ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01. УП.02. «АНСАМБЛЬ» Срок
Содержание
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9
1.1 Сведения о затратах учебного времени.. 9
1.2 Годовые требования по годам обучения 10
II.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 15
III.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.. 16
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА... 19
V.СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
- Пояснительная записка.
Учебная программа «Ансамбль» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», и является одним из учебных предметов (далее УП) обязательной части предметной области «Музыкальное исполнительство», учебного плана МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного РС(Я). Предназначена для учащихся со сроком обучения 5(6) лет и 8(9) лет.
Учебный предмет «Ансамбль» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков ансамблевой игры, получение обучающимися художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» для обучающихся поступивших в образовательное учреждение на образовательную программу по 5 летнему обучению составляет 4 года по 8 летнему обучению составляет 5 лет
Реализация основных профессиональных образовательных программ в области музыкального искусства, может быть увеличена на один год, для обучающихся, планирующих поступление в профильные образовательные учреждения.
Данная программа предназначена для внедрения в практику работы МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного. Уровень годовых требований, технических зачётов, переводных и выпускных экзаменов адаптирован к условиям занятий в МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного.
Трудоёмкость в часах.
«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 5(6) лет. Обязательная нагрузка
| ||
| Срок обучения 5 лет | Только на 6 класс |
Максимальная учебная нагрузка | 264 | 132 |
Аудиторные занятия | 132 | 66 |
Самостоятельная работа | 132 | 66 |
«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 8(9) лет. Обязательная нагрузка
| ||
| Срок обучения 8 лет | Только на 9 класс |
Максимальная учебная нагрузка | 330 | 132 |
Аудиторные занятия | 165 | 66 |
Самостоятельная работа | 165 | 66 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Целью учебного предмета «Ансамбль» является формирование и развитие у обучающихся комплекса знаний, умений, навыков в области коллективного творчества, позволяющего решать музыкально – исполнительские задачи в ансамблевой игре.
Задачи:
- воспитание музыканта - исполнителя соответствующего уровню требований данной программы, обладающего художественным вкусом и музыкальным кругозором;
- освоение основных исполнительских навыков игры в ансамбле, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять в ансамбле произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями,
- развитие исполнительской техники как необходимого компонента овладения инструментом;
- овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нотного текста;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- развитие чувства синхронности исполнения, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров;
- стимулирование развития эмоциональности, воображения, импровизационной фантазии, творческого взаимодействия и активности при игре в ансамбле;
- овладение навыками чёткой артикуляции, осмысленной фразировки, развития образного мышления, формирование навыков совместной деятельности;
- формирование у наиболее одарённых учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные Требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала с подобным, либо - ранее игранным, прослушанным);
- наглядный (показ демонстрация специфики исполнительских приёмов и способов звукоизвлечения на примере отдельных фрагментов, отдельных частей произведения; показ исполнения характерных метроритмических приёмов, особенностей жанрового и стилистического исполнения, взаимоотношения данной партии с другими);
- практические творческие упражнения – коллективные и индивидуальные, с делением целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации их в единое целое;
- получение наглядного слухового музыкально-игрового опыта на основе прослушивания записей выдающихся исполнителей, посещение концертов выдающихся музыкантов-исполнителей, в том числе, эстрадно - джазовых исполнителей для повышения общего уровня музыкально-культурного развития учащихся и восприятия того качества исполнения, к которому нужно стремиться;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учётом возрастных особенностей, его работоспособности и уровня его развития.
Материально-техническая база.
-учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв. м. (при составе 2 человека), а по возможности и больше,
-учебные аудитории учебного предмета «Ансамбль» должны быть звукоизолированы;
классы должны быть оснащены звуковоспроизводящей аппаратурой, усилителями.
Для полноценной работы класса ансамбля необходимы инструменты:
саксофон-альт,
саксофон тенор,
саксофон-сопрано,
- трости для инструмента
- мундштуки
- наличие пюпитров не менее 5 штук;
- нотный, дидактический, методический материал;
- наглядные пособия;
-аудио,- видео,- учебные пособия, вспомогательный аудио и видео учебный материал;
- аудио,- видео, - техника (музыкальный центр, Smart TV);
- копир-принтер-сканер;
- компьютер (ноутбук).
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Материально-техническая база МБУ ДО «ДШИ» г Мирного должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Мирного муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01. УП.02. «АНСАМБЛЬ»
Срок обучения – 8 (9) лет; 5(6) лет
г.Мирный, 2024 г.
