«РОЛЬ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ОБУЧЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА В ДШИ»
Сегодня к подрастающей личности предъявляются достаточно высокие требования в сфере интеллектуального, эмоционального, коммуникативного и этического развития. Большие возможности для развития данных качеств предоставляет дополнительное образование в сфере искусства, где обучение происходит в условиях квалифицированного педагогического сопровождения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
Сегодня к подрастающей личности предъявляются достаточно высокие требования в сфере интеллектуального, эмоционального, коммуникативного и этического развития. Большие возможности для развития данных качеств предоставляет дополнительное образование в сфере искусства, где обучение происходит в условиях квалифицированного педагогического сопровождения.
В детской музыкальной школе (школе искусств) предмет «Общее фортепиано» является самой массовой дисциплиной среди предметов музыкального цикла. Основная цель предмета заключается во всестороннем развитии творческих способностей учащихся разных специальностей (не пианистов) посредством игры на фортепиано. Данная цель определяет ряд задач, связанных с развитием творческого начала личности. Это развитие художественного вкуса, формирование интеллекта, привитие навыков чтения нот на фортепиано, развитие умения читать с листа, самостоятельно музицировать, активно совершенствовать весь комплекс музыкальных способностей.
Однако в последние годы, в свете больших нововведений в системе музыкального образования, нередко приходится констатировать, что многие учебные организации дополнительного образования сталкиваются с оптимизацией учебного процесса, что подразумевает сокращение или уменьшение часов на предметы «второго плана», к которым, к сожалению, относится предмет общего фортепиано. В связи с недостаточностью финансирования, вместо положенного одного часа в неделю, администрации часто приходится выделять на предмет либо 0,5 часа в неделю, соответственно корректируя формы промежуточной аттестации, либо вовсе отменять преподавание данной дисциплины.
Вместе с тем, общее фортепиано – очень важный и незаменимый предмет для полноценного воспитания будущей творческой личности. Рассмотрим роль предмета в обучении юного музыканта.
Основная часть
Общее фортепиано является самой необходимой дисциплиной по формированию базовых знаний для выработки специальных профессиональных навыков. Предмет помогает осуществлять межпредметные связи, формирует и развивает музыкальные способности, оказывает неоценимую помощь для изучения теоретических предметов. А самое главное – общее фортепиано обладает огромными развивающими потенциями, которые при правильном педагогическом сопровождении, должны направляться на формирование эрудиции, общей музыкальной культуры, высокого эстетического вкуса обучающихся.
Общее фортепиано исключает пассивное участие в процессе обучения, потому что за инструментом учащемуся приходится постоянно работать. Чтобы воспроизвести простую нотную запись, учащийся должен потратить гораздо больше духовной энергии, чем это может понадобиться в других областях знаний. В нотном тексте учащемуся необходимо читать одновременно звуковысотный и ритмический рисунок на двух нотоносцах, параллельно следить за правильной аппликатурой, фразировкой, динамикой, и ещё проделывать моторную деятельность одновременно двумя руками (при использовании педали – ещё и ногой). Такое напряжение требует от учащегося максимальной концентрации сил и поддерживает его творческую активность.
Опыт, приобретённый через исполнение музыки, очень ценен. Ещё В. Сухомлинский писал: «Есть особые, активные, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря соединению абстрактного мышления и тонкой, мудрой работы рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга преображаются в тупик» [10]. Усилия ума и рук идёт двумя непрерывными встречными потоками: от рук к мозгу и от мозга к рукам.
В современной педагогике и психологии одной из наиболее актуальных разрабатывается проблема активного развития музыкального (творческого) мышления детей. Уже давно установлено, что его целенаправленное развитие пропорционально влияет на обогащение духовного мира подрастающего поколения. Занятия на фортепиано позволяют развивать самостоятельность мышления уже с самых первых уроков, если педагогический процесс сопровождается и наполняется осмысленными заданиями. При их помощи достигается процесс концентрации внимания и прививается интерес к результату и к самому процессу работы. Индивидуальная форма обучения в классе общего фортепиано позволяет педагогу задавать ребёнку наводящие вопросы, создавать ситуации для активного участия его в уроке. Такие ситуации возможны в корректировке качества звука, способов его извлечения на фортепиано, а также в области трактовки произведения. Как говорил Г. Нейгауз, «Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, то есть разъяснителем и толкователем музыки» [7, 196].
Для развития критического мышления полезно предоставлять учащемуся возможность выбора нескольких вариантов интерпретации, предложенных педагогом. В этом плане необходимо остерегаться широко распространённой практики обучения, при которой общий, теоретически не подкреплённый педагогический показ (так называемое натаскивание) используется как единственный метод обучения. В результате чего механическое копирование ведёт к хронической пассивности исполнительского мышления. Уважающий себя педагог общего фортепиано должен обязательно быть играющим пианистом. Ведь живая и совершенная иллюстрация учебного материала со всей палитрой музыкально-выразительных средств – это самое мощное средство для пробуждения мотивации учащихся.
