Программа внеурочной деятельности хоровой студии "Звонкие голоса"
Программа разработана для учащихся 2-4 классов начальной школы, возраст 8-10 лет, которые хотят научиться красиво и грамотно петь. При этом программой охвачены дети с различными музыкальными способностями.
Срок реализации программы 3 года, 204 часа, 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №39 имени Ю.А. Гагарина города Белореченска муниципального образования Белореченский муниципальный район
Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от « 27 » августа 2025 года протокол №1 Председатель _________ Домский Г.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХОРОВОЙ СТУДИИ
«ЗВОНКИЕ ГОЛОСА»
Уровень образования (класс): начальное общее образование, 2-4 классы.
Количество часов: 204 часа.
Учитель Клям И. Ю.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на
основе примерной программы учебного предмета «Музыка. Коллективное музицирование (хоровое пение)», Москва, 2013 год учителем Клям И.Ю., утвержденной решением педсовета от 27.08.2025 года, протокол №1.
г. Белореченск, 2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и хоровое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей вокальная студия «Планета детства» Прокопенко Надежды Константиновны, учителя музыки города Салехарда.
Новизна программы
В МБОУ НОШ 39, в хоровой студии «Звонкие голоса» занимаются учащиеся 2-4 классов в возрасте 8-10 лет. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые хотят научиться красиво и грамотно петь. При этом программой охваченыдети с различными музыкальными способностями.
В данных условиях программа внеурочной деятельности «Хоровая студия «Звонкие голоса» - это механизм, который определяет содержание обучения школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения пению дети осваивают основы хорового исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками хорового искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и разработана программа внеурочной деятельности «Хоровая студия «Звонкие голоса».
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную оздоровительно-коррекционнуюзадачу. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей разных возрастов занятия в хоровой студии «Звонкие голоса» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели программы:
Цель первого года обучения: вызвать интерес к хоровому пению, получить эмоциональный отклик на исполняемые произведения, воспитать ответственное отношение к занятиям;
содействие развитию у юного певца деятельностной компетенции через погружение в групповую работу и знакомство с основами вокального искусства.
Цель второго года обучения:создание условий для развития у юного певца коммуникативной компетенции посредством расширениясоциальных связей и создание ситуации успеха в роли члена хоровой студии.
Цель третьего года обучения: создание условий для творческой самореализации учащихся в культурной, и социальной среде школы.
Задачи программы:
Образовательные (предметные) –
- развить познавательный интерес к пению в хоре,
- обучить вокально-хоровым навыкам;
- развить слух и голос детей;
- развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Воспитательные (личностные) -
- создать комфортный психологический климат для обучения;
- приобщить детей к лучшим образцам хоровой и детской музыки разных лет;
- приобщить к концертной деятельности;
- привить культуру общения, поведения и исполнения на сцене.
Развивающие (метапредметные) –
- развить мотивацию к хоровому исполнению;
- развить потребность в дальнейшем совершенствовании вокальных навыков.
Отличительные особенности
- Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей младших школьников за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- В программу включены упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой;
- В программе применяются речевые игры и упражнения, по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- В программе использованы игровые задания, которые повышают мотивацию детей к занятиям, развивают их познавательную активность;
- Песенный репертуар программы включает в себя песни композиторов Краснодарского края и Кубани, а так же подобран с учетом тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной работы школы.
Адресат программы
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников одной группы от 12 человек.
Условиями отбора учащихся в хоровую студию являются: их желание заниматься этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий с певцами-солистами.
Принципы педагогического процесса:
- Принцип гармонического воспитания личности;
- Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- Принцип доступности;
- Принцип индивидуального подхода.
В основу разработки программы внеурочной деятельности «Хоровая студия «Звонкие голоса» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций учащихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Объем и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения, возраст участников образовательного процесса 8-10 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 2 академических часа по 40 минут с обязательным 10-минутным перерывом для отдыха детей и проветриванием помещения после каждого часа занятий.
Всего 34 занятия по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты
К концу1 года обучения учащиеся должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• гигиену певческого голоса;
- дирижерские жесты;
• особенности и возможности певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Формы и виды контроля.
