«Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов».
Всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокально – хоровых навыков, эмоционального отклика на музыку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на
занятиях хора учащихся младших классов».
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокально – хоровых навыков, эмоционального отклика на музыку.
Задачи урока включают в себя образовательные, развивающие, воспитательные.
Обучающие: обучение детей певческим навыкам с последовательным разучиванием песен.
Развивающие: развитие детского голоса.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата; чёткая согласованность и максимальная активизация (полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти), естественно открытый рот.
Знание и понимание общего содержания и характера литературного текста.
Воспитательные: воспитывать у детей любовь к самому процессу совместного пения. Вызвать интерес к разучиваемой песне.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Игровая дыхательная гимнастика.
3. Артикуляционные игры – упражнения.
4. Пение вокальных упражнений.
5. Работа над песней: муз. И. Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой»
6. Физкультминутка.
7. Продолжение работы над песней: слова Ю. Энтина, муз.Г.Гладкова "Край в котором ты живешь".
8.Закомство с песней Слова Л. Кондрашенко, муз. Г.Струве "Матерям погибших героев"(видео)
8. Итог урока.
Структура урока:
Организационный момент, приветствие детей.
1Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)
"Шарик"Представим, что мы надуваем воздушный шар; сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
"Букет цветов" Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
"Погаси свечку" Вдох, короткая задержка дыхания. Затем интенсивный, прерывистый выдох короткими толчками: у! у! у!
2. Артикуляционные игры – упражнения:
«Лошадки» (поцокать язычком, представить больших и маленьких лошадок).
«Уколы» (язык как бы прокалывает то одну, то другую щёки со звуком «м»).
«Лягушки» (губы вытягиваются как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место).
«Тянем губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
«Хоботок»
«Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю!»
3.Распевание:
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру","зи-зэ-за-зо-зу".
«я пою, я пою, я пою» — по полутонам вверх
Развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».
Пение вокальных упражнений. Задача: подготовить голосовой аппарат к активной работе. Повторение правил пения сидя и стоя.
«Сидит ворон на дубу, у-у-У - у-у-У
Он играет во трубу, у-у-У –у-у-У
Труба точеная, позолоченная, у-у- У-у-у-У
Фразу поём на одном звуке: не выше и не ниже, а ровно (показ рукой); следующую фразу исполняем на полтона выше и т. д. Работая над этим упражнением, дети осваивают навык в произношении гласной «У» (первые две гласные поём отрывисто, а третью протяжно).
4.Канон: муз. Ю. Литовко «Наш весёлый пастушок».
КАНОН(греч. - норма, правило) - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации - последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.
Сначала пропеть всем хором одноголосно, чисто интонируя мелодию. Затем спеть на два голоса, обращая внимание на точное вступление партий, слушая не только себя, но и других.
5. Работа над песней: муз. И. Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой».
- Закрепить у детей умение одновременно начинать петь после вступления.
- Дыхание брать только во время пауз, по руке дирижёра.
- Пение мелодии на слог «лё». Работаем над чистотой интонации, вслушиваемся в звуки, различаем высоту их звучания. Особенно обращаем внимание на скачки в мелодии (ля-ми-соль), пропеваем их в более медленном темпе.
- При пении с текстом добиваемся лёгкого звучания, поём светлым звуком, без крика и напряжения.
6. Физкультминутка. Я читаю стишок, а вы одновременно выполняете движения:
- Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
7. Продолжение работы над песней: "Край в котором ты живешь"
В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь. О чем поется в этой песне?
-Прохлопать ритмический рисунок песни.
-Пение по голосам.
-Пение двухголосия обращая внимание на дикцию.
- Добиваемся точного звучания начальных звуков песни, работаем над чистотой интонации.
Слушая вступление, настроиться на лирический характер песни.
8.Работа над песней "Моя земля"
-Пение по голосам
-Пение двухголосия
-Работа над чистотой интонации, напевностью и выразительностью.
9.Знакомство с песней "Матерям погибших героев " слова Л.Кондрашенко, муз.Г.Струве (Смотреть видео)
Так называется песня композитора и хормейстера Георгия Струве и поэта Леонарда Кондрашенко, которая написана для Детской хоровой студии «Пионерия». В 1953 году на базе хора школы-семилетки пос. Вишняки студент Московской консерватории Г. Струве создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия» и руководил ею до последних дней своей жизни – до 2004 года. Его хоровой коллектив объехал с концертами более 100 городов Советского Союза, представлял нашу Родину во многих странах мира.
Струве написал более 200 произведений для детского хора, и среди них одна из самых серьезных песен – «Матерям погибших героев». Торжественно и скорбно звучат детские голоса в честь миллионов матерей, которые не дождались с войны своих погибших сыновей:
«Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей,
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми…»
По всей нашей необъятной стране стоят памятники женщинам, которые, преодолевая боль и тревогу, проводили своих сыновей на фронт. Скульпторы и архитекторы создали в камне и бронзе образы матерей, которым досталась самая тяжелая участь – ждать. Ждать долгие годы… Эти произведения-посвящения – такие разные – объединяет одно: воплощенная в них безграничная вера в величие духа нашего непобедимого народа.
9. Итог урока.
Ребята, вы сегодня хорошо работали, старались. А сейчас каждый подумает, какую оценку вы бы поставили себе. Покажите на пальчиках (дети показывают, какую они хотели бы получить оценку). Скажем до свидания, споём попевку: «Звонкий звонок, окончен урок!»
Список используемой литературы:
Зуева Н. В. Игровая игротека. Методическое пособие к программе «Хоровой класс». Пермь, 2003.
Распевание в школьном хоре 1-8 классы. Сост. Добровольская Н. М., 1969.
Струве Г. А. Каноны для детского хора. Изд. «Лань», 1998
Струве Г. А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981


