Информационно-практико-ориентированный проект «Весело поём – чисто говорим»

Полиняева Ирина Руслановна

В современном мире с каждым годом растет число детей с различными нарушениями речевого развития, так как вырос темпоритм жизни и внимание детям со стороны родителей уделяется все меньше. Живое общение с ребенком все чаще стали заменять просмотром телевизора или игрой в различные гаджеты. Помимо этого имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей и плохая экология.

У детей наблюдаются значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звукопроизнесении слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselo_poem_-_chisto_govorim.docx487.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130                

__________/В.Г. Александрова

 Пр. № _______от   «      » ______ 2024 г.

Информационно-практико-ориентированный проект                 «Весело поём – чисто говорим»

Руководители:

      музыкальный руководитель Полиняева И.Р.              

        

        г. Калининград, 2024

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Весело поем – чисто говорим»

Вид проекта

Долгосрочный

Разработчики проекта

Полиняева И.Р.

Основные исполнители проекта (участники)

Воспитанники 11 подготовительной группы

Родители

Место реализации проекта

Г.Калининград МАДОУ ЦРР д/с 130

Цель

Преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкальные логоритмические занятия.

Основные задачи

- развивать пространственные представления;

- знакомить с метроритмикой;

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- развивать дыхание, моторные, сенсорные функции:

- воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку.

Гипотеза

В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей : 

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Развитие речевого выдоха;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, снижение психоэмоционального напряжения и укрепление здоровья детей

Для родителей:  установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребёнком.

Для педагогов: создание каталога логоритмических упражнений и игр

Критерии эффективности проекта

Реализация проекта позволяет достичь положительной динамики процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения

Основные принципы проекта

Доступность – учет возрастных особенностей, Систематичность и последовательность – постепенная подача материала и частое повторение,

Познавательная и нравственная значимость.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012                                                                                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Обеспечение проекта: материально-техническое

Компьютер, колонки, выход в интернет.

Музыкальный руководитель Полиняева И. Р.

Разработку проекта «Весело поем – чисто говорим»

с сентября 2024 по апрель 2025 г.г.        
подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                           Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с 130                                           В.Г.Александрова


Актуальность

В современном мире с каждым годом растет число детей с различными нарушениями речевого развития, так как вырос темпоритм жизни и внимание детям со стороны родителей уделяется все меньше. Живое общение с ребенком все чаще стали заменять просмотром телевизора или игрой в различные гаджеты. Помимо этого имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей и плохая экология.

У детей наблюдаются значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звукопроизнесении слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Логоритмика  представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла  системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования  двигательной активности. Большое значение в логоритмике имеет музыка, она не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Цель проекта:

Преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкальные логоритмические занятия.

Задачи проекта:

  • развивать пространственные представления;
  • знакомить с метроритмикой;
  • воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать грамматический строй и связную речь;
  • формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • развивать дыхание, моторные, сенсорные функции:
  • воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку.

Ожидаемые результаты:

Для детей : 

  • положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения;
  • выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • развитие речевого выдоха;
  • улучшение речевой памяти;
  • способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений;
  • развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Для родителей: установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребёнком.

Сроки проекта

Долгосрочный сентябрь 2024 – апрель 2025

Тип проекта

Информационно – практико – ориентированный

Этапы проекта

1.        Подготовительный

2.        Основной

3.        Заключительный


Этапы проекта и ответственные

Этапы проекта

Содержание

Ответственные

Подготовительный

- Разработка методических материалов

- Составление календарного плана

-Подбор необходимого оборудования и материала для проведения занятий

Музыкальный руководитель

Основной

Консультации для родителей: «Польза логоритмики для детей», «Роль музыкальных инструментов в развитии речи ребенка», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников», «Влияние танцевальной деятельности на развитие речи дошкольников», «Пение и музыка как средство развития речи дошкольников».

Тематические занятия: «Поющий мяч»,  «Зимние забавы», «Снег, снежинки и снежки», «Домашние животные», «Профессии».

Музыкальный руководитель

Заключительный

Создание каталога логоритмических упражнений и игр

Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.

