"Формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе музыкального воспитания "
Проблема изучения эмоциональной отзывчивости человека является актуальной в современной педагогике. В раннем детстве закладываются основы духовного облика человека, его чувственного и эмоционального восприятия действительности, поведения и общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
FORMING EMOTIONAL RESPONSIVENESS OF PRESCHOOLERS
IN MUSICAL EDUCATION
A. Yu. Barkhatova
Center for Aesthetic Education of Children, Khabarovsk;
V. S. Zakharchenko
Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk
The authors analyze an urgent problem of modern music pedagogy: forming emotional responsiveness of preschoolers in musical education. Early childhood is the most important period in a person’s life. The child is observant, receptive to art; he has excellent visual and auditory memory. Besides, an emotional tone of music greatly contributes to the physical, mental, and intellectual development of preschoolers.
Keywords: emotionality, art, creativity, preschooler.
Проблема изучения эмоциональной отзывчивости человека является актуальной в современной педагогике. В раннем детстве закладываются основы духовного облика человека, его чувственного и эмоционального восприятия действительности, поведения и общения.
Многие учёные, психологи, педагоги считают дошкольный возраст наиболее благоприятным для формирования творческих способностей человека. А. А. Никитин пишет о разностороннем творческом потенциале ребёнка в возрасте от 4 до 9 лет: «Этот возраст совпадает с сензитивным пиком в развитии ребёнка – исключительно чувствительным со-стоянием его психического аппарата, настроенного на художественное освоение мира. Искусство – наиболее естественная форма деятельности для детей… Детей отличают свежесть, непосредственность и целостность восприятия мира, открытость красоте и добру, наблюдательность, исключительная сенсорная
и эмоциональная чувствительность, свобода воображения» [1, с. 35]. Дошкольнику необходимо иметь представление о том, что окружающий мир прекрасен; музыка является важной частью этого мира. М. С. Лукашевич пишет: «Пробуждаемые в ребёнке чувства красоты окружающей действительности помогают закрепить особые эмоционально-психические состояния, возбуждающие интерес к жизни, обостряющие любознательность, развивающие мышление, память, волю и другие психические процессы»
[2, с. 251]. Эмоциональное восприятие окружающего мира и музыкального искусства в значительной мере формирует позитивный настрой ребёнка
и влияет на физическое и интеллектуальное развитие. О. А. Блох обращает внимание на «рождение эстетических эмоций» [3, с. 17] в процессе музыкальной деятельности человека. Автор утверждает: «Эмоция является отправной точкой в изучении музыкального творчества… В содержании музыкального произведения эстетические эмоции составляют определённую канву; они подчинены драматургии, музыкальной форме, всему замыслу сочинения» [3, с. 17].
Проблема раннего и, в частности, дошкольного музыкального воспитания ребёнка исследуется в современной научной литературе
2019–2021 годов. В. И. Челнокова подчёркивает необходимость единства эстетического и общего развития ребёнка: «При правильно организованном эстетическом воспитании у детей будут гармонично развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера» [4, с. 549]. Роль музыки в духовном и интеллектуальном становлении личности подчёркивает О. И. Иванова [5]. Автор, цитируя слова Гёте: «Из всего мыслимого мы выбрали музыку за основу нашего воспитания, так как от неё идут пути
по всем направлениям», утверждает, что целью музыкального воспитания ребёнка является формирование «личности, способной выразить себя
в музыке» [5, с. 163].
Однако в научной литературе недостаточно исследована проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
в процессе музыкального воспитания. Первоначальные знания, умения
и навыки ребёнка 3–6 лет приобретаются через чувственное восприятие: красиво – некрасиво, ярко – тускло, доброе – злое и др. Музыкальное искусство является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Педагогу необходимо организовать занятия так, чтобы эмоциональное восприятие музыки явилось основой развития творческих способностей ребёнка, его духовного и интеллектуального потенциала.
