«Развитие эмоциональности и творческой свободы на занятиях хора учащихся младших классов».

Разумова Надежда Ильинична

Всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокально – хоровых навыков, эмоционального отклика на музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_horu.docx30.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Развитие эмоциональности и творческой свободы на

                          занятиях хора учащихся младших классов».

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся вокально – хоровых навыков, эмоционального отклика на музыку.

Задачи урока  включают в себя образовательные, развивающие, воспитательные.

Обучающие: обучение детей певческим навыкам с последовательным разучиванием песен.

Развивающие: развитие детского голоса.

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата; чёткая согласованность и максимальная активизация (полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти), естественно открытый рот.

Знание и понимание общего содержания и характера литературного текста.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к самому процессу совместного пения. Вызвать интерес к разучиваемой песне.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Игровая дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционные игры – упражнения.

4. Пение вокальных упражнений.

5. Работа над песней: муз. И. Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой»

6. Физкультминутка.

7. Продолжение работы над песней: слова Ю. Энтина, муз.Г.Гладкова           "Край в котором ты живешь".

8.Закомство с песней Слова Л. Кондрашенко, муз. Г.Струве  "Матерям погибших героев"(видео)

8. Итог урока.

Структура урока:

Организационный момент, приветствие детей.

1Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой)

"Шарик"Представим, что мы надуваем воздушный шар; сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

"Букет цветов" Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

"Погаси свечку" Вдох, короткая задержка дыхания. Затем интенсивный, прерывистый выдох короткими толчками: у! у! у!

2. Артикуляционные игры – упражнения:

«Лошадки» (поцокать язычком, представить больших и маленьких лошадок).

«Уколы» (язык как бы прокалывает то одну, то другую щёки со звуком «м»).

 «Лягушки» (губы вытягиваются как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место).

«Тянем губы прямо к ушкам!

  Вот понравится лягушкам!

 «Хоботок»

«Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю!»

3.Распевание:

raspevka1

Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру","зи-зэ-за-зо-зу".

raspevka4

«я пою, я пою, я пою» — по полутонам вверх

Развитие гибкости и подвижности голоса. Следить, чтобы верхний звук, с которого начинается попевка, интонировался чисто, сверху, «без подъезда».

Пение вокальных упражнений. Задача: подготовить голосовой аппарат к активной работе. Повторение правил пения сидя и стоя.

 «Сидит ворон на дубу, у-у-У - у-у-У

Он играет во трубу, у-у-У –у-у-У

Труба точеная, позолоченная, у-у- У-у-у-У

Фразу поём на одном звуке: не выше и не ниже, а ровно (показ рукой); следующую фразу исполняем на полтона выше и т. д. Работая над этим упражнением, дети осваивают навык в произношении гласной «У» (первые две гласные поём отрывисто, а третью протяжно).

4.Канон: муз. Ю. Литовко «Наш весёлый пастушок».

КАНОН(греч. - норма, правило) - музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации - последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. голоса, участвующие в каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Сначала пропеть всем хором одноголосно, чисто интонируя мелодию. Затем спеть на два голоса, обращая внимание на точное вступление партий, слушая не только себя, но и других.

5. Работа над песней: муз. И. Гайдна, русский текст П. Синявского «Мы дружим с музыкой».

- Закрепить у детей умение одновременно начинать петь после вступления.

- Дыхание брать только во время пауз, по руке дирижёра.

- Пение мелодии на слог «лё». Работаем над чистотой интонации, вслушиваемся в звуки, различаем высоту их звучания. Особенно обращаем внимание на скачки в мелодии (ля-ми-соль), пропеваем их в более медленном темпе.

- При пении с текстом добиваемся лёгкого звучания, поём светлым звуком, без крика и напряжения.

6. Физкультминутка. Я читаю стишок, а вы одновременно выполняете движения:

  • Раз - подняться, потянуться,
    Два - нагнуться, разогнуться,
    Три - в ладоши, три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире,
    Пять - руками помахать,
    Шесть - на место тихо сесть.

7. Продолжение работы над песней: "Край в котором ты живешь"

В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь. О чем поется в этой песне? 

-Прохлопать ритмический рисунок песни.

-Пение по голосам.

-Пение двухголосия обращая внимание на дикцию.

- Добиваемся точного звучания начальных звуков песни, работаем над чистотой интонации.

 Слушая вступление, настроиться на лирический характер песни.

8.Работа над песней "Моя земля"

-Пение по голосам

-Пение двухголосия

-Работа над чистотой интонации, напевностью и выразительностью.

9.Знакомство с песней "Матерям погибших героев " слова Л.Кондрашенко, муз.Г.Струве (Смотреть видео)

Так называется песня композитора и хормейстера Георгия Струве и поэта Леонарда Кондрашенко, которая написана для Детской хоровой студии «Пионерия». В 1953 году на базе хора школы-семилетки пос. Вишняки студент Московской консерватории Г. Струве создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия» и руководил ею до последних дней своей жизни – до 2004 года. Его хоровой коллектив объехал с концертами более 100 городов Советского Союза, представлял нашу Родину во многих странах мира.

Струве написал более 200 произведений для детского хора, и среди них одна из самых серьезных песен – «Матерям погибших героев». Торжественно и скорбно звучат детские голоса в честь миллионов матерей, которые не дождались с войны своих погибших сыновей:

«Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей,

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми…»

По всей нашей необъятной стране стоят памятники женщинам, которые, преодолевая боль и тревогу, проводили своих сыновей на фронт.  Скульпторы и архитекторы создали в камне и бронзе образы матерей, которым досталась самая тяжелая участь – ждать. Ждать долгие годы… Эти произведения-посвящения – такие разные – объединяет одно: воплощенная в них безграничная вера в величие духа нашего непобедимого народа.  

 9. Итог урока.

Ребята, вы сегодня хорошо работали, старались. А сейчас каждый подумает, какую оценку вы бы поставили себе. Покажите на пальчиках (дети показывают, какую они хотели бы получить оценку). Скажем до свидания, споём попевку: «Звонкий звонок, окончен урок!»

Список используемой литературы:

Зуева Н. В. Игровая игротека. Методическое пособие к программе «Хоровой класс». Пермь, 2003.

Распевание в школьном хоре 1-8 классы. Сост. Добровольская Н. М., 1969.

Струве Г. А. Каноны для детского хора. Изд. «Лань», 1998

Струве Г. А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981