Технологическая карта урока. «Роль жанрово – стилевого анализа в формировании исполнительских навыков учащихся класса скрипичного ансамбля»
Цель урока: раскрыть взаимосвязь жанрово – стилевой структуры произведения с его исполнительской трактовкой. Развитие творческих способностей обучающихся. Воспитание устойчивого интереса к игре в ансамбле
Задачи:
Образовательные:
- пополнить слуховой багажа учащихся;
- освоить характерные средства выразительности произведения;
- дать понятие аккомпанирующей функции группы ансамбля, помимо аккомпанирующей партии фортепиано;
- научить обучающихся находить пути решения музыкально-исполнительских задач ансамблевого музицирования.
Развивающие:
- развивать практические навыки взаимодействия в ансамбле;
- отработать единые штрихи в группах ансамбля;
- освоить единый динамический план произведения;
- развивать восприимчивость и отзывчивость на музыку.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся любовь и понимание музыки через исполнительство;
- воспитывать у обучающихся чувства ансамбля через слуховой контроль;
- воспитывать умение сотрудничать в коллективе;
- воспитывать стремление к осуществлению общей цели.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Роль жанрово – стилевого анализа в формировании исполнительских навыков учащихся класса скрипичного ансамбля»
Морозова Галина Борисовна,
преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств»
г. Урай ХМАО-Югры
2025 г.
Технологическая карта урока
«Роль жанрово – стилевого анализа в формировании исполнительских навыков учащихся класса скрипичного ансамбля»
1. Преподаватель: Морозова Галина Борисовна
2. Класс: 4-8 (скрипка)
3. Дата: 16.11.2024г.
4. Предмет: коллективное музицирование
5. Цель урока: раскрыть взаимосвязь жанрово – стилевой структуры произведения с его исполнительской трактовкой. Развитие творческих способностей обучающихся. Воспитание устойчивого интереса к игре в ансамбле.
6. Задачи:
Образовательные:
- пополнить слуховой багажа учащихся;
- освоить характерные средства выразительности произведения;
- дать понятие аккомпанирующей функции группы ансамбля, помимо аккомпанирующей партии фортепиано;
- научить обучающихся находить пути решения музыкально-исполнительских задач ансамблевого музицирования.
Развивающие:
- развивать практические навыки взаимодействия в ансамбле;
- отработать единые штрихи в группах ансамбля;
- освоить единый динамический план произведения;
- развивать восприимчивость и отзывчивость на музыку.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся любовь и понимание музыки через исполнительство;
- воспитывать у обучающихся чувства ансамбля через слуховой контроль;
- воспитывать умение сотрудничать в коллективе;
- воспитывать стремление к осуществлению общей цели.
7. Дидактические средства и оборудование
Для преподавателя:
- литературный ряд: партитура произведения;
- музыкальный ряд: видеозапись;
- скрипка, рояль, ноутбук ;
Для обучающихся:
- скрипки;
- пюпитры;
- нотный материал (партии).
8. Методы обучения:
Словесный (объяснение, беседа); наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов); практический (показ на инструменте); аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
9. Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | Организационный момент. Вводная беседа. Установка на творчество. Просмотр видеозаписи песни «Yesterday» в исполнении группы «Битлз». | Приветствие. Настройка скрипок. Сегодня мы продолжим работу над пьесой П. Маккартни «Yesterday». Давайте определим характерные особенности и средства музыкальной выразительности необходимые для воплощения художественного замысла произведения. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? Правильно. Сейчас я предлагаю посмотреть видеозапись песни «Yesterday» в исполнении группы «Битлз» и провести сравнительный анализ: в чем заключается отличие вокального и инструментального варианта произведения? Слушаем. Правильно. Инструментальный вариант звучит ярче, объемнее. Тем не менее, что мы должны постараться сохранить исполняя эту пьесу ансамблем? Приступим к работе? Готовы? | Приветствие - Темп, динамические оттенки, лад, тембр, регистр, штрихи. - В исполнении группы «Битлз» песня звучит в более быстром темпе, нет такой яркой кульминации, как в инструментальном варианте, нет динамического оттенка «фортиссимо». - Характер произведения, мягкость и лиризм, интонации присущие человеческому голосу. - Да. |
2. | Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии. | Закрепление теоретических знаний. Исполнение преподавателем разучиваемого произведения с концертмейстером. Активизируется процесс мышления. Исполнение произведения обучающимися. | Прежде чем приступить к работе над произведением вспомним, что такое песня? Какова ее форма? Преподаватель исполняет произведение с концертмейстером. Какой характер произведения? Какими средствами музыкальной выразительности это достигается? Молодцы! А сейчас давайте исполним «Yesterday». | - Это жанр вокальной музыки, ее форма-куплетная. Песни разделяются по содержанию – лирические, патриотические, сатирические и т.п. - Лирический. романтический. - Темп, динамика, штрихами: легато, деташе. Обучающиеся исполняют произведение. |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. | Работа над, звуковым балансом между мелодической линией и аккомпанементом, общей динамикой у всего ансамбля, отработка кульминации произведения. | Исполнение было ритмически точным. Но почему пьеса прозвучала однообразно? Все слышали хорошо мелодию? Нет. А почему? Что нужно сделать для этого? Правильно. Давайте исполним начало пьесы, слушая друг друга, слушая мелодию. Она не должна заглушаться подголосками. Выполняем динамические оттенки. Что необходимо сделать, чтобы динамические оттенки получились? Правильно.
Молодцы! Так лучше? Давайте поработаем над кульминацией произведения. Что такое кульминация в музыкальном произведении? Правильно. Каким образом это достигается? Правильно. Давайте попробуем. Играем «фортиссимо», делаем небольшое замедление темпа. Играем широко, используя весь смычок. Получилось? Не совсем. Как вы думаете: в чем причина? Правильно. Давайте сыграем еще раз и последим, чтобы у всех было единое распределение смычка. Молодцы! Так намного лучше! | - Играли одинаковым звуком, одним динамическим оттенком. - Скрипкам исполняющим мелодию играть ярче, а скрипкам, исполняющим аккомпанемент, тише. - Необходимо точно выполнять распределение смычка. Обучающиеся исполняют начало пьесы, стараются, следят за динамическими оттенками, внимательно слушают друг друга. - Да. - Это эпизод. в котором достигается наивысшее напряжение. - Динамическими оттенками, изменением темпа.
Учащиеся играют кульминацию, используя динамические оттенки, замедляя темп. - Не было единого штриха у ансамбля. -Учащиеся играют кульминацию, следят за распределением смычка, темпом и динамическими оттенками. |
4. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении. Закрепление уровня осмысления изученного материала. | А сейчас исполните «Yesterday» с начала до конца с аккомпанементом. Получилось ли у вас передать характер произведения? Все ли динамические оттенки были выполнены? Темп? Штрихи? Кульминация? Что вам понравилось в исполнении и какие были допущены ошибки? Вы все правильно отметили. Вы не только слушали свое исполнение, но и слышали друг друга. Каким образом? Молодцы! В завершение урока давайте еще раз исполним «Yesterday» в форме репетиции перед концертным выступлением. | Обучающиеся исполняют произведение. Стараются использовать различную динамику в мелодической линии и мотивах сопровождения. Следят за распределением смычка в кульминации, за сменой темпа. - Ансамбль держит единый темп, улучшилось распределение смычка, штрихи, но не у всех обучающихся. Ярче получилась кульминация, но прозвучала излишне резко. Необходимо сохранить мягкость, певучесть звука. Мягко, неслышно делать смену смычка, не толкать его. Обучающиеся еще раз исполняют «Yesterday» с большим удовольствием, стараются выполнить все, над чем работали на уроке. |
5. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Активизируется вербальное общение с обучающимися для самооценки ими собственной учебной деятельности. Домашнее задание. | Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке! Но чтобы исполнение всегда было качественным, необходимо закрепить пройденное на уроке дома. В домашних занятиях каждому участнику ансамбля необходимо обратить внимание на качество звука, фразировку, правильное распределение смычка в штрихах, а также проработать подход к кульминации. Ребята, спасибо за работу! |