Автор настоящей статьи, являясь преподавателем музыки в Центре эстетического воспитания детей г. Хабаровска, имеет некоторый опыт работы с дошкольниками. Задачи музыкального воспитания и обучения ребёнка непосредственно связаны с формированием его интереса к занятиям, что,
в свою очередь, является основой развития его эмоциональной сферы. Важнейшими видами музыкальной деятельности дошкольников и педагога являются следующие:
1. Обогащение музыкальных впечатлений ребёнка, формирование желания слушать музыку. Необходима связь музыки с движением в целях развития координации, мелкой моторики пальцев; элементы театрализации. Важнейшим аспектом развития эмоционального восприятия дошкольников являются зрительные ассоциации: подбор соответствующей краски, выполнение рисунков, ознакомление с картинками (слайдами).
2. Развитие первоначальных интонационных и метроритмических навыков, представлений о музыкальных (вокальных и инструментальных) тембрах, о жанровом многообразии музыки; знаний
о музыкально-выразительных средствах, некоторых представлений
о творчестве композиторов и их произведениях.
3. Формирование знаний о культуре своего народа и воспитание толерантного отношения к культуре других стран.
Проанализируем каждую задачу с точки зрения формирования эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
Обогащение музыкальных впечатлений ребёнка возможно с помощью подбора песенного и инструментального репертуара высокой художественной ценности. Необходимым условием является соответствие музыкальных произведений возрасту детей. Слушание музыки у дошкольников связано
с элементами эмпатии: ребёнок может представить характер, мимику, жесты того или иного музыкального персонажа. Возможно ознакомление детей
с музыкальными жанрами с помощью движения, причём каждый ребёнок может выразить собственное, индивидуальное понимание марша, песни, танца и разновидностей основных жанров. На одном из подобных занятий педагог поочерёдно исполняет на фортепиано марш, колыбельную, вальс, постоянно меняет их. Задача заключается в том, чтобы дети умели быстро переключаться на соответствующие жанру движения. Можно отметить, что восприятие музыкальных жанров у каждого ребёнка правильное, но индивидуальное:
плавные, грациозные либо чуть замедленные движения в вальсе: активные, бодрые либо задорные (с некоторым преувеличением и даже озорством) – в марше; спокойные, лёгкие, почти бесшумные – в колыбельной.
Обязательным элементом музыкальных занятий с дошкольниками являются картины и игрушки. Возможно проведение урока от имени медвежонка, зайчонка, Винни-Пуха, Красной Шапочки и др. Необходимы небольшие сюрпризы-поощрения в виде символов успеха или удачи.
На занятии «Чудесная страна – Китай» участвует символ китайской
нации – панда.
Представления дошкольников о мелодии, гармонии, метроритмической организации музыки формируются постепенно, в процессе всех форм работы. Например, слушая контрастные музыкальные произведения: «Воробей»
А. Руббаха и «Осеннюю песенку» А. Александрова, дети отмечают, что
в первой пьесе мелодия весёлая, а во второй – грустная. Педагог детализирует восприятие: грустная – напевная, мягкая, ласковая (солнышко прячется, дождик моросит, тучи всё темнее и темнее); весёлая – живая, радостная (воробей скачет и всем своим видом показывает, что зима прошла).
Важным аспектом развития эмоциональной отзывчивости на музыку является активизация её воспитательного воздействия на ребёнка. Например, песня З. Б. Качаевой «Пришла весна» формирует эстетические чувства детей: учит видеть красоту в окружаю-щей природе, запоминать признаки весенней поры; развивает творческое мышление: дети слушают песню и представляют, как меняется природа, тают сугробы, просыпаются животные
и т. д. Обогащается словарный запас детей, развивается мышление, творческое воображение и музыкальная память.
Среди наиболее любимых детьми произведений отметим песню
«От носика до хвостика», музыка М. Парцхаладзе, слова П. Синявского. Песня воспитывает доброту, сочувствие. Важным моментом является отношение
к чистоте: сопоставляются слова «грязный – чистый»; есть красочные сравнения: «он стал белее молока, кудряшки, словно облака». Итог песни могут сформулировать сами дети: нужно любить воду, нужно умываться.