Музыкальный руководитель

Календарный план проекта

сроки

Мероприятия

Участники

Ответственные

Октябрь

        Подготовительный этап

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Разработка методических материалов

Составление календарного плана

Подбор необходимого оборудования и материала для проведения занятий

Ноябрь

Основной этап

Музыкальный руководитель; дети

Музыкальный руководитель

Занятие «Поющий мяч»

Консультация для родителей «Польза логоритмики для детей»

Декабрь

Занятие «Зимние забавы»

Консультация для родителей «Роль музыкальных инструментов в развитии речи ребенка»

Музыкальный руководитель; дети

Музыкальный руководитель

Январь

Занятие «Снег, снежинки и снежки»

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Музыкальный руководитель;

дети

Музыкальный руководитель

 

Февраль

Занятие «Домашние животные»

Консультация для родителей «Влияние танцевальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Музыкальный руководитель; дети

 

Музыкальный руководитель

Март

Занятие «Профессии»

Консультация для родителей «Пение и музыка как средство развития речи дошкольников»

Музыкальный руководитель; дети

Музыкальный руководитель

Апрель

Заключительный этап

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Создание каталога логоритмических упражнений и игр

Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами.


Конспект занятия по логоритмике «Поющий мяч»

Цель занятия: профилактика и ранняя коррекция отклонений в развитии.

Задачи занятия:

коррекционно-терапевтические:

  • создать атмосферу принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми;
  • снизить эмоционально-психическое напряжение, а также формировать положительные эмоции и душевное равновесие;
  • обеспечить возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей; развить лучшее понимания себя и других;
  • формировать  социально-коммуникативные   навыки (общения, сопереживания, доброжелательности, взаимодействия и др.);
  • совершенствовать психические процессы: внимание, воображение, память, мышление.

Специальные задачи логоритмики.

  • Закрепить поставленные звуки в свободной речи
  • Закрепить навыки выполнения артикуляторных движений без зрительного контроля;
  • формировать артикуляционную и мимическую подвижность, речевого слуха и речевой моторики;
  • формировать речедвигательную координацию;
  • формировать образ и схемы тела, умение ощущать своё тело и управлять им;
  • формировать интерес и любовь к музыкальному искусству;
  • формировать координацию общей и тонкой моторики, рук и ног;
  • формировать восприятие музыки и согласованность её с движением;
  • формировать пространственную организацию движения и регуляцию мышечного тонуса;
  • формировать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация;
  • комплексно формировать музыкальные способности:  развить слуховое внимание и слуховую память, чувство ритма, темпа.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветственная игра:

Координационно-подвижная игра-приветствие «Здравствуй, говори!» С. Коротаева

1. Зашагали ножки

Прямо по дорожке.

К милому дружочку

Приведут нас ножки.

Раз, два, три,

«Здравствуй» говори!

Раз, два, три,

Руку мне пожми.

2. Побежали ножки

По другой дорожке.

К милому дружочку

Приведут нас ножки.

Раз, два, три,

Головкой поклонись!

Раз, два, три,

Мило улыбнись!

3. Поскакали ножки

По другой дорожке.

К милому дружочку

Приведут нас ножки.

Раз, два, три,

Хлопай веселей!

Раз, два, три,

Обнимись скорей!

ритмично шагать в любом направлении,

остановиться лицом к партнеру,

3 хлопка в свои ладоши,

поздороваться с партнером,

3 хлопка в свои ладоши,

пожать партнеру руку,

легко бежать в любом направлении,

остановиться лицом к другому

партнеру,

3 хлопка в свои ладоши,

кивать головой,

3 хлопка в свои ладоши,

улыбнуться партнеру,

двигаться поскоками в любом

направлении,

остановиться лицом к другому

партнеру,

3 хлопка в свои ладоши,

3 хлопка в ладоши партнера,

3 хлопка в свои ладоши,

обнять партнера.

2. Основная часть

Игра с воздушными шарами (движение под музыку).

Взрослый предлагает поиграть детям с мячами и повторять за ним все движения (движения руками вверх-вниз; раскачивание руками над головой влево вправо; приседания с мячом в руках и поднимание на носках с выпрямлением рук перед собой). Под фонограмму М. Дунаевский «Цветные сны»

Артикуляторная гимнастика.

Щечки, щечки - колобочки,

Просыпайтесь!

Ротик, ротик, не ленись,

Открывайся!

Зубки, зубки, где же вы?

Не зевайте,

Язычок мой весь, весь, весь

Покусайте!

