Программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тел./ факс 7-08-12, e-mail: Muzikal_shkola@mail.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
Десногорск
2025 г.
ОДОБРЕНА: | УТВЕРЖДЕНА: |
Педагогическим советом №1 | И.о.директора |
МБУДО «Десногорская ДМШ Имени М.И.Глинки» | МБУДО «Десногорская ДМШ имени М.И.Глинки» |
от 30.08.2025г. | В.Ю.Севостьянова |
30.08.2025г. | |
МП |
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»
Нормативный срок обучения для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от 6 лет до 9 лет составляет 4 года, в возрасте от 12 лет до 14 лет составляет 3 года.
При наличии достаточного уровня развития творческих способностей детей, в образовательной организации может быть предусмотрен перевод с дополнительной общеразвивающей программы на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» составлена на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, разработанных Министерством культуры России и зарегистрированных письмом Минкультуры России от 19 ноября 2013 года № 191-01-32/16-ГИ.
Содержание
1.Общие положения.
1.1. Определение.
1.2.Цель разработки дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
1.3.Характеристика дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
2. Требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
3.1.Календарный учебный график.
3.2.План учебного процесса.
3.3.Аннотации к программам учебных предметов.
4.Ресурсное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
5.Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства.
5.1.Порядок приема детей в образовательную организацию.
5.2.Требования к кадровому обеспечению.
5.3.Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.
5.4.Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Определение.
Дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) в области музыкального искусства «музыкальны фольклор» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства, разработанных Министерством культуры России, которая может использоваться в учебном процессе в детской музыкальной школе или детской школе искусств, в части:
- компетентностной характеристики выпускника;
- содержания и организации образовательного процесса;
- ресурсного обеспечения реализации ДОП;
- итоговой аттестации обучающихся.
1.2.Цель разработки дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Целью разработки дополнительной общеразвивающей программы является методическое обеспечение реализации рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области музыкального искусства Минкультуры России в области искусств в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
1.3.Характеристика дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
По данной программе реализуются требования, изложенные в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России. По окончании освоения обучающимися ДОП и успешного прохождения итоговой аттестации, выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
Нормативный срок освоения ДОП в области музыкального искусства «Фортепиано» - 3 года для детей в возрасте от 12 лет до 14 лет; 4 года для детей в возрасте от 6 лет до 9 лет. Общая трудоемкость в часах: срок обучения 3 года – 1225 часов, срок обучения 4 года – 1662,5 часа.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- В области исполнительской подготовки:
- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
- В области историко-теоретической подготовки:
- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчества великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
- знаний основ музыкальной грамоты;
-знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- знаний наиболее употребляемой терминологии.
- ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ
И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
3.1.Календарный учебный график.
Календарный учебный график должен соответствовать рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности четвертей, промежуточных и итоговой аттестаций, каникулярного времени.
(Приложение № 1).
3.2. План учебного процесса.
План учебного процесса, составленный по предметным областям, включает в себя обязательную часть и предмет(ы) по выбору, последовательность их изучения. При формировании образовательной организацией перечня предметов по выбору необходимо руководствоваться целями и задачами, а также знаниями и навыками обучающихся, указанными в рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России.
Формирование образовательной организацией перечня предметов по выбору также должно осуществляться с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и их родителей (законных представителей).
Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).
(Приложение № 2).
3.3.Аннотации к программам учебных предметов.
Аннотации представлены к программам учебных предметов предметных областей и предметов по выбору учебного плана. Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих программ.
(Приложение № 3).
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Дополнительная общеразвивающая программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд образовательной организации укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Материально-технические условия образовательной организации должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства.
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Должны соблюдаться своевременные сроки текущего и капитального ремонта.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку);
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.);
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и др. со специализированным оборудованием (пультами, подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
В образовательной организации создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.
- ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
5.1. Порядок приема детей в образовательную организацию.
При приеме на обучение по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» образовательная организация проводит отбор с целью привлечения наибольшего количества детей различных возрастных категорий к музыкальному образованию, обеспечения развития творческих способностей подрастающего поколения, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей.
Правила приема, организация приема, сроки и процедура проведения отбора детей, порядок зачисления детей в образовательную организацию регламентируются Положением о правилах приема и порядка отбора детей для обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства. В образовательной организации создается комиссия по отбору детей, состав которой утверждается руководителем образовательной организации.
Формы проведения отбора детей устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом целей и задач дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства:
- личностно-ориенториванного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности.
