Методическое сообщение "Основные принципы работы концертмейстера в классе вокала и хореографии"
Основные принципы работы концертмейстера в классе вокала и хореографии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Методическое сообщение
Основные принципы работы концертмейстера
в классе вокала и хореографии
Прочитала
Концертмейстер вокального
и хореографического отделений
Тарасова О.Н.
г.Элиста,
2025
Концертмейстерская работа в учебном заведении отличается от работы преподавателя своей универсальностью и многогранностью: помимо исполнительских функций, концертмейстер, наряду с преподавателем, также несёт ответственность и за качество подготовки воспитанников. Помимо умения владеть инструментом, на концертмейстера ложатся задачи как педагогического, психологического, так и художественного плана.
Работа концертмейстера заключается в освоении музыкального материала, а также освоении музыкальной специфики хореографического, вокального искусства.
От концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование своего природного чувства танцевальности, то есть отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.
Главными особенностями работы музыканта в хореографическом классе являются: а) знание хореографической терминологии, б)знание форм построения занятий, в)подбор музыкальных фрагментов по характеру, темпу, метроритму, наличию затактов, г) исполнение музыкального сопровождения с одновременным осознанным восприятием хореографического материала, умением запоминать его большие фрагменты, д) умением сделать фактурные преобразования мелодии, гармонизовать, сделать модуляцию, соответствующую смене движения и т.п. Также кроме исполнительских навыков: читке с листа, подбор по слуху, импровизации, умению сделать переложения, концертмейстеру в хореографическом коллективе нужно иметь представление о структуре урока, о последовательности упражнений у станка, ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению.
Концертмейстеру в вокальном классе необходимо усвоить законы ансамблевых соотношений, развить в себе чуткость к партнёру, ощущать неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанимента. К числу основных технических задач относится общность темпа, ритмического движения, динамики исполнения. С первых занятий надо учиться ощущать фразировку солиста, певческое дыхание, восприимчивость цезуры. Начинать следует с раскрытия содержания, образа, исходя из этого, искать характер звучания, нюансы, темп и т.д.
Главной чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыков и умений слушать не только себя, но и солиста, активности слухового внимания. Сначала нужно вслушаться и осознать собственную партию, которую нужно выучить и свободно, уверенно исполнять, следующий этап обусловлен с восприятием партии солиста, которую концертмейстер внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения, далее происходит слуховая адаптация, слияние обеих партий в ансамбль.
Концертмейстеру нужно следить за точностью воспроизведения певцом мелодической линии и ритмического рисунка, чёткостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной звучности зависит и звучание сольной партии.
Концертмейстеру должны быть известны возможности дыхания данного солиста, максимальная для него продолжительность звука. Необходимо ощущать запас дыхания у певца. Оно зависит от физического состояния исполнителя, его психологического настроя. Дыхание, как любой компонент музыкального исполнения, служит в конечном итоге, художественной выразительности образа. Характер и длительность цезур зависит от литературного и музыкального текста. Надо следить за совпадением моментов дыхания концертмейстера и вокалиста.
Важно следить за ритмической стороной исполнения. Нужно помочь учащемуся почувствовать сильную долю такта, основной пульс произведения, добиваться ритмической ровности. Задача концертмейстера приводить к единому темпу все отклонения, которые допускают учащиеся.
Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе учебной программы. Выбирая репертуар, необходимо учитывать многие критерии: диапазон голоса, задачи, которые ставит педагог перед учеником, интересы самого учащегося, его индивидуальные качества. На этом этапе прочитывается много литературы, поэтому концертмейстеру нужно уметь читать с листа, транспонировать, делать переложения и т.д. В работе часто встречаются такие задачи, как импровизация вступления, проигрышей, заключения, варьирования фактуры мелодии при повторе.
Музыкальное сопровождение уроков вокала и хореографии зависит от возрастных особенностей учащихся. Для младшего возраста музыку нужно подбирать с чёткими, простыми ритмами, не сложной мелодией, ясной фактурой, жанровой определённостью. Для старшего возраста необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе более сложная фактура, развитая мелодия, более быстрые темпы исполнения и т.д. А также, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем более она способствует усвоению, как вокального произведения, так и танцевальных движений. Существует большое различие между аккомпанементом для вокала и для уроков хореографии. На уроках хореографии необходимо обилие музыкального материала, так как буквально каждое движение должно сопровождаться соответствующим музыкальным отрывком. Во-вторых, аккомпанемент на уроках хореографии должен звучать более чётко и громко, чем в аккомпанементе певцу, где нужно следовать нюансам голоса и не «солировать» самому.
Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения , их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному решению задач обучения.
Концертмейстер должен стать для учащихся помощником, наставником, способным поддержать, установить рабочий контакт и чисто человеческий контакт. Являясь помощником педагога, концертмейстер не только осваивает с учащимися учебный репертуар, но и помогает усваивать указания педагога. В деятельности концертмейстера в классе вокала и хореографии объединяются творческие, педагогические и психологические функции. Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него таких качеств, как высокая работоспособность, хорошая память, выдержка, педагогический такт и чуткость, наличие музыкально-исполнительских навыков, владение ансамблевой техникой, знания основ певческого и хореографического искусств.
Литература:
- А.Любинский «Теория и практика аккомпанемента» 1972
- И.Крючков «Искусство аккомпанемента, как предмет обучения»1961
- Сахарова С.П. «Воспитание концермейстера: сборник методических статей». 2001
- Е.М.Шендерович «Об искусстве аккомпанемента» 1994