Покусайте губки, чтобы

Покраснели,

Чтобы дуться, обижаться

Уж не смели!

Зубки, вы же не грязнули,

Умывайтесь!

Ну, а вы, ребятки, чаще

Улыбайтесь!

«надувать» щеки;

- широко открыть рот;

- покусать язычок;

- покусать губы;

- провести языком между губами и

зубами, как бы очищая зубы;

-улыбнуться.

Дыхательная разминка «Надуть - сдуть воздушный шарик»

Взрослый предлагает каждому из детей воображаемый шарики просит надувать его до тех пор, пока он будет считать (до трех; до пяти). А потом предложить сдуть шарик под счет. Каждое из упражнений сопровождается движениями рук, имитирующими надувающийся или сдувающийся шарик. Важно обратить внимание детей на правильное положение органов артикуляции во время упражнения: рот округлен, язык поднят вверх, и боковые края прижаты к боковым зубам. Выдох плавный и продолжительный.

Координация речи с движением «Мячик».

Ай-да мячик, ай-да мячик!

Как легко, легко он скачет:

Прыг-скок, прыг-скок,

Покатился в уголок.

отбиваем мяч от пола;

- прыжки на двух ногах с мячом в руках;

- подкидываем и ловим мяч

3. Итог занятия

Релаксация.

Мячик бросали –

Ручки устали.

Куклу качали –

Ручки устали.

Машину катали –

Ручки устали.

С мишкой шагали –

Ножки устали.

(Имитируйте бросание мяча.) (Опустите руки вниз.)

(Имитируйте качание куклы.) (Опустите руки вниз.)

(Держав правой руке машинку, прокатите несколько раз по левой ладони перед собой.)

(Опустите руки вниз.)

(Маршируйте на месте.)

(Присядьте.)


Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Польза логоритмики для детей с ОНР»

Речь является сложнейшим процессом, который требует скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия. Если хотя бы одна составляющая дает сбой, весь механизм выходит из строя.

Одним из методов работы с нарушениями речи является логоритмика.

Логоритмика – это особая методика, направленная на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками ребенка. Это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы.

Такие занятия проводятся специалистами, но очень важно так же заниматься дома для закрепления результата.

Занятия по логоритмике помогут сформировать и развить у ребенка:

  • Общую и мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.
  • Координацию движений во взаимосвязи с речью и музыкой. К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку: «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…». Или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку: «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…».
  • Ориентацию в пространстве. Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте.
  • Чувство музыкального и стихотворного темпа и ритма. Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов.
  • Дыхание. Так как занятия проводятся под песни, большое внимание уделяется дыханию. Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.
  • Артикуляцию, мимику, голос. Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка».
  • Умение расслабляться. Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.
  • Правильное звукопроизношение и фонематический слух. От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит.

Далее приведены примеры нескольких логоритмических игр.

1. Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

2. Ребенок  вместе с мамой  под музыку речитативом проговаривают слова, отбивают ритм деревянными ложками:

Ой, ре-бята, та-ра-ра!

В ого-ро-де шум с утра.

Нас встре-ча-ют толс-тя-чок —

Круп-ный глад-кий ка-ба-чок

И кра-са-вец ве-ли-кан —

Тем-но-си-ний бак-ла-жан,

Лук, пет-руш-ка, о-гу-рец,

Важный пе-рец — мо-ло-дец,

Реп-ка, свек-ла и томат.

Наша гряд-ка просто клад!

3. Это глазки. Вот. Вот.                Показываем сначала левый,  

                                          потом — правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот.                       Беремся сначала за левое ухо,

                                                   потом — за правое.

Это нос. Это рот.                         Левой рукой показываем рот,

                                                    правой — нос.

Там спинка. Тут живот.            Левую ладошку кладем на спину

                                                  правую —  на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.                          Протягиваем обе руки, два раза  

                                                                хлопаем.

Это ножки. Топ, топ.                            Кладем ладони на бедра, два

                                                               раза топаем.

Ой, устали. Вытрем лоб.                     Правой ладонью проводим по лбу

4. Это тапки для Антошки,                       По два раза ритмично топают

                                                                          каждой ногой.

Что бы в них не мерзли ножки.       Выполняют четыре ритмичных

                                                                          прыжка на обеих ногах.

Топ-топтопотушки,                       По два раза ритмично топают

                                                                          каждой ногой.

