Доклад «Работа с детьми ОВЗ в классах духовых инструментов»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Мирного МО «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 Доклад:

«Работа с детьми ОВЗ в классах духовых инструментов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мирный, 2025 г.

 

 

 

 

В Современной образовательной среде РФ в соответствии с Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений действует принцип инклюзивности - дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ).

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р. на современном этапе, содержание дополнительных образовательных программ

ориентировано на:

-создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной

социализации и профессионального самоопределения;

-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

-формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

-обеспечение духовно - нравственного, гражданского, патриотического, трудового

воспитания учащихся, в том числе из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Уже давно существующее понятие "инклюзивное образование" впервые нашло свое легальное закрепление в комментируемом Законе, оно определяется как обеспечение равного доступа к образованию для разных категорий обучающихся с учетом их потребностей и возможностей. Прежде всего, это относится к обучающимся с ограниченными возможностями, которым необходимо обеспечить адаптацию в неспециализированных образовательных организациях либо организовать обучение в отдельных классах, группах и организациях с учетом их особенностей. Дополнительно к

этому для них разрабатываются и реализуются на разных уровнях образования адаптированные образовательные программы. Они реализуются только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также индивидуальной программы инвалида (для лиц, имеющих инвалидность).

Адаптированные образовательные программы разрабатываются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ограниченными возможностями.

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008 утвержден Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Главная цель - дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Проблемой же является отсутствие теоретически обоснованных подходов к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями. Педагогическая практика носит интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с такой категорией обучающихся.

Одна из подпроблем это получение документов оснований от родителей и законных представителей, поскольку адаптированные дополнительные программы могут реализовываться только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также индивидуальной программы инвалида (для лиц, имеющих инвалидность). Без согласия в образовательных учреждениях преподаватели вынуждены работать с такими обучающимися по общим программам, что не соответствует когнитивному развитию обучающегося и требованиям дополнительных программ.

Актуальным является то, что преподавателям, работающим с обучающимися ОВЗ и детьми-инвалидами в частности в дополнительном образовании музыкального направления, необходимо помогать в поиске более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания. Опытным путем накапливать опыт работы в этой сфере, ценой проб и ошибок.

Для преподавателей в сфере обучения на духовых инструментах на сегодняшний день практически нет методических разработок, рекомендаций, пособий для работы с ОСОБЫМИ учащимися.

Перед преподавателями стоит задача - разработать методику работы обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в классах духовых инструментов.

Методика и практика должна быть направлена на ускорение общего и музыкального развития, а также на развитие и коррекцию речи, психологическую устойчивость (умение управлять своим эмоциональным состоянием) и как следствие - адаптация к реалиям современного мира, посредством решения следующих задач:

- выявления потенциала музыкальных занятий, в том числе занятий на духовых инструментах для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

- внедрения в традиционный урок методов, приемов и форм работы, оказывающих коррекционное воздействие на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- погружения обучающегося в активный, организационно-творческий процесс с использованием коллективно-индивидуальных форм работы.

В данном докладе коснусь лишь одного из важнейших вопросов – помощь в формировании артикуляционного аппарата и речи.

 По статистике 25% современных детей страдают нарушениями речевого развития. Причинами чего являются: дефицит общения или эмоциональный дискомфорт в семье, проблемы со здоровьем - такими как небольшое снижение слуха, недостаточное развитие артикуляционного аппарата, минимальные дисфункции мозга. Выделяются различные формы речевой патологии - нарушения голоса и темпа речи, заикание, нарушения письма и чтения и др. В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы, нам преподавателям необходимо разработать приемы и методы работы в классах духовых инструментов.

На мой взгляд, необходимо постоянно включать в урок ряд логопедических технологий: таких как развитие моторных систем организма; активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище голова, формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. Вопросы вдоха и выдоха для обучающихся с нарушениями речи чрезвычайно важны (особенно при заикании).

Для формирования диафрагмального вдоха и выдоха можно использовать упражнение «Задуть свечу». Это упражнение способствует формированию навык распределения дыхания на музыкальную или речевую фразу (нечеткое и невнятное произнесение слов у детей с нарушением речи зачастую связано с вялой артикуляцией, например, разные гласные звуки произносятся с одинаковым положением губ). Особенно полезным для ребенка с нарушением речи является пение. Пение развивает речевое дыхание, артикуляционный аппарат. Пропевание слогов «Ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке и на одном дыхании способствует выработке правильного положения губ во время пропевания разных гласных, способствуя автоматизации навыка, полученного на занятиях с логопедом. Планомерное и целенаправленное применение упражнений на постановку дыхания способствует укреплению голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Логопедами и психологами замечено, что занятия музыкой положительно влияют на художественно-речевое развитие ребенка, то есть на чувствительность к образным средствам речи.

Аномалии речевого развития требуют сложного, длительного комплекса лечебно-психолого-педагогических мероприятий, некоторые аномалии речевого развития ребенка не поддаются лечению, и тогда на первый план выступает работа по адаптации ребенка к жизни.

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные и глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое и духовное здоровье ребенка и учитывать психофизические особенности каждого возраста.