Формы контроля | Виды контроля | Сроки проведения |
Входящий | Начальная диагностика | Сентябрь |
Текущий | Педагогическое наблюдение, беседа, репетиция, занятие-постановка, итоговое занятие, выездное занятие. | В течение года |
Итоговый | Концерт, мероприятие | По графику воспитательной работы |
Формы занятий:
Начальная диагностика – прослушивание детских голосов, определение особенностей звучания голосов.
Беседа - излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Игра – получение новых знаний, совершенствование имеющихся знаний в игровой форме.
Концерт - проводится как обобщение полученных знаний, итог работы для самих детей, их родителей, педагогов, гостей.
Практическое занятие - дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Выездное занятие – концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
–настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
– анализ занятия.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед учителями, родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится после каждого выступления и включает в себя сбор и обмен фото- и видеоматериалами выступлений между родителями и участниками студии.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
- Общиемузыкальные знания и вокальные навыки:
- расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями различной стилевой направленности);
- формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания исполняемого произведения;
- воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности учащихся;
- развитие гармонического и мелодического слуха;
- приобретение и развитие многообразных навыков совместного исполнительства.
- Стабильность исполнения.
- Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений.
- Культура сценического поведения.
Необходимые условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет музыки №5.
2. Концертный зал.
3. Фортепиано или синтезатор.
4. Ноутбук и колонки.
5. Шумовые инструменты (бубен, треугольник, колокольчики, самодельные инструменты из бросового материала).
6. Видеопроектор, экран.
7. Ученическая доска, парты, стулья.
8. Акустическая аппаратура, микрофоны
9. Нотные сборники, хрестоматии; папки с подборкой репертуара по различной тематике.
10. Записи фонограмм «+» и «-» в формате MP3, видеозаписи разучиваемых песен.
11. Записи выступлений учащихся.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы /контроля | ||
Пение как вид музыкальной деятельности. | 10 | 4 | 6 | ||
Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | 2 | - | Входящий | |
Понятие о хоровом и сольном пении. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Строение голосового аппарата. | 2 | 1 | 1 | Текущий | |
Вокально-певческая установка. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Музыкальная грамота. | 2 | 1 | 1 | Текущий | |
Формирование детского голоса. | 16 | 2 | 14 | ||
Звукообразование. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Певческое дыхание. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Дикция и артикуляция. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Речевые игры и упражнения. | 4 | 2 | 2 | Текущий | |
Комплекс вокальных упражнений для развития и укрепления певческого голоса. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 32 | 2 | 30 | ||
Работа с народной песней. | 6 | - | 6 | Текущий | |
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 14 | - | 14 | Текущий | |
Работа с солистами. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Игровая деятельность, театрализация. | 6 | 2 | 4 | Текущий | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 10 | - | 10 | ||
Посещение концертов. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Репетиции. | 6 | - | 6 | Текущий | |
Выступления, концерты. | 2 | - | 2 | Итоговый | |
Итого | 68 | 8 | 60 | ||
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
- Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач хоровой студии, расписания занятий, правил поведения на занятии.
- Понятие о хоровом и сольном пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, хоровом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
- Строение голосового аппарата.. Строение голосового аппарата, профилактика перегрузки и заболевания голосовых связок.Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.
- Вокально-певческая установка.Выработканавыков певческой установки и постоянного контроля за ней. Понятие о певческой установке.Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении стоя и сидя. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
- Музыкальная грамота.Ознакомление с основами музыкальной грамоты. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
Тема 2. Формирование детского голоса.
- Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразования.
- Певческое дыхание.Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
- Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
- Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии.
- Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения на формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедения lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
- Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
- Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
- Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
- Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
- Игровая деятельность, театрализация. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Тема 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
- Посещение концертов. Посещение концертов хоровых коллективов, детских групп, ансамблей, шоу-выступлений. Совместные обсуждения, анализ выступлений, обмен впечатлениями.
- Репетиции. Доведение разученного музыкального материала до законченных готовых номеров.
