РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01. УП.01 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (саксофон) Срок обучения – 8 (9) лет
Содержание
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 7
1.1 Сведения о затратах учебного времени. 7
1.2 Годовые требования по годам обучения 8
II.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 17
III.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК. 18
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 20
V.СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «саксофон», далее - «Специальность» (саксофон), разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» (саксофон) направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получения художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.
Срок реализации учебного предмета «Специальность» (саксофон) для обучающихся, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет составляет 8 лет, включая обязательную начальную подготовку в течение двух лет на блокфлейте. Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», для обучающихся, планирующих поступление в профильные образовательные учреждения, может быть увеличена на один год и составляет 9 лет.
Кандидат для обучения на духовых инструментах должен обладать: нормальной мышечной массой тела, здоровой сердечной мышцей, здоровыми легкими, нормальным артериальным и внутричерепным давлением, достаточной длиной рук, пальцев на руках, нормальным строением губ, прикуса, зубов.
Для обучающихся класса духовых инструментов, не достигших достаточного физического развития целесообразно начинать занятия на духовых инструментах с освоения блокфлейты. Главным преимуществом блокфлейты является малый вес этого инструмента, а также легкость в звукоизвлечении, не требующая от обучающихся большого физического напряжения. Приобретая основы исполнительского дыхания, артикуляции, чистоты интонирования на блокфлейте обучающийся в дальнейшем будет лучше подготовлен к решению более сложных исполнительских задач. Обучение на блокфлейте существенно помогает решению такой задачи как приобретение, а в дальнейшем и привитие навыков ансамблевой игры.
Данная программа учебного предмета «Специальность» (саксофон) предназначена для внедрения в практику работы МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного. Подобран примерный репертуар с учетом региональных особеностей. Уровень годовых требований, технических зачетов, переводных и выпускных экзаменов адаптирован к условиям занятий в ДШИ г. Мирного.
Объем учебного времени
Таблица 1
Срок обучения | 8 лет | 9 лет |
Максимальная учебная нагрузка | 1316 | 1530,5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 | 641,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 | 889 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная. Рекомендуемая продолжительность учебных занятий в ДШИ составляет (из расчета 1 академический час): 30 минут для учащихся 1 класса и 40 минут для учащихся со 2 по 8(9) классы. Недельная нагрузка учащихся с 1-4 классы 2 часа, с 7-8 классы – 2,5 часа, дополнительного года обучения 9 класс – 3 часа.
Целью учебного предмета «Специальность» (саксофон) является обучение игре на саксофоне, воспитание музыканта соответствующего уровню требований данной программы, обладающего художественным вкусом и музыкальным кругозором.
Задачи:
- освоение основных исполнительских навыков игры на инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле;
- развитие исполнительской техники как необходимого компонента овладения инструментом;
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на инструменте произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями,
- приобретение музыкальной грамотности как необходимого условия для музыкального исполнительства на саксофоне;
- овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нотного текста;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- развитие кругозора и интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- формирование у наиболее одаренных обучающихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные Требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Для успешной реализации данной программы материально-техническая база МБУ ДО «ДШИ» г Мирного соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории площадью не менее 9 кв.м. звукоизолированы, имеются в наличие все необходимые принадлежности:
- пюпитры не менее 5 штук;
- нотный, дидактический, методический материал;
- наглядные пособия;
- аудио,- видео,- учебные пособия, вспомогательный аудио и видео учебный материал;
- аудио,- видео, - техника (музыкальный центр, ЖК - телевизор);
- копир-принтер-сканер;
- компьютер (ноутбук);
- у каждого обучающегося в наличии должен быть музыкальный инструмент (саксофон-альт, саксофон тенор, саксофон-сопрано, фирм: «Yamaha», «Yanagisawa», «King», «Conn»);
- трости для инструмента фирм: «Vandoren», «RICO»;
- мундштуки «Vandoren», Yamaha».
