Открытый урок по сольному пению «Освоение вокального навыка исполнения staccato. Звукообразование и голосоведение в музыкальных произведениях».
Воспитывать любовь и интерес к музыке. Формировать навыки певческой и речевой культуры.Воспитывать музыкальный вкус и чувство стиля у учащегося на занятии по вокалу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по сольному пению
«Освоение вокального навыка исполнения staccato. Звукообразование и голосоведение в музыкальных произведениях».
Преподаватель: Разумова Надежда Ильинична
Ученик: Кустарев Артем, третий год обучения
Продолжительность урока: 40 минут
Цель урока:
Закрепить умения и навыки, полученные в течение двух лет обучения. Овладеть приемом исполнения штриха staccato.
Задачи
Обучающие:
- Закрепление и дальнейшее развитие музыкально- слуховых и певческих навыков,
- развитие артикуляционного аппарата
- обогащение словарного запаса музыкальными терминами
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление
- развивать сенсорные способности и звуковысотный слух
- развивать навыки применения полученных знаний и умений в песенном репертуаре
- развивать творческую фантазию и воображение,
- развивать музыкальное восприятие
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке;
- Формировать навыки певческой и речевой культуры.
- Воспитывать музыкальный вкус и чувство стиля у учащейся
Оборудование:
- Музыкальный кабинет
- Синтезатор
- Компьютер
Форма урока:
Индивидуальная
Методические приемы:
- словесный (пояснения поставленных задач, беседа с учеником, обмен информацией, комментарии к исполнению)
- наглядный (показ музыкальных отрывков преподавателем)
- практический (пение ученицы, воплощение поставленных задач при пении)
- инструктивно – продуктивный (работа над произведением от простого к сложному)
Структура урока:
1 этап (Вступление)
- приветствие, организационный момент
2 этап (Основная часть)
- дыхательные упражнения, упражнения на развитие артикуляционного аппарата
- настройка вокального аппарата
- упражнения для активизации и развития голоса - беседа о выразительных средствах музыки: legato и staccato
- изучение средств выразительности вокальной партии
- проблемная ситуация на основе учебного материала
3 этап (Заключение)
- закрепление пройденного материала
- домашнее задание
- выводы, итог урока
Ход урока:
1.Вступление, приветствие. (2 мин.)
Преподаватель: Здравствуй, Артем! Тема нашего сегодняшнего урока - Освоение вокального навыка исполнения staccato. Звукообразование и голосоведение в музыкальных произведениях.
Давай начнем его как всегда с правильной осанки. Уверенно стоим на ногах, опираясь на всю стопу, плечи опущены, спину держим прямо, руки и голова свободны. Готов?
Ученик: Да
Преподаватель: Тогда приступим!
2.Основная, практическая часть. (33 мин.)
Начнем с дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой:
«Ладошки»- встань прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты. Выполняй шумные ритмичные вдохи носом, одновременно делая хватательные движения кистями рук и выдох ртом, представь, что нюхаешь красивый цветок в саду. По 4 раза подряд и отдыхай 3-4 секунды.
«Повороты головы « (вправо и влево) И.п. встать прямо, ноги на ширине плеч. Повернуть голову вправо - делать шумный короткий вдох с правой стороны. Затем повернуть голову влево - вдох носом с левой стороны. Вдох справа, вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! Выдох после каждого вдоха самостоятельно через рот.(Норма 12 раз по 8 вдохов движений.)
«Ушки» (Ай-Ай)
И.п. встать прямо ,ноги чуть уже плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол- резкий короткий вдох. Поднять голову вверх посмотреть на потолок -тоже вдох. Вниз- верх,( вдох с пола, вдох с потолка). Выдох должен успевать «выходить» после каждого вдоха через рот невидно и не слышно.
Переходим на упражнения для развития артикуляционного аппарата на основе сказки С. А. Коротаева: Вот зарядка язычка:
Влево — проткнуть язычком левую щеку,
вправо, проткнуть язычком правую щеку,
Раз, еще раз левую,
два, еще раз правую щеку,
Вверх — проткнуть язычком верхнюю губу,
вниз, затем нижнюю,
Вверх —вниз,
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь! «вибрато» губами,
Ротик, открывайся! широко открыть рот,
Язычок, покажись покусать кончик язычка,
И зубов не страшись! высовывать язык вперед и убирать назад,
покусывая всю поверхность языка,
А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы. покусать нижнюю губу
Кусаются, кусаются покусать верхнюю губу по всей
И не унимаются.
А губы то хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
То сильно обижаются, вывернуть нижнюю губу, придав лицу
обиженное выражение,
То весело хохочут, в улыбке открыть верхние зубы,
То снова обижаются вывернуть нижнюю губу,
Зубам надоело кусать —
Стали язык жевать. пожевать язык боковыми зубами,
Язычок — не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь, провести язычком между верхней губой и
зубами,
Не сердитесь, не кусайтесь, провести язычком между нижней губой и
зубами,
А вместе с нами улыбайтесь! улыбнуться.
Переходим к распеваниям:
а) Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м) При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр.
б) Пропевание трезвучий на слоги «лё-ли-лё-ли-лё».
в) Поем упражнение на «Ми-и-и-я»
г) А теперь давай настроимся на короткие звуки. Эти звуки в музыке называются staccato. Staccato (стаккато) – отрывистое пение.
Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах.Стаккато исполняется остро, но не жестко.
Давай попробуем спеть стаккато распевку на слоги ми- и- я- а - а. (Показ преподавателя) Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае ты почувствуешь движение диафрагмы.
Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.
д) Переходим на распевку с певческим приемом исполнения legato (легато). Это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными. Поём мягко, тихо, непринуждённо, плавно, мелодично.
А теперь эту же распевку разделим на легато и стаккато.
е) Гамма – До мажор с пропеванием нот и слов:
«Я гуляю во дворе,
вижу домик на горе.
Ай, качи, качи, качи,
Прилетали к нам грачи».
ж) Сегодня мы с тобой продолжаем работать над новой песней «Давайте сохраним» В.Серебренникова. ( Прослушивание песни в аудиозаписи, анализ) А сейчас я тебе сыграю и пропою мелодию (показ педагога, разучивание песни, работа над трудными местами).
Преподаватель: Артем, а как ты считаешь, эта песня исполняется каким приемом.
Ученик: легато
Преподаватель: На прошлом занятии мы с тобой разучивали песню Франца Шуберта «Форель». В этой песне какой прием звукоизвлечения преобладает?
Ученик: И легато и стаккато.
Преподаватель: Правильно. Давай пропоем песню до конца.
(исполнение песни «Форель» анализ, сравнение, работа над трудными местами.
Войти в образ при исполнении песни «Форель», с помощью просмотра видео. (Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедения.)
3 этап (Заключение) (5 мин.)
Итак, Артем, наш урок подходит к концу. Я считаю, что мы с тобой узнали много интересного и полезного. В заключении можно сказать, что исполнитель, владеющий музыкальными средствами выразительности, владеет языком, которым разговаривает музыка, побуждая в наших душах все самое прекрасное!
Домашнее задание: Выучить мелодию и первый куплет новой песни и повторить уже выученные песни для концертного выступления. Повторить и заучить названия обозначения средств музыкальной выразительности.
Пой с удовольствием, радуя зрителей!
Сегодня твоя работа на уроке заслуживает отличной оценки!
Наш урок подошел к концу. Спасибо!
Список использованной литературы:
- Нотный сборник «Ансамбль «Вдохновение» и группа «Поп-хор» исполняют песни Валерия Серебренникова- 1993г.
- Интернет ресурс: strelnikova.ru «Центр дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой».
- Интернет-сайт: Nottka.com
- Интернет – сайт: Учебно – методический кабинет, ped-kopilka.ru



