доклад "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью вокально-хорового пения"
Проблема инклюзивного образования сейчас очень актуальна в общеобразовательных школах, дополнительном образовании, дошкольном образовании и других сферах. На сегодняшний день образовательная политика РФ определяет ориентиры для образовательных организаций. Основным федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. В законе инклюзивное образование трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1, c.5].
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающихся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может чувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонт творческого потенциала и быть более раскрепощенным.
Объектом исследования является процесс социализации учащихся с ОВЗ в хоровом коллективе.
Предметом исследования является социализация детей с ОВЗ во время вокально-хоровых занятий в Детской школе искусств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
с помощью вокально-хорового пения
В настоящее время очень актуальна проблема социализации, адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в сфере образования. В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273– ФЗ от 29.12.2012, вступившего в силу 01.09.2013, инклюзивное образование представлено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7]
Музыкальное творчество является одним из самых эффективных методов воздействия на эмоциональную, интеллектуальную сферу ребёнка, а также благоприятно влияет на развитие творческой личности в целом.
Музыкальные занятия являются значимыми для детей с особыми образовательными потребностями, так как в независимости от таланта и способностей каждого ребенка, музыка помогает им раскрыться, проявить себя и научиться понимать и любить музыкальное искусство. Участвуя в концертных выступлениях, выстраивая коммуникативное общение и коллективную работу со сверстниками и преподавателем, а также в социуме, учащиеся с ОВЗ преодолевают определённые отклонения в психическом и эмоциональном развитии.
Цель работы на вокально-хоровых занятиях заключается в социализации детей с ОВЗ посредством формирования навыка коллективного музицирования.
Согласно поставленной цели были разработаны следующие задачи:
- раскрыть музыкальные способности учащихся;
-объединить учащихся с ОВЗ и нормотипичных детей для сохранения условий эмоционального музыкального общения и адаптации в обществе;
-сформировать вокально-хоровые навыки и привить любовь к музыкальному искусству;
- оказывать влияние на умственное, эмоциональное, волевое и психическое развитие учащихся;
-способствовать успешной социализации детей.
Работа с детьми с ОВЗ имеет свои сложности в выполнении вышеперечисленных задач, так как у них отмечаются различные отклонения в психофизическом развитии: ограниченность мышления, речи, внимания, памяти, воображения; отмечаются эмоциональные и поведенческие особенности. У одной группы обучающихся наблюдается крайняя неуверенность в себе, скованность, заторможенность, нарушение координации движений. У другой группы, напротив, преобладает высокая возбудимость, эмоциональная неустойчивость, выраженный негативизм. Такие ученики нуждаются в индивидуальном подходе и педагогической помощи преподавателя.
Нозология детей с ограниченными возможностями в моём хором коллективе «Весёлые нотки» разнородна. В хоре занимаются учащиеся с аутизмом и с задержкой психического развития. У воспитанников с аутизмом, как правило, нарушен зрительный контакт, нарушено произвольное внимание, характерные особенности использования речи, отсутствие обращенной речи, отсутствие интереса к деятельности, стереотипные движения тела, непонимание эмоций и чувств других людей, отсутствие мотивации и навыков к обучению. У воспитанников с задержкой психического развития отмечается нарушение самоконтроля в различных видах деятельности, частая смена настроения, высокая истощаемость, быстрая потеря интереса к выполняемой деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, замедленное восприятие, психомоторная заторможенность или возбудимость.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека», – писал выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. [6]
Пение является одним из любимых видов музыкальной деятельности у детей.
Хоровое пение объединяет учащихся, создавая условия для их музыкального и эмоционального общения. Во время исполнения песен ребёнок учится переживать их содержание, передавать смысл исполнения слушателям. Хоровое исполнительство успешно формирует комплекс музыкальных способностей учащихся:
- эмоциональную отзывчивость на музыку;
- ладовое чувство;
- развитие координации между слухом и голосом;
- чувство ритма, интонации;
- музыкальную память и внимание.