- Выступления, концерты. Показ выученных номеров на школьных мероприятиях.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
- «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
- «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
- «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
- «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
- «Песенка-чудесенка»
- «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
- «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
- «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
- «Волшебная песенка», «Колыбельная», «Медведи», «Танго» - песни в стиле музыки разных народов:
- «Мой щенок», « Песня о волшебном цветке» Чичков Ю., сл. Пляцковского М.
- «Мир похож на цветной луг», «Улыбка» Шаинский В., сл. Пляцковского М.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы /контроля | ||
Пение как вид музыкальной деятельности. | 10 | 4 | 6 | ||
Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | 2 | - | Входящий | |
Понятие о хоровом и сольном пении. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Строение голосового аппарата. | 2 | 1 | 1 | Текущий | |
Вокально-певческая установка. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Музыкальная грамота. | 2 | 1 | 1 | Текущий | |
Формирование детского голоса. | 16 | 2 | 14 | ||
Звукообразование. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Певческое дыхание. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Дикция и артикуляция. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Речевые игры и упражнения. | 4 | 2 | 2 | Текущий | |
Комплекс вокальных упражнений для развития и укрепления певческого голоса. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 32 | 2 | 30 | ||
Работа с народной песней. | 6 | - | 6 | Текущий | |
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 14 | - | 14 | Текущий | |
Работа с солистами. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Игровая деятельность, театрализация. | 6 | 2 | 4 | Текущий | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 10 | - | 10 | ||
Посещение концертов. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Репетиции. | 6 | - | 6 | Текущий | |
Выступления, концерты. | 2 | - | 2 | Итоговый | |
Итого | 68 | 8 | 60 | ||
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
- Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач хоровой студии, расписания занятий, правил поведения на занятии.
- Понятие о хоровом и сольном пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, хоровом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
- Строение голосового аппарата.. Строение голосового аппарата, профилактика перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных.
- Вокально-певческая установка. Выработка навыков певческой установки и постоянного контроля за ней. Понятие о певческой установке. положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении стоя и сидя. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
- Музыкальная грамота. Ознакомление с основами музыкальной грамоты. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
Тема 2. Формирование детского голоса.
- Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и nonlеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль звукообразования.
- Певческое дыхание. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
- Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
- Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии.
- Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения на формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедения lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
- Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
- Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
- Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
- Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
- Игровая деятельность, театрализация. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Тема 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
- Посещение концертов. Посещение концертов хоровых коллективов, детских групп, ансамблей, шоу-выступлений. Совместные обсуждения, анализ выступлений, обмен впечатлениями.
- Репетиции. Доведение разученного музыкального материала до законченных готовых номеров.
- Выступления, концерты. Показ выученных номеров на школьных мероприятиях.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- Русские народные песни «Ой, вставала я ранешенько», «Пчелка», «Пойду ль я, выйду ль я».
2.Немецкая народная песня «Музыканты».
3. Норвежская народная песня «Волшебный смычок».
4. А. Мюллинг. «Для веселья много ль надо».
5. В.С. Калинников «Лихие наездники».
6. В.А. Моцарт. «Колыбельная».
7. В.А. Моцарт. «Детские игры».
8. Й. Гайдн. «Мы дружим с музыкой» (русский текст П. Синявского).
9. А. Роджерс. «Звуки музыки».
10. Г.А. Струве «Пороша», «Пастух».
11. В.Я. Шаинский. «По секрету всему свету».
12. О.Н. Хромушин. «Елка».
13. А.И. Островский. «Пусть всегда будет солнце».
14. Д. Львов. «Дружат дети всей земли».
