Открытый урок по флейте. Работа над произведением.
Краткое описание методической разработки
Методическая разработка представляет собой структурированный план проведения открытого урока по обучению игре на поперечной флейте. В ходе урока обучающийся знакомится с основами техники игры, основными музыкальными терминами и навыками, необходимыми для успешного исполнения произведения на флейте.
Данная методическая разработка будет полезна для:
- Преподавателей музыки: полезно как основа для создания эффективных уроков, направленных на развитие навыков игры на флейте.
- Студентов музыкальных учебных заведений: изучающих методику преподавания игры на духовых инструментах и желающих улучшить свои педагогические навыки.
- Музыкальных педагогов и методистов, стремящихся обновить свои подходы к обучению и обеспечить доступное и структурированное обучение игре на поперечной флейте.
- Самостоятельных обучающихся: музыкантов-любителей, желающих систематизировать своё обучение и улучшить технику игры на флейте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Пояснительная записка
Тема занятия: «Работа над произведением, оттачивание навыков, важных для начинающего исполнителя: звук, артикуляция, пальцевая координация»
Характеристика обучающегося:
Обучающийся занимается флейтой второй год. В течение первого года обучения он изучал блокфлейту, освоил основы нотной грамоты и длительностей. Обладает такими качествами, как прекрасный слух, хорошая память и чувство ритма, также проявляет большой интерес как к самой флейте, так и к занятиям музыкой в целом. На занятиях ученик проявляет активность, внимательно слушает и быстро осваивает новый материал.
Сейчас обучающийся перешел к освоению поперечной флейты, уделяя особое внимание улучшению качества звука, развитию координации, артикуляции, а также ритмической и динамической выразительности при исполнении музыкальных произведений. Его родители проявляют живой интерес к занятиям и активно поддерживают в музыкальном развитии.
Цель занятия: сформировать основные навыки игры на флейте
Задачи занятия:
- Усвоение материала по теме занятия;
- Развитие у учащегося самостоятельности, ответственности, коммуникативности;
- Развитие чувства ритма;
- Достижение четкой и слаженной работы пальцев обеих рук;
- Улучшение выразительности исполнения посредством фразировки и динамических оттенков;
- Извлечение стабильного качественного звука;
- Формирование наблюдательности, любознательности, активности.
Тип занятия: практическое занятие
Форма занятия: индивидуальная
Оборудование: пюпитр, ноты, поперечная флейта
Произведения, изучаемые на уроке:
- В.А. Моцарт «Ария» из оперы «Дон-Жуан»
Термины, изучаемые на уроке:
- Темпы allegro
- Штрихи: различные виды staccato, detache, legato, marcato
- Динамика: forte, piano, crescendo.
Планируемый результат занятия:
- Проанализировать и разобрать пьесу В.А. Моцарта «Ария» из оперы «Дон-Жуан»;
- Добиться точности и стабильности в извлечении звука и взятии правильной аппликатуры;
- Закрепить артикуляционные приемы;
- Добиться правильного дыхания и точных штрихов, указанных в произведении;
- Закрепить знание терминов;
- Обсудить и отработать ритмические и динамические сложности.
Технология проведения: применяются традиционные методы обучения:
- Словесный метод объяснения;
- Метод иллюстрации (показа);
- Метод творческого выступления.
Структура урока:
Вводная часть (10 минут)
Подготовка к уроку: подготовка инструмента и нот
Разыгрывание (длинные ноты, этюд)
Основная часть (32 минуты)
Работа над качеством исполнения произведений:
- В.А. Моцарт «Ария» из оперы «Дон-Жуан»
Заключительная часть (3 минуты)
Итог урока, выводы, формулировка домашнего задания
Ход урока:
- Вводная часть.
В начале урока ученик самостоятельно собирает инструмент и подготавливает ноты. Для разыгрывания играет длинные ноты, слушает качество звука, при необходимости корректирует направление струи. Для развития дыхания и координации движения пальцев играет небольшой этюд.
- Основная часть.
В.А. Моцарт «Ария» из оперы «Дон-Жуан».
Сначала преподаватель самостоятельно проигрывает произведение, рассказывает об опере и значении слова «ария».
Обучающийся совместно с преподавателем анализирует произведение: уделяется внимание ритму, темпу, штрихам, дыханию и фразировке. Ученик самостоятельно анализирует изменения в динамике, прохлопывает ритмический рисунок и проговаривает ноты.
Далее следует исполнение пьесы учеником. Сначала идет чтение с листа: выявляются трудности с последней строчкой. Происходит работа над координацией пальцев: в первую очередь тренируются менее удачные интервалы штрихом detache, затем как написано. Далее следует работа над штрихами с первой строчки: первая нота играется detache, следующие две ноты - staccato и следующие две – legato. Третья строчка – происходит обучение исполнению штриха marcato.
Также продолжается работа над динамикой: первая фраза исполняется учеником на forte, вторая – на piano. На четвертой строчке появляется crescendo на длинной ноте – обучающийся учится распределять воздух. Здесь важно проследить, чтобы не поднимались плечи во время глубокого вдоха.
Особое внимание уделяется качественному звучанию, правильному положению пальцев и постановке – ученик стоит ровно и устойчиво, руки и плечи расслаблены. Дыхание берется пока каждые два такта.
В следующем исполнении произведения ученик успешно справляется с поставленными задачами.
Заключительная часть
Формулировка и обсуждение домашнего задания.
Итог урока:
- Учащийся успешно усваивает предоставленные знания, бегло читает текст, хорошо справляется с анализом информации.
- Обладает базовыми навыками произношения, способен корректно выполнять штрихи, умело работает с динамическими оттенками.