Что за тапки? Как игрушки!        Сначала левую   ногу ставят  

                                                       на носок, потом — на пятку,

                                                                           затем — правую.


Конспект занятия по логоритмике «Зимние забавы»

Цели:   профилактика и ранняя коррекция отклонений в развитии.

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные:

Закрепить   знание детей о зимних забавах и зимнем времени года.

2. Коррекционно–развивающиеся:

2.1 Активизировать речевую деятельность детей;

2.2 Развить динамическую координацию, точность и четкость выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

3.  Коррекционно–воспитательные:

3.1 Привить   любовь   к зимним спортивным играм, умения сопереживать, быть готовым прийти на помощь;

3.2 Совершенствовать навыки работы в команде, умение действовать слаженно, сообща;

3.3 Создать доброжелательную, эмоционально–насыщенную атмосферу совместного творчества детей   и   взрослых на занятии.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

Дети входят в группу под песню о зиме «Русская зима».

2. Беседа о зиме.

Признаки зимы.

Чем занимаются дети зимой?

3. Динамические упражнения под музыку   с имитацией движений.

А). «Взяли лыжи мы скорей и поехали: вжих…, вжих…, вжих…»

Б).  «На коньках по льду скользим: щ…, щ…, щ…»

В).  «Дружно мы на санки сели,

С горки весело слетели: ф…ф..ф…

И в сугроб упали: бух!!».

4. Развитие ритма. «Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома мы снежную бабу слепили у дома.

(Идут по кругу, катят воображаемый ком).

Стоит наша баба у самых ворот.

(Рисуют руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет.

(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой).

Знакома она уже всем всей детворе, а Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

(Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка).

5. Развитие слухового восприятия.

Пока мы веселились, с крыши свесились сосульки и заплакали.

Отстукивают ритмы: длинный, короткий

Сначала все вместе, потом каждый по очереди (по схемам – сосулькам).

6. Упражнение на дыхание.

А) «Вьюга» (Сильный продолжительный выдох).

Б) Загадка: «Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала». Дуют на снежинки. (Легкий короткий выдох).

7. Завершение занятия. Релаксация. .

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно: расслабление приятно!



Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Роль музыкальных инструментов в развитии ребенка»

Музыка окружает нас с самого раннего детства. Она необходима малышам для развития слухового, речевого аппарата и творческого мышления. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, формируют слуховой аппарат, двигательные навыки и развивают образное мышление.

 Дети очень хотят и любят играть на музыкальных инструментах, так как с их помощью они осуществляют свою вдохновенную деятельность.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, вниманию, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознают и различают звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения, качество музыкально-ритмических движений, дети четко воспроизводят ритм. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Какие  инструменты можно приобрести в домашний музыкальный уголок?

Маракасы

Picture background

Детский бубен (тамбурин)

Picture background

Кастаньеты

Picture background

Ксилофон (металлофон)

Picture background

Колокольчики (большие и маленькие)

Picture background

Детское фортепиано

Picture background


Конспект занятия по логоритмике «Снег, снежинки и снежки»

Цель: преодоление речевых нарушений  путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  •  Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Зима»,
  • Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных прилагательных к существительным).
  • Упражнять в словообразовании (образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • Развить речевое дыхание, артикуляционную  моторику;
  • Развить фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Развить слуховое и зрительное внимание; чувство ритма;
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику;
  • Выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
  • Развить мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческой фантазии и воображения.
  •  Отработать элементы самомассажа биологически активных зон.
  • Тренировать глубокий вдоха и плавный, медленный выдох.
  • Развить память, мышление, внимание;
  • Развить коммуникативные качества;
  • Воспитать положительные эмоции на занятиях по логоритмике.

Ход занятия:

М.Р. Зима пришла непрошено,

         Зима пришла тайком,

         Наутро запорошила

         Все улицы снежком!

Ребята, как вы думаете, зима – это хорошо или плохо? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Вы правильно сказали, что зима приносит нам много  радости, и еще она нужна окружающей природе, чтобы природа отдохнула и подготовилась к весне. А сейчас послушайте загадку:

             С неба звезды падают, лягут на поля.

             Пусть под ними скроется  черная земля.

             Много – много звездочек, тонких, как стекло.

             Звездочки холодные, а земле тепло.

   Ребята, вы отгадали, что это?  (Снежинки)

М.Р.  Посмотрите, ребята, сколько снежинок к нам в окно  влетело.    