II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля | ||
1. | Пение как вид музыкальной деятельности | 10 | - | 10 | |
Вокально-певческая установка. | 4 | - | 4 | Входящий | |
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 2 | - | 2 | Текущий | |
2. | Совершенствование вокальных навыков. | 16 | 3 | 13 | |
Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Развитие артикуляционного аппарата. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Речевые игры и упражнения | 4 | 2 | 2 | Текущий | |
Дыхание, опора дыхания. | 2 | 1 | 1 | Текущий | |
3. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 30 | - | 30 | |
Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). | 6 | - | 6 | Текущий | |
Произведения композиторов-классиков. | 4 | - | 4 | Текущий | |
Произведения современных отечественных композиторов. | 14 | - | 14 | Текущий | |
Произведения западно-европейских композиторов-классиков. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Сольное пение. | 4 | - | 4 | Текущий | |
4. | Элементы хореографии. | 2 | 1 | 1 | |
4.1 | Несложные ритмические упражнения. | 2 | 1 | 1 | Текущий |
5. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | 6 | - | 6 | |
Путь к успеху. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. | 2 | - | 2 | Текущий | |
6. | Концертно-исполнительская деятельность | 4 | - | 4 | |
Репетиции. | 2 | - | 2 | Текущий | |
Выступления, концерты. | 2 | - | 2 | Итоговый | |
Итого | 68 | 4 | 64 | ||
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
- Вокально-певческая установка. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
- Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Знакомство с комплексом упражнений, изучение техники выполнения упражнений, освоение базовых упражнений, разучивание упражнений, необходимых вокалистам. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Дровосек».
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.
1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедениеlegato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
5. Дыхание, опора дыхания. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
- Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
- Произведения композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
- Произведения современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
- Произведения западно-европейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
- Сольное пение. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема 4. Элементы хореографии. Воспитание навыка движения под разный метроритм: 2/4 и 4/4, 3/4 и 6/8. Разучивание движений для передачи образа песни. Движения под классическую музыку. Движения под народную музыку. Движения под современную музыку.
Тема 5. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
- Путь к успеху. Формирование практических навыков поведения на сцене, преодоление сценического волнения, воспитание уверенности в себе.
- Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
- Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
- Репетиции. Репетиции вокальных номеров, постановок. Обучение элементарным навыкам владения звуковоспроизводящей аппаратурой: пуск, стоп, перемотка назад, перемотка вперед, владение микрофоном, музыкальным центром, ноутбуком.
- Выступления, концерты. Выступление солистов, групп, дуэтов на школьных, городских, районных мероприятиях.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Балалайка» Татьяна Морозова
- «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
- «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
- «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
- «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
- «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
- «Новый год» Ал. Ермолов
- «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
- «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
- «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
- «Рождественская песенка»
- «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
- «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В программе выделены следующие направления:
- голосовые возможности детей
- вокально-певческие навыки.
- работа над певческим репертуаром
- работа с солистами
- элементы хореографии
- музыкально-теоретическая подготовка.
- теоретико-аналитическая работа.
- концертно-исполнительская деятельность.
Список литературы для педагогов:
- Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Планета детства». Автор Прокопенко Н.К. , Салехард, 2008.
- Апраксина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». - М.: Просвещение,1983. – 224 с.
- Буланов В. Методика музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора (обучающая техника Классик-хора «Аврора»), Екатеринбург, 2000 г.
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» (М.: Просвещение, 1982).
- Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 2000.
- Коренева Т.Ф. музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 2. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
- Музыка. Программа общеобразовательных учреждений: 1-4 классы под руководством Д.Кабалевского М., Просвещение, 2005.
- Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио» 1 часть, издательство ЦСДК, Москва, 1994.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прметей, 1992. 270 с.
- Хайтович Л. «Boyandgirlили Ковбойская любовь». Сборник эстрадно-джазовых распевок, песенок. Методическое пособие для вокалистов-эстрадников. Нижний Новгород, 2006.
- Чесноков П. Г.«Хор и управление им» (М., Государственное музыкальное издательство, 1961).
- Щетинин М.Н.Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.:Метафора, 2010. – 368с.
Список литературы для детей:
- Панова Н. Рабочая тетрадь. Прописи по сольфеджио для дошкольников и учащихся 1 класса. Москва, ООО «Престо», 2000.
- Энциклопедический словарь юного музыканта, М., Педагогика, 1985.
Репертуарные сборники
- А.В. Кудряшов"Радужные нотки" Песни для детей – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
- Алпарова Н.Н. Зимние сказки: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 193с.
- В.Шаинский, "Пропала собака", для голоса в сопровождении фортепиано. Челябинск: MPI, 2004. – 64 с.