Важной задачей музыкального воспитания дошкольников является формирование первоначальных интонационных и метроритмических навыков. Для детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет мы используем небольшие попевки от унисона до квинты. Педагогу необходимо выбрать небольшие стихотворения из 2–4 строк; мелодию он может сочинить сам.
В настоящей работе мы приведём примеры трёх стихотворений, которые особенно нравятся детям и вызывают у них яркий, радостный эмоциональный отклик. Следует отметить, что мы распеваем стихи
«разных цветов» – красные, синие, голубые, зелёные и др. – дети учатся распознавать их в яркой художественной форме.
Серый слон такой трусишка: он боится серой мышки!
Встретит мышку у дороги – и скорей уносит ноги.
Голубые незабудки посадил щенок у будки,
Подрастут немножко – их подарит кошке!
Два цыплёнка возле грядки поиграть решили в прятки,
Спрятал добрый одуванчик их под жёлтый сарафанчик.
Для детей 5–6 лет мы постепенно расширяем диапазон
и продолжительность песен до куплетной формы. Эмоциональное восприятие музыки возможно при условии красочных сравнений, используемых педагогом. Например, песня М. Кольяшкина на слова М. Муллина
«Помогу я ласточке» начинается с интонаций терции и квинты: V–III, V– I
в тональности F-dur. Слова: «За карнизом красочным птичий дом» – звучат весело, светло. Педагог, разучивая с детьми песню, обращает внимание на то, что начало песни звонкое и радостное. Но в третьем куплете, при сохранении той же мелодии, настроение становится тревожным: «Жизнь была чудесною, только вот лезет к ним по лестнице рыжий кот». Дети, эмоционально воспринимая музыку, чуть замедляют темп. В четвёртом куплете происходит радостное событие: «Лезет кот, старается, не беда – лестницу отставлю
я от гнезда. За своих за птенчиков, маленьких бубенчиков ты не бойся, ласточка, пой всегда!» Эмоциональный тонус песни позитивный, дети смеются над котом, радуются, что птенчики спасены, – формирование интонационных и метроритмических навыков, как правило, происходит
без особых усилий.
Ознакомление с творчеством композиторов-классиков фрагментарное. Однако дети в возрасте 5–6 лет уже могут запомнить портреты В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др. Педагогу необходимо включать в занятия небольшие фрагменты из оперы «Волшебная флейта», пьесы из «Детского альбома», сцену Проводов Масленицы («Снегурочка»). Необходимым условием формирования эмоциональной отзывчивости детей на произведения классики является наличие красочных иллюстраций, видеофрагментов.
Одним из направлений музыкального воспитания дошкольников являются элементы театрализации. Мы используем фрагменты детских опер: М. Красев. Муха-Цокотуха (по стихам К. Чуковского); вокально-танцевальных игр, например, «Репка» (музыка Н. Голещанова, сценарий
Н. Глейзерова и Г. Маляровского).
Важной задачей музыкального воспитания дошкольников является формирование знаний о культуре своего народа и воспитание толерантного отношения к культуре других стран. В программе музыкального воспитания дошкольников Детского эстетического центра г. Хабаровска есть этнографический аспект. Дети слушают и исполняют несложные русские песни (плясовые, шуточные, хороводные), колядки, детские прибаутки. Дошкольники знакомятся с обрядами, принимают участие в театрализованных сценках. Формирование эмоциональной сферы очевидно: песенный
и танцевальный фольклор русского народа отличается позитивным восприятием мира. В программе Детского эстетического центра есть раздел: «Музыка композиторов Дальнего Востока России для детей». С детьми
5–6-летнего возраста мы разучиваем интересные и поучительные по содержанию песни Э. Казачкова «Солнечный дождь» (стихи И. Кульской); «Колыбельная крольчат» (стихи В. Шульжик); песни Б. Напреева
«Про дождик» (стихи Б. Заходера), «Про оленёнка» (стихи П. Комарова) и др. Песенный репертуар дальневосточных композиторов воспитывает любовь
к малой Родине; дальневосточные писатели и поэты Б. Заходер и П. Комаров переда-ют детям особый тонус восхищения природой лесов и полей, красивых парков и скверов г. Хабаровска; учат бережному отношению к птицам
и животным. Ярким, нестандартным композиторским стилем отличается музыка хабаровского композитора А. Новикова. Песни для детей «Здравствуй!» и «Жил да был» (цикл из 5 вокальных миниатюр для детей
на стихи И. Пивоваровой) можно исполнять в движении: сначала медленно потягиваемся, широко открываем глаза, тянем ручки к солнышку, подпрыгиваем («Здравствуй!»); поочерёдно исполняя каждую фразу песни «Жил да был», начинаем медленно шагать, затем постепенно ускоряем темп. Дети знакомятся с понятиями: piano, forte; andante, allegro и др.