                  Давайте поиграем со снежинками!

Упражнение «Снежинка»  (на развитие речевого дыхания).

(Дети выполняют упражнения  и пропевают текст под музыку)

Кружатся снежинки в  воздухе морозном    (снежинки на полу, дети кружатся )

Падают на землю кружевные звезды                    ( медленно приседают)

Вот одна упала на мою ладошку                        (встают со  снежинкой)

Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко!

Делают вдох, дуют на них. Сдувают снежинку с ладошки.

М.Р.  (показывает большую снежинку). Я расскажу вам историю, которая приключилась  с одной маленькой снежинкой. Снежинка со своими сестричками — другими снежинками жила в большой снеговой туче.

Фонопедические упражнения «Снежинка»  (по методу В. Емельянова)

Туча мягко покачивалась,                           Дети делают glissando

баюкала снежинок.                       на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.

Налетал ветер и катал тучу по небу.       Делают glissandо на звук [у] от

                                                               самого нижнего звука до самого верхнего

Проснувшись, снежинки прыгали              Пропевают короткие  звуки [а]
        
с тучи и летели на землю.                              в разных регистрах.
            Метель поднимала снежинки                      Делают glissando на звуки [а], [о], [у]

и кружила их быстро-быстро.                           вверх-вниз.
            Ветер, расшалившись, то опускал их          Произносят «а- ах!»: 1 -и звук в низком

вниз, то поднимал вверх.                            регистре,    а 2-й — в самом высоком.

М.Р..  Так наша снежинка попала в лес. И мы тоже отправимся в лес.

Двигательные упражнения

Мы шагаем по сугробам,                                           Ходьба врассыпную по залу.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,                                           Ходьба по кругу.

Проложи другим дорогу.

И к лесной опушке вскоре мы придём.

Дети, ну-ка порезвитесь,                                     Имитируют ходьбу на лыжах

Да на лыжах прокатитесь.

Присядем на опушке.

М.Р.  Интересно снежинке узнать, что в зимнем лесу происходит.

 Игры на развитие внимания, зрительного,  слухового восприятия «Птицы».

-Пришла Снежинка в зимний лес, видит – чудо из чудес –

На зиму слетелись птицы снегири, клесты, синицы.

Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Давайте встанем и посмотрим на птиц.

Ритмическая игра «Дятел»

Мы в лесу слыхали стук.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Это дятел сел на сук.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Далее дети отстукивают заданный ритм палочками) 

М.Р. А что еще можно услышать в лесу?

Игра «Эхо» (развитие отражённой речи, силы выдоха, силы голоса)

— Слушай!

— Слушай!

— Слушай чащу!

— Слушай чащу!

— Слушай чащу леса!

— Слушай чащу леса!

— Слушай, чаща леса дышит!

— Слушай, чаща леса дышит!

Чистоговорка

Су-су-су – много снега в лесу, (Разводят руки в стороны)

Сы-сы-сы – вот следы лисы, (Указывают руками на пол)

Са-са-са – вот бежит лиса.  («Бегут» на месте, руки согнуты в локтях)

Сы-сы-сы –не догнать нам лисы.(Отрицательный жест указательным пальцем)

Летают снежинки        

Летают снежинки        

Покрылись снегами

Лесные тропинки                                                              А. Тетивкин

М.Р. А ветер неугомонный не успокаивается. Поднял снежинки, закружил, завьюжил. Стала снежинка искать себе подружку, чтобы вместе в воздухе покружиться.

 Игра «Снежинки, летайте!» Л. Олифировой

Снежинки, летайте,                                Врассыпную бегают по залу на носках.

Летайте, летайте!                                 (3 раза)

А ну-ка, все в пары                            Встают в пары и начинают кружиться.

Скорее вставайте!

 Снежинки, летайте,                        Врассыпную бегают по залу на носках.

Летайте, летайте!

Скорее же, дети,  в пары вставайте                Встают в пары и начинают    

Кружитесь,  кружитесь,  кружитесь…                   кружиться.

На стулья скорее садитесь.                                 Дети садятся на стульчики

Что мы можем сделать из снега? Дети:  Снеговика!    

 Игра со снежком «Какая зима?»

- Скажите, ребята, какая она, зима?..

Если холод….

Ребенок: Холодная

Если мороз — ….