- И. Сальникова "Под напев молитв Пасхальных", пасхальные песни для детского хора с сопровождением,Новосибирск, 2003.
- И. Сальникова "Чудо из чудес", рождественские песни для детского хора с сопровождением – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
- Кудряшов А.В. Песни для детей: Настольная книга музыкального руководителя. Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
- М. И. Ройтерштейн, сборник "Песенки и песни для ребят от пяти до пятнадцати". Издательский дом композитор, 2007.
- Сборник "Смешные веселые песни" в сопровождении фортепиано для детей младшего и среднего возраста.
- Хромушин О.Н. «Зачем зайцу хвост?» Песни на стихи О. Сердобольского, издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2002.
- Хромушин О.Н. «Сколько нас!» Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна). Издательство «Советский композитор», 1984.
- Чичков Ю.М. «Простые песенки» Песни для детей в сопровождении фортепиано. Москва, издательство «Советский композитор», 1991.
Интернет-ресурсы:
http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academichttp://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
http://music-fantasy.ru/materials/zdravstvuy-shkola
http://detskieradosti.ru/load/51-1-0-36074
http://svlklaulud.blogspot.ru/search/label/Первое%20сентября
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________ Немова С.Н. « 29 » августа 2025 год |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №39 имени Ю.А. Гагарина города Белореченска муниципального образования Белореченский муниципальный район Краснодарского края
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
хоровой студии «Звонкие голоса»
Класс 2 – 4
Учитель Клям Ирина Юрьевна
Количество часов: всего 204 часа; 2 часа в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Звонкие голоса» 2 – 4 класс, утвержденной решением педагогического совета от 27 августа 2025 года, протокол №1.
В соответствии с ФГОС начального общего образования
УТВЕРЖДЕНО решением педсовета протокол №1 от « 27 » августа 2025 года Председатель педсовета _________ Домский Г.В. |
Расписание занятий хоровой студии «Звонкие голоса»
на 2025-2026 учебный год
Учитель: Клям И.Ю.
Направление внеурочной деятельности | Наименование курса внеурочной деятельности | Группы и классы | Место и время проведения |
Художественно-эстетическое | Хоровая студия «Звонкие голоса» | I группа – 2А, 2Б классы | Вторник 1350 – 1430, 1440 – 1520. Каб. музыки №5 |
Художественно-эстетическое | Хоровая студия «Звонкие голоса» | II группа – 3Б, 3В классы | Среда 1350 – 1430, 1440 – 1520. Каб. музыки №5, |
Художественно-эстетическое | Хоровая студия «Звонкие голоса» | III группа – 4В, 4Г классы | Суббота 0900 – 0940, 0950– 1030. Каб. музыки №5, |
Календарно-тематическое планирование
I группа – 2А, 2Б классы
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Пение как вид музыкальной деятельности | 10 | ||||
02.09 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | Начальная диагностика | Входящий | |
09.09 | Понятие о хоровом и сольном пении. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
16.09 | Строение голосового аппарата. Происхождение голоса. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
23.09 | Вокально-певческая установка. Пение в положении стоя и сидя. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
30.09 | Музыкальная грамота. Нотный стан, скрипичный ключ, ноты I и II октавы. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
Формирование детского голоса. | 16 | ||||
07.10 | Звукообразование (момент зарождения звука, твердая атака). | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
14.10 | Певческое дыхание. Вдох-выдох. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
21.10 | Певческое дыхание (упражнения по методике А.Н. Стрельниковой) | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
11.11 | Дикция и артикуляция. Звонкие и глухие согласные. | 2 | Практическое | Текущий | |
18.11 | Дикция и артикуляция. Скороговорки. | 2 | Практическое | Текущий | |
25.11 | Речевые упражнения на выразительное произношение слов. | 2 | Практическое, постановка | Текущий | |
02.12 | Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса | 2 | Практическое | Текущий | |
09.12 | Комплекс вокальных упражнений для укрепления певческого голоса | 2 | Практическое | Текущий | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 32 | ||||
16.12 | Работа с народной песней. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
23.12 | Погружение в истоки народной песни. | 2 | Практическое | Текущий | |