Исполнение учащимися на фортепиано различных стилевых звуковых структур (от простейших до сложных), позволяет осознавать логику организации музыки, предполагает продвижение музыкального мышления. Именно рационально логическое начало в музыкальном мышлении делает духовную жизнь юного музыканта не только музыкальной, но и интеллектуальной. Только постижение выразительно-смысловых интонаций в музыке и осмысление логической организации звуковых структур создаёт в своём синтезе подлинное музыкальное мышление. К тому же, интеллектуальные операции музыканта-исполнителя имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. Эмоции и чувства выполняют важную роль в структуре мыслительных действий человека.
Известно, что традиционное детское гуманитарное образование в учебном процессе ориентировано на структуру уже готового знания. Но знание невозможно воспроизвести механически, оно должно быть самостоятельно постигнуто и закреплено на практике. Только в этом случае у ребёнка пробуждается интерес к обучению. Например, в курсе музыкальной литературы учащиеся не могут представить себе предмета в целом, а получение абстрактных знаний неинтересно. А в классе фортепиано, наоборот, в процессе исполнения, структура музыки наполняется конкретным реальным музыкальным смыслом, поскольку задача исполнителя заключается в воспроизведении конкретного звукового образа. Для формирования устойчивой мотивации в занятиях по общему фортепиано необходимо активно привлекать тот материал, который бы максимально соответствовал интересам учащегося по специальности. Также нельзя забывать, что фортепианный материал должен быть увлекательным, эмоционально-образным и лаконичным.
У младших учащихся ещё нет запаса слуховых впечатлений, которые можно систематизировать, а в классе общего фортепиано музыкальные впечатления систематизируются естественным образом, поскольку постоянно озвучиваются, воспроизводятся слухом, то есть, создают оптимальные условия для систематического накопления и пополнения музыкально-слуховых впечатлений. Познавательные ресурсы фортепианного музицирования не исчерпываются только пианистическим репертуаром. С помощью переложений для фортепиано можно узнать и усвоить оперно-симфоническую, камерную, ансамблевую мировую литературу, знакомство с которой является важным фактором развития музыкального кругозора. В этом отношении общее фортепиано представляет очень широкие перспективы. Не случайно Г. Нейгауз назвал фортепиано самым интеллектуальным из всех инструментов, поскольку он «охватывает самые широкие горизонты, необъятные музыкальные просторы» [7, 87].
Игра на фортепиано способствует развитию всех музыкальных способностей. Особо ценно оно для специальностей «одноголосного» типа – духовиков, струнников, вокалистов, поскольку только при игре на фортепиано наиболее эффективно происходит формирование полифонического, гармонического и темброво-динамического слуха. Не менее важную роль играет общее фортепиано и для развития ритмического чувства. «Соприкосновение с различными стилевыми эпохами в обширном фортепианном репертуаре даёт возможность учащимся ознакомиться с большим количеством метроритмических моделей» [8, 18].
В классе фортепиано очень активно можно охватывать музыкально-теоретический материал. Постепенно, на примере конкретного практического материала изучаются различные виды размеров, простейшие интервалы и их сочетание, простые и сложные аккорды и т.д. Полноценное освоение элементов музыкальной речи в тесной связи с развитием пианистических навыков позволяет правильно и быстро научиться строить интервалы и аккорды, различные виды гамм, развивать навык подбора по слуху, что возможно только при хорошем овладении клавиатурой.
При игре на фортепиано также активно развиваются личные качества учащихся:
- воля, вызывающая потребность в действии. Мало какие занятия требуют от ребёнка раннего возраста применения столь большого объёма труда, как обучение игре на фортепиано. Преподаватель должен так заинтересовать ученика, чтобы пробудить интерес к заданиям, то есть, волю к деятельности.
- внимание, способное концентрироваться.
- занятия в классе общего фортепиано тесно связаны с тренировкой и развитием различных видов музыкальной памяти: слуховой, зрительной, моторной, логической. Преподаватель должен тщательно следить, чтобы заучивание наизусть происходило не просто механически, а систематически с использованием различных видов памяти.
- игра на фортепиано развивает критическое отношение к себе, к своему исполнительству. Учащегося необходимо приучать самокритично слушать свою игру, своими словами оценивать её.
Рассмотрим содержание предмета общее фортепиано. Одним из главных компонентов обучения является процесс хорошего чтения нового музыкального текста, что, по мнению В. Нырковой и Н. Говар, «всё-таки не находит достаточного применения в нашей практике» [9, 27]. Однако, данный навык является самым важным в процессе обучения по общему фортепиано. Как писал М. Фейгин, в классе фортепиано «будущая музыкальная жизнь гораздо чаще потребует … умения играть по нотам, чем концертных выступлений» [11, 35]. Детей необходимо учить воспринимать текст сразу группами по 2-3 ноты, как они укладываются в мотивы, такты, фразы. По возможности, следует устойчиво развивать навыки непрерывного чтения (непрерывного внимания). Таким путём можно преодолеть инертность мышления, свойственную ребёнку, добиться большой концентрации внимания, плавной непрерывности мышления, постоянного движения рук.
Безусловно, форма чтения нотного текста очень эффективна, но она с трудом приживается в нашей практической деятельности. Основная причина связана с острым дефицитом времени в классных занятиях. Однако, выработка навыков чтения с листа не требует значительных временных затрат. Главную роль в их приобретении играет, скорее, последовательность и систематичность в занятиях.