Ребенок: Морозная

Если стужа -….

Ребенок: Студеная

Если вьюга — ….

Ребенок: Вьюжная

Если лёд — ….

Ребенок: Ледяная

Если снег — ….

Ребенок: Снежная

Если ветер -…

Ребенок: Ветренная

Если метель-…

Ребенок: метельная

М.Р. Слепим мы снеговика - лучшего себе дружка.

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз – рука, два – рука.                        Вытянуть вперед одну руку, потом другую.

Лепим мы снеговика.                         Имитировать лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,                    Растирают ладонями шею

Нарисуем рот пошире.        Проводят указательными пальцами вдоль линии рта.

Пять – найдем  морковь для носа               Кулачками растирают крылья носа.

Угольки найдем для глаз.                        Прижимают и резко отпускают  веки.

Шесть – наденем шляпу косо           Приставить ладони ко лбу «козырьком» и  

Пусть смеется он у нас                                                              растереть лоб

Семь и восемь, семь и восемь,           Погладить колени ладошками

 Мы плясать его попросим.

Итог занятия. Релаксация. Стихотворение «Осторожный снег»  под пьесу А. Караманова

Первый раз текст проговаривает педагог, а дети показывают мягкими движениями рук, как падает снег. Второй раз упражнение проводится также под музыку. Затем дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения под музыку. На последний слог руки опускают на колени.

Светлой ночью шел, шел снег.

Долгой ночью шел, шел снег.    

А наутро снег вдруг лег                              

На обочины дорог.                                  

Лег на поезд и вокзал,                                            

На корабль и причал.                                                        

Потому что шел всю ночь.                  

Потому что снег устал.                                                            Т. Собакин

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под расслабляющую музыку.


Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

  • развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;
  • развитие сценического мастерства и речевой   деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Театр стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Значение театрализованной деятельности:

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.

Рекомендуется разыгрывать импровизационные сценки с детьми дома. Придумайте какой-нибудь сюжет или возьмите известную сказку и попробуйте разыграть ее со своим ребенком с помощью кукол.


Конспект занятия по логоритмике «Любимые игрушки»

Цель: развивать психомоторную и речевую функции детей.

Задачи:

  1. Активизировать высшую психическую деятельности через развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Развить пространственную ориентацию и зрительно-моторную координацию.
  3. Развить мимическую и артикуляционную моторику.
  4. Развить продолжительный речевой выдох.
  5. Активизировать словарь по теме “Игрушки”.

Ход занятия

Организационный момент

Под марш дети входят в зал.

Музыкальный руководитель приветствует детей.

Игра на развитие чувства ритма “Здравствуйте!”

М.Р. Здравствуйте, ребятки!

Дети: Здравствуйте!

М.Р: Здравствуйте, котятки!

Дети: Здравствуйте!

М.Р. Будем заниматься?

Дети: Да! Да! Да!

М.Р.: Будем улыбаться?

Дети: Да! Да! Да!

Стихотворение сопровождается хлопками в соответствии со слоговой структурой слова.

Упражнения на развитие ориентации в пространстве

М.Р.: Дорогие ребята, сегодня на занятие к нам пришли ваши любимые игрушки. Давайте, покатаемся с ними на веселых паровозиках.

Музыкальная игра «Под веселый стук колес»

Под веселый стук колес  (хлопают ладонями по коленкам)

Едет-едет паровоз

Чух-чух, ту-ту   (изображают сначала правой рукой гудок, потом левой)

Я пою, я пою     (машут руками)

Чух-чух, ту-ту   (изображают сначала правой рукой гудок, потом левой)

Я пою, я пою     (машут руками)

Игры на развитие дыхания, артикуляции, мелкой и общей моторики

Ехали мы, ехали.

К Мишке мы приехали!

Мишка очень любит мед!

Отчего и кто поймет?

Отчего же, почему

Мед так нравится ему?

М.Р.: мед сладкий, липовый, душистый, ароматный, удивительно приятный!

Дети произносят прилагательные. Имитируют движения медведя, держащего бочонок меда.

М.Р. У Мишки в гостях побывали,

Матрешку увидали…

Мы к матрешке поспешим

Губки бантиком сложим.

Нам картинки даст матрешка

Постараемся немножко.

Артикуляционная гимнастика.