В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Мирного МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01. УП.01 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (саксофон) |
Мирный, 2024 г. |
РЕКОМЕНДОВАНА Заседанием методического совета Протокол №_________ от «______» ____________20___ г. ПРИНЯТА Заседанием педагогического совета Протокол №_________ от «______» _________20______ г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного № ________________ от «_____»________________20___г. |
Разработчик: | Кищенко М.И., преподаватель духовых инструментов (саксофон) высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного |
Рецензенты: | Слепцова И.В., преподаватель Якутского музыкального колледжа имени М. Н. Жиркова, руководитель учебного симфонического оркестра, Отличник культурв РС(Я) |
Хабибуллина Ксения Хасыровна, преподаватель духовых инструментов (саксофон) высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного, заведующий отелом духовых инструментов |
Содержание
I.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 7
1.1 Сведения о затратах учебного времени 7
1.2 Годовые требования по годам обучения 8
II.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 17
III.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 18
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 20
V.СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «саксофон», далее - «Специальность» (саксофон), разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» (саксофон) направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получения художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.
Срок реализации учебного предмета «Специальность» (саксофон) для обучающихся, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет составляет 8 лет, включая обязательную начальную подготовку в течение двух лет на блокфлейте. Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», для обучающихся, планирующих поступление в профильные образовательные учреждения, может быть увеличена на один год и составляет 9 лет.
Кандидат для обучения на духовых инструментах должен обладать: нормальной мышечной массой тела, здоровой сердечной мышцей, здоровыми легкими, нормальным артериальным и внутричерепным давлением, достаточной длиной рук, пальцев на руках, нормальным строением губ, прикуса, зубов.
Для обучающихся класса духовых инструментов, не достигших достаточного физического развития целесообразно начинать занятия на духовых инструментах с освоения блокфлейты. Главным преимуществом блокфлейты является малый вес этого инструмента, а также легкость в звукоизвлечении, не требующая от обучающихся большого физического напряжения. Приобретая основы исполнительского дыхания, артикуляции, чистоты интонирования на блокфлейте обучающийся в дальнейшем будет лучше подготовлен к решению более сложных исполнительских задач. Обучение на блокфлейте существенно помогает решению такой задачи как приобретение, а в дальнейшем и привитие навыков ансамблевой игры.
Данная программа учебного предмета «Специальность» (саксофон) предназначена для внедрения в практику работы МБУ ДО «ДШИ» г. Мирного. Подобран примерный репертуар с учетом региональных особеностей. Уровень годовых требований, технических зачетов, переводных и выпускных экзаменов адаптирован к условиям занятий в ДШИ г. Мирного.
Объем учебного времени
Таблица 1
Срок обучения | 8 лет | 9 лет |
Максимальная учебная нагрузка | 1316 | 1530,5 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 | 641,5 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 | 889 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная. Рекомендуемая продолжительность учебных занятий в ДШИ составляет (из расчета 1 академический час): 30 минут для учащихся 1 класса и 40 минут для учащихся со 2 по 8(9) классы. Недельная нагрузка учащихся с 1-4 классы 2 часа, с 7-8 классы – 2,5 часа, дополнительного года обучения 9 класс – 3 часа.
Целью учебного предмета «Специальность» (саксофон) является обучение игре на саксофоне, воспитание музыканта соответствующего уровню требований данной программы, обладающего художественным вкусом и музыкальным кругозором.
Задачи:
- освоение основных исполнительских навыков игры на инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле;
- развитие исполнительской техники как необходимого компонента овладения инструментом;
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на инструменте произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями,
- приобретение музыкальной грамотности как необходимого условия для музыкального исполнительства на саксофоне;
- овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нотного текста;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- развитие кругозора и интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
- формирование у наиболее одаренных обучающихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.
Обоснованием структуры программы являются Федеральные Государственные Требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Для успешной реализации данной программы материально-техническая база МБУ ДО «ДШИ» г Мирного соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории площадью не менее 9 кв.м. звукоизолированы, имеются в наличие все необходимые принадлежности:
- пюпитры не менее 5 штук;
- нотный, дидактический, методический материал;
- наглядные пособия;
- аудио,- видео,- учебные пособия, вспомогательный аудио и видео учебный материал;
- аудио,- видео, - техника (музыкальный центр, ЖК - телевизор);
- копир-принтер-сканер;
- компьютер (ноутбук);
- у каждого обучающегося в наличии должен быть музыкальный инструмент (саксофон-альт, саксофон тенор, саксофон-сопрано, фирм: «Yamaha», «Yanagisawa», «King», «Conn»);
- трости для инструмента фирм: «Vandoren», «RICO»;
- мундштуки «Vandoren», Yamaha».
