Первые навыки работы с правой педалью.

Потлог Елена Николаевна

Как начинать  игру на правой педали? Какие ее функции? Как правильно это делать? Есть ли специальные упражнения? Эти вопросы рассмотрены в данном методическом докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как работать с правой педалью.25.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

ПЕРВЫЕ НАВЫКИ РАБОТЫ С ПРАВОЙ ПЕДАЛЬЮ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Выполнила: преподаватель по классу фортепиано и теории музыки

Потлог Елена Николаевна

2024 г.

1.Вступление

2.Функции педали

3.Постановка ноги

4.Основные правила и способы педализации

5.Педальные упражнения

6.Заключение

        Ребёнок в мире музыки -  маленький творец, создатель своего прекрасного, волшебного, необычного. Задача педагога – постоянно будить фантазию ребёнка, развивать его творческие способности. Обучение педализации вводит ученика в мир новых мелодических образов, прививает первые навыки слышания гармонических пятен и владения несложной координацией движений рук и ноги. Звуковые эффекты педали увлекают богатством и разнообразием музыкальных образов, повышают интерес к музыке, создают на уроках радостную атмосферу, что является необходимым условием развития учебной мотивации учащегося.  

        Педализация бесконечно повышает выразительные возможности исполнения. К. Н. Игумнов сказал о педали: «Как в живописи нужны красочные мазки, так в музыке педаль нужна для создания красок»

        Роль правой педали в искусстве фортепианного исполнения невозможно переоценить. Можно выделить несколько ее функций. При этом надо помнить, что  действие педали всегда комплексное.

       Рассмотрим роль педали как связующего средства. Она позволяет соединять различные элементы музыкальной фактуры, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, так как придает фортепианному звуку большую продолжительность.

        Если она объединяет звуки в гармонию, или басы с последующими аккордами, то становится фактурной педалью.

        Иногда педаль используется как колористическое средство. С помощью педали добиваются изменения тембра фортепианного звука, когда начинают беспрепятственно резонировать многочисленные обертоны. Это способствует воспроизведению на инструменте разнообразных красок.

        Усиление звучания при использовании педали тоже является ее выразительной функцией, которую можно различить уже на отдельно взятом звуке. Еще более заметно это при полнозвучных аккордах, захватывающих нижний и средний регистры.

         Педаль придает звуку еще большую певучесть, если она берется после его извлечения, тогда она дает ощущение вибрации.

Всё это придаёт звучанию фортепиано неповторимое своеобразие, что побудило великого русского пианиста А. Рубинштейна назвать педаль «душою фортепиано». 

         Некоторые считают, что приступать к изучению педализации следует лишь после того, как ученик уже получил первоначальные навыки, начал приучаться «слушать себя» и овладел  навыком исполнения legato. Другие преподаватели, среди них и А.Д.Артоболевская, говорят о раннем применении педали. Я тоже считаю, что знакомство с педалью и начало работы с ней должно проводиться одновременно с постановкой рук на клавиатуре и извлечением на инструменте первых звуков.

Но естественно, что прежде чем исполнять с педалью пьесы, полезно рассказать ученику об ее устройстве и выразительных возможностях, обязательно иллюстрируя подходящими фрагментами. Ребенок слышит, насколько обогащается звучание рояля с педалью, и у него появляется желание самому играть на любимом инструменте непременно с педалью. И он готов с ней  познакомиться.

          Следующий этап в работе над педалью – это постановка ноги. Вначале следует показать ребенку, в каком положении должна находиться нога на педали (большой палец правой ноги нажимает только на педальную лапку, а не на всю педаль и не на самый ее край) и отрегулировать силу давления ноги на педаль (желательно, чтобы преподаватель своей рукой плавно нажал на стопу ребенка  и после чего также плавно дал ноге подняться вверх).  Пятка упирается в пол, а не находится в воздухе. Носок ноги не должен терять контакта с педальной лапкой, он должен как бы срастись с педалью. При этом нужно обратить внимание на то, что нога должна нажимать на педаль спокойно, а не судорожно, а движение самой педали должно быть бесшумным.

          Снятие педали должно идти только до конца люфта педали. И, конечно, не нужно отнимать подошву ноги от лапки педали, чтобы подошва не стучала по лапке. Так же как клавиши – «продолжение» рук пианиста, так и педаль – «продолжение» его ног. На первых уроках нажатие педали вызывает обычно у ученика резкий наклон всего корпуса. Надо сразу пресечь эти ненужные сопутствующие движения. Здесь нужно показать положительные и отрицательные примеры, чтобы ребенок мог понять это в сравнении.

            Каждому ученику, начинающему играть с педалью, должно быть ясно, для чего она нужна в данном случае: нужно ли подчеркнуть заключительные аккорды произведения, или связать несколько звуков в фактуре, или просто протянуть  выдержанный бас.  С самых первых уроков необходимо воспитать у ученика отрицательное отношение к «грязной» педали, и наоборот, побуждать с удовольствием слушать педальное звучание глубокого, красивого созвучия.

           Педалью всегда управляет только слух – это главное правило. Надо приучать ученика разбираться в том, какие звуки можно соединять педалью, а какие нет. Конечно, это приходит с опытом, но обращать внимание на это стоит уже с первых навыков знакомства с педалью.