М.Р.:

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

*

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам…

*

Буду подражать слону,

Губы хоботом тяну…

*

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

*

Вот веселая лошадка,

Темная как шоколадка…

 

М.Р.:

К кукле Маше поспешим

С куклой Машей посидим

Плачет куколка моя …

Так расстроила меня.

Игра на координацию речи и движения.

Не плачь, куколка моя,

Остаёшься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Загибать поочерёдно пальцы

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду

Имитировать движения, описанные в стихотворении

Пока светит солнышко,

Натяну верёвочку.

К ней одежду прикреплю.

Ветерком всё просушу.

Дети дуют на воображаемое бельё

Утюгом туда-сюда

Бельё быстро глажу я.

Поработали вдвоём,

А теперь и отдохнем.

На последние строчки положить ладошки на колени.

Игра на развитие внимания, чувства ритма, координации движений и ориентировки в пространстве “Злая колдунья”

В зале стоят четыре стула, на которых лежат игрушки. Возле каждого стула дети образуют кружок (всего четыре кружка). У каждого кружка своя игрушка.

№ 1

Муз. руководитель исполняет небольшую “Полечку”. Дети исполняют набор движений по выбору музыкального руководителя вокруг своей игрушки.

№ 2

Со сменой музыки дети собираются в центре зала, “прячутся”. В это время “Злая колдунья” (ребенок или воспитатель) меняет игрушки местами.

№ 3

Следующий музыкальный фрагмент (легкая, светлая, спокойная музыка) предлагает детям найти свою игрушку и встать вокруг неё в хоровод.

Итог занятия. Релаксция.

Звучит любая колыбельная песня или спокойная мелодия по выбору музыкального руководителя (дети ложатся на ковер).

Упражнения на развитие мимической моторики.

М.Р.:

Мы сегодня постарались,

Превосходно занимались.

Улыбались и пугались,

Сильно злились, восхищались!

Дети, глядя на пиктограммы, изображают радость, испуг, злость, восхищение.

М.Р.: А теперь детвора

Попрощаться нам пора


Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Влияние танцевальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.

На музыкальных занятиях и занятиях логоритмикой используется такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ритмическая гимнастика (танцевальные движения).

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Ритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.

Основными задачами ритмического воздействия являются:

  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • воспитание выразительности и грации движений;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему.

Дети на занятиях делают артикуляционную гимнастику под счёт с ритмичными движениями пальчиками, кулачками, хлопками, притопами; дыхательные упражнения на материале различных скороговорок, ритмических упражнений; пение песен с движениями и т. д. На наших занятиях, дети делают различные упражнения:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения с музыкальным сопровождением
  • ритмические упражнения;
  • игровая деятельность.

В структуру занятия не всегда включаются все перечисленные элементы.

Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Большое значение на хореографических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, со стороны педагога осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.

В результате использования ритмики на занятиях к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Регулярные занятия танцами способствуют активности и раскрепощенности детей, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.


Конспект занятия по логоритмике «Профессии»

Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.

Задачи:

  • расширять словарный запас
  • закреплять знания детей о различных профессиях
  • учить образовывать форму множественного числа Р. п.
  • учить образовывать существительные в Т.п.
  • закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
  • развить навык составления распространённых предложений
  • развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику

 

Ход занятия

I. Организационный этап.

Дети называют друг друга ласково по имени и садятся на свои места.

II. Основной этап

1. Объявление темы.

Чтобы узнать то, о чём мы будем сегодня с вами говорить, нужно отгадать загадки:

Темной ночью, ясным днём

Он сражается с огнём.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит… (пожарный)

Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель,

Дом нам выстроит… (строитель)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь –

Как лечиться, знает… (врач)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает… (продавец)

2. Вводная беседа.

- Как вы думаете, как одним словом назвать что это? (профессии) Сегодня

мы будем говорить о разных профессиях. Что такое профессия? (дело, занятие, работа).

- Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить одежду, пищу, жильё.

- Какие профессии ещё вы знаете? (парикмахер, учитель и др.)

- Кто вас встречает в детском саду каждое утро? (воспитатель)

- Сколько воспитателей работает в нашей группе? (два)

- Что делает воспитатель на работе? (встречает утром детей, читает книжки, играет с детьми, занимается с детьми, гуляет и т.д.)

- Кто помогает воспитателю? (помощник воспитателя)

- Кто готовит еду в детском саду? (повар)

- Где работает повар? (на кухне)

- Что нужно повару для работы? (продукты, посуда)

3. Пальчиковая гимнастика «Поварята».

