Открытый урок по теме: "Работа над музыкальным обрвзом на примере пьес малой формы"
Открытый урок с учащейся средних классов по теме: "Работа над музыкальным обрвзом на примере пьес малой формы", на котором на примере кантилены и жанровой пьесы даются методические указания, описание деятельности и ставятся достатачно четкие цели при работе над такими пьесами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Самара
Департамент культуры и молодёжной политики
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования городского округа Самара
« ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
( МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ № 20»)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
РОССИЯ, 443092 г. САМАРА, ул.КАХОВСКАЯ, д. 7
Телефон: 8(846) 992-57-59 / факс 8(846) 992-57-59
e-mail: olgadmsh20@mail.ru; сайт:dmsh20.smr.muzkult.ru
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом на примере пьес малой формы».
Преподаватель: Кузнецова Т.Е.
Самара 2025 г.
СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) «ОТКРЫТОГО» ЗАНЯТИЯ
Преподавателя Кузнецовой Тамары Евгеньевны
Тема: «Работа над музыкальным образом на примере пьес малой формы». Место проведения: МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ № 20». Дата проведения: 23.10.2025. Исполнитель: учащаяся 5 класса Полькина Полина . Тип урока: комбинированный. Продолжительность урока: 40 мин. Форма занятия: индивидуальная. Вид урока: практическое занятие. Цель урока: добиться эмоциональной отзывчивости, выразительного и осмысленного исполнения, закрепление и усовершенствование навыков создания и воспроизведения художественного образа. Задачи: Образовательная: формировать исполнительские приемы и представления о роли интонации в раскрытии художественного образа музыкального произведения; Развивающая: развивать у учащейся аналитические способности, навыки активного слухового внимания за метроритмической стороной исполнения и культурой звукоизвлечения; Воспитательная: воспитывать интонационно-образное мышление, точное «прочтение» различных мелодических рисунков. Методические приемы: -словесный, наглядный, практический; -прямая и наводящая формы воздействия; -объяснительно- иллюстрированный; -развитие мышления. Реализуемые технологии: 1.Здоровьесберегающая. Создаю на уроке психологически благоприятный климат, поддерживаю творческую, дружескую атмосферу. 2.Развитие критического мышления и самоанализа. Учу выделять причинно-следственные связи, используя имеющиеся знания и навыки. 3.Технология индивидуального обучения. Индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения находятся в приоритете моей работы с учеником. Особенности его физиологии, психологические особенности и уровень восприятия диктуют подбор методов учебной деятельности, адаптации содержания и темпов исполнения. 4.Технология развивающего обучения. Вовлекаю учащихся в процесс формирования целей и задач. Создаю условия для самомотивирования. Оборудование: фортепиано, нотный материал. Этапы урока: I. Организационный момент — 1 минута. II. Введение в тему — 4 минуты. Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств; при помощи каких средств музыкальной выразительности создаются художественные образы произведений. III. Практическая часть урока.—30 минут. Обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности, работа над произведениями. IV. Заключительная часть. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие, вступительное слово преподавателя, эмоциональный настрой, представление ученицы 5 класса Полькиной Полины, ознакомление с темой урока. II. Введение в тему. Сегодня на уроке мы поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие…? А это - композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению. Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности. Давайте вспомним эти средствам : темп, динамика, регистр, тембр, ритм, размер, гармония, лад, мелодия, интонация, фактура, штрихи, паузы, музыкальная форма произведения. Особенностью музыки является то, что она может передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор. Сравнивая звучание различных музыкальных инструментов, анализируя краски фортепиано и картины художников, дети познают мир прекрасного. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы: -удобный формат (малая форма); -разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика, и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем; -богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы); -возможность использовать такие произведения для участия в концертах. Работа над пьесами, это закрепление навыков, приобретённых при работе над упражнениями, этюдами, и классической частью репертуара, гораздо менее любимой учениками. Существует несколько основных типов пьес малой формы: - жанровые пьесы; - кантилены; - программно-характерные пьесы; - клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов); - виртуозные пьесы; - эстрадно-джазовые пьесы. Работа над музыкальными образами пьес разных типов имеет свою специфику, задачи и трудности.
III. Практическая часть урока 1. Н. Дремлюга «Лирическая песня». Цель: воспитание навыка певучего штриха legato для раскрытия музыкального образа произведений. Описание деятельности: определение образной природы музыкального произведения, выявление характера, определение штриха (в основе произведения лежит широкая, свободно льющаяся напевная мелодия). Учащаяся исполняет 1 и 3 часть двумя руками в сдержанном темпе. Средняя часть играется только правой рукой, аккомпанемент исполняет преподаватель. Методические указания: работа ведется над ощущением кончика пальца и свободным весом плеча для воспроизведения поющего напевного штриха легато. Анализируется фразировка, выявляется форма произведения, определяются кульминационные точки предложений, отрабатываются динамические оттенки, звуковое соотношение мелодии и аккомпанемента для раскрытия художественного содержания музыкального произведения. 2. А. Я. Лепин «Полька». Цель: раскрытие образной характеристики героев пьесы посредством штриховой, тембровой и динамической окраски каждого музыкального персонажа. Описание деятельности: анализ характерных ритмических и штриховых приемов исполнения чешского танца в сравнении с польками, написанными другими композиторами (исполненными преподавателем); пьеса исполнена двумя руками, кроме средней части (правой рукой), в сдержанном темпе, активность штриха staccato еще недостаточно цепкая, фразировка однообразная; выявляется связь музыкального образа, характера персонажей с игровым приемом.
Методические указания: преподаватель с учащейся делит пьесу на фразы, предложения, части, интонационно прорабатывается каждый период для уяснения строения, формы музыкального произведения, заложенного художественного содержания (характеристика персонажа); отрабатывается цепкость пальцевой артикуляции, активность штриха staccato через ощущение кончика пальца.
IV. Заключительная часть. Подведение итогов урока. Учащаяся справилась с поставленными перед ней задачами. Исполнение пьес после проучивания штрихов, проработки интонаций и установления точного метроритмического рисунка стало более выразительным, цепким, ближе к раскрытию характера музыкальных персонажей. Полина поняла, что для того, чтобы произведение звучало интересно, недостаточно просто выучить нотный текст, а нужно много внимания уделить работе над динамикой, фразировкой и т.д., т.е. над средствами музыкальной выразительности.
Используемая методическая литература:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978
2. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста.- Москва, «Кифара», 2002 г.
3. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
4. Е. Либерман. Творческая работа пианиста с авторским текстом. Москва, «Музыка», 1988 г.
5. Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие АLLЕGRО. Методические рекомендации. Москва, 2003 г.