30.12 | Особенности исполнения народной песни. | 2 | Практическое | Текущий | |
13.01 | Работа с произведениями русских композиторов- классиков. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
20.01 | Особенности стиля и исполнения произведений русских композиторов- классиков. | 2 | Практическое | Текущий | |
27.01 | Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
03.02 | Особенности жанра произведений современных отечественных композиторов. | 2 | Практическое | Текущий | |
10.02 | Строение песен современных отечественных композиторов. | 2 | Практическое | Текущий | |
17.02 | Работа с произведениями композитора В. Шаинского | 2 | Практическое | Текущий | |
24.02 | Работа с произведениями композитора Ю. Чичкова. | 2 | Практическое | Текущий | |
03.03 | Работа с произведениями композитора А. Пахмутовой. | 2 | Практическое | Текущий | |
10.03 | Работа с произведениями композитора Г.Струве. | 2 | Практическое | Текущий | |
17.03 | Работа с солистами над улучшением качества звучания. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
24.03 | Разучивание движений к исполняемым песням. | 2 | Практическое | Текущий | |
07.04 | Разучивание песен с использованием игровых моментов. | 2 | Практическое | Текущий | |
14.04 | Исполнение песен с применением элементов театрализации. | 2 | Практическое | Текущий | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 10 | ||||
28.04 | Посещение концертов. Правила поведения в концертном зале. | 2 | Выездное занятие | Текущий | |
05.05 | Репетиции. Самообладание, преодоление сценического волнения. | 2 | Практическое | Текущий | |
12.05 | Репетиции. Подготовка концертных номеров. | 2 | Практическое | Текущий | |
19.05 | Репетиции. Анализ собственного исполнения. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
26.05 | Выступления, концерты. Стимулирование творческого роста. | 2 | Концерт | Итоговый | |
ИТОГО: | 68 | ||||
Календарно-тематическое планирование
II группа – 3Б, 3В классы
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Пение как вид музыкальной деятельности | 10 | ||||
03.09 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | Начальная диагностика | Входящий | |
10.09 | Понятие о хоровом и сольном пении. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
17.09 | Строение голосового аппарата. Происхождение голоса. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
24.09 | Вокально-певческая установка. Пение в положении стоя и сидя. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
01.10 | Музыкальная грамота. Нотный стан, скрипичный ключ, ноты I и II октавы. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
Формирование детского голоса. | 16 | ||||
08.10 | Звукообразование (момент зарождения звука, твердая атака). | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
15.10 | Певческое дыхание. Вдох-выдох. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
22.10 | Певческое дыхание (упражнения по методике А.Н. Стрельниковой) | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
05.11 | Дикция и артикуляция. Звонкие и глухие согласные. | 2 | Практическое | Текущий | |
12.11 | Дикция и артикуляция. Скороговорки. | 2 | Практическое | Текущий | |
19.11 | Речевые упражнения на выразительное произношение слов. | 2 | Практическое, постановка | Текущий | |
26.11 | Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса | 2 | Практическое | Текущий | |
03.12 | Комплекс вокальных упражнений для укрепления певческого голоса | 2 | Практическое | Текущий | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 32 | ||||
10.12 | Работа с народной песней. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
17.12 | Погружение в истоки народной песни. | 2 | Практическое | Текущий | |
24.12 | Особенности исполнения народной песни. | 2 | Практическое | Текущий | |
14.01 | Работа с произведениями русских композиторов- классиков. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
21.01 | Особенности стиля и исполнения произведений русских композиторов- классиков. | 2 | Практическое | Текущий | |
28.01 | Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
04.02 | Особенности жанра произведений современных отечественных композиторов. | 2 | Практическое | Текущий | |
11.02 | Строение песен современных отечественных композиторов. | 2 | Практическое | Текущий | |
18.02 | Работа с произведениями композитора В. Шаинского | 2 | Практическое | Текущий | |
25.02 | Работа с произведениями композитора Ю. Чичкова. | 2 | Практическое | Текущий | |
04.03 | Работа с произведениями композитора А. Пахмутовой. | 2 | Практическое | Текущий | |