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили: (растираем ладони)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи. (нажимая на каждый палец)

Всё мы испечём в печи.

Будет очень вкусно! (сжимаем-разжимаем кулачки)

Продолжаем беседу.

- Кто знает, как называется моя профессия? (музыкальный руководитель)

-Чем занимается музыкальный руководитель на работе? (учит детей красиво и правильно петь, танцевать, проводит праздники, играть на музыкальных инструментах)

-Кто учит в саду детей правильно и чисто говорить? (логопед)

-Кто ещё работает в детском саду? (медсестра, инструктор по физкультуре, прачка и т. д.)

-Кем работают ваши родители? (ответы детей)

4. Игра «Один – много»

(воспитатель- воспитателей, повар- поваров и т. д.)

5. Физкультминутка «Парикмахер».

Быстро голову помыли! (Имитируют мытьё головы шампунем)

Расчесали, посушили. (Сначала пальцами рук расчёсывают голову, потом поглаживают)

Взяли ножницы, расчёску. (Показывают пальцами ножницы и расчёску)

Вот и сделали причёску! (Руки в стороны, как бы красуясь)

6. Игра «Кому что нужно?»

На доске картинки с изображением разных предметов, которые нужны людям различных профессий для работы. Скажите, кому что нужно?

7. Песенка-танец «Я хочу быть дирижером»

Это звучала гитара, и вы слышали её...

Струной звенит балалайка

от ноты "ля" до ноты "до"...

Кларнет мне вторит песню, может он тоже хочет петь.

И флейта звучит, кларнет звучит,балалайка,гитара...

А музыки всё-таки нет!

Припев:

Я хочу быть дирижёром: ауфтакты раздавать.

Эй, тромбоны и кларнеты -вам давно пора играть!

Взмах руки, триоли, дуоли, стаккато, легато,

Спиккато, мажор, ачелерандо и состэнуто-

Я волшебник дирижёр!

Громко звучит тромбон, труба сияет огнём,

Легато скрипочки играют,

Челеста звенит хрусталём, фаготу всё нипочём!

Тромбон, труба, челеста со скрипками,

Флейты, фаготы, кларнеты игристые.

Балалайка, гитара...

Челеста, скрипки, флейты, фаготы, литавры, труба и кларнет.....

А музыки всё-таки нет!

Припев:

Давайте попробуем мы.....

Похлопать в ладоши свои...

Зазвучит мелодия прекрасного оркестра.

Прекрасный Мистер джаз,

А можно попробовать вальс...

А можно тяжёлый рок

Или кантри - американский фолк.

Припев:

Ля...

Ачелерандо, спиккато, мажор,

Ля...

Я волшебник дирижёр.

III. Итог занятия. Релаксация.

Напряженье улетело и расслаблено всё тело.

Вот как шарик надуваем, (вдох)

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится ровно…легко…глубоко…


Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Музыка как средство развития речи дошкольника»

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).

Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка.

Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений:

Первое — развитие невербальных процессов - слухового внимания

  • памяти, воображения;
  • зрительно-пространственной ориентировки;
  • моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса).

Второе — развитие речевых (вербальных) умений - темпа и ритма дыхания и речи

  • фонематического;
  • динамического;
  • звуковысотного;
  • тембрового слуха и т. д.

Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого, плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками.

Слушание (восприятие) музыки, музыкальных произведений

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью»«рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи– монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы и ответы.

Пение - вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детей, способствует расширению словаря, образности детских высказываний. Этому способствует сам поэтический текст песни, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. Расширяется словарь музыкальных терминов. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д., речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.

Основным приемом работы с песней является повтор. Для детей, испытывающих трудности в речевом плане, пение является наиболее приемлемым способом обучения, так как заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений.

Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это способствует развитию такого важного компонента устной речи как звуковая культура: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы.

Игра на детских музыкальных инструментах

Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?»«Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика но и произносят звукоподражания.

В старшем и дошкольном возрасте дети учатся обобщать знакомые инструменты в группы: струнные, духовые, клавишные, ударные.

Игры с музыкальными инструментами позволяют развивать звуковысотный (высота звучания (высоко-низко, динамический (быстро-медленно) и тембровый (тембр звучания музыкального инструмента) слух.