Описание педагогического опыта по теме: «Основы вокально-хоровой техники: упражнения на дыхание для младших школьников»
Эта работа - обобщение педагогического опыта по работе с певческим дыханием у младших школьников. Певческое дыхание – это фундамент, на котором держится все вокальное мастерство. Поэтому обучение детей правильному дыханию должно быть осознанным, поэтапным и последовательным, начиная с первых уроков.
В работе освящена проблема певческого дыхания у детей и описываются методики работы и приёмы обучения для решения данной проблемы, описан собственный опыт с учетом передового педагогического опыта ведущих специалистов в этой области. В видезаписи показан комплекс практических упражнений на дыхание и для разогрева артикуляционного аппарата с учащимися хоровой студии 8-10 лет, благоприятно влияющих на физическое и общее состояние учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №39 имени Ю.А. Гагарина города Белореченска муниципального образования Белореченский муниципальный район
Краснодарского края
ОПИСАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
по теме:
«Основы вокально-хоровой техники:
упражнения на дыхание для младших школьников»
учителя музыки
Клям Ирины Юрьевны
г. Белореченск, 2025
«Искусство пения - это искусство дыхания»
Франческо Ламперти
История темы педагогического опыта в педагогике
История изучения певческого дыхания у детей тесно переплетается с развитием вокальной педагогики и исследованием особенностей детского голоса. Несмотря на то, что тема дыхания в пении поднималась мастерами вокала на протяжении веков, систематическое изучение и разработка специализированных методик для детей получили активное развитие лишь в конце XIX - начале XX века, когда начали формироваться научные подходы к обучению вокалу.
Эпоха бельканто (XVII–XIX век). Основные рекомендации включали избегание чрезмерного наполнения легких воздухом, его экономное расходование и умелое восполнение. Однако эти методы предназначались для опытных взрослых вокалистов, а не для детей.
Конец XIX – начало XX века ознаменовались научным подходом к анализу вокального искусства. На стыке столетий начались исследования физиологических основ формирования голоса. Врачи и педагоги, такие как Е. А. Алмазов, Е. А. Аркин, В. М. Бехтерев, А. М. Егоров и В. П. Морозов в России, занялись изучением особенностей детского организма и голосового аппарата. Ученые пришли к выводу, что в работе с хором необходимо учитывать физические возможности детей и особенности их психики, чтобы не навредить голосовым связкам.
Одним из ключевых осознаний стало то, что дыхание у детей отличается от дыхания взрослых. У детей до 7 лет наблюдается так называемое пуэрильное дыхание, которое требует особого подхода. В отличие от непроизвольного дыхания, певческое контролируется осознанно и сопровождается более глубоким вдохом. Методики обучения детей вокалу стали включать специальные упражнения для развития дыхания, артикуляции и дикции. Основная цель заключалась в том, чтобы научить детей брать правильное дыхание перед началом пения или между музыкальными фразами, избегая подъема плеч, и удерживать его до завершения фразы. Сегодня формирование певческого дыхания считается одним из наиболее сложных этапов обучения детей вокалу и представляет собой ключевой аспект голосообразования. Современные методы, такие как дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой или системы с использованием биологической обратной связи, специально адаптируются для работы с детским вокалом. Это позволяет перейти от интуитивных подходов к научно обоснованным методикам.
Таким образом, хотя основы вокального дыхания изучались давно, разработка специализированных методик для детей началась с возникновения научных исследований детской физиологии и психологии в конце XIX — начале XX века. Эти разработки сфокусированы на бережном и пошаговом освоении певческих навыков.
История изучения певческого дыхания в детских учреждениях включает в себя как традиционные методы, так и современные подходы. Изучение начинается с основ физиологии дыхания, переходя к техникам диафрагмального дыхания. В рамках муниципального образования эту тему часто интегрируют через программы дополнительного образования, внеурочную занятость, вокальные студии и районное методическое обьединение для учителей музыки.
Практические занятия по вокалу, где акцент делается на диафрагмальное (брюшное) дыхание. Это ключевой момент для контроля над потоком воздуха и формирования устойчивого голоса.
Пение является самым доступным и демократичным видом музыкально-исполнительской деятельности, который играет важнейшую роль в развитии музыкальных и личностных качеств ребёнка. Оно помогает ребенку погрузиться в основы музыкального искусства, способствует развитию музыкальных способностей и удовлетворяет его творческие потребности. Однако для реализации полного потенциала певческой деятельности важно сформировать правильные вокальные навыки, среди которых ключевое место занимает певческое дыхание. Этот комплексный навык включает правильные приемы вдоха, выдоха, цепного дыхания и других элементов.
