Лекция на тему "Вариации или как переодевается музыка"

Потлог Елена Николаевна

Лекция для учащихся 2 и 3 классов слушания музыки, она знакомит с приемом вариации и представляет собой исследование преобразований темы на примере произведения Мусоргского "Рассвет на Москва-реке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция на тему "Вариация"18.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лекция  для младших классов (слушание музыки)

«Вариации или как переодевается музыка»

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами надо побыть в роли дизайнеров одежды. А одевать мы будем мелодию. Вспомним, кто же это.

Мелодия – это звуковая линия, напев, песня, которая выражает любовь человека к жизни, к природе, к другим людям.

Музыка может выражать не только мысли, чувства, настроение людей, но и время суток.

Педагог исполняет на ф-но музыкальную цитату из произведения «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского и просит ребят ответить, какое настроение вызывает у них эта музыка, на что она похожа (песня, танец, марш).

Как звучит эта мелодия? Какая она по характеру?

Какое время суток она, по их мнению, передает? (утро)

По каким чертам в музыке это можно понять? ( звучит тихо, спокойно, светло, « рассветно»)

Мы говорим сегодня о начале дня в музыке, которое называется словом "УТРО"," РАССВЕТ" или "УТРЕННЯЯ ЗАРЯ".

- Какими красками воспользовался бы художник, изображая утро на холсте? Ведь утром очертания предметов, как бы, размыты, нечетки, потому что с утра все еще окутано туманом, легкой дымкой ( яркие или неброские, приглушенные, блеклые, бледные  полутона)

- Какими музыкальными красками (звуками) воспользовался бы композитор, изображая утро в своей музыке? ( тихие или громкие, плавную мелодию или отрывистое звучание) Чтобы вам было легче ответить на мой вопрос, вам нужно представить, как  вы просыпаетесь утром и слышите музыку. Какая она должна быть, по-вашему? Громкая или тихая? Плавная или скачкообразная? Под какую музыку вам приятнее просыпаться? Я думаю, каждому из вас хотелось бы проснуться под тихую и нежную, плавную мелодию, чтобы не сразу встать с постели, а какое-то время еще понежиться в ней, постепенно открыть глазки и посмотреть в окно. Подумать о предстоящем дне, что он нам хорошего принесет, спокойно и с добром в сердце  улыбкой на лице встретить его, и тогда он будет по-доброму прожит, прожит не зря, а с пользой.

- А что, если мы с вами попробуем соединить в одно целое музыку утра и живопись утра? Тогда утро у нас зазвучит не только  в музыке, но и на холсте художника, правильно?

Смотрим картины утра

Давайте соединим в одно понятие Живопись и Музыку! Что у нас получится? Все очень просто:

ЖИВОПИСЬ + МУЗЫКА = ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА!

 - Ребята, хотите теперь услышать пример живописной музыки? И узнать, каким образом она изображает все происходящее в природе  утром? (ДА!)

Я тоже с удовольствием еще раз с вами вместе это сделаю…

 ( Прослушивание  темы и 1 вариации)

Давайте сейчас мысленно перенесемся в деревню и представим, что мы приехали летом в деревню немного отдохнуть от городской суеты, грохота автомобилей и многолюдья? Чему мы с вами удивимся в первую очередь?

(тишине, покою, размеренности  деревенской жизни, ароматным запахам цветов и трав  лугов и полей, жужжанию пчелки, пению птичек, свежему воздуху). Встанем рано-рано, пройдемся босиком по росе и встретим рассвет. Кто первым в деревне прокричит нам, что наступил новый день? (петушок).

Давайте договоримся, что если музыка передаст петушиный крик, и вы его узнаете, то молча поднимите руку, хорошо? А если услышите, как пастушок заиграл на дудочке и погнал своих коров на пастбище, то изобразите руками игру на свирельке ( дудочке). Хорошо?

( Прослушивание 2 и 3 вариации)

А если увидите в музыке, как встает солнышко, то поднимите руку и растопырите пальчики, словно солнечные лучики. Договорились?

Вопросы.

 Какая была музыка вначале? ( нежная, тихая, светлая, прозрачная)

Сколько раз переодевалась тема?

Сколько разных красок ее раскрашивали?

( Прослушивание произведения целиком)

1.Мы слышали в ней звуки просыпающейся русской природы: крики петухов, рассвета, поднимающегося солнца, видим голубые глаза озер или речную гладь, в которой отражаются облака.

2. Встающее солнце, березки в зеленых косынках, пасущиеся стада коров, потому что слышен и пастуший наигрыш на рожке или свирели.

3.Там, где солнышко прорывалось сквозь облака, музыка усиливалась до громкого звучания  (forte).

Педагог: Тема одна, но она становится богаче и разнообразнее, за ней уже интереснее наблюдать. Это и называется ВАРИАЦИИ, изменения темы.

- Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран! Видите этот портрет?

Знакомьтесь – это автор музыки, которую мы только что послушали с таким интересом. Его зовут Модест Петрович Мусоргский. Вы очень интересно двигались под музыку Модеста Петровича. Я думаю, ему бы понравилась наша сказочная живописная картина, которую мы с вами придумали.

Дети, обратите внимание, с каким любопытством он смотрит на вас с портрета и вглядывается в ваши лица, как бы пытаясь понять, какое вы, нынешнее подрастающее поколение России, любите ли вы так же горячо свой край и свою Родину, как и он ее любил. А это мы с вами сразу почувствовали с первых же звуков его замечательной и очень красивой мелодии «Рассвета на Москве- реке». Правда, мои дорогие?

    Хочу вам еще рассказать один исторический факт:

рано утром 9 мая 1945 года советские люди по радио узнали о том, что на нашу многострадальную землю пришел долгожданный мир, не из объявления диктора, а по прозвучавшему тогда произведению М.П. Мусоргского под названием…да-да! - «Рассвет на Москве-реке».

Люди слушали эту великую музыку и плакали. Это были слезы радости и счастья, потому что окончилась, наконец, война, и наступило первое мирное утро…

    Д.З.  Ребята, вы можете нарисовать музыку утра так, как вы ее представляете? Пусть это будет утро в нашей любимой России! Время года вы выбираете на свой вкус! Буду с нетерпением ждать ваших работ. Спасибо вам за активность, фантазию и  музыкальность!

-До свидания! До новых музыкальных встреч!