11.03 | Работа с произведениями композитора Г.Струве. | 2 | Практическое | Текущий | |
18.03 | Работа с солистами над улучшением качества звучания. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
25.03 | Разучивание движений к исполняемым песням. | 2 | Практическое | Текущий | |
08.04 | Разучивание песен с использованием игровых моментов. | 2 | Практическое | Текущий | |
15.04 | Исполнение песен с применением элементов театрализации. | 2 | Практическое | Текущий | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 10 | ||||
22.04 | Посещение концертов. Правила поведения в концертном зале. | 2 | Выездное занятие | Текущий | |
29.04 | Репетиции. Самообладание, преодоление сценического волнения. | 2 | Практическое | Текущий | |
06.05 | Репетиции. Подготовка концертных номеров. | 2 | Практическое | Текущий | |
13.05 | Репетиции. Анализ собственного исполнения. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
20.05 | Выступления, концерты. Стимулирование творческого роста. | 2 | Концерт | Итоговый | |
ИТОГО: | 68 | ||||
Календарно-тематическое планирование
III группа – 4В, 4Г классы
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Пение как вид музыкальной деятельности | 10 | ||||
06.09 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | Начальная диагностика | Входящий | |
13.09 | Строение голосового аппарата. Происхождение голоса. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
20.09 | Понятие о хоровом и сольном пении. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
27.09 | Вокально-певческая установка. Пение в положении стоя и сидя. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
04.10 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
Совершенствование вокальных навыков. | 16 | ||||
11.10 | Пение с сопровождением музыкального инструмента. | 2 | Практическое | Текущий | |
18.10 | Пение без сопровождения музыкального инструмента. | 2 | Практическое | Текущий | |
25.10 | Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
01.11 | Дикция и артикуляция. Звонкие и глухие согласные. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
08.11 | Дикция и артикуляция. Скороговорки. | 2 | Практическое | Текущий | |
15.11 | Речевые игры и упражнения на укрепление артикуляционного аппарата. | 2 | Практическое | Текущий | |
22.11 | Речевые упражнения на выразительное произношение слов. | 2 | Практическое | Текущий | |
29.11 | Комплекс вокальных упражнений на укрепление дыхания. | 2 | Практическое | Текущий | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 30 | ||||
06.12 | Работа с народной песней. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
13.12 | Погружение в истоки народной песни. | 2 | Практическое | Текущий | |
20.12 | Особенности исполнения народной песни. | 2 | Практическое | Текущий | |
27.12 | Работа с произведениями русских композиторов- классиков. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
17.01 | Особенности стиля и исполнения произведений русских композиторов- классиков. | 2 | Практическое | Текущий | |
24.01 | Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
31.01 | Особенности жанра произведений современных отечественных композиторов. | 2 | Практическое | Текущий | |
07.02 | Строение песен современных отечественных композиторов. | 2 | Практическое | Текущий | |
14.02 | Работа с произведениями композитора В. Шаинского | 2 | Практическое | Текущий | |
21.02 | Работа с произведениями композитора Ю. Чичкова. | 2 | Практическое | Текущий | |
28.02 | Работа с произведениями композитора А. Пахмутовой. | 2 | Практическое | Текущий | |
07.03 | Работа с произведениями композитора Г. Струве. | 2 | Практическое | Текущий | |
14.03 | Произведения западно-европейских композиторов-классиков. | 2 | Практическое | Текущий | |
21.03 | Работа с солистами над улучшением качества звучания. | 2 | Беседа, практическое | Текущий | |
28.03 | Работа с солистами над звукообразованием. | 2 | Практическое | Текущий | |
Элементы хореографии. | 2 | ||||
04.04 | Несложные ритмические упражнения. | 2 | Практическое | Текущий | |
Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | 6 | ||||
11.04 | Путь к успеху. | 2 | Практическое | Текущий | |
18.04 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 2 | Выездное занятие | Текущий | |
25.04 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. | 2 | Выездное занятие | Текущий | |
Концертно-исполнительская деятельность | 4 | ||||
16.05 | Репетиции. | 2 | Практическое | Текущий | |
23.05 | Выступления, концерты. | 2 | Практическое | Текущий | |
ИТОГО: | 68 | ||||