Освоение навыков певческого дыхания не только необходимо для успешного пения, но также имеет общую оздоровительную значимость. У детей младшего школьного возраста формирование этих навыков влияет на развитие певческих способностей и оказывает положительное воздействие на их здоровье. Современные условия, включая увеличение числа хоровых студий и вокальных конкурсов, предъявляют высокие требования к детским голосам. При этом существует проблема недостаточной физиологической зрелости детского голоса, что требует особого подхода педагогов.
Психолого-педагогический портрет младших школьников
У младших хористов есть ряд особенностей, связанных с их возрастом, которые нужно учитывать руководителю.
Эмоциональная нестабильность. Дети в этом возрасте отличаются повышенной эмоциональностью, легко проявляют возбуждение или обиду, но так же быстро успокаиваются. Им сложно контролировать внешние проявления своих чувств.
Потребность во внимании. Им необходимо постоянное внимание, положительные подкрепления, доброжелательное отношение взрослых и ясные правила поведения.
Неустойчивое внимание. Концентрация внимания на одном занятии еще недостаточно развита, поэтому уроки должны быть короткими, разнообразными и включать игровые элементы.
Рост и развитие. В данном возрасте продолжается активное развитие мышечной системы, но костная структура еще не полностью сформирована. Важно избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник и суставы.
Физическая активность. Дети обладают выносливостью и ловкостью, однако требуют дозированных физических нагрузок без излишней интенсивности. Большие амплитудные движения даются им с легкостью.
Голосовые особенности: Тембр их голоса еще неустойчив и может звучать хаотично, особенно в случае произнесения гласных звуков. Следует уделять внимание формированию ровного звучания.
Развитие внимания. Продолжает совершенствоваться объем внимания, способность его сосредоточивать, переключать и распределять на различные задачи.
Низкая концентрация. Рассеянность и невнимательность встречаются достаточно часто, требуя дополнительных усилий для удержания интереса детей.
Восприятие. Процессы восприятия остаются недостаточно дифференцированными, иногда могут возникать путаница или ошибки. Эффективными будут использование наглядных материалов и четкие инструкции.
Теоретические основы формирования певческого дыхания у детей младшего школьного возраста
Голосовой аппарат включает следующие компоненты: голосовые связки, гортань, резонаторы, речевой аппарат и дыхательный аппарат. Последний представлен диафрагмой, межреберными мышцами грудной клетки, легкими, мышцами брюшного пресса и дыхательными путями.
- Диафрагма - мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. При вдохе она уплощается и опускается, помогая легким заполниться воздухом. При выдохе или в состоянии покоя диафрагма принимает форму двуглавого купола.
- Межрёберные мышцы обеспечивают сжатие или расширение грудной клетки в зависимости от типа сокращения.
- Мышцы брюшного пресса воздействуют на диафрагму при вдохе.
- Лёгкие выполняют функцию резервуаров для воздуха.
- Дыхательные пути (трахея и бронхи) обеспечивают проведение воздуха к лёгким.
Существуют следующие виды дыхания:
1. Ключичное (верхнереберное). Характерно для детей из-за активного участия плечевого пояса, однако оно не рекомендуется для вокалистов, так как ограничивает объем вдоха и выдоха.
2. Грудное дыхание задействует мышцы грудной клетки, однако роль диафрагмы сведена к минимуму. Наиболее активно движутся стенки грудной клетки, особенно её верхний и средний отделы.
3. Брюшное (диафрагмальное) дыхание основывается на сокращении диафрагмы. Одновременно активно работают мышцы брюшной полости, в то время как стенки грудной клетки остаются неподвижными.
4. Смешанное (нижнерёберно-диафрагмальное) дыхание считается наиболее оптимальным для вокала. При вдохе происходит расширение и подъём нижних рёбер, при этом активно включаются мышцы брюшной полости и диафрагма.
5. Цепное дыхание представляет собой особый способ хорового дыхания, при котором участники не делают вдох одновременно, а сменяют друг друга поочередно, создавая эффект "цепочки" и обеспечивая непрерывность звучания. Этот метод позволяет хору исполнять протяженные музыкальные фразы слитно и без пауз. Освоение техники цепного дыхания требует следования определенным правилам:
- Дыхание должно быть быстрым и почти незаметным.
- Лучше всего брать вдох во время исполнения длинных нот, избегая стыков между музыкальными фразами.
