трихорд + тетрахорд - в виде упражнения «Радуги». Гамму играть от одной ноты «до» (левая рука вниз, правая рука вверх). Обращать внимание на первый палец - он должен быть подвижен, самостоятелен, на одной линейке. Для этого нужно повторить психофизические упражнения. Симметрия в пальцах правой и левой руки.

#1059;чим песенку: «Наконец настали стужи…». В песенке такая же аппликатура, как и в гаммах. Похлопаем песню в ладоши, выучим слова. Можно играть двумя руками по принципу симметрии.

Домашнее задание:

#1055;овторить все упражнения.

#1055;есенку: «Наконец настали стужи» записать палочками, петь, хлопать.

Используемая литература:

  1. А.Шмидт-Шкловская "О воспитании пианистических навыков".
  2. Т.Смирнова "Фортепиано. Интенсивный курс".
  3. А.Артоболевская "Первая встреча с музыкой".
  4. Л.Баренбойм, О.Перунова "Путь к музыке".
  5. Е.Гнесина "Фортепианная азбука".