«РЕКОМЕНДОВАНО» Заседанием методического совета МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного Протокол №____ от _______20___ г. «ОДОБРЕНО» Заседанием педагогического совета МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного Протокол №____ от _______20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ ДО ДШИ г. Мирного __________________ И. В. Бадмаева (подпись) «______» ______________20_____ г. |
Разработчик: | Кищенко М.И., преподаватель духовых инструментов (саксофон) высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Мирного муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), |
Рецензенты: | Беляев В. Ф., преподаватель, Профессор ГБОУ высшего образования «Высшая школа музыки РС(Я) им. В. А. Босикова» (проверить достоверность) |
Содержание
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9
1.1 Сведения о затратах учебного времени 9
1.2 Годовые требования по годам обучения 10
II.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
III.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 16
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 19
V.СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
- Пояснительная записка.
Учебная программа «Ансамбль» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», и является одним из учебных предметов (далее УП) обязательной части предметной области «Музыкальное исполнительство», учебного плана МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного РС(Я). Предназначена для учащихся со сроком обучения 5(6) лет и 8(9) лет.
Учебный предмет «Ансамбль» направлен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков ансамблевой игры, получение обучающимися художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» для обучающихся поступивших в образовательное учреждение на образовательную программу по 5 летнему обучению составляет 4 года по 8 летнему обучению составляет 5 лет
Реализация основных профессиональных образовательных программ в области музыкального искусства, может быть увеличена на один год, для обучающихся, планирующих поступление в профильные образовательные учреждения.
Данная программа предназначена для внедрения в практику работы МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного. Уровень годовых требований, технических зачётов, переводных и выпускных экзаменов адаптирован к условиям занятий в МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного.
Трудоёмкость в часах.
«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 5(6) лет. Обязательная нагрузка | ||
Срок обучения 5 лет | Только на 6 класс | |
Максимальная учебная нагрузка | 264 | 132 |
Аудиторные занятия | 132 | 66 |
Самостоятельная работа | 132 | 66 |
«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 8(9) лет. Обязательная нагрузка | ||
Срок обучения 8 лет | Только на 9 класс | |
Максимальная учебная нагрузка | 330 | 132 |
Аудиторные занятия | 165 | 66 |
Самостоятельная работа | 165 | 66 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Целью учебного предмета «Ансамбль» является формирование и развитие у обучающихся комплекса знаний, умений, навыков в области коллективного творчества, позволяющего решать музыкально – исполнительские задачи в ансамблевой игре.
Задачи:
- воспитание музыканта - исполнителя соответствующего уровню требований данной программы, обладающего художественным вкусом и музыкальным кругозором;
- освоение основных исполнительских навыков игры в ансамбле, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять в ансамбле произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями,
- развитие исполнительской техники как необходимого компонента овладения инструментом;
- овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нотного текста;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- развитие чувства синхронности исполнения, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров;
- стимулирование развития эмоциональности, воображения, импровизационной фантазии, творческого взаимодействия и активности при игре в ансамбле;
- овладение навыками чёткой артикуляции, осмысленной фразировки, развития образного мышления, формирование навыков совместной деятельности;
- формирование у наиболее одарённых учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные Требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала с подобным, либо - ранее игранным, прослушанным);
- наглядный (показ демонстрация специфики исполнительских приёмов и способов звукоизвлечения на примере отдельных фрагментов, отдельных частей произведения; показ исполнения характерных метроритмических приёмов, особенностей жанрового и стилистического исполнения, взаимоотношения данной партии с другими);
- практические творческие упражнения – коллективные и индивидуальные, с делением целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации их в единое целое;
- получение наглядного слухового музыкально-игрового опыта на основе прослушивания записей выдающихся исполнителей, посещение концертов выдающихся музыкантов-исполнителей, в том числе, эстрадно - джазовых исполнителей для повышения общего уровня музыкально-культурного развития учащихся и восприятия того качества исполнения, к которому нужно стремиться;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учётом возрастных особенностей, его работоспособности и уровня его развития.
Материально-техническая база.
-учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв. м. (при составе 2 человека), а по возможности и больше,
-учебные аудитории учебного предмета «Ансамбль» должны быть звукоизолированы;
классы должны быть оснащены звуковоспроизводящей аппаратурой, усилителями.
Для полноценной работы класса ансамбля необходимы инструменты:
саксофон-альт,
саксофон тенор,
саксофон-сопрано,
- трости для инструмента
- мундштуки
- наличие пюпитров не менее 5 штук;
- нотный, дидактический, методический материал;
- наглядные пособия;
-аудио,- видео,- учебные пособия, вспомогательный аудио и видео учебный материал;
- аудио,- видео, - техника (музыкальный центр, Smart TV);
- копир-принтер-сканер;
- компьютер (ноутбук).
