«Роль личности педагога в воспитательном процессе» Преподаватель Килемарской детской школы искусств Разумова Надежа Ильинична

Разумова Надежда Ильинична

Личность педагога играет ключевую роль в воспитательном процессе, являясь главным фактором его эффективности. Педагог выступает в роли наставника, который формирует у ребенка положительные качества, создает условия для развития его потенциала, помогает в самоопределении и саморазвитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_lichnosti_pedagoga_v_vospitatelnom_protsesse.docx19.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        « Роль личности педагога в воспитательном процессе»

Преподаватель Килемарской детской школы искусств Разумова Надежа Ильинична

Воспитание, является важнейшей составляющей образования и требует к себе самого пристального внимания, особенно в наше время, когда в социуме

растет детская преступность, агрессия, беспризорность. Рассматривая различные подходы к воспитанию, можно указать общие признаки:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальная направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы осваивать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, которые призваны вырабатывать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Основополагающей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между различными воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в конкретные воспитательные задачи.

 Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процессов воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

     В широком значении слова педагог является мыслителем, общественным деятелем, наставником, который формирует взгляды и убеждения людей, помогает им находить свои пути в жизни. Очень часто педагоги являются основоположниками новых общественных идей. В педагогическом, а, как следствие, более узком и непосредственном значении педагог-учитель - это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися.

В воспитательной работе следует выделять три основные группы функций:

-Первая группа функций связана с непосредственным воздействием педагога на ученика: изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы; анализ эффективности воспитательных воздействий.

-Вторая группа функций связана с организацией воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование подходящей эмоциональной атмосферы; включение в различные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления.

-Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; нейтрализация негативных воздействий социума.

Эти функции осуществляются в сложной и целенаправленной работе учителя. Возможность выполнения их определяется субъективными свойствами педагога. Личность учителя в обстановке обучения по праву занимает первое место, те или другие его свойства будут повышать либо понижать воспитательное влияние обучения.

Сила воспитательного воздействия определяется чаще всего не его направленностью (идеи патриотизма, гуманизма, добропорядочности), а тем, кто и как его проводит. Именно поэтому основополагающим фактором эффективности воспитательного процесса является личность преподавателя.

Личность педагога играет ключевую роль в воспитательном процессе, являясь главным фактором его эффективности. Педагог выступает в роли наставника, который формирует у ребенка положительные качества, создает условия для развития его потенциала, помогает в самоопределении и саморазвитии. Влияние личности педагога зависит от его профессиональных, личностных и психологических особенностей, включая любовь к детям, авторитет, критическое мышление и способность к самосознанию. 

Основные функции личности педагога:        

  • Наставник и проводник: 

Педагог направляет ребенка, помогает ему определить его способности, привить положительные качества и защищает от негатива. 

  • Создатель условий: 

Создает позитивную среду, которая стимулирует творческое развитие и успехи ребенка, а также организует социально значимые отношения и виды деятельности. 

  • Организатор: 

Управляет воспитательным процессом и учебной деятельностью каждого воспитанника, координирует его самовоспитание и саморазвитие. 

  • Носитель культуры: 

Является носителем и транслятором культурных ценностей, опыта поколений и духовных ориентиров. 

  • Пример и авторитет: 

Личность педагога, его авторитет, нравственные качества и манера поведения оказывают значительное влияние на воспитанников, формируя их отношение к учебе и жизни. 

Важные личностные качества педагога:

  • Любовь к детям: 

Является основой педагогического долга и создает атмосферу доверия и поддержки. 

  • Профессионализм: 

Развитые профессиональные и личностные качества, такие как воля, речевые навыки, умственные способности, критическое мышление и самосознание. 

  • Гуманизм: 

Позитивное отношение к детям, направленное на развитие их внутреннего потенциала, а не просто на трансляцию знаний. 

  • Гибкость и адаптивность: 

Способность адекватно реагировать на различные ситуации и изменчивость в воспитательном процессе. 

Педагог должен быть интеллектуально-развитой личностью. Он должен обладать расширенными знаниями во многих областях, их грамотно и доступно преподносить детям.

 Если дети относятся к педагогу положительно, если он им приятен, вызывает уважение, то они будут прислушиваться к его мнению, воспринимать его в качестве наставника и помощника. Те знания и навыки, которые передаёт педагог детям, его воспитательные способности воспринимаются через призму его личностных качеств, его индивидуальности. В этом состоит значимость и смысловое назначение личности педагога. Он является отражением каждого учащегося.

Поэтому его идеология, взгляды, ценностные ориентиры, культурное развитие, отношение к своей трудовой деятельности оказывает решающее воздействие на развитие каждого воспитанника.