- Вливаться в общий звук необходимо плавно, с мягкой атакой, без резких акцентов.
- Хористам важно избегать одновременного вдоха с соседними певцами.
Основная сложность цепного дыхания заключается в том, что этот навык является коллективным. Его освоение требует высокой степени согласованности и развитого чувства ансамбля.
Особое внимание уделяется осознанному управлению фазой вдоха. Он должен быть глубоким, ощущаться как лёгкий полузевок, но при этом оставаться бесшумным. Чрезмерный объём набранного воздуха может затруднить процесс звукообразования.
С первых уроков педагог должен акцентировать внимание на том, чтобы дыхание ученика не было перегружено во время пения. Это влияет на общее состояние организма, силу звучания, работу гортани и артикуляционного аппарата. Если дыхание ребёнка не сформировано должным образом, педагог должен объяснить метод его управления.
Организация выдоха является ключевой частью певческого дыхания. После умеренного вдоха следует короткая задержка дыхания. Именно на этой задержке происходит звуковая атака. Таким образом, пение с недостаточной дыхательной поддержкой недопустимо, как и частый перерасход дыхания. Атака в пении обозначает начало звукообразования. В вокальной практике различают три основных типа атаки звука:
1. Твёрдая атака. Этот тип характеризуется плотным смыканием голосовых связок до момента возникновения звука, с быстрым размыканием под влиянием увеличенного подсвязочного давления. При такой атаке звук отличается четкостью по высоте, яркостью и энергичностью, однако при излишнем акцентировании может становиться жестким.
2. Придыхательная атака. В данном случае голосовые связки смыкаются на уже движущемся потоке воздуха, что создаёт ощущение придыхания. Звучание достигает точной высоты не сразу, образуя так называемые «подъезды к ноте». Этот тип атаки может приводить к утечке воздуха и увеличенному его расходу через неплотно сомкнутую голосовую щель. В результате теряются чистота тембра, яркость, энергия и опора звука.
3. Мягкая атака. Это наиболее предпочтительный вариант атаки, использующийся певцами. Здесь голосовые связки смыкаются одновременно с началом потока воздуха, что позволяет добиться чистой интонации и улучшения работы связок. Такой способ обеспечивает естественное звучание и расширяет возможности голоса.
Ученику предстоит решать задачи последовательно и в рамках определенной системы. Не стоит рассчитывать на мгновенные результаты. Важно, чтобы он понял и освоил каждый элемент правильного певческого дыхания: вдох, задержку дыхания с сохранением его состояния, а также равномерный выдох. Лишь запомнив связанные с этим процессом ощущения, он сможет успешно выполнять дыхательные упражнения. Дышать рекомендуется через нос, так как это более естественно и гигиенично. Такой способ предотвращает переизбыток воздуха, способствует нормальной работе нервной системы, а также активизирует мозговые центры, регулирующие функционирование голосового аппарата.
Методы и подходы к развитию навыков певческого дыхания
Каждый метод, направленный на развитие певческого дыхания, помогает решать задачи, связанные с формированием правильной техники. Основной фундамент методов и приемов был заимствован из трудов таких авторов, как Г. Струве, Б. Асафьев, А. Стрельникова, К. Тарасова.
Для формирования навыка правильного певческого дыхания успешно используются следующие методы:
1. Объяснительно-иллюстративные (наглядный, словесный).
2. Репродуктивные (метод показа).
3. Практические (практические упражнения).
С первых занятий вокалом детям необходимо прививать правильную технику дыхания. Для этого объяснение проводится в игровой форме, например, предлагается долго дуть на свечу или «надувать живот». Такой подход способствует укреплению голосовых связок, развитию слуха и благополучно отражается на общем состоянии здоровья ребенка.
Детские упражнения на дыхание должны быть одинаковыми. Первой задачей преподавателя является устранение признаков неправильного дыхания, например, таких как поднятие плеч при вдохе. Хорошо зарекомендовали себя метод показа и игровые формы подачи материала, так как они позволяют детям быстрее освоить правильные навыки.
На начальных уроках педагог обязан обучить детей основам певческой установки: держать голову прямо, избегая наклонов вперед или назад; сидеть на крае стула с опорой на ноги; удерживать корпус ровным для оптимальной работы мышц живота во время пения.
Одной из вспомогательных практик для формирования правильного дыхания является роль дирижера. Его жесты не только привлекают внимание детей, но и помогают организовать процесс дыхания в ходе исполнения.
Достижению положительных результатов в развитии певческого дыхания способствует применение разнообразных методических подходов.