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Материально-техническая база МБУ ДО «ДШИ» г Мирного должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. Содержание учебного предмета.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 5(6) лет. | ||||||
Обязательная часть (недельная нагрузка в часах) | ||||||
Наименование предмета | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. |
Ансамбль | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Консультации (годовая нагрузка в часах) | ||||||
Ансамбль | - | 2 | 2 | 2 | - | 2 |
Аттестация (годовой объём в неделях) (контрольные уроки или зачёты) | ||||||
2-5 класс – второе полугодие; 6 класс – второе полугодие | ||||||
«Духовые и ударные инструменты» Срок обучения 8(9) лет. | |||||||||
Обязательная часть (недельная нагрузка в часах) | |||||||||
Наименование предмета | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
Ансамбль | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Консультации (годовая нагрузка в часах) | |||||||||
Ансамбль | - | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Аттестация (годовой объём в неделях) (контрольные уроки или зачёты) | |||||||||
4-8 класс – второе полугодие; 9 класс – первое полугодие | |||||||||
Учебный материал распределяется по годам обучения. Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи, и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачётам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по годам обучения.
Контрольный урок или зачёт проводится:
Срок обучения 5(6) лет:
2-5 класс – второе полугодие; 6 класс – второе полугодие
Срок обучения 8(9) лет
4-8 класс – второе полугодие; 9 класс – первое полугодие
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях приравниваются к зачёту и экзамену.
Срок обучения – 5(6) лет.
2 класс ( первый год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Светлячок Грузинская народная песня
- Гретри С. Спор
II вариант.
- Брамс И. Колыбельная
- Как пойду я на быструю речку Русская народная песня
3 класс ( второй год обучения).
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Моцарт Л. Дуэт
- Шостакович Д. Хороший день
II вариант.
- Моцарт В. А. Контрданс
- Полька Богемская народная мелодия
4 класс ( третий год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Летхинен Ф. Летка - Енка
- Бетховен Л. Весенний призыв
II вариант.
- Мендельсон Ф. Песня без слов
- Григ Э. Морская песня
5 класс (четвёртый год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Градески Э. Регтайм «Мороженое»
- Чайковский П. Баркарола
II вариант.
- Гершвин Дж. Любимый мой
- Цфасман А. Озорная девчонка
6 класс ( пятый год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы выпускного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Дунаевский И. Лунный вальс
- Шедевиль Г. Пасторальная соната
II вариант.
- Кюи Ц. Тарантелла
- Бах И. С. Шутка
Срок обучения – 8(9) лет.
4 класс ( первый год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Светлячок Грузинская народная песня
- Лайтли роу Французская мелодия
II вариант.
- Шуман Р. Марш
- Гедике Э. Танец
5 класс ( второй год обучения).
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Прокофьев С. Марш
- Bella Bimba итальянская народная мелодия
II вариант.
- Моцарт В. А. Контрданс
- Мендельсон Ф. Песня без слов
6 класс ( третий год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Даргомыжский А. Ванька-Танька
- Цфасман А. Озорная девчонка
II вариант.
- Шостакович Д. Хороший день
- Мошковский М. Испанский танец
7 класс (четвёртый год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Чайковский П. Неаполитанский танец
- Гершвин Дж. О, леди, будьте добры
II вариант.
- Любимый мой Дж. Гершвин.
- Чайковский П. Баркарола
8 класс ( пятый год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы переводного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Бах И. С. Шутка
- Дунаевский И. Лунный вальс
II вариант.
- Шедевиль Г. Пасторальная соната
- Чайковский П. Неаполитанский танец
9 класс ( шестой год обучения)
Аудиторные занятия 1 час в неделю. Консультации 2 часа в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть один экзамен во втором полугодии.
Примеры программы выпускного экзамена (зачёта)
I вариант.
- Бенкалюк С. Юмореска
- Пьяцолла А. Танго инстр. И Сивцев
II вариант.
- Бенкалюк С. Аллегро
- Музыкальная мозаика перел. Черненко
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Ансамбль», а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков ансамблевой игры, получение художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.
В конце курса обучения по образовательной программе учебного предмета «Ансамбль» по виду инструмента «саксофон», обучающийся должен:
- овладеть навыками игры на саксофоне в ансамбле позволяющими ему использовать многообразные возможности инструмента;
- приобрести комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- уметь самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- приобрести навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- приобрести практику концертных и конкурсных выступлений;
- знать репертуар исполнителей на духовых инструментах, произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знать профессиональную терминологию;
- уметь читать с листа несложные музыкальные произведения;
- обладать навыком слухового контроля,
- уметь проявлять творческую инициативу, сформированных представлений о методике разучивания ансамблевой игры.
