Вокально-интонационные навыки в исполнительстве

Бархатова Алина Юрьевна

Конспект урока на тему формирования интонационной чистоты пения, координации голоса. Применение всех навыков в инсполнительстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intonatsionno-vokalnye_navyki_v_ispolnitelstve.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска

«Центр эстетического воспитания детей»

Конспект занятия

Тема: «Интонационно-вокальные навыки в исполнительстве»

Автор: педагог

музыкальной студии,

Бархатова А.Ю.

Возраст детей: 8-10 лет

Предмет: вокальный ансамбль

Хабаровск, 2025

Тема урока: «Вокально-интонационные навыки в исполнительстве».

Цель урока: развитие исполнительских навыков на основе использования современных музыкальных, вокальных и ритмических упражнений на уроках эстрадного вокального ансамбля.

Образовательные:

  • формирование вокально-интонационных навыков: устойчивого певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, голосоведения, звуковысотного интонирования, мягкой атаки звука, ровности звучания во всем голосовом диапазоне, певческой дикции и артикуляции;
  • формирование навыков целостного эмоционально-образного исполнения, обусловленного художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения.

Развивающие:

  • развитие и закрепление певческих умений и навыков обучающегося на предложенном музыкальном материале;
  • развитие первоначальных интонационно-вокальных навыков;
  • развитие самоконтроля и умения дать точный анализ исполнению;
  • расширение музыкального кругозора, развитие эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к вокальной музыке различных стилей и жанров на примере исполняемых произведений;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполняемое вокальное произведение;
  • воспитывать умение слушать других, работать в коллективе

Педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология учебного диалога и сотрудничества;
  • технология здоровьесберегающего обучения;
  • технология нетрадиционного учебного занятия;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: коллективная.

Технические средства обучения: фортепиано, нотный материал, магнитофон, фонограммы, микрофоны.

Репертуар:

  1. Сл. О. Огнева, муз. Т. Огнев «Навстречу ветру»;
  2. Сл. Т. Графчикова, муз. Е. Лучников «Белые лебеди»
  3. Сл. А. Арсентьев, муз. А. Арсентьев «Снег»

Методы обучения:

  • наглядный (слуховой, зрительный);
  • словесный (объяснения, диалог);
  • иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником);
  • эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов).

Прогнозируемый результат:

Закрепление вокально-интонационных навыков обучающегося. Закрепление умения грамотного исполнения музыкального произведения с учетом опорного певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, плавного голосоведения, мягкой атаки звука. Создание целостного эмоционально-художественного образа исполняемого произведения.

Этапы урока:

  1. Организационная часть. Вступительное слово педагога. (2 мин.)
  2. Дыхательная гимнастика (5 мин.);
  3. Вокальные упражнения (10 мин.);
  4. Работа над дикцией и артикуляцией. Скороговорки (5 мин.)
  5. Работа над репертуарными произведениями (20 мин);
  6. Подведение итогов. (3 мин.) (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

  1. Организационная часть

Приветствие. Вступительное слово педагога. Представление учащихся. Обозначение темы, главной цели и задач учебного занятия.

  1. Основная часть.
  1. Дыхательная гимнастика:

Счет на четыре:

  • «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, выдыхаем на звук С-С-с;
  • Делаем упражнение «Прищепка»
  • Чередуем короткие звуки и длинные С-С-С-С Ссссс, Ч-Ч-Ч-Ч Ччччч;
  • Отрывисто произносим звуки С-С-С-С, Ш-Ш-Ш-Ш;
  • Упражнение «Н-н-н как вкусно» под звуковое сопровождение.
  1. Вокальные упражнения.
  1. Распевание с закрытым ртом на звук «М» - настройка голосового аппарата к работе.
  2. Упражнение трель на звук «Р» - разогрев голосового аппарата, развитие навыка пения в речевой позиции.
  3. Распевание на слоги «МИ-МЭ-МА-МО-МУ» формирование единой манеры пения, унисона
  4. Распевание на слог «Нэй-нэй-нэй» (вверх – вниз: B-dur – F-dur) – работа над плавным, размеренным голосоведением, точным звуковысотным интонированием, свободной артикуляционной позицией.
  5. Упражнение «Ха-ха-ха» - работа над опорой.
  6. Упражнение «И-ИИИ-ИИИ» (вверх) и «И-ИИИ-ИИИ» (вниз) – работа над стаккатным звукоизвлечением, развитием подвижности гортани, опорным певческим дыханием.

Работа над дикцией и артикуляцией.

  1. Проговаривание несколько раз (не менее 5) на одном дыхании скороговорки:

«Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа»

«Вы малину мылили? Мыли, но не мылили»

2.Проговаривание скороговорки с ускорением:

«Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа»

«Вы малину мылили? Мыли, но не мылили»

  1. Пропевание скороговорки «Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа»

«Вы малину мылили? Мыли, но не мылили»

  1. Ритмическая гимнастика.
  1. Шаги на 4 счета, хлопки на счет 1 и 3.
  2. Шаги на 4 счета, хлопки на счет 2 и 4.
  3. Шаги на 4 счета, хлопки на слабую долю.
  4. Шаги на 4 счета с одновременным повторением ритмического рисунка, заданного преподавателем.
  1. Работа над репертуарными произведениями:

«Навстречу ветру» (сл. О. Огнева, муз. Т.Огнев)

  1. Работа над 1 куплетом песни (медленная часть – экспозиция): плавность и свобода голосоведения, точность ритмического рисунка, четкое пропевание всех гласных звуков, свободная артикуляция.
  2. Исполнение 2 и 3 куплетов песни (подвижная часть) – увеличение темпа произведения, работа над опорными гласными звуками, сценические движения, контроль дыхания.

«Белые лебеди» (сл. Т. Графчикова, муз. Лучников)

  1. Исполнение 1 куплета песни. Обращаем внимание на свободное звукоизвлечение, мягкую атаку звука, распевность музыкального материала, создание сценического образа.
  2. Исполнение песни целиком, работа над созданием художественного образа. Показ рисунка к песне.
  1. «Снег» (сл. и муз. А. Арсентьев)
  1. Исполнение 1-го куплета а capella (интонация)
  2. Исполнение 1 и 2 куплета с фонограммой (свободное звукоизвлечение, свободная артикуляционная позиция, точность ритмического рисунка).
  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Вспоминаем что нового узнали на уроке. Что получилось и над чем нужно еще работать. Что больше всего понравилось.

Домашнее задание: работать над ритмическим рисунком в песнях, обратить внимание на интонационную точность исполнения, низкие ноты петь свободнее, не зажимать нижнюю челюсть. Работать над четкой дикцией.