Необходимо сразу требовать от ученика выполнения «трёх золотых правил педали»:

– если в пьесе педаль применяется хотя бы один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала исполнения (не придётся искать ногой педаль, создаётся привычка держать покойно ногу на педали);

– бесшумности нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью (как будто подошва «приклеилась» к педали);

– не снимать руки с клавишей, пока длится аккорд на педали, а педаль и руки снять одновременно – это важно для завершённости и целостности восприятия.

         Существует два основных способа педализации: прямая педаль и запаздывающая. 

Нажатие педали вместе с клавишей – такой способ называется прямой педализацией. В этом случае педаль нажимается одновременно с нотой или аккордом и снимается также одновременно. Прямую педаль и называют разделяющей.

         Особенность запаздывающей педали заключается в том, что она берётся после нажатия клавиши, а снимается одновременно с нажатием следующей клавиши. Нога, следовательно, в момент нажатия клавиши производит два движения – вверх (быстрое снятие педали) и вниз (взятие педали). Запаздывающая педаль соединяет музыкальное построение как в мелодическом и гармоническом, так и в ритмическом отношении и является связывающей педалью.

          На начальном этапе обучения необходимо уделить особое внимание «лимитированной» педали, она неглубокая, так как требует быстрых смен педали и точных снятий. Нужно научить ребенка следить за тем, чтобы «мелодия не утонула в гармонии» (Г.Нейгауз). Для начинающего пианиста определённую трудность представляет координация движений рук и ноги, поэтому, я советую, научить ребенка сначала короткой педали, берущейся вместе со звуком, а потом уже переходить к запаздывающей. 

           Первые навыки игры на инструменте  у многих преподавателей начинаются с упражнений. При этом,  я думаю, вполне логично в общий комплекс включить упражнения не только для расслабления корпуса и для постановки рук на клавиатуре, но и для адаптации правой ноги на педали. Ребенку необходимо начинать  комплексное развитие пианистического аппарата с самого первого урока.

Первое педальное упражнение лучше сделать без звука, только правой ногой. Например:

1.Упражнение  «Дворники».

При фиксированной пятке подошва прикасается к поверхности педали, затем (не нажимая на педаль) производится скольжение по поверхности педали поочередно вправо и влево (имитация движения автомобильных стеклоочистительных щеток по стеклу). Цель упражнения – научить ребенка ощущать ногой поверхность педали, опираться на пятку без лишнего давления от бедра, а так же помогает развивать подвижность щиколотки.

2.Упражнение «Как марш».

 Под счет педагога ученик должен нажимать и отпускать педаль. Лучше, если педагог будет считать на «раз - два», а ученик на счет «два» будет нажимать педаль, а на «раз» отпускать. Это ближе подведет ученика к запаздывающей педали.

3. Упражнение «Кузнечик».

Нажимается педаль, нога фиксируется в этом положении. Затем быстро, но не резко меняется педаль и так несколько раз (имитация скачков кузнечика). Цель упражнения – подготовка к запаздывающей смене педали, воспитание слухового контроля над бесшумной сменой педали.

            Ученик быстро усваивает это, и тогда можно перейти к педальным упражнениям со звуком.

  1.  Берется звук или аккорд и дослушивается до затухания. Потом берется заново и, после того как он услышан, нажимается педаль. Обратить внимание ученика на изменение окраски звука, ее насыщенность и певучесть. Здесь достигается привыкание к одновременным движениям руки и ноги, при этом движения должны быть свободны.

  1. Нажимается педаль, после чего берется звук. Когда звук услышан на педали, педаль отпускается, звук продолжает звучать при снятой педали. Это упражнение труднее первого, так как в нем одновременно сочетаются противоположные движения руки и ноги.
  2. На счет «раз» берется звук, на счет «два» педаль, на «три» клавиша отпускается, звучание продлевается на педали. На «раз» берется новый звук, в это же время педаль снимается и выпускает его, подхватывая этот звук.  Необходимо проверять слухом, чтобы педаль, подхватив новый звук, не наложила его на предыдущий, а плавно соединила их. Такое упражнение дает навыки педального легато и заставляет активно вслушиваться в тянувшиеся звуки.

Фантазия педагога может подсказать множество  подобных упражнений для развития ловкости ноги при педализации. Это необходимо для того, чтобы ученик не думал, каким способом ему нажимать педаль, а делал это автоматически, подчиняясь исключительно своим чутким ушам.

           Таким образом, обучение искусству педализации требует от педагога кропотливой работы. Звуковые эффекты педали увлекают богатством и разнообразием музыкальных образов, повышают интерес к музыке, создают на уроках радостную атмосферу, что является необходимым условием развития учебной мотивации учащегося. Педаль для ребёнка – это новая область звучания, поэтому надо сделать этот процесс радостным и проникнутым только положительными эмоциями.

           Научить педализации – значит  научить слушать, воспитывать вкус к педальным краскам, к изменениям звукового колорита, научить подчинять педаль  требованиям слуха. Учебника педализации не существует. Вначале педаль надо подсказывать и точно выписывать ее взятие и снятие, а позже предоставлять  ученику инициативу.

«Педаль, как и звук (как и всякая музыка, впрочем), управляется слухом, только он диктует законы, он же один может исправлять ошибки», – замечает по этому поводу Г.Г. Нейгауз.

Список литературы:

1.  Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1961.

2.  Гельман Н. Педализация. - М.: Музгиз, 1954.

3.  Голубовская Н. Искусство педализации. - Л.: Музыка, 1988.

4.  Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - Л.: Музыка, 1985.