Ознакомительный этап обучения представляет собой первую фазу знакомства детей с нижнереберно-диафрагмальным дыханием как основой певческой техники. Здесь применяется объяснительно-иллюстративный метод, который позволяет ученикам осмысленно воспринимать новую информацию и закреплять её в памяти. Этот подход включает словесное объяснение в совокупности с демонстрацией качественного вокального исполнения и принципов работы голосового аппарата на примере самого педагога.
На втором, формирующем этапе обучения применяются репродуктивный метод (повторение) и практический метод (упражнения). Эти подходы помогают детям освоить разнообразные способы выполнения упражнений и дыхательной гимнастики. Упражнения на дыхание проводятся в определенной последовательности и регулярно включаются в музыкальные занятия. Преподавателю важно следить, чтобы дети не поднимали плечи при вдохе, держали руки опущенными и расслабленными, а также дышали нижнереберным типом дыхания. Для наглядности детям предлагается простой пример: "Представь себе гармониста, который расширяет гармошку снизу".
При регулярных занятиях у детей формируются устойчивые навыки правильного певческого дыхания. Однако, поскольку у младших школьников чаще проявляется грудной или ключичный тип дыхания, обучение правильному дыханию требует определенных усилий. Освоению правильного типа дыхания способствуют игровые упражнения:
– "Я играю на гармошке" – имитация раздвижения мехов гармони снизу.
– "Села пчелка на цветок" – набрать воздух в "животик-гармошку", а затем медленно дуть, словно сдувая пчелку или бабочку с цветка.
– "Загаси огонь" – сдувать пламя свечи или колебать лист бумаги потоком воздуха, соблюдая правильный вдох.
– "Шарики" – упражнение с акцентом на вдохе и выдохе, сопровождаемое расслаблением мышц (можно выполнять под музыку с переходом от крещендо при вдохе к диминуэндо при выдохе).
Эффективным дополнением служит дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, которая включает активный вдох носом и естественный, пассивный выдох. Основные упражнения:
– "Ушки" – наклоны головы к плечам с активным вдохом носом без подъема плеч.
– "Сова" – повороты головы в стороны с активным вдохом.
– "Кошки-мышки" – легкие наклоны с поворотами туловища, имитируя движения кошки лапами.
– "Самоварчик" – наклоны вправо-влево с активным вдохом при каждом наклоне.
– "Обнимашки" – энергичные движения руками, имитирующие объятия, с одновременным вдохом носом.
– "Ягодка" – сильный наклон вперед при вдохе с касанием пола руками, затем возврат в исходное положение с фразой "О-о-о, какая ягодка!"
Хорошие результаты дает проговаривание согласных (например, С, К, П, Т, Х и других) с варьированием громкости и темпа, а также работа со скороговорками, которые вызывают у детей позитивные эмоции и усиливают мотивацию. Также важно тренировать чередование носового и ротового вдоха и выдоха через различные упражнения: вдох через рот, выдох через нос; чередование двойных вдохов/выдохов через разные пути. Это развивает ритм речевого дыхания при произношении звуков и слов.
На завершающем этапе обучения навыки правильного певческого дыхания закрепляются в процессе исполнения произведений. Репертуар подбирается таким образом, чтобы постепенно усложнять задачи: от простых песен к более сложным, требующим продуманного распределения дыхания.
Заключение
В результате можно сделать следующие выводы. Дыхание - это один из самых основных факторов голосообразования, а также энергетический источник голоса, от которого зависят сила, длительность звука и его тембровые краски. Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, межреберных мышц грудной клетки, легких, мышц брюшного пресса, дыхательных путей. Наилучшим типом дыхания в вокале является смешанное (нижнереберно-диафрагмальное) дыхание. К навыкам певческого дыхания относятся навыки вдоха, выдоха, смены дыхания, цепного дыхания.
Основными вокальными навыками, формирующимися в пении детей младшего школьного возраста, являются дыхание, артикуляция, звукообразование и резонирование. Для формирования правильного певческого дыхания у детей следует учитывать физиологические особенности развития слуха и голоса детей, а так же учитывать особенности детской физиологии при отборе певческого репертуара. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал правильным, нижне-реберным типом дыхания.
Список использованной литературы
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 675 с.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999.
Пискунов А. И. Методы педагогических исследований. М., 1979.
Севастьянов А. И. 300 упражнений для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. М. : Владос, 2005. 158 с.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: «Владос», 2002.
Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: «Музыка», 1988.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