305
Одной из важных задач музыкального воспитания дошкольников является формирование у них толерантного отношения к инонациональным культурам. Современное общество проявляет большой интерес к соседней стране – Китаю. Китайская музыкальная культура представляет богатейший пласт выразительных красок, тембров, образов, художественных символов.
В качестве эксперимента автор настоящей работы включил в музыкальные занятия с детьми 5–6 лет раздел программы «Волшебная страна Китай»,
в которой дошкольники знакомятся с некоторыми обычаями, высокими моральными принципами воспитания в соседней стране, этикетом, хореографией и музыкой. Дети достаточно быстро усвоили некоторые китайские мелодии; смогли изобразить танцевальные движения и буквально за 2 урока запомнили названия китайских музыкальных инструментов, почти безошибочно определяя их вид и тембры. На данном занятии дети иллюстрируют свои знания в области китайских музыкальных инструментов.
В результате целенаправленной организации музыкальных занятий дошкольники Детского эстетического центра г. Хабаровска научились эмоционально воспринимать искусство, различать настроения
и художественные образы; существенно расширился их словарный
и интонационный запас. Элементарные музыкальные знания дети приобрели легко и свободно, так как любой новый термин сопровождался красочными эпитетами и иллюстрациями. Очевидны перспективы дальнейшего обучения детей: позитивный настрой, заданный в самый начальный период музыкального воспитания, будет сопровождать дальнейшие успехи ребёнка
в освоении более сложных форм, видов, художественных направлений искусства.
Список литературы
1. Никитин А. А. Художественная одарённость и её развитие в детском возрасте. – Хабаровск, ХГИК, 2015. – 365 с.
2. Лукашевич М. С. Основные приёмы логоритмики в процессе эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. – Кемерово: КемГИК, 2019. – Вып. 6. – 259 с.
3. Блох О. А. Психология и педагогика музыкального искусства. –
М.: МГИК, 2013. – 192 с.
4. Челнокова В. И. Раннее эстетическое развитие ребёнка: теория
и практика // Современное музыкальное образование: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2019. – С. 546–553.
5. Иванова О. И. Влияние музыки на формирование личности ребёнка // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч.
ст. – Кемерово, 2021. – С. 163–165.
List of references
1. Nikitin A. A. Khudozhestvennaya odaryonnost’ i ee razvitie v detskom vozraste. – Khabarovsk, KhGIK, 2015. – 365 s.
2. Lukashevich M. B. Osnovnye priyomy logoritmiki v protsesse esteticheskogo vospitaniya detey mladshego doshkol’nogo vozrasta // Muzykal’naya kul’tura v teoreticheskom i prikladnom izmerenii: sb. nauch.
st. – Kemerovo: KemGIK, 2019. – Vyp. 6. – 259 s.
3. Blokh O. A. Psikhologiya i pedagogika muzykal’nogo iskusstva. –
M.: MGIK, 2013. – 192 s.
4. Chelnokova V. I. Rannee esteticheskoe razvitie rebyonka: teoriya i praktika // Sovremennoe muzykal’noe obrazovanie: mat-ly XVIII Mezhdunar. konf. – SPb., 2019. – S. 546–553.
5. Ivanova O. I. Vliyanie muzyki na formirovanie lichnosti rebyonka // Muzykal’naya kul’tura v teoreticheskom i prikladnom izmerenii: sb. nauch. st. – Kemerovo, 2021. – S. 163–165.