В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Сведения о затратах учебного времени
На освоение учебного предмета «Специальность» (саксофон), сроком обучения - 8 (9) лет, предусмотрен общий объем времени аудиторных и самостоятельных занятий
Распределение нагрузки по годам обучения
Таблица 2
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделю) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 часов | 82,5 | |||||||
641,5 | |||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 64 | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 | 132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 757 часов | 132 | |||||||
889 | |||||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 128 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 214,5 | 214,5 | 214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 часов | 214,5 | |||||||
1530,5 | |||||||||
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по годам обучения
1 год обучения (блок флейта)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю. Консультации 6 часов в год.
Донотный период работы. Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте, основы звукоизвлечения, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в прямом движении в тональностях без знаков. Легкие упражнения и пьесы.
За первый учебный год обучающийся должен сыграть зачет и переводной экзамен во втором полугодии.
Примерный репертуарный список
Пьесы:
- Белорусская народная песня «Перепёлочка»
- Бетховен Л. Экоссез
- Кабалевский Д. Про Петю
- Калинников В. Тень-тень
- Майзель Б. Кораблик
- Моцарт В. Аллегретто
- Моцарт В. Вальс
- Пушечников И. Дятел
- Витлин В. Кошечка
- Иорданский М. Про чибиса
- Мильман М. Елочка
- Французская мелодия Au Clair de la Lune
- Французская мелодия Paris
- Немецкая мелодия Folk song
- Немецкая мелодия In May
- Французская мелодия Fais Do Do
- Русская народная песня «Во поле береза стояла»
- Русская народная песня «Зайка»
- Русская народная песня «Как под горкой»
- Русская народная песня «Про кота»
- Русская народная песня «Сидел Ваня»
- Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»
- Чешская народная песня «Аннушка»
- Чешская народная песня «Пастушок»
Упражнения и этюды.
- Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007
- Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
- Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002
- А. Покровский В школе и дома. М., изд. Советский композитор., 1985
- STEP ONE: Играем на блокфлейте автор Джеральд Буракофф
Примерные программы переводного экзамена
1 вариант.
Кабалевский Д. Про Петю.
Чешская народная песня «Пастушок».
Ж Б Люлли Песенка
2 вариант.
Майзель Б. Кораблик
Моцарт В. Аллегретто
Лойе Ж.Б. Песенка
2 год обучения (блок флейта)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю. Консультации 8 часов в год.
За учебный год учащийся должен сыграть:
в первом полугодии на контрольном уроке технический зачет и академический концерт (промежуточная аттестация в форме зачета)
во втором полугодии технический зачет и академический концерт (промежуточная аттестация в форме экзамена).
Требования к аттестации:
- мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные до одного знака включительно и арпеджио в них в прямом движении штрихами деташе легато стаккатто
- 10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
- 2-3 пьесы.
- Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Пьесы:
- Бах И.С. Менуэт , Полонез
- Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»
- Бетховен Л. Сурок
- Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
- Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
- Вивальди А. Зима (фрагмент)
- Гайдн Й. Анданте , Серенада
- Гендель Г. Бурре
- Лойе Ж. Соната
- Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан», Менуэт из оперы «Дон Жуан»
- Моцарт В. Майская песня
- Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
- Оленчик И. Хорал
- Перселл Г. Ария
- Чайковский П. Вальс, Итальянская песенка,
- Чайковский П. Сладкая греза из «Детского альбома» ,
- Чайковский П Грустная песенка
- Шапорин Ю. Колыбельная
- Шуман Р. Веселый крестьянин, Песенка из «Альбома для юношества»
Упражнения и этюды.
- Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
- Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
- А. Покровский В школе и дома. М., изд. Советский композитор., 1985
- Юрисалу Х. «24 этюда для блокфлейты», Л., «Советский композитор», 1985
- Станкевич И. «Легкие этюды для блокфлейты», М., «Престо», 1997
Примерные программы переводного экзамена
1 вариант
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
Старокадомский Веселые путешественники
2 вариант
Е. Крылатов Крылатые качели
Перселл Г. Ария.
Бах Ф.Э. Марш
3 год обучения (перевод на саксофон)
Аудиторные занятия 2 часа в неделю Консультации 8 часов в год.