- сценическую культуру.
Занятия в хоре особенно полезно заторможенным и депрессивным детям. В условиях совместного хорового исполнения хорошо себя чувствуют неуверенные в себе дети, так как они воодушевляются общим примером. Пение оказывает на гиперактивных детей положительное воздействие, освобождая их от внутреннего напряжения.
Русский педагог, писатель Константин Дмитриевич Ушинский в своих трудах писал, что совместное хоровое пение развивает чувство коллективизма.
Занятия хоровым пением являются залогом многогранного развития детей, в процессе которого осуществляется не только их вокально-хоровое развитие, но и интеллектуально-личностное.
На уроках используются разнообразные методы вокальной работы с детьми, предлагая эффективные подходы для достижения наилучших результатов с учётом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. У каждого ребенка имеется свой уникальный тембр голоса, однако часто наблюдается проблема с чистотой интонирования, ограниченным диапазоном и слабым развитием чувства ритма.
С первых занятий учим детей умению слышать и слушать музыку, а также применяем интерактивные методы работы с учащимися. Это могут быть музыкальные загадки, музыкальные нейроупражнения для развития межполушарных связей головного мозга, логоритмические упражнения для подготовки речевого аппарата к пению, упражнения дыхательной гимнастики, скороговорки, упражнения для развития голоса.
Ученики с сохранным интеллектом быстро понимают важность вокальных упражнений и привыкают к ним, а дети с плохо развитой речью эмоционально реагируют на распевания, однако, все учащиеся с интересом выполняют упражнения, так как происходит эмоциональное вовлечение детей в общий процесс.
О положительных результатах работы, достигнутых в ходе развивающих вокально-хоровых занятиях, подтверждают следующие решённые задачи.
Объединение учащихся с ОВЗ и нормотипичных детей для сохранения условий эмоционального музыкального общения и адаптации в обществе.
Совместная хоровая деятельность помогает детям лучше воспринимать и принимать друг друга безусловно. Занятия в хоровом коллективе помогают детям адаптироваться друг к другу и овладеть навыками взаимодействия, дают возможность к совместному принятию решений, брать ответственность за общий результат. Совместное участие нормотипичных и обучающихся с ОВЗ в различных конкурсах, фестивалях, мастер-классах и концертах, дают возможность ребёнку с особыми образовательными потребностями продемонстрировать свои музыкальные способности и почувствовать себя социально важной творческой личностью.
Формирование вокально-хоровых навыков и привитие любви к музыкальному искусству.
У учащихся формируется навык звукообразования, артикуляции, навык правильно пользоваться дыханием во время пения, развивается умение владеть дикцией, умение ритмично выполнять движения под музыку, навык передавать в заданном характере образ исполняемого произведения. А так же элементы интерактивного общения на занятиях способствует успешному и гармоничному вовлечению детьми в музыкальный мир искусства.
Влияние на умственное, эмоциональное, волевое и психическое развитие учащихся.
Музыка благотворно влияет на оба полушария головного мозга, тем самым формируя эмоциональную сферу ребёнка и улучшая развитие всех психических процессов.
Способствование успешной социализации детей.
В процессе работы вокально-хоровой деятельности вырабатывается выдержка, организованность, формируются волевые качества личности хористов, что свидетельствует на практике об успешной социализации обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
- Кабалевский Д.Б.«Как рассказывать детям о музыке?» Москва: Просвещение,1989, 224 с.
- Маллер А.Р. «Помощь детям с недостатками развития», Москва: АРКТИ,2006,72 с.
- Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Москва: Центр Академия,2002г, 224 с.
- Осеннева М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором Москва: Юрайт. 2024, 205 с.
- Попов В.С. «Школа хорового пения» вып.1, Москва. Музыка,1986г. 160 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: том1.Москва: Педагогика, 1979, 560 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва: Эксмо, 2024, 224 с.
