Открытый урок по теме: "Работа над музыкальным обрвзом на примере пьес малой формы"

Открытый урок с учащейся средних классов по теме: "Работа над музыкальным обрвзом на примере пьес малой формы", на котором на примере кантилены и жанровой пьесы даются  методические указания, описание деятельности и ставятся достатачно четкие цели при работе над такими пьесами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация   городского  округа  Самара

Департамент  культуры  и молодёжной  политики

Муниципальное бюджетное  учреждение

 дополнительного образования городского округа  Самара

           « ДЕТСКАЯ     МУЗЫКАЛЬНАЯ     ШКОЛА       №  20»

                                           ( МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ № 20»)

                       ----------------------------------------------------------------------------------------------------

                      РОССИЯ,  443092 г. САМАРА,  ул.КАХОВСКАЯ, д. 7

Телефон: 8(846) 992-57-59 / факс 8(846) 992-57-59  

   e-mail: olgadmsh20@mail.ru;    сайт:dmsh20.smr.muzkult.ru

   

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом на примере пьес малой формы».

                                                      Преподаватель: Кузнецова Т.Е.

                                                     Самара 2025 г.

СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) «ОТКРЫТОГО» ЗАНЯТИЯ

Преподавателя Кузнецовой Тамары Евгеньевны

Тема: «Работа над музыкальным образом на примере пьес малой формы».                                                                                                                                                Место проведения: МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ № 20».                                                      Дата проведения: 23.10.2025.                                                                                Исполнитель: учащаяся 5 класса Полькина Полина .                                                             Тип урока: комбинированный.                                                                     Продолжительность урока: 40 мин.                                                                                  Форма занятия: индивидуальная.                                                                                                      Вид урока: практическое занятие.                                                                                        Цель урока: добиться эмоциональной отзывчивости, выразительного и осмысленного исполнения, закрепление и усовершенствование навыков создания и воспроизведения художественного образа.                                                                                                      Задачи:                                                                                                                    Образовательная: формировать исполнительские приемы и представления о роли интонации в раскрытии художественного образа музыкального произведения;                                                                                               Развивающая: развивать у учащейся аналитические способности, навыки активного слухового внимания за метроритмической стороной исполнения и культурой звукоизвлечения;                                                                                                                Воспитательная: воспитывать интонационно-образное мышление, точное «прочтение» различных мелодических рисунков.                                                                                            Методические приемы:                                                                                                                                              -словесный, наглядный, практический;                                                                                                                       -прямая и наводящая формы воздействия;                                                                                -объяснительно- иллюстрированный;                                                                                                                        -развитие мышления.                                                                                                                                                 Реализуемые технологии:                                                                                                            1.Здоровьесберегающая.                                                                                                                      Создаю на уроке психологически благоприятный климат, поддерживаю творческую, дружескую атмосферу.                                                                                                                     2.Развитие критического мышления и самоанализа.                                                                          Учу выделять причинно-следственные связи, используя имеющиеся знания и навыки.                                                                                                                         3.Технология индивидуального обучения.                                                                           Индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения находятся в приоритете моей работы с учеником. Особенности его физиологии, психологические особенности и уровень восприятия диктуют подбор методов учебной деятельности, адаптации содержания и темпов исполнения.                                                                                            4.Технология развивающего обучения. Вовлекаю учащихся в процесс формирования целей и задач. Создаю условия для самомотивирования.                                         Оборудование: фортепиано, нотный материал.                                                                                                 Этапы урока:                                                                                                                                   I. Организационный момент — 1 минута.                                                                                                    II. Введение в тему — 4 минуты.                                                                                                                 Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств; при помощи каких средств музыкальной выразительности создаются художественные образы произведений.                                                                                                    III. Практическая часть урока.—30 минут.                                                                                                Обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности, работа над произведениями.                                                                                                                                                                 IV. Заключительная часть. Подведение итогов урока – 5 мин.            