Вторая причина заключается в недостаточном количестве хорошо продуманных пособий по чтению с листа для учащихся разного уровня подготовки. Желательно, чтобы материал в этих сборниках располагался в историко-стилевой последовательности согласно универсальному дидактическому принципу – от простого – к сложному.
В работе с детьми разных специальностей с успехом можно применяется такая форма работы, как совместное чтение с педагогом двухручной фортепианной литературы. При этом участие педагога в совместном музицировании позволит ребёнку лучше понять смысл произведения. Не менее полезно также чтение оригинальных четырёхручных сочинений и адаптированных ансамблевых переложений.
В настоящее время всё больше внедряется в учебную практику не только чтение с листа, но и такой вид ознакомления, как эскизное разучивание произведений различных стилей. Такой тип ознакомления с различными музыкальными произведениями осуществляется непосредственно на уроке под руководством педагога и позволяет в короткие сроки получить полноценное представление о разнообразных музыкальных стилях. В отличие от чтения с листа, эта форма работы предполагает более детальное знакомство с произведением, более внимательное изучение всего комплекса средств художественной выразительности. Ознакомление как эскизная форма работы с произведением используется для расширения музыкального кругозора учащихся. Эскизный показ можно определить, как вид работы, сознательно не доведённый до концертной формы. Эффективность эскизной формы работы пока не получила заслуженного признания в педагогической среде. Скорее всего, это связано с тем, что в представлении значительной части педагогов, данный вид работы не является приемлемым для промежуточной и итоговой аттестаций.
Гораздо большее внимание уделяется концертному виду работы как самому распространённому в классе общего фортепиано, поскольку качественное выступление ученика на зачёте до сих пор считается главным критерием успешности работы педагога. «С точки зрения идеального представления, концертное выступление отличается отточенностью и детализированностью интерпретации, нацеленной на высокий художественный результат» [9, 28]. Но с методической точки зрения эскизная форма работы очень позитивна, она позволяет охватить стилевое многообразие, многоплановость репертуара, в том числе, превышающего исполнительские возможности.
В настоящее время неожиданную актуальность приобрели коллективные формы работы, то есть, различные виды ансамблей. С одной стороны, это обусловлено оптимизацией учебного процесса. А с другой стороны, активное использование ансамблевой формы исполнительства в классе общего фортепиано существенно расширяет горизонты традиционного репертуара, способствует развитию коммуникативных качеств, поскольку стимулирует к общению учащихся разных специальностей.
Преподаватель общего фортепиано должен понимать важность данного предмета и свою роль в нём. В реальной педагогической ситуации иногда наблюдается парадоксальная ситуация в педагогическом сообществе. Зачастую присутствует мнение, что предмет общего фортепиано – это дисциплина, находящаяся на «обочине» профессиональных интересов, и его преподавание распределяется как некий «довесок» к основной нагрузке педагога. А сама дисциплина рассматривается как второстепенный предмет. Именно сейчас, в наше сложное время есть острая необходимость поразмыслить над этим вопросом – какими качествами должен обладать педагог общего фортепиано?
Обязательно должны быть призвание, любовь к музыке, энтузиазм, увлечённость педагогикой, горячее желание помочь детям. В профессии педагога общего фортепиано необходим искренний интерес к индивидуальности ученика, к проблемам развития его способностей и навыков. Более того, педагог общего фортепиано должен хорошо владеть всем комплексом методических знаний и умений, позволяющих вести занятия на высоком профессиональном уровне, знать специфику преподавания фортепиано для учащихся разных специальностей. К сожалению, в реальной практике этот этический комплекс встречается довольно редко. Зачастую пианистам, хорошо владеющим фортепиано, совсем неинтересно заниматься со сложным контингентом учащихся разных специальностей.
Заключение
Общее фортепиано представляет собой комплексную и интегративную дисциплину, выполняющую важную межпредметную роль в музыкальном обучении. Общее фортепиано позволяет интенсивно развивать музыкальные способности, прививает умение читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, транспонировать, подбирать по слуху, импровизировать, вырабатывать высокий уровень личностных качеств. Многогранность предмета обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
В преподавании предмета большую роль принадлежит педагогу. Способность обеспечить совместный, интенсивный творческий процесс в классе общего фортепиано является залогом успешного педагогического обучения. Обучение общему фортепиано является хоть и традиционной, но весьма перспективной формой для активизации и совершенствования всех возможностей обучаемого. В классе общего фортепиано учащийся ставится перед необходимостью сразу играть на инструменте, понимать и решать технические и творческие задачи.
Общее фортепиано в силу своей практической значимости благоприятно способствует не только активному приобретению исполнительских умений и навыков, но и способствует выстраиванию теоретических знаний в целостную логическую систему. Предмет качественно формирует навык самостоятельной работы, обеспечивает возможность последующего самосовершенствования.
Таким образом, предмет общего фортепиано очень универсален и многогранен. Он имеет существенные практические возможности, обладает глубокими развивающими ресурсами.