За учебный год учащийся должен сыграть технический зачет и академический концерт в первом полугодии, технический зачет и академический концерт во втором полугодии.
Освоение саксофона: в течение учебного года приобрести навыки звукоизвлечения, звуковедения, исполнительского дыхания, а так же постановка исполнительского аппарата.
- мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные до двух знаков включительно в прямом движении штрихами деташе легато стаккато в сдержанном темпе.
- 6-8 произведений, соответствующих уровню сложности третьего года обучения.
- 2-3 пьесы довести до уровня концертного исполнения.
- 3- 5 простейших ансамблей.
- Умение грамотно понимать и разбирать простейший нотный текст.
Примерный репертуарный список:
Пьесы:
- Кабалевский Д. Про Петю
- Бах И. С. Старый дом
- Шуберт Ф. Вальс.
- Шуман Р. Мелодия.
- Шостакович Д. Вроде марша.
- Бетховен Л. Экосез.
- Бах И.С. Менуэт , Полонез
- Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»
- Бетховен Л. Сурок
- Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
- Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
- Вивальди А. Зима (фрагмент)
- Гайдн Й. Анданте , Серенада
- Гендель Г. Бурре
- Лойе Ж. Соната
- Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан», Менуэт из оперы «Дон Жуан»
- Моцарт В. Майская песня
Упражнения и этюды.
- Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
- Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)
- А. Покровский В школе и дома. М., изд. Советский композитор., 1985
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
Примерные программы переводного экзамен
1 вариант
Дунаевский И. Колыбельная из к/ф «Цирк»
Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)
Брамс И. Колыбельная песня (дуэт).
2 вариант
Моцарт В. Деревенский танец
Делло-Джойо Н. Безделушка
Вустин Е. Два негритянскихнастроения (дуэт)
4 год обучения
Аудиторные занятия 2 часа в неделю. Консультации 8 часов в год.
За учебный год учащийся должен сыграть технический зачет и академический концерт в первом полугодии, технический зачет и академический концерт во втором полугодии.
Дальнейшая работа над постановкой исполнительского дыхания. Упражнения на закрепления дыхания. Дальнейшее формирование навыков звуковедения, звукоизвлечения, оттачивание качества исполнительского мастерства различными штрихами (деташе, легато, стаккато). Работа над чистотой интонации, тембром. Упражнение на развитие интонации, развитие тембра. Исполнение протяжных звуков в сочетании с различными динамическими оттенками.
- мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные до трёх знаков включительно и арпеджио в них в прямом движении штрихами деташе легато стаккатто
- 6-8 произведений, соответствующих уровню сложности четвёртого года обучения.
- 2-4 пьесы довести до уровня концертного исполнения.
- 3- 5 ансамблей.
- Элементарные навыки чтения с листа.
- Умение грамотно понимать и разбирать нотный текст.
Примерный репертуарный список:
Пьесы:
- Хачатурян А. Андантино.
- Моцарт В. Деревенский танец
- Кабалевский Д. Наш край.
- Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан».
- Русская народная песня «Коса ль моя, косынька», обр. П.Чайковского
- Спадавеккиа А. «Песенка»
- Кабалевский Д. «Наш край»
- Мясковский Н.«Весеннее настроение»
- Шуберт Ф. «Вальс»
- 40 More Hits Of Our Times (book 2), arr. Ben Kendall, Leeds Music Corp., New York:
- Roberts A.& Fisher D. «Into Each Life Some Rain Must Fall»
- Ovens H. «Hawaiian Paradise»
Упражнения и этюды.
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
Примерные программы переводного экзамена
1 вариант
Бетховен Л. Соната
Дебюсси К. Маленький негритенок
Шуман Р. Дед Мороз
2 вариант
Прокофьев С. Марш (дуэт).
Бакланова Н. Мелодия
Моцарт В. Менуэт (дуэт
5 год обучения
Аудиторные занятия 2 часа в неделю Консультации 8 часов в год.
За учебный год, обучающийся должен сыграть технический зачет и академический концерт в первом полугодии, технический зачет и академический концерт во втором полугодии.
Дальнейшая работа над постановкой исполнительского дыхания. Упражнения на закрепления дыхания. Дальнейшее формирование навыков звуковедения, звукоизвлечения, оттачивание качества исполнительского мастерства различными штрихами (деташе, легато, стаккато). Работа над чистотой интонации, тембром. Упражнение на развитие интонации, развитие тембра. Исполнение протяжных звуков в сочетании с различными динамическими оттенками.
Мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные до четырёх знаков включительно и арпеджио в них в прямом движении штрихами деташе легато стаккатто
Хроматическая гамма от ноты «ре» первой октавы до ноты «фа» третьей октавы (гамма исполняется штрихами деташе, легато стаккато).
6-8 произведений, соответствующих уровню сложности пятого года обучения.
2-3 пьесы довести до уровня концертного исполнения.
3- 5 ансамблей.
Элементарные навыки чтения с листа.
Умение грамотно понимать и разбирать нотный текст.
Примерный репертуарный список:
Пьесы:
- Гендель Г. Адажио
- Хала К. Фокстрот
- Гендель Г. Ф. Гавот с вариациями.
- Делло-Джойо Н. Безделушка.
- Моцарт В. Деревенский танец
- Кабалевский Д. Наш край.
- Р. Бонончини Рондо
Упражнения и этюды.
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- 40 More Hits Of Our Times (book 2), arr. Ben Kendall, Leeds Music Corp., New York:
- Roberts A.& Fisher D. «Into Each Life Some Rain Must Fall»
- Ovens H. «Hawaiian Paradise»
Примерные программы переводного экзамена
1 вариант
Мусоргский М. Старый замок
Свиридов Г. Музыкальный момент
Бах И. Менуэт (дуэт).
2 вариант
Лансен С. Саксофониана
Скрябин А. Прелюдия (по выбору)
Григ Э. Морская песня (трио)
6 год обучения
Аудиторные занятия 2 часа в неделю Консультации 8 часов в год.
За учебный год учащийся должен сыграть технический зачет и академический концерт в первом полугодии, технический зачет и академический концерт во втором полугодии.
Дальнейшая работа над постановкой исполнительского дыхания. Упражнения на закрепления дыхания. Дальнейшее формирование навыков звуковедения, звукоизвлечения, оттачивание качества исполнительского мастерства различными штрихами (деташе, легато, стаккато). Работа над чистотой интонации, тембром. Упражнение на развитие интонации, развитие тембра. Исполнение протяжных звуков в сочетании с различными динамическими оттенками.
Мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные до пяти знаков включительно и арпеджио в них в прямом движении штрихами деташе легато стаккатто
Хроматическая гамма от ноты «до» первой октавы до ноты «фа» третьей октавы (гамма исполняется штрихами деташе).
6-8 произведений, соответствующих уровню сложности шестого года обучения.
2-3 пьесы довести до уровня концертного исполнения.
3- 5 простейших ансамблей.
Примерный репертуарный список:
Пьесы:
- Мусоргский М. Старый замок.
- Бенкалюк С. Юмореска.
- Тарнопольский В. Шутливый диало.г
- Шитте Л. Этюд.
- Бетховен Л. Сонатина.
- Мурзин В. Лабиринт.
- Дебюсси К. Маленький негритенок.
- Шуман Р. Дед мороз.
- Хала К. Фокстрот
Упражнения и этюды.
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 5-6 годы обучения М., 1986
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- 40 More Hits Of Our Times (book 2), arr. Ben Kendall, Leeds Music Corp., New York:
- Roberts A.& Fisher D. «Into Each Life Some Rain Must Fall»
- Ovens H. «Hawaiian Paradise»
Примерные программы переводного экзамена
1 вариант
Ривчун А. Этюд № 6
Видеман Л. Этюд № 6
Гендель Г. Сонатина № 4 (3, 4 ч.)
2 вариант
Рахманинов С. Итальянская полька
Томис А. Миниатюра № 3
Чугунов Ю. Две инвенции (дуэт)
7 год обучения
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год
За учебный год учащийся должен сыграть технический зачет и академический концерт в первом полугодии, технический зачет и академический концерт во втором полугодии.
Дальнейшая работа над постановкой исполнительского дыхания. Упражнения на закрепления дыхания. Дальнейшее формирование навыков звуковедения, звукоизвлечения, оттачивание качества исполнительского мастерства различными штрихами (деташе, легато, стаккато). Работа над чистотой интонации, тембром. Упражнение на развитие интонации, развитие тембра. Исполнение протяжных звуков в сочетании с различными динамическими оттенками.