 Ход урока:                                                                                                                                                                       I. Организационный момент.                                                                                                            Приветствие, вступительное слово преподавателя, эмоциональный настрой, представление ученицы 5 класса Полькиной Полины, ознакомление с темой урока.                                                                                                                                                     II. Введение в тему.                                                                                                                                                                            Сегодня на уроке мы поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие…?   А это - композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.                                                                       Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.  Давайте вспомним эти средствам : темп, динамика, регистр, тембр, ритм, размер, гармония, лад, мелодия, интонация, фактура, штрихи, паузы, музыкальная форма произведения.                                                                                                            Особенностью музыки является то, что она может передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.                                                                                                                                 Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор. Сравнивая звучание различных музыкальных инструментов, анализируя краски фортепиано и картины художников, дети познают мир прекрасного.                                                                                                                       Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы:                                                                                                                              -удобный формат (малая форма);                                                                                                                 -разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее  понравившееся произведение, которое  покажет музыкальные достоинства ученика, и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;                                                                                                                                             -богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);                                                                                                                                                               -возможность использовать такие произведения для участия в концертах.                              Работа над пьесами, это закрепление навыков, приобретённых при работе над упражнениями, этюдами, и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками. Существует несколько основных типов пьес малой формы:                                                                                                                                                                 - жанровые пьесы;                                                                                                                                - кантилены;                                                                                                                                                                                     - программно-характерные пьесы;                                                                                                                  - клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов);                                                                                              - виртуозные пьесы;                                                                                                                                                        - эстрадно-джазовые пьесы.                                                                                                  Работа над музыкальными образами пьес разных типов имеет свою специфику, задачи и трудности.

III. Практическая часть урока                                                                                                    1. Н. Дремлюга «Лирическая песня».                                                                                            Цель: воспитание навыка певучего штриха legato для раскрытия музыкального образа произведений.                                                                                                                                                      Описание деятельности: определение образной природы музыкального произведения, выявление характера, определение штриха (в основе произведения лежит широкая, свободно льющаяся напевная мелодия). Учащаяся исполняет 1 и 3 часть двумя руками в сдержанном темпе. Средняя часть играется только правой рукой, аккомпанемент исполняет преподаватель.                                                                                                                 Методические указания: работа ведется над ощущением кончика пальца и свободным весом плеча для воспроизведения поющего напевного штриха легато. Анализируется фразировка, выявляется форма произведения, определяются кульминационные точки предложений, отрабатываются динамические оттенки, звуковое соотношение мелодии и аккомпанемента для раскрытия художественного содержания музыкального произведения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             2.  А. Я. Лепин «Полька».                                                                                                          Цель: раскрытие образной характеристики героев пьесы посредством штриховой, тембровой и динамической окраски каждого музыкального персонажа.                                                                                                                   Описание деятельности: анализ характерных ритмических и штриховых приемов исполнения чешского танца в сравнении с польками, написанными другими композиторами (исполненными преподавателем); пьеса исполнена двумя руками, кроме средней части (правой рукой), в сдержанном темпе, активность штриха staccato еще недостаточно цепкая, фразировка однообразная;  выявляется  связь музыкального образа, характера персонажей с игровым приемом.

Методические указания: преподаватель с учащейся делит пьесу на фразы, предложения, части, интонационно прорабатывается каждый период для уяснения строения, формы музыкального произведения, заложенного художественного содержания (характеристика персонажа); отрабатывается цепкость пальцевой артикуляции, активность штриха staccato через ощущение кончика пальца.

IV. Заключительная часть. Подведение итогов урока.                                            Учащаяся справилась с поставленными перед ней задачами.  Исполнение пьес после проучивания штрихов, проработки интонаций  и установления точного метроритмического рисунка стало более выразительным, цепким, ближе к раскрытию характера музыкальных персонажей.  Полина поняла, что для того, чтобы произведение звучало интересно, недостаточно просто выучить нотный текст, а нужно много внимания уделить работе над динамикой, фразировкой и т.д., т.е. над средствами музыкальной выразительности.

Используемая методическая литература:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978
2. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста.- Москва, «Кифара», 2002 г.
3. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 
4. Е. Либерман. Творческая работа пианиста с авторским текстом. Москва, «Музыка», 1988 г.
5. Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие АLLЕGRО. Методические рекомендации. Москва, 2003 г.