IV. Формы и методы контроля, система оценок.
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости обучающихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:
- отношение обучающегося к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определённом этапе. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, зачёты, академические концерты, технические зачёты, экзамены, проводимые в присутствии комиссии.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития обучающегося.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачётах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия учебным задачам года.
Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счёт аудиторного времени, предусмотренного по предмету «Ансамбль».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения инструментом, а также полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.
2. Критерии оценки
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочётов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
Зачёт | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых обучающихся знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка на академическом концерте, зачёте или экзамене;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса.
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности обучающегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности, а так же раскрываются тембральные и технические возможности саксофона.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся, как основного средства воспитания музыканта – исполнителя.
- Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
- Периодичность занятий: каждый день.
- Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырёх.
Объем самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учётом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учётом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
- Обучающийся должен быть физически здоров.
- Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по ансамблю. Обучающийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
- упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);
- чтение с листа.
- Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы обучающегося.
- Для успешной реализации программы «Ансамбль» обучающийся должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.
VI .Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
.
Список нотной литературы.
- Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.-изд. Военно-дирижёрского факультета при Мос. Гос. Консерватории, 1973
- Безуглый О., Щеглов О. Ежедневные упражнения гобоиста.- Киев, 1974
- Горсульский Б. Лирический вальс (для саксофона и фортепиано).- М., 1964
- Иванов А. Исполнительское дыхание на духовых инструментах К., 1991
- Иванов А. Методика индивидуального обучения на духовых и ударных инструментах Р-н-Д,. 1997
- Киша С. Пьесы для саксофона. Варшава, 1964, 1965
- Киша С. Пьесы для саксофона (альта тенора) и фортепиано. 1-й сборник – Варшава, 1964; 2-й сборник – Варшава, 1965
- Концерты для саксофона / Сост. М. Шапошникова. – М., 1986
- Кртишка С. Школа игры на саксофоне. – Прага: Супрафон, 1981
- Михайлов Л. Школа игры на саксофоне М., 1975
- Михайлов Л. Школа игры на саксофоне.- М., 1972
- Найсоо У. Импровизация.- М., 1965
- Осейчук А. Школа игры на саксофоне М., 1991
- Программа для детских и вечерних музыкальных школ М., 1975
- Программа для ДМШ М., 1967
- Программа для средних специальных музыкальных школ М., 1974
- Пушечников И. Легкие этюды для гобоя. – М., 1954
- Пьесы для саксофона. Перелож. А. Ривчуна. –М., 1963
- Пьесы советских композиторов. / Cост. М. Шапошникова. – М., 1986
- Пьесы советских композиторов. Вып 2 / Cост. Л. Михайлов – М., 1982
- Пьесы советских композиторов. Вып. 1 / Сост. Л. Михайлов.- М., 1981
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона. – М., 1968
- Ривчун А. Концертный этюд. – М., 1986
- Томис А. Десять миниатюр. Варшава, 1964
- Хеджа Т. Школа игры на саксофоне. Краков, 1976
- Херар Б. Школа игры на саксофоне. Будапешт, 1963
- Хрестоматия для кларнета. 1-3 классы ДМШ/сост. Мозговенко И., Штарк А.
- Хрестоматия для кларнета. 3, 4 классы ДМШ / сост. Мозговенко И. М., 1982
- Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ /сост. Мозговенко И.
- Хрестоматия для кларнета: 1, 2 классы ДМШ (Пьесы, ансамбли) / сост. Штарк А., Мозговенко М. М., 1977
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
- Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона М., 2000
Список методической литературы.
1. Апатский В. Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С. 24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
- Апатский В. Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С. 11-31.
- Арчажникова Л. Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
- Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
- Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
- Волков Н. В. Основы управления звучанием при игре на кларнете. Дис. канд. искусствоведения. М., 1987
- Волков Н. В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта- духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47.
- Волков Н. В. Проблемы развития творческого мышления музыканта- духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
- Волков Н. В. Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и задача исполнителя по её управлению. М., 1983
- Волков Н. В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Сборник трудов. Вып. 80. 1985. С. 50-75.
- Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С. 96.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
- Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
- Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
- Грищенко Л. А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
- Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М., 1956
- Евтихиев П. Н., Карцева Г. А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. С. 43-54.
- Зис А. Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
- Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
- Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986
- Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
- Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
- Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
- Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
- Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
- Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
- Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
- Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
- Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
- Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
- Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109