Это и будет отправной точкой следующего доклада.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Мирного МО «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

 Доклад:

«Работа с детьми ОВЗ в классах духовых инструментов»

 

 

 

 

 

 

Мирный, 2025 г.

 

В Современной образовательной среде РФ в соответствии с Основными принципами государственной политики и правового регулирования отношений действует принцип инклюзивности - дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ).

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р. на современном этапе, содержание дополнительных образовательных программ

ориентировано на:

-создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной

социализации и профессионального самоопределения;

-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

-формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

-обеспечение духовно - нравственного, гражданского, патриотического, трудового

воспитания учащихся, в том числе из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Уже давно существующее понятие "инклюзивное образование" впервые нашло свое легальное закрепление в комментируемом Законе, оно определяется как обеспечение равного доступа к образованию для разных категорий обучающихся с учетом их потребностей и возможностей. Прежде всего, это относится к обучающимся с ограниченными возможностями, которым необходимо обеспечить адаптацию в неспециализированных образовательных организациях либо организовать обучение в отдельных классах, группах и организациях с учетом их особенностей. Дополнительно к

этому для них разрабатываются и реализуются на разных уровнях образования адаптированные образовательные программы. Они реализуются только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также индивидуальной программы инвалида (для лиц, имеющих инвалидность).

Адаптированные образовательные программы разрабатываются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ограниченными возможностями.

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008 утвержден Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Главная цель - дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.

Проблемой же является отсутствие теоретически обоснованных подходов к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями. Педагогическая практика носит интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с такой категорией обучающихся.

Одна из подпроблем это получение документов оснований от родителей и законных представителей, поскольку адаптированные дополнительные программы могут реализовываться только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также индивидуальной программы инвалида (для лиц, имеющих инвалидность). Без согласия в образовательных учреждениях преподаватели вынуждены работать с такими обучающимися по общим программам, что не соответствует когнитивному развитию обучающегося и требованиям дополнительных программ.

Актуальным является то, что преподавателям, работающим с обучающимися ОВЗ и детьми-инвалидами в частности в дополнительном образовании музыкального направления, необходимо помогать в поиске более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания. Опытным путем накапливать опыт работы в этой сфере, ценой проб и ошибок.

Для преподавателей в сфере обучения на духовых инструментах на сегодняшний день практически нет методических разработок, рекомендаций, пособий для работы с ОСОБЫМИ учащимися.

Перед преподавателями стоит задача - разработать методику работы обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в классах духовых инструментов.

Методика и практика должна быть направлена на ускорение общего и музыкального развития, а также на развитие и коррекцию речи, психологическую устойчивость (умение управлять своим эмоциональным состоянием) и как следствие - адаптация к реалиям современного мира, посредством решения следующих задач:

- выявления потенциала музыкальных занятий, в том числе занятий на духовых инструментах для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

- внедрения в традиционный урок методов, приемов и форм работы, оказывающих коррекционное воздействие на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- погружения обучающегося в активный, организационно-творческий процесс с использованием коллективно-индивидуальных форм работы.

В данном докладе коснусь лишь одного из важнейших вопросов – помощь в формировании артикуляционного аппарата и речи.

 По статистике 25% современных детей страдают нарушениями речевого развития. Причинами чего являются: дефицит общения или эмоциональный дискомфорт в семье, проблемы со здоровьем - такими как небольшое снижение слуха, недостаточное развитие артикуляционного аппарата, минимальные дисфункции мозга. Выделяются различные формы речевой патологии - нарушения голоса и темпа речи, заикание, нарушения письма и чтения и др. В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы, нам преподавателям необходимо разработать приемы и методы работы в классах духовых инструментов.

На мой взгляд, необходимо постоянно включать в урок ряд логопедических технологий: таких как развитие моторных систем организма; активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище голова, формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения. Вопросы вдоха и выдоха для обучающихся с нарушениями речи чрезвычайно важны (особенно при заикании).

Для формирования диафрагмального вдоха и выдоха можно использовать упражнение «Задуть свечу». Это упражнение способствует формированию навык распределения дыхания на музыкальную или речевую фразу (нечеткое и невнятное произнесение слов у детей с нарушением речи зачастую связано с вялой артикуляцией, например, разные гласные звуки произносятся с одинаковым положением губ). Особенно полезным для ребенка с нарушением речи является пение. Пение развивает речевое дыхание, артикуляционный аппарат. Пропевание слогов «Ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке и на одном дыхании способствует выработке правильного положения губ во время пропевания разных гласных, способствуя автоматизации навыка, полученного на занятиях с логопедом. Планомерное и целенаправленное применение упражнений на постановку дыхания способствует укреплению голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Логопедами и психологами замечено, что занятия музыкой положительно влияют на художественно-речевое развитие ребенка, то есть на чувствительность к образным средствам речи.

Аномалии речевого развития требуют сложного, длительного комплекса лечебно-психолого-педагогических мероприятий, некоторые аномалии речевого развития ребенка не поддаются лечению, и тогда на первый план выступает работа по адаптации ребенка к жизни.

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные и глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое и духовное здоровье ребенка и учитывать психофизические особенности каждого возраста.

Это и будет отправной точкой следующего доклада.