Музыкальная гостиная "Возвращение романса"
Формат: Это авторские программы или мероприятия, созданные с целью представления музыкальной культуры слушателям.
Цель: Приобщение к музыке и искусству, формирование духовных и нравственных качеств, а также организация содержательного досуга.
Содержание:
Программы могут охватывать широкий спектр музыкальных жанров:
Сольные инструментальные концерты.
Камерно-инструментальная и камерно-вокальная музыка.
Симфоническая музыка.
Литературно-музыкальные программы, объединяющие музыку с поэзией и театром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Возвращение романса"
Музыкальная гостиная
Исполняется «Романс ты мой старинный» муз. Я. Дубравина, сл. В. Гина
Добрый вечер, уважаемые слушатели! Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса. РОМАНС… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.
Слушаете ли вы романсы? Или может ваши близкие? Может кто-то исполняет романсы сам или кто-то поет из близких? В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре достигли полного слияния русский лирический стих и высокая задушевная мелодия. Романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и заметно повлиял на развитие поэзии, музыкального искусства, на театр и эстрадные жанры, на кинематограф.
«В романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность» - говорит, Елена Образцова.
Исполняется романс «В час роковой» сл. и муз. неизв. авт.
Слово романс происходит от испанского слова «romanse» , то есть исполнение на испанском языке. В Испании в отличие от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни, пели на испанском языке.
Позже романсом стали называть в Испании всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары. Во все века, во всех странах существовали лирические песни, про любовь. Их пели простые деревенские девушки и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми. Аристократы 17 века презрительно относились к простонародным песням. Вот тогда – то во всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «Романс».
Исполняется романс
«Испанское болеро» Музыка Винченцо ди Кьяра, Стихи Доле
В 18 веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве. Наверное, многие из вас слышали замечательные романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Танеева. С момента появления в России романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическому направлению дала основу художественная литература, а бытовому (городскому) – русская народная и городская песня.
Русский бытовой романс явление неоднородное. В нем четко прослеживается три основные жанровые линии: русской народной песни, элегии и баллады.
Считается, что эстрадные песни развились, в том числе под влиянием городского (бытового) романса, переняв от него высокую драматичность и некоторые другие особенности исполнения.
Это подлинные жемчужины камерного вокального искусства.
Исполняется романс
«Ночной зефир» муз. А. Даргомыжского ст. А. Пушкина
(У древн. греков - западный ветер. Приятный и мягкий ветер (поэт. устар.) ЭФИ́Р (греч. aither — "верхний свет, воздух")).
У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой. И сейчас вы услышите романсы, которые объединяет одна тема – любовь.
Исполняются романсы
«Капризная, упрямая» сл. и муз. неизв. Авт
«Я помню вальса звук прелестный» муз. и сл. Н. Листова
«Петербуржская княжна» сл. и муз. А. Лепехина
Сегодня грустно и тоскливо,
Сегодня в ночь пришла зима,
Рассыпав звезды золотые,
Пришла и встала у окна.
Зима холодным покрывалом
Окутала замолкший сад
И на стекле нарисовала
Причудливых узоров ряд.
(Слова Елизаветы Белогорской)
«Звезды на небе» муз. В. Борисова, сл. Е. Дитерихс
«Моя звезда» муз. А. Вертинского, сл. И. Анненского
Я увидел тебя впервые,
Когда красавица-зима,
Рассыпав звезды золотые,
Пришла и встала у окна.
Ты поглядела ясным взглядом,
Лучистым взглядом серых глаз,
Любовь и счастье встали рядом
И закружили вихри нас.
(Слова Елизаветы Белогорской)
«Свечи догорели» сл. и муз. неизв. авт.
Ночь темна, на небе тучи,
Белый снег кругом,
И разлит мороз трескучий
В воздухе ночном.
Вдоль по улице широкой
Избы мужиков,
Ходит сторож одинокий,
Слышен скрип шагов.
(Слова Николая Огарева)
«Улица, улица» сл. неизв. автора, муз. А. Дюбюка
«Гитара семиструнная» сл. и муз. неизв. авт.
Одни меня, наверное, не поймут,
Другим улыбку спрятать не удастся
И все же я на несколько минут
Вернусь опять к старинному романсу.
Романс меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными.
Исполняется романс «Ночь светла»
музыка Н. Шишкина обр. В. Подольской стихи .Н Языкова