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Главная задача пятого класса - предоставить выпускную программу в максимально качественном виде. Перед экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные до шести знаков включительно и арпеджио в них в прямом движении штрихами деташе легато стаккатто, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
15-20 этюдов (по нотам).
4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список:
Пьесы:
- Гендель Г. Адажио
- Хала К. Фокстрот
- Гендель Г. Ф. Гавот с вариациями.
- Делло-Джойо Н. Безделушка.
- Моцарт В. Деревенский танец
- Кабалевский Д. Наш край.
Упражнения и этюды.
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 5-6 годы обучения М., 1986
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- 40 More Hits Of Our Times (book 2), arr. Ben Kendall, Leeds Music Corp., New York:
- Roberts A.& Fisher D. «Into Each Life Some Rain Must Fall»
- Ovens H. «Hawaiian Paradise»
Примерные программы переводного экзамена
1 вариант
Глюк К. Мелодия
Крейслер Ф. Канон-Бурлеска (трио)
Бенкалюк С. Восточный танец.
2 вариант
Бенкалюк С. Жига
Свиридов Г. Музыкальный момент.
Томис С. Миниатюра № 3
8 год обучения
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы диезные и бемольные в тональностях до семи знаков, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
15-20 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Пьесы:
- В. Керма. Пальцы Руди
- А. Жулев. Экспресс-буги
- Х. Боза. Manhattan Rag
- Р. Видофт. Мазанетта Гендель Г. Адажио
- Хала К. Фокстрот
- Г. Апергис. Rasch
- Дж. Наулаис. Маленькая латинская сюита
- А. Браю. Карусель
- М. Лакт. Рубато Видофта
Упражнения и этюды
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- 40 More Hits Of Our Times (book 2), arr. Ben Kendall, Leeds Music Corp., New York:
- Roberts A.& Fisher D. «Into Each Life Some Rain Must Fall»
- Ovens H. «Hawaiian Paradise»
- С.М.Рэйшер. Главные тоны для Саксофона
- О.Нельсон.Образцы для Саксофона
- Д.Либман.Создание персональногозвука на Саксофоне
Примерные программы выпускного экзамена
1 вариант
Видофт Веселый саксофонист
Куперен Дилижанс
Бах Ария
2 вариант
Л.Боккерини. Соната D dur 1, 2 части
В. Керма. Пальцы Руди
Р. Видофт. Мазанетта
Обучающиеся, продолжающие обучение , сдают выпускной экзамен в 9 классе.
9 год обучения
Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю Консультации 8 часов в год
В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики девятого класса играют в учебном году зачет и экзамен: в декабре и мае. В декабре - крупная форма. На выпускной экзамен (итоговая аттестация) выносится программа с прибавлением пьесы.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до семи знаков, в том числе доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в подвижном темпе различными штрихами. 15-20 этюдов (по нотам). 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список.
Пьесы.
- Дюка П. Цыганке
- Жоли Д. Ария и танец
- Паркер Ч. Пьеса
- Глиэр Р. Романс
- Бенкалюк С.Концертино.
- Бенкалюк С. Эскиз
- Гендель Г. Соната соль минор
- Боцца Э. Астурия
- Браю.А. Карусель (полька)
- Гершвин. Д. Острый ритм
- Перенко М. Вальс
- Абрэу З. Тико-тико
- Видофт Р. Веселый саксофонист.
Упражнения и этюды
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 1969
- 40 More Hits Of Our Times (book 2), arr. Ben Kendall, Leeds Music Corp., New York:
- Roberts A.& Fisher D. «Into Each Life Some Rain Must Fall»
- Ovens H. «Hawaiian Paradise»
- С.М.Рэйшер. Главные тоны для Саксофона
- О.Нельсон.Образцы для Саксофона
- Д.Либман.Создание персональногозвука на Саксофоне
Примерные программы выпускного экзамена
1 вариант
Хачатурян Танец из балета Спартак
Бенкалюк С. Концертное аллегро
Паркер Ч. Пьеса
Глиэр Р. Романс
2 вариант
Бенкалюк С .Эскиз
Гендель Г. Соната соль минор
Боцца Э. Астурия
Бенкалюк С.Концертино.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получения художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития.
