Статья "ДИАЛЕКТНОЕ ПЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ ЛУГАНЩИНЫ"

Хохлова Татьяна Александровна

Изучению истории Луганщины в историко-культурном аспекте посвящены труды И.Багалия, М.Сумцова, И.Кононова, В.Черепахина, Ю.Фесенко и Т.Теремовой.

Проблема региональных традиций музыкального народного творчества – одна из самых важных в современной фольклористике. Изучать народную песню в местности, где она родилась, звучала долгое время и стала неотъемлемой частью культуры народа, одной из граней своеобразия нации.

Этномузыкальная панорама Луганщины разнообразна и требует глубоких исследований. Всё меньше времени есть у нас на возможность проследить сложные процессы взаимного сосуществования и диалога музыкальных культур разных народов на одной небольшой территории.

Музыкальные диалекты – местная (территориальная) разновидность общенациональной музыкально-фольклорной системы, аналогична местным разновидностям в других сферах культуры русского народа – в языке, костюме, национальной культуре.

На Нижнем Дону выделяют три музыкальных диалекта – казачий донской гутор, русский (центральных регионов России) и украинский. Редко можно встретить песни, исполняемые на суржике. Каждый из музыкальных диалектов имеет признаки как общие для всей русской музыкально-фольклорной системы (которые составляют сущность народной музыки; частично, такие жанровые системы, некоторые музыкально-поэтические структуры), так и индивидуальные.

Обращаясь каждый раз к исследованиям Т.Теремовой, к старинным жанрам принадлежат календарные обрядовые песни, которые представлены в песенном фольклоре Луганщины, а также лирические, бытовые и свадебные песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dialektnoe_penie_v_folklore_luganshchiny.docx22.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диалектное пение в фольклоре Луганщины

Т.А. Хохлова

МБУ ДО «ДШИ №1 г.Стаханова»

преподаватель отделения Сольное народное пение

Аннотация: В статье освещена проблема региональных традиций музыкального народного творчества, как одна из самых важных в современной фольклористике. Историческая обусловленность формирования регионального музыкального диалекта (локальной традиции) на Луганщине. Определение конфигурации локальной песенной традиции Нижнего Дона на основе трёх музыкальных диалектов.

Ключевые слова: история, культура, донская казачья песня, фольклор, музыкальный диалект, локальная традиция.

Внимательное изучение исторических, культурных и эстетических явлений в контексте задач воспитания и обучения подрастающего поколения соответствует глубоко научному подходу, согласно с которым все формы общественного сознания тесно связаны между собой и в таком синтетическом виде влияют на разнообразную деятельность людей.

Фольклор – неотъемлемая составная часть национальной духовной культуры, которая в концентрированной форме подаёт одновременно народную философию, этику и эстетику, создавая неповторимый национальный образ мира. Фольклор разных стран и народов выявляет историко-культурную, генетическую, типологическую схожесть. Она возникает как результат их экономических, политических и культурных связей и имеет формы творческого сотрудничества народов, обмена художественным опытом, взаимовлияния и заимствования.

Можно сказать, что фольклор – это продукт коллективного творчества, массового исполнения и индивидуальной импровизации. Реально фольклор существует в виде «фольклорных диалектов», то есть имеет региональную специфику.

Существует большой опыт исследования фольклора как художественного, филологического, культурологического явления, связанного с именами В.Белинского, В.Виноградова, В.Даля, Н.Добролюбова, Ф.Буслаева,А.Листопадова и многих других.

О казачьей песне в нашей местности в начале ХХ века можно судить по материалам Донской песенной экспедиции А.М. Листопадова.

Экспедиция Листопадова отправилась по станицам с коренным казачьим населением путями, которыми шло заселение области сверху и снизу - по Дону с его крупным притоками (Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук); общая протяжённость маршрута - более 2500 верст.

Уже в первом году собирания и записи материалов, относящихся к казачьей свадьбе на Дону, казаки-песенники указывали собирателю, что описываемые им свадебные обряды соблюдались полностью, «когда с туркой воевали», т. е. в конце семидесятых годов прошлого столетия. Таким образом, понятие старинная казачья свадьба хронологически может быть датировано достаточно точно. И, следовательно, представленный в записях А. М. Листопадова полный круг старинной казачьей свадьбы ни в коем случае нельзя относить к начальному этапу образования на Дону вольной казачьей общины. Он сложился значительно позже, на что указывал и сам собиратель.

