Программа

"Гармония" программа по вокалу (дополнительное образование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokal_kulieva_22-23.docx35.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемушкинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.В.Комарова»

Решение                                                    Утверждаю_____________________

педагогического совета                           директор МБОУ «Черемушкинская СОШ»

протокол №__________                           приказ №_______________________

от «___»________2025г.                          от «___»____________________ 2025г.

  Рабочая программа

детского вокального ансамбля

«Гармония»

Срок реализации: 1 год

Автор программы

Учитель музыки:

 Кулиева Г.Ю.                                      

                         

с. Черёмушка 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа работы кружка составлена на основе знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

Данная программа по вокалу «Гармония» предназначена для учащихся 2-11 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Основными принципами при реализации программы следует считать: доступность и последовательность обучения; соответствие содержания обучения возрастным особенностям. Программа не создает учебных перегрузок обучающимся (нет домашних заданий). Руководитель кружка учитывает способности детей, решает сам, какую тему нужно закрепить повторно, отрабатывает вокальные навыки.  

Главная цель программы – создать условия для творческого развития ребенка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).

Задачи:

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;

-развитие музыкальности, певческого голоса, музыкальной памяти;

-овладение практическими умениями и навыками в пении, музыкально-пластическом движении.

Требования к уровню подготовки ученика

наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

В результате обучения пению в хоровом кружке воспитанник должен знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.



Учебный план программы

Темы занятий

УУД

Кол-во часов

1.

Техника безопасности при работе с концертной аппаратурой. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

применять полученные знания и приобретённый опыт(работа с аппаратурой); самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

3

2.

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.

формировать способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

6

3.

Распевание. Дыхательные упражнения для певческого дыхания. Плавное звуковедение

исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе; выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения.

6

4.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего.

проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); творческая самореализация на занятии; способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

5

5

Дикция. Артикуляция.

приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера;

5

6.

Гигиена певческого голоса.

использовать знаково-символические средства для решения задач; работа над звуковедением и чистотой интонирования  ;пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры

3

7.

Сценическая культура и сценический образ. Ритмическое единство исполнения. Ритмические упражнения для вокального ансамбля

применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач; умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке; создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения.

6

8.

Основы нотной грамоты. Понятие паузы. Соответствие «ауфтактов» (взятие дыхания), «снятия» (окончание) звуков темпу и характеру исполняемого произведения. Тональность – характеристика лада по высоте.

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

интонирование мелодии;

4

9.

Движения вокалистов под музыку. Хореография. Сценическое мастерство. Мимика и жесты.

развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.

4

10.

Вокально-хоровая работа. Гармонический и мелодический слух как основа «интонационного  ансамбля».

применять полученные знания и приобретённый опыт(работа с аппаратурой) творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

5

11.

Импровизация. Своя партия и партия партнёра. Особенности эстрадных и джазовых вокальных ансамблей. Соответствие «ауфтактов» (взятие дыхания), «снятия» (окончание) звуков темпу и характеру исполняемого произведения

выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством; создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения.

5

12.

Хоровая манера исполнения.

применять полученные знания и приобретённый опыт(работа с аппаратурой) творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

9

13. Концертно-исполнительская деятельность - 11

ИТОГО: 68 ч.


CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Владение голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

Искусство пения – искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.

Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.
  2. Координационно-тренировочные занятия.

Блок 1.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Блок 2.

Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».

Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практические занятия:

Дыхательная гимнастика.

Распевание

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева с.158).

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Практические занятия:

1. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня.

Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.

Практические занятия:

Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Цель использования данного подхода: помочь воспитанникам постепенно углубляться в творчество отдельных вокалистов с целью формирования портретов кумиров.

Дикция. Артикуляция

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
  2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
  3. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа В. Емельянова с. 168-172);
  4. Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой (стр.78-80);
  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой (с.81-83).

Гигиена певческого голоса

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.

Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде курения на голосовые связки.

Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

- грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

- переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  3. Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  4. Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой);
  2. Психологический тренинг;
  3. Упражнение «Как правильно стоять» (по методике И.О.Исаевой);
  4. Упражнения на координацию движений;
  5. Практическая работа по формированию сценического образа.

Основы нотной грамоты

Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

Музыкальный размер ; сложный размер .

Ноты в басовом ключе. Паузы. Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки.

Правильное пение по нотам. Интонирование.

Практические занятия:

  1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз. Научиться писать скрипичный и басовый ключи. Выучить название октав на клавиатуре;
  2. Выучить название и написание всех длительностей;
  3. Пение гаммы по нотам со словами и показом;
  4. Пение песен по нотам;

Движения вокалистов под музыку (для работы с солистами)

Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

  1. Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
  2. Элементы ритмической гимнастики;
  3. Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

Вокально-хоровая работа

Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
  2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
  4. Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание вокально-телесных ощущений;

Импровизация

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

  1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
  2. Элементы импровизации в детском исполнении.

Собственная манера исполнения

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим. Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песней и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Песенный репертуар;
  2. Заучивание текста;
  3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
  4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Концертно-исполнительская деятельность

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.

В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы, районных мероприятий.

Содержание контроля

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов;

выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании;

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных мероприятий.

Методы и формы реализации программы кружка

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.


Обеспечение программы:

  1. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи;
  2. Синтезатор.

Интернет – ресурсы

1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
  2. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
  3. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
  4. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
  5. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.