Методический доклад "Артикуляция. Штрихи на классической гитаре!
Высокого хужожественного результата невозможно достигнуть, если музыкант не владеет техникой игровых движений, через которые он передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства , а значит процесс обучения игре на гитаре неполноценен без освоения тонкостей артикуляции и отработки исполнительских навыков и штрихов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ДШИ город Камышин, Волгоградская обл.
Методический доклад
«Артикуляция. Штрихи на классической гитаре»
Преподаватель по классу гитары
Андреянова Ольга Андреевна
Методический доклад
«Артикуляция. Штрихи на классической гитаре»
Гитара – один из самых распространенных струнно-щипковых музыкальных инструментов. Игра на классической гитаре -это сложный вид исполнительской техники, требующий помимо высокой степени личностного развития, отлаженную работу психических процессов внимания, ощущений, восприятия музыки, творческого мышления, координационной памяти, музыкального воображения, а также безупречную согласованность физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если музыкант не владеет техникой игровых движений, через которые он передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства, а значит процесс обучения игре на гитаре неполноценен без освоения тонкостей артикуляции и отработки исполнительских навыков и штрихов.
Целью данной методической работы является обзор и анализ приемов игры и штрихов в классе гитары.
В музыке термин артикуляция относится в основном к способу атаки и
отличается от фразировки, которая определяет, как группируются звуки
для выразительных целей. Существует множество вариантов исполнения
написанных нот – от стаккато, уменьшающим длительность ноты вдвое,
до легато, в котором длительности выдерживается полностью, и ноты звучат
без ощутимого перерыва.
Артикуляция на гитаре — это способ исполнения музыкальных нот с разной степенью расчленённости или связности звуков, то есть то, как вы играете каждую ноту. Это музыкальный эквивалент речи, который определяет, как звуки связаны друг с другом, делая музыку более выразительной. Артикуляция включает в себя приемы вроде стаккато (отрывистое), легато (связное) и нон легато (не связанное).
Основные виды артикуляции на гитаре
Легато: Плавный переход от одной ноты к другой без пауз. Обозначается лигой (дугообразной линией) над нотами или словом legato.
Стаккато: Короткое, отрывистое исполнение нот. Обозначается точкой над нотой.
Нон легато: Исполнение нот не связанно, но и не так коротко, как стаккато. Обозначается чёрточкой над нотой.
Акцент: Выделение отдельной ноты или аккорда. Обозначается галочкой или другим знаком над нотой.
Артикуляция как выразительное средство
И. Браудо сравнивает артикуляцию с "музыкальным произношением", подчёркивая её важность для выразительности исполнения.
Разнообразие артикуляционных приёмов обогащает звучание гитары и позволяет добиться разных колористических эффектов.
Понимание и применение артикуляции является ключевым элементом для создания музыкальной фразировки и эмоциональной глубины.
ШТРИХИ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ
Штрих (нем. Strich — черта) — способ звукоизвлечения на
струнных инструментах, основанный на характере движения смычка (легато,
деташе, спиккато, стаккато и т. д.). Термин штрих используется
применительно и к игре на других инструментах, а также к пению. Выбор
штриха определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки,
ее образным характером, а также исполнительской редакцией.
Воспитание звука должно вестись в двух направлениях. С одной стороны,
ученик должен освоить типичную характерность гитарного звука, добиться
однородного тембра звука на разных струнах, динамической ровности в
разных регистрах гитары. С другой стороны, очень важно владеть
разнообразием звучания, различными динамическими и тембровыми
оттенками, различным их соединением. Поэтому, работа над воспитанием
звука должна иметь универсальный характер, то есть охватывать все стороны
и виды гитарной техники. Эта работа самым тесным образом связана со
штриховой техникой.
Штрих – это типичный прием звукоизвлечения, присущий данному
инструменту и соответствующий характеру музыкальной формы. Каждый
штрих следует рассматривать не только с точки зрения его музыкальновыразительного содержания, но и сточки зрения специфики исполнения,
поскольку они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от
способа звукоизвлечения. Штрихи необходимо рассматривать как важное
средство артикуляции. Иногда интерпретация исполнительского плана
произведения связана, прежде всего, с проблемой штрихов.
Легато — общемузыкальный штрих, означающий связное исполнение
звуков. Именно с общемузыкальных позиций легато на гитаре применяется
тогда, когда музыка требует максимальной певучести, непрерывности,
слитности, полностью выдержанных звуков мелодии. Базируется такое
легато, главным образом, на плавной форме движения левой и правой руки,
их предельно точной координации, вибрации, на динамической
сбалансированности звукового потока.
В игре на гитаре легато — это не только штрих, но и определение способа
звукоизвлечения, имеющего первостепенное значение.
Легато в гитарном применении существует в пяти способах:
Восходящее легато. Первый звук извлекается пальцем правой
руки, а второй (и последующие) — пальцами левой руки, которые резко
("молоточками") опускаются на соответствующий той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.
Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были
предварительно распложены на нужных струнах и ладах. После извлечения
первого (верхнего) звука правой рукой палец левой руки, прижимающий
струну на следующем ладу, вместо того, чтобы, как обычно, сойти со струны,
должен с силой оттянуть ее в направлении кист, тем самым
заставляя звучать следующий звук.
При восходящем и нисходящем движении звуков используется легато и глиссандо -
исполняется приемом скольжения одного или нескольких
пальцев левой руки вдоль грифа.
Смешанное легато содержит в себе и использует первый и способы.
При нисходящем движении звуков, когда слигованные ноты находятся
на разных струнах, первая нота извлекается щипком пальца, который с силой
опускается на струну в нужном месте и заставляет звучать ее без участия
правой руки.
Стаккато — отрывистое исполнение звуков с отделением одного от
другого паузами. Стаккато при исполнении на гитаре является результатом
искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два
способа исполнения стаккато:
путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;
путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.
Второй способ более эффективен и распространен. Он состоит в том, что
после извлечения звука палец немедленно возвращается на звучащую
струну, не давая ей отзвучать. Чем быстрее палец правой руки возвращается
на струну, тем отрывистее стаккато. Аккорды стаккато берутся по такому же
принципу, как и отдельные ноты.
Флажолеты — гармонические призвуки (которые возникают от колебания половинных,
третьих, четвертых и т. д. частей
полного объема струны. Благодаря применению флажолетов диапазон
верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской
технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют
диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания (в особенности —
искусственные флажолеты с вибрацией).
Флажолеты бывают: натуральные и искусственные.
Натуральные — октавные, квинтовые, квартовые (звучат
соответственно на 12, 7, 5, 4, 3 ладах). Исполняются легким прикосновением
подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше
указанных местах грифа) и одновременным щипком (ударом) пальца правой
руки, после чего палец левой руки быстро поднимается. В результате слышен
звук старинной флейты "флажолета".
Искусственные — охватывают большой хроматический диапазон, и
хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее, они
вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.
Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки,
указательного и безымянного пальцев правой руки. Палец левой руки
прижимает струпу обычным способом и остается на ней в продолжении
заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой
руки мягко и быстра соприкасается со струной точно на октаву выше места
прижатия, а безымянный палец правой руки извлекает звук.
Пиццикато (pizzicato) — этот прием изменяет тембр инструмента, звучит
очень своеобразно и эффектно.
Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти
у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда — средний и
указательный) палец извлекает звук. Существует еще один способ
исполнения пиццикато; если мелодия исполняется по одной струне, то
мизинец правой руки становится на эту струну возле самой подставки, а
указательный и средний пальцы извлекают звук.
Расгеадо (rasgueado) — это удар четырьмя пальцами правой руки
начиная с мизинца по нескольким или всем струнам.
Этот прием исполняется двумя способами:
сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой;
снизу вверх (от 1-й к б-й), причем движение всегда начинается с
мизинца .
Тамбурин (tamburine) — прием, которым имитируется звучание
большого барабана или литавр. Он заключается в том, что большой палец
правой руки (а иногда - средний) резко ударяет по нескольким или всем
струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать
удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и
быстро его поднимать, давая струнам свободно звучать.
Мелизмы — форшлаг, мордент, группетто и трель исполняются в основном
приемом легато. Условием правильного соотношения форшлага с основным
звуком является чистота легато с акцентом на основном тоне. В морденте
нужно добиваться весомой атаки и глубины первого звука.
Тремоло — быстрое чередование одного и того же звука. Этот прием
удобен для исполнения на гитаре и очень эффектен Во всех видах тремоло
большую нагрузку несет большой палец правой руки,выполняя аккомпанирующую
функцию.
В тремоло надо добиваться четкости ударов пальцев правой руки, силы
звучания и исполнения в быстром темпе. Начинать работу над тремоло надо
в медленном темпе и обращать самое серьезное внимание на эти три условия.
В современной исполнительской технике игры па гитаре появилось
множество новых приемов. Это объясняется стремлением композиторов и
исполнителей расширить звуковую палитру инструмента, обогатить его
звучание колористическими эффектами. Разумеется, не все они полноценны,
но многие из них уже прочно вошли в исполнительскую практику
гитаристов.
В заключение следует отметить, что в процессе обучения необходимо уделять специальное внимание работе над приемами игры, развитием штриховой техники: добиваться в исполнении приемов игры ровного и ритмичного исполнения звуков (четкого звучания), осваивать типовые штрихи в различных градациях силы звука, в разных нюансах (форте, пиано, крещендо диминуэндо), добиваться разнообразной тембровой окраски при работе над каждым штрихом, упражняться в сочетании различных штрихов. Знание художественно - выразительных средств и возможностей инструмента, умение использовать их в раскрытии содержания произведений являются непременным условием успешной творческой деятельности любого музыканта.
Используемая литература:
1.Иванов–Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2-е изд.
Ростов - на Дону: Феникс 2002 г.
3.Кузнецов В. Как научить играть на гитаре. - М., «Классика» 2006 г.
4.Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Советский
композитор 1989 г.
Е. Ларичев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Издательство
«Музыка» Москва 2001г.