Итоговый урок по творчеству Шуберта в 6 классе ДШИ

Потлог Елена Николаевна

Урок-обобщение и проверка знаний по биографии и творчеству  Франца Шуберта, состоящий из работы в команде.  Тесты, интересные вопросы, музыкальные загадки подобраны специально, чтобы учащиеся еще раз смогли систематизировать и закрепить полученные знания. Интересные формы заданий способствуют проявлению умения работать командой и индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шуберт. Итоговый урок18.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Итоговый урок по творчеству Франца Шуберта.

6 класс.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Задачи урока:

- раскрыть творческий облик композитора;

- сформировать основы анализа музыкального языка,

- привить интерес к классической музыке;

- расширять музыкальный кругозор учащихся;

- формировать музыкально-практические навыки.

Ход урока:

(звучит ГП из 8 симфонии Шуберта).

Сегодня мы проводим урок, посвященный творчеству австрийского композитора Франца Шуберта. Я выбрала эпиграфом эту тему, потому что она символизирует личность этого композитора. Почему, как вы думаете? (ответы)

«В его музыке – вся его судьба» - сказал Р.Шуман. Характер, мировоззрение, талант Шуберта сформировались в эпоху романтизма, в конце 18 – начале 19 века, когда многие передовые люди старались изобразить внутренний мир человека.

#1050;акие интересные факты биографии Шуберта вы можете назвать?

(ответы )

#1044;авайте обобщим наши знания. Разделимся на команды по партам и можно отвечать, посоветовавшись с соседом.

Проверьте свои знания, ответив на вопросы:
1. Назовите годы жизни Ф. Шуберта.
2. Кто был учителем композитора?
3. Как сложилась судьба музыки Шуберта при жизни?
4. Что такое "шубертиады"? Кто принимал в них участие?
5. Кто из друзей особенно способствовал пропаганде творчества Шуберта?
6. К каким жанрам тяготел Шуберт?
7. Сколько песен написано Шубертом?
8. Кто является "героем" песен Шуберта?
9. Кто из композиторов создал один из первых вокальных циклов?
10. Какие вокальные циклы Шуберта вам известны?
11. Расскажите содержание вокальных циклов Шуберта и перечислите входящие в них песни.
12. Перечислите имена поэтов, на чьи тексты писал Шуберт.
13. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?
14. Какие жанры в этой области он ввёл первым?
15. Какие черты характерны для произведений Шуберта для фортепиано?
16. На какое исполнение (концертное или домашнее) своих фортепианных миниатюр рассчитывал композитор?
17. В каком году была написана "Неоконченная" симфония? Когда состоялось её первое исполнение?
18. Почему симфонию называют "Неоконченной"?
19. Сколько всего симфоний написал Шуберт?
20. Чем отличается тематизм симфонии?
21. Как характер произведения влияет на его оркестровку?
22. Расскажите строение частей симфонии.

3. А теперь каждой команде надо ответить на вопросы теста.

(предлагается на листочке каждой парте)

1. Одним из первых представителей какого направления в музыке был Ф. Шуберт?

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

2. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?

а) 31 год

б) 35 лет

в) 57 лет

3. Смерть какого выдающегося композитора потрясла Ф. Шуберта в 1827 году?

а) Моцарта

б) Бетховена

в) Шопена

4. В каком возрасте Ф. Шуберт начал заниматься музыкой?

а) в 5 лет

б) в 7 лет

в) в 9 лет

5. В каком городе Ф. Шуберт был певчим Придворной капеллы?

а) в Вене

б) в Бонне

в) в Зальцбурге

6. С кем в течение трёх лет Ф. Шуберт занимался композицией?

а) с Й. Гайдном

б) с В. А. Моцартом

в) с А. Сальери

7. К какому музыкальному жанру не обращался в своём творчестве Ф. Шуберт?

а) месса

б) опера

в) инвенция

8. Какой жанр является ведущим в творчестве Ф. Шуберта?

а) песня

б) опера

в) квартет

9. Какая симфония принадлежит Ф. Шуберту?

а) "Неоконченная"

б) "Прощальная"

в) "Пасторальная"

10. На стихи какого поэта написаны вокальные циклы Ф. Шуберта

"Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"?

а) И. Гёте

б) В. Мюллера

в) Л. Рельштаба

11. Какая песня не входит в вокальный цикл "Прекрасная мельничиха"?

а) "Охотник"

б) "Мельник и ручей"

в) "Весенний сон"

12. Какая песня входит в вокальный цикл "Зимний путь"?

а) "Липа"

б) "Моя"

в) "Ты мой покой"

13. Кто является автором стихотворного текста песни "Форель"?

а) Ф. Шуберт

б) Д. Шубарт

в) Г. Ф. Шмидт

14. Ярким образцом какого вокального жанра является произведение Ф. Шуберта "Лесной царь"?

а) баллады

б) цикла

в) трио

15. Какому композитору принадлежит концертная обработка вальсов Ф. Шуберта под заголовком "Венские вечера. Вальсы-каприсы (по Шуберту)"?:

а) С. Рахманинову

б) С. Прокофьеву

в) Ф. Листу

#1059;гадайте музыкальную тему и расскажите выразительные средства, по которым вы ее узнали.

(для каждой команды звучит 1 тема)

- «Лесной царь»

- «Шарманщик»

- Музыкальный момент

- Вальс си минор

- «В путь»

- «Серенада»

#1040; теперь заключительное задание. Сыграть на шумовых инструментах Вальс Си минор.

В заключение обобщаем:

- Шуберт- композитор- романтик;

- в его музыке лирические и мечтательные настроения;

- главный герой – человек, ищущий счастье, но не находящий его;

- в музыке мелодическое богатство, насыщенность фактуры, красочность гармонии.

Ценность музыки Шуберта в том, что в ней раскрыты простые и понятные человеческие чувства.

Список литературы:

Асафьев А. Музыкальная форма как процесс. М., 1983

Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. М., 2007

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран М., 1986