5.2. Требования к кадровому обеспечению.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» обеспечивается наличием качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по ДОП в области музыкального искусства.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников регулярно обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ (курсы повышения квалификации) в объеме не менее 72-х часов в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. К формам повышения квалификации преподавателей могут также относиться:
- присвоение почетного звания;
- получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса.
Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу, проводить обучение обучающихся в соответствии с рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры России в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
Педагогические работники должны оценивать эффективность обучения предмету обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение и применение полученных навыков, развитие познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Педагогические работники осуществляют контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
Педагогические работники разрабатывают критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.
Педагогические работники участвуют в работе методических объединений, семинаров, в деятельности педагогического и методического советов образовательной организации. Разрабатывают рабочие программы учебных предметов, соответствующие профилю преподаваемого предмета, другие материалы, обеспечивающие качество образования. Несут ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
Образовательная организация должна взаимодействовать с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, использования передовых педагогических технологий.
5.3. Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.
Образовательная организация использует следующие методы и средства организации в реализации образовательного процесса:
а) методы и средства, направленные на подготовку обучающихся:
- аудиторные занятия индивидуальные, групповые, мелкогрупповые. Количество обучающихся при групповой форме занятий – от 11 человек, мелкогрупповой форме – от 4 до 10 человек;
- самостоятельная (домашняя) работа обучающихся;
- различные формы контроля успеваемости (зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, концертные выступления).
5.4. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.
Оценка качества дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирования, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ и зачетов. Контрольные работы и зачеты могут проходить в виде письменных работ, устных опросов и тестов, технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в соответствии с графиком образовательного процесса в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. При проведении промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов в учебном году. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов не рекомендуется.
Образовательная организация разрабатывает критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и ее учебному плану.
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» по показателям итоговой аттестации у обучающихся должны быть сформированы эстетические взгляды, нравственные установки и потребности общения с духовными ценностями, произведениями музыкального искусства.
Формы итоговой аттестации обучающихся определяются образовательной организацией в соответствии с изученными предметами, установленными учебным планом:
- исполнение программы на музыкальном инструменте;
- ансамблевое (коллективное) музицирование;
- контрольная (экзаменационная) работа (устная, письменная) по основам музыкальной грамоты и др.
Результаты итоговой аттестации обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале.
Требования к итоговой аттестации, формы, организация (создание комиссии), сроки, процедура и порядок проведения итоговой аттестации определяются образовательной организацией самостоятельно и регламентируются Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Аннотации к программам учебных предметов.
1.Аннотации на программу учебного предмета «Фольклорный ансамбль» (ПО.01.УП.01.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целями предмета являются:
- формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- изучение в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;
- изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Задачами предмета являются:
- развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- формирование творческой инициативы, приемов работы над исполнительскими трудностями;
- развитие музыкальной памяти, мышления, слуха;
- приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- осуществлять слуховой контроль в процессе исполнения музыкального произведения, слышать все партии в ансамбле;
- использовать музыкально-исполнительские средства выразительности;
- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения в ансамбле.
знать:
-основной ансамблевый фольклорный репертуар, способствующий формированию способности к сотворческому исполнительству;
- различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;
- музыкальную терминологию.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Фольклорный ансамбль» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 3 года -210 часов, время изучения предмета 1-3 классы.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Фольклорный ансамбль» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 4 года -280 часов, время изучения предмета 1-4 классы.
2.Аннотации на программу учебного предмета «Занимательное сольфеджио» (ПО.02.УП.01.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целью предмета является:
- формирование первичных навыков по интонированию, восприятию музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, типов фактур.
Задачей предмета является:
- приобретение первичных навыков владения элементами музыкального языка на фортепианной клавиатуре и в письменном виде.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- определять ладовую принадлежность нотного текста, основные музыкальные выразительные средства в контексте музыкального произведения;
знать:
- основные элементы музыкального языка (звукоряд, лад, интервалы, аккорды);
- основные принципы построения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Занимательное сольфеджио» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 4 года -105 часов, время изучения предмета 1-3 классы.
3.Аннотации на программу учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» (ПО.02.УП.01., УП.03.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целями предмета являются:
- формирование первичных навыков по интонированию, восприятию музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, типов фактур;
- получение первичных теоретических знаний, в том числе, по элементарной музыкальной терминологии;
- формирование комплекса знаний, навыков, отражающих наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма.
Задачей предмета является:
- приобретение первичных навыков владения элементами музыкального языка на фортепианной клавиатуре и в письменном виде.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
-записывать музыкальные несложные построения на слух;
- слышать и анализировать интервальные цепочки;
- импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- применять навыки владения элементами музыкального языка;
знать:
- понятия звукоряда и лада;
- понятия интервалов и аккордов;
-структуру изложения музыкального материала (метро0ритмические особенности, простые формы).
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Основы музыкальной грамоты» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 3 года -105 часов, время изучения предмета 1-3 класс.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Основы музыкальной грамоты» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 4 года -35 часов, время изучения предмета 4 класс.
4.Аннотации на программу учебного предмета «Слушание музыки» (ПО.02.УП.02.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целью предмета является:
- получение первичных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих: о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах.
Задачами предмета является:
- формирование навыков осознанного и эмоционального восприятия музыки;
- развитие способности проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- осознавать мир музыкальных звуков;
- осознавать процесс слушания с ярким эмоциональным сопереживанием;
- проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с произведениями других видов искусств;
знать:
- понятие о звуке и его характеристиках;
- понятие динамики и музыкальных интонаций;
- простейшие музыкальные формы и жанры.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Слушание музыки» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 3 и 4 года - 70 часов, время изучения предмета 2-3 классы.
5.Аннотации на программу учебного предмета «Беседы о музыке» (ПО.02.УП.04.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целью предмета является:
- воспитание восприятия музыкального произведения, умения выражать его понимание и свое к нему отношение, связывать его с другими видами искусств.
Задачами предмета является:
- развитие навыков осознанного и эмоционального восприятия музыки;
- формирование основ эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- анализировать музыкальные произведения (жанр, форма);
- в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
знать:
- роль и значение музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- творческие биографии выдающихся зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- основные исторические периоды развития музыкального искусства и исторические параллели с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы);
-особенности фольклорных истоков музыки.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Беседы о музыке» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 4 года - 35 часов, время изучения предмета 4 класс.
6. Аннотации на программу учебного предмета «Сольное пение» (В.01. УП.01.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целью предмета является:
- формирование практических навыков сольного исполнительства.
Задачами предмета являются:
- приобретение практических навыков сольного исполнения.
- расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной хоровой музыки.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- петь с листа несложные музыкальные произведения;
- самостоятельно правильно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, работать над исполнительскими трудностями;
- осуществлять слуховой контроль в процессе исполнения музыкального произведения;
- использовать музыкально-исполнительские средства выразительности;
- выполнять анализ исполняемых произведений;
- решать музыкально-исполнительские задачи сольного исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
знать:
- художественно-эстетические и технические особенности, характерные для сольного исполнительства;
- музыкальную терминологию;
- основной сольный фольклорный репертуар;
- различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное пение» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 3 года - 105 часов, время изучения предмета 1-3 классы.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное пение» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 4 года - 140 часов, время изучения предмета 1-4 классы.
7.Аннотации на программу учебного предмета по выбору «Дополнительный инструмент (фортепиано)» (В.01.УП.02.)
Структура программы:
- Цель и задачи предмета.
- Требования к уровню освоения содержания предмета.
- Объем предмета, виды учебной работы и отчетности.
- Содержание предмета и требования к формам и содержанию текущей, промежуточной, итоговой аттестации.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение предмета.
- Материально-техническое обеспечение предмета.
Целями предмета являются:
- формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- формирование комплекса исполнительских знаний и навыков, позволяющего использовать возможности фортепиано для интерпретации авторского текста, знакомства с репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- изучение в соответствии с программными требованиями репертуара для фортепиано, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- изучение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
- изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Задачами предмета являются:
- развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- развитие навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- формирование творческой инициативы, приемов работы над исполнительскими трудностями;
- развитие музыкальной памяти, мышления, слуха;
- приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя.
В результате освоения предмета учащийся должен:
уметь:
- использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- применять навыки публичных выступлений;
- применять навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
знать:
- в соответствии с программными требованиями фортепианный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- художественно-исполнительские возможности фортепиано;
- профессиональную музыкальную терминологию.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Дополнительный инструмент (фортепиано)» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 3 года -105 часов, время изучения предмета 1-3 классы.
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка учащегося по предмету «Дополнительный инструмент (фортепиано)» при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 4 года -105 часов, время изучения предмета 2-4 классы.