В конце курса обучения по образовательной программе учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «саксофон», обучающийся должен:
- овладеть исполнительскими знаниями и умениями, навыками игры на саксофоне позволяющими ему использовать многообразные возможности инструмента;
- уметь самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- проявлять интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- знать репертуар исполнителей на саксофоне, произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
- знать художественно-исполнительские возможности саксофона;
- знать профессиональную терминологию;
- уметь читать с листа несложные музыкальные произведения;
- обладать навыком слухового контроля,
- уметь управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- уметь проявлять творческую инициативу, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- иметь в наличии навыки репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль успеваемости обучающихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:
- отношение обучающегося к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены, проводимые в присутствии комиссии.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития обучающегося.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия учебным задачам года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (саксофон)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения инструментом, а также полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной сольной программы.
Критерии оценок
Таблица
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
Зачет | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»е, что дает возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы обучающегося;
- оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
- другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному. Преподавателю следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности, а так же раскрываются тембральные и технические возможности саксофона.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
- Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
- Периодичность занятий: каждый день.
- Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
- Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.
- Обучающийся должен быть физически здоров.
- Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Обучающийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.
- Содержанием домашних заданий могут быть:
- упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
- работа над художественным материалом (пьесы или произведением крупной формы);
- чтение с листа.
- Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы обучающегося.
- Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» обучающийся должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.
Список нотной литературы
- Альбом ученика-кларнетиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ / сост. Н.Тимоха. Киев, 1975
- Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.-изд. Военно-дирижерского факультета при Мос. Гос. Консерватории, 1973
- Безуглый О., Щеглов О. Ежедневные упражнения гобоиста.- Киев, 1974
- Вивальди концерт для двух гобоев (ля минор). –Будапешт, 1971
- Горсульский Б. Лирический вальс (для саксофона и фортепиано).- М., 1964
- Иванов А. Исполнительское дыхание на духовых инструментах К., 1991
- Иванов А. Методика индивидуального обучения на духовых и ударных инструментах Р-н-Д,.1997
- Концерты для саксофона / Сост.М. Шапошникова. – М., 1986
- Кртишка С. Школа игры на саксофоне. – Прага: Супрафон, 1981
- Кручина Б. Джазовая школа для саксофона (кларнета) – Прага, 1972
- Михайлов Л. Школа игры на саксофоне М., 1975
- Михайлов Л. Школа игры на саксофоне.- М., 1972
- Найсоо У. Импровизация.- М., 1965
- Осейчук А. Школа игры на саксофоне М., 1991
- Пушечников И. Легкие этюды для гобоя. – М., 1954
- Пьесы для саксофона. Перелож. А. Ривчуна. –М., 1963
- Пьесы советских композиторов. / Cост. М. Шапошникова. – М., 1986
- Пьесы советских композиторов. Вып 2 / Cост. Л. Михайлов – М., 1982
- Пьесы советских композиторов. Вып. 1 / Сост. Л. Михайлов.- М., 1981
- Ривчун А Школа игры на саксофоне М., 1969
- Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона. – М., 1968
- Ривчун А.Концертный этюд. – М., 1986
- Томис А. Десять миниатюр. Варшава, 1964
- Хеджа Т. Школа игры на саксофоне. Краков, 1976
- Херар Б. Школа игры на саксофоне. Будапешт, 1963
- Хрестоматия для кларнета. 1-3 классы ДМШ/сост. Мозговенко И., Штарк А.
- Хрестоматия для кларнета. 3, 4 классы ДМШ / сост. Мозговенко И. М., 1982
- Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ /сост. Мозговенко И.
- Хрестоматия для кларнета: 1, 2 классы ДМШ (Пьесы, ансамбли) / сост. Штарк А., Мозговенко М. М., 1977
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1-3-й годы обучения М., 1986
- Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона М., 2000
Список методической литературы
- Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
- Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
- Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
- Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
- Волков Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете. Дис. канд. искусствоведения. М., 1987
- Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта- духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47.
- Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта- духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
- Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и задача исполнителя по ее управлению. М.,1983
- Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Сборник трудов. Вып 80. 1985. С. 50-75.
- Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
- Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
- Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
- Грищенко Л. А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
- Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
- Евтихиев П.Н., Карцева Г. А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. С.43-54.
- Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
- Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
- Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986
- Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
- Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
- Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
- Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
- Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
- Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
- Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
- Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
- Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
- Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
- Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109