Вокально-интонационные навыки в исполнительстве
Конспект урока на тему формирования интонационной чистоты пения, координации голоса. Применение всех навыков в инсполнительстве.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Центр эстетического воспитания детей»
Конспект занятия
Тема: «Интонационно-вокальные навыки в исполнительстве»
Автор: педагог
музыкальной студии,
Бархатова А.Ю.
Возраст детей: 8-10 лет
Предмет: вокальный ансамбль
Хабаровск, 2025
Тема урока: «Вокально-интонационные навыки в исполнительстве».
Цель урока: развитие исполнительских навыков на основе использования современных музыкальных, вокальных и ритмических упражнений на уроках эстрадного вокального ансамбля.
Образовательные:
- формирование вокально-интонационных навыков: устойчивого певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, голосоведения, звуковысотного интонирования, мягкой атаки звука, ровности звучания во всем голосовом диапазоне, певческой дикции и артикуляции;
- формирование навыков целостного эмоционально-образного исполнения, обусловленного художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения.
Развивающие:
- развитие и закрепление певческих умений и навыков обучающегося на предложенном музыкальном материале;
- развитие первоначальных интонационно-вокальных навыков;
- развитие самоконтроля и умения дать точный анализ исполнению;
- расширение музыкального кругозора, развитие эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к вокальной музыке различных стилей и жанров на примере исполняемых произведений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на исполняемое вокальное произведение;
- воспитывать умение слушать других, работать в коллективе
Педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология учебного диалога и сотрудничества;
- технология здоровьесберегающего обучения;
- технология нетрадиционного учебного занятия;
- информационно-коммуникационные технологии.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: коллективная.
Технические средства обучения: фортепиано, нотный материал, магнитофон, фонограммы, микрофоны.
Репертуар:
- Сл. О. Огнева, муз. Т. Огнев «Навстречу ветру»;
- Сл. Т. Графчикова, муз. Е. Лучников «Белые лебеди»
- Сл. А. Арсентьев, муз. А. Арсентьев «Снег»
Методы обучения:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный (объяснения, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником);
- эмпирический (метод практического опытного поиска понятных для учащегося слов, определений для описания вокальных приёмов).
Прогнозируемый результат:
Закрепление вокально-интонационных навыков обучающегося. Закрепление умения грамотного исполнения музыкального произведения с учетом опорного певческого дыхания, свободного звукоизвлечения, плавного голосоведения, мягкой атаки звука. Создание целостного эмоционально-художественного образа исполняемого произведения.
Этапы урока:
- Организационная часть. Вступительное слово педагога. (2 мин.)
- Дыхательная гимнастика (5 мин.);
- Вокальные упражнения (10 мин.);
- Работа над дикцией и артикуляцией. Скороговорки (5 мин.)
- Работа над репертуарными произведениями (20 мин);
- Подведение итогов. (3 мин.) (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
- Организационная часть
Приветствие. Вступительное слово педагога. Представление учащихся. Обозначение темы, главной цели и задач учебного занятия.
- Основная часть.
- Дыхательная гимнастика:
Счет на четыре:
- «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, выдыхаем на звук С-С-С-с;
- Делаем упражнение «Прищепка»
- Чередуем короткие звуки и длинные С-С-С-С Ссссс, Ч-Ч-Ч-Ч Ччччч;
- Отрывисто произносим звуки С-С-С-С, Ш-Ш-Ш-Ш;
- Упражнение «Н-н-н как вкусно» под звуковое сопровождение.
- Вокальные упражнения.
- Распевание с закрытым ртом на звук «М» - настройка голосового аппарата к работе.
- Упражнение трель на звук «Р» - разогрев голосового аппарата, развитие навыка пения в речевой позиции.
- Распевание на слоги «МИ-МЭ-МА-МО-МУ» формирование единой манеры пения, унисона
- Распевание на слог «Нэй-нэй-нэй» (вверх – вниз: B-dur – F-dur) – работа над плавным, размеренным голосоведением, точным звуковысотным интонированием, свободной артикуляционной позицией.
- Упражнение «Ха-ха-ха» - работа над опорой.
- Упражнение «И-ИИИ-ИИИ» (вверх) и «И-ИИИ-ИИИ» (вниз) – работа над стаккатным звукоизвлечением, развитием подвижности гортани, опорным певческим дыханием.
Работа над дикцией и артикуляцией.
- Проговаривание несколько раз (не менее 5) на одном дыхании скороговорки:
«Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа»
«Вы малину мылили? Мыли, но не мылили»
2.Проговаривание скороговорки с ускорением:
«Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа»
«Вы малину мылили? Мыли, но не мылили»
- Пропевание скороговорки «Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа»
«Вы малину мылили? Мыли, но не мылили»
- Ритмическая гимнастика.
- Шаги на 4 счета, хлопки на счет 1 и 3.
- Шаги на 4 счета, хлопки на счет 2 и 4.
- Шаги на 4 счета, хлопки на слабую долю.
- Шаги на 4 счета с одновременным повторением ритмического рисунка, заданного преподавателем.
- Работа над репертуарными произведениями:
«Навстречу ветру» (сл. О. Огнева, муз. Т.Огнев)
- Работа над 1 куплетом песни (медленная часть – экспозиция): плавность и свобода голосоведения, точность ритмического рисунка, четкое пропевание всех гласных звуков, свободная артикуляция.
- Исполнение 2 и 3 куплетов песни (подвижная часть) – увеличение темпа произведения, работа над опорными гласными звуками, сценические движения, контроль дыхания.
«Белые лебеди» (сл. Т. Графчикова, муз. Лучников)
- Исполнение 1 куплета песни. Обращаем внимание на свободное звукоизвлечение, мягкую атаку звука, распевность музыкального материала, создание сценического образа.
- Исполнение песни целиком, работа над созданием художественного образа. Показ рисунка к песне.
- «Снег» (сл. и муз. А. Арсентьев)
- Исполнение 1-го куплета а capella (интонация)
- Исполнение 1 и 2 куплета с фонограммой (свободное звукоизвлечение, свободная артикуляционная позиция, точность ритмического рисунка).
- Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Вспоминаем что нового узнали на уроке. Что получилось и над чем нужно еще работать. Что больше всего понравилось.
Домашнее задание: работать над ритмическим рисунком в песнях, обратить внимание на интонационную точность исполнения, низкие ноты петь свободнее, не зажимать нижнюю челюсть. Работать над четкой дикцией.