Один из первых донских историков В. Д. Сухоруков в «Историческом описании Земли войска Донского» правильно отмечал, что вплоть «до исхода XVII столетия» «большая часть донских казаков оставалась холостыми, так что в ином городке не было более одного или двух женатых» Когда же на Дону начали появляться женщины и браки здесь стали нередким явлением, то и в это время лишь немногие «венчались по уставу», большинство же ограничивалось простым объявлением перед народом об избранных ими женах. «Сей - последний обряд был всеобщий,- пишет В. Д. Сухоруков,- и совершался таким образом: жених и невеста, согласившись на супружество, приходили вместе в собрание на площадь. Помолясь Богу, кланялись на все стороны, и жених, назвав невесту по имени, говорил ей: «ты будь мне жена». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечала также, назвав его по имени: «а ты будь мне мужем». После сих слов вступившие в брак целовали друг друга и принимали от всего собрания поздравление. Этим оканчивался весь обряд, и совершенное таким образом супружество считалось законным».

 Г. И. Краснов, автор статьи «Низовые и верховые донские казаки», напечатанной в 1858 году в редактировавшемся Н. Г. Чернышевским «Военном сборнике», указывает, что в его время (первая половина XIX века) «у черкасских жителей» и в других донских станицах, расположенных в низовьях Дона, справлялась украинская свадебная обрядность, на свадьбах пелись и украинские свадебные песни, что объяснялось наличием здесь значительного количества украинцев, в частности - запорожцев, систематически, начиная с XVI века, иногда большими группами, иногда - небольшими партиями, поселявшихся в донских низовых станицах.

В отличии от станиц низовий Дона в станицах по верховьям Дона, как замечает тот же автор, свадебные обряды и песни были великорусские, поскольку население здесь, в основном, составилось из переселенцев, ранее живших в южных районах Московского государства (Рязань, Орел, Курск и др.)

В известном «Сборнике донских народных песен» А. Савельева имеется специальный раздел «Донская свадьба» (стр. 65-72), в котором после кратких замечаний о характере казачьих свадебных обрядов и песен автор приводит небольшое количество песенных текстов на «Сватанье» и «Выданье». Отмечая, как и И. Краснов, длительное общение на Дону - в течение нескольких столетий - «великоруссов» и «малоруссов», А. Савельев обращает внимание на то, что в силу этого казачьи свадебные обряды и песни сходны то с «великорусскими», то с «малорусскими». Даже великорусские песни, по его словам, пелись иногда «с оттенками малорусского выговора, и, наоборот, малорусский свадебный обряд обставлен подробностями, вынесенными из великорусской жизни».

А. Савельев правильно указал также на то, что жизнь донских казаков, ее военный характер внесли много своих особенностей в казачьи свадебные обряды и песни. Так, известные свадебные образы и сравнения: невеста— товар, а жених - купец,-в некоторых донских местностях выступают в ином виде: невеста - крепость, а жених, его товарищи и сверстники - войско, которое должно приступом взять крепость.

Не ставя перед собой задачи детального этнографического и музыкально-песенного анализа свадебных записей А. М. Листопадова, мы отметим здесь лишь замечательную стройность старинного свадебного обряда донских казаков. В него строго органично вошли и отдельные элементы украинской свадебной обрядности, в нем нашли свое место н песни, отражающие тот давний период, когда покрытие полой перед народом на площади незамужней женщины у казаков было равносильно законному бракосочетанию (см. песню «Да н Настина маменька»). Образ двух «торгующихся» и «воюющих» друг с другом сторон цементирует все свадебное действо.

Но, как правильно считал А. М. Листопадов, на казачью свадебную обрядность наложил свой отпечаток также исторически-боевой, староохотничий уклад казачьей жизни в давнем прошлом.

Формирование регионального музыкального диалекта (локальной традиции) исторически обусловлено. Это проявляется в том, что специфика музыкального фольклора в определённой местности связана с историческими процессами, которые определяют конфигурацию локальной традиции. Диалект складывается на основе отбора излюбленных тем, сюжетов, моделей стиха, часто повторяемых ритмоструктурных фигур, интонационно-ладовых стереотипов. 

Некоторые факторы, влияющие на формирование регионального музыкального диалекта:

  • Географические. Учитываются особенности местности, удалённость от «глобальных» доминант. pgsga.rupgsga.rukjur.kgik1966.ru
  • Социокультурные. Учитываются процессы расселения восточнославянских племён, их закрепление на определённой территории. pgsga.rupgsga.ru
  • Этническая преемственность. Региональная специфика может рассматриваться как результат поддержания и продолжения более древних качеств, связанных с ранними фактами этнической истории. booksite.ru
  • Переселенческие процессы. Например, формирование «замкнутых», «очаговых» или этнокультурных «островов», которые ограничивают коммуникативный обмен с окружающими культурными системами. etmus.ru

Некоторые примеры региональных музыкальных диалектов России и их историческая обусловленность, которая близка нам представлена в Западнорусской традиции. Она сохранила архаичные черты славянского мелоса, связанные с древними традициями земледельческого фольклора, сложившимися в быту предков восточных славян.

Из новейших исследований в этой сфере заслуживает внимания изучение исторической обусловленности формирования региональных музыкальных диалектов, что проводится в музыкальной фольклористике на примере Исследование Е. А. Дороховой «Этнокультурные „острова“: пути музыкальной эволюции» (2008). Учёная рассматривает этнографический контекст локальных музыкально-фольклорных систем, обусловленный множеством причин исторического, хозяйственного, конфессионального и других характера.

Изучению истории Луганщины в историко-культурном аспекте посвящены труды И.Багалия, М.Сумцова, И.Кононова, В.Черепахина, Ю.Фесенко и Т.Теремовой.

Проблема региональных традиций музыкального народного творчества – одна из самых важных в современной фольклористике. Изучать народную песню в местности, где она родилась, звучала долгое время и стала неотъемлемой частью культуры народа, одной из граней своеобразия нации.

Этномузыкальная панорама Луганщины разнообразна и требует глубоких исследований. Всё меньше времени есть у нас на возможность проследить сложные процессы взаимного сосуществования и диалога музыкальных культур разных народов на одной небольшой территории.

Музыкальные диалекты – местная (территориальная) разновидность общенациональной музыкально-фольклорной системы, аналогична местным разновидностям в других сферах культуры русского народа – в языке, костюме, национальной культуре.

На Нижнем Дону выделяют три музыкальных диалекта – казачий донской гутор, русский (центральных регионов России) и украинский. Редко можно встретить песни, исполняемые на суржике. Каждый из музыкальных диалектов имеет признаки как общие для всей русской музыкально-фольклорной системы (которые составляют сущность народной музыки; частично, такие жанровые системы, некоторые музыкально-поэтические структуры), так и индивидуальные.

Обращаясь каждый раз к исследованиям Т.Теремовой, к старинным жанрам принадлежат календарные обрядовые песни, которые представлены в песенном фольклоре Луганщины, в основном, зимним циклом колядок и меланьиных песен. Иногда встречаются и щедровки, и веснянки, и купальские песни. Безусловно, целенаправленность этих песен, которые были музыкальными символами соответствующих им обрядов (вне которых они никогда не исполнялись), обусловили стойкость их музыкальной структуре (так называемые «формульные» напевы – короткие мелодии, каждая из которых объединялась с большим количеством разных поэтических текстов аналогичной функции и календарной приуроченности), использование в каждой современной традиции ограниченного набора стереотипных ритмических и ладовых оборотов-«формул», особенно в рефренах, которые обычно исполнялись хором.

В жанрах музыкального фольклора Луганщины сложились такие типы: мелос, многоголосье, ладозвукорядные системы, ритмика, форма.

Искусство жителей Луганщины, которое формировалось на протяжении нескольких столетий, устанавливает самобытную ветку локальной песенной традиции Нижнего Дона и народного песенного творчества юго-западного региона России. Эта цветущая ветвь сохранила основные черты культуры народа, но имеет свою специфику.

Литература:

  1. Листопадов-А.-М.-Песни-донских-казаков.-Том-5.-1954.
  2. Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству/ А.А. Мелик-Пашаев.-М., Олимп, 1999, -816 с.
  3. Теремова Т.И. Музыкальные диалекты в фольклоре Луганщины/ Т.И. Теремова // Исполнительская интерпритация и современный учебный процесс. – Луганск: Луганск-Арт, 